- Cайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"(http://suhin.narod.ru)

Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность. Поэтому так важно начинать учить малышей игре в шахматы в самом раннем возрасте. 

 

- Раздел "Шахматы" (http://www.danilova.ru) - Зачем детей 2–5 лет учить игре в шахматы?, Почему игра в шахматы очень полезна для ребенка.

 

- "Математические игры, пасьянсы и фокусы. Занимательная математика для всей семьи" Быльцов С. Ф. - СПб: Питер, 2010 г. - 160 с.

Оглавление, Отрывок

В книге собраны самые интересные и увлекательные логические игры, пасьянсы и фокусы. - Математические игры - Игры с шахматной доской - Занимательные шашки - Необычные шахматные задачи - Домино - Уголки - Крестики-нолики - Домино-пасьянсы - Солитер-пасьянсы - Математические фокусы Решение этих занимательных задач доставит море удовольствия и радости! А кроме того, послужит отличным тренажером для развития интеллекта, тренировки памяти и активизации творческих способностей. Все представленные в книге математические игры доступны для решения, даже если школьный курс математики изрядно подзабыт. Кроме того, в конце книги представлены готовые ответы, часто с развернутыми решениями. Но не спешите скорее заглянуть в ответ — не лишайте себя удовольствия от процесса, наслаждения от озарения и радости от достижения цели! Внимание, родители юных дарований! Логические игры органично дополнены множеством интересных задач олимпиадного и конкурсного типа. Они помогут вашим детям с легкостью справляться с олимпиадными заданиями!

Оглавление

ЧАСТЬ I. ШАХМАТЫ И ШАШКИ.........................5

Глава 1. Шахматная доска.............................6

Глава 2. Шашки..................................10

Глава 3. Шахматные расстановки........................13

Глава 4. Шахматная комбинаторика......................17

Глава 5. Шахматные маршруты.........................22

Глава 6. Необычные шахматные задачи....................26

Глава 7. Необычные шахматные фигуры....................28

Глава 8. Необычные шахматные доски.....................30

ЧАСТЬ II. ИГРЫ.....................................35

Глава 1. Переправы................................36

Глава 2. Маневрирование.............................38

Глава 3. Монеты..................................40

Глава 4. Криптограммы..............................45

Глава 5. Лабиринты................................50

Глава 6. Домино..................................52

Глава 7. Уголки (хальма и реверси).......................54

Глава 8. Крестики-нолики (го-моку и рэндзю).................57

Глава 9. Матчи (ним, цзяньшицзы и кегли)..................62

Глава 10. Разные математические игры....................67

ЧАСТЬ III. ПАСЬЯНСЫ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ.........71

Глава 1. Домино-пасьянсы............................72

Глава 2. Солитер-пасьянсы............................77

Глава 3. Разные пасьянсы.............................81

Глава 4. Математические фокусы........................88

ОТВЕТЫ........................................95

 

- "Шахматы для детей. Стратегия и тактика игры" Бардвик Т. - СПб: Питер, 2012 г. - 192 с.

Оглавление, Отрывок

Эту книгу о шахматах специально для детей написал гроссмейстер Тодд Бардвик, руководитель американской Академии шахмат. Он знакомит ребят основными стратегиями игры, а также сильными комбинациями, без которых не обойтись будущему чемпиону. В каждой главе «шахматные детективы» предложат ребятам интересные шахматные задачи разной степени сложности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Посвящение . .  6

Введение .  . .6

Глава 1. Общие понятия .  . . 10

Урок 1 . Расположение фигур . .10

Урок 2 . Будьте внимательны . .. 26

Урок 3 . Размен и подсчет . . . . 37

Глава 2. Типы преимуществ . . .49

Урок 4 . Безопасность короля . . .49

Урок 5 . Материал . . . . . . . . 61

Урок 6 . Активность фигур . . 72

Урок 7 . Пешечная структура . .83

Глава 3. Базовые стратегии. . . . 96

Урок 8 . Дебютные стратегии .. 96

Урок 9 . Стратегии миттельшпиля .  110

Урок 10 . Стратегии эндшпиля . . . . 122

Приложение A. Типичные ошибки при игре в шахматы . .138

Приложение B. Как мыслить . .. 144

Приложение C. Решение задач . .  150

Глоссарий . . . . 188

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ

Неопытный игрок обычно думает только о собственных планах

и упускает из виду то, что планирует противник.

Бент Ларсен

На протяжении всей партии шахматист должен сохранять внимательность, тщательно прорабатывать возможные варианты ходов, зондировать сильные и слабые стороны в позициях соперника и себя самого.

Тогда как любители часто допускают грубые ошибки, в партиях профессиональных шахматистов решающими оказываются небольшие просчеты, из которых противник извлекает выгоду.

Скрупулезно выявляйте сильные и слабые стороны и свои и противника — это послужит основой для построения правильной стратегии и принятия важных тактических решений.

Лучший момент для обнаружения подсказок наступает во время хода вашего соперника . Подробнее об этом рассказывается в разделе «Как мыслить» приложения B . Разумеется, сохранять бдительность нужно и во время собственного хода, важные открытия совершаются и тогда.

Необходимо понимать, что с каждым ходом атакуются новые поля и освобождаются другие — в любом ходе есть свои плюсы и минусы.

Если вы не наблюдаете за тем, что происходит на доске, и не понимаете позицию целиком, как вы сможете выбрать лучший ход? Иначе говоря, сначала ищите идеи, а затем уже конкретные детали.

Всегда следует допускать, что противник сделает лучший ход . Можно надеяться на ошибку, но не играть в расчете на нее . План (или ход), в котором делается ставка на то, что противник ошибется, обречен на провал.

После каждого хода противника следует спросить себя: «В чем заключаются угрозы?» Вы должны потратить равное время на вычисление угроз, которые встают и перед вами, и перед вашим противником . Любители в своем большинстве уделяют основное внимание собственным угрозам и идеям . Мастер не может себе этого позволить.

Пристально следите за тактическими угрозами . Учитесь наблюдать, как расположены фигуры каждого игрока относительно друг друга . Например, если король и ферзь находятся на одной диагонали, ищите слона, который сможет связать или произвести двойное сквозное нападение . Нет ли угрозы коневой вилки? Как насчет пешечной вилки? Возможен ли мат на последней горизонтали?

Если король хорошо защищен, не следует тратить много времени на поиск путей нападения на него. Однако когда вы замечаете, что его позиция раскрыта, значит, пора определять возможности атаки и мата.

В шахматах, как и в жизни, нужно обрести мечту, а затем искать пути ее осуществления . Мастер постоянно зондирует позицию, чтобы узнать, осуществимы ли его планы.

Все эти советы кажутся простыми и очевидными, но на практике может оказаться, что следовать им несколько сложнее.

 

- "Мои первые шахматы" Художник: Гейс Патриция Переводчик: Семенова Е. Редактор: Власова Е. - СПб: Питер, 2012г. - 20 с. 

Ты хочешь научиться играть в шахматы? Это не просто увлекательная игра, но и «витамин» для мозга, который помогает ему работать лучше и быстрее. /в овале/ В комплекте: 6 магнитных фигур 6 намагниченных страниц для отработки ходов каждой фигуры Шахматная доска и полный набор шахматных фигур. /под рисунком/ Эта книга даст ребенку первое представление о шахматах, необходимое, чтобы начать играть. Он познакомится с основными правилами игры, научится правильно расставлять и передвигать фигуры по шахматной доске, а магнитные шахматные фигуры помогут ему в этом.

 

(Источник: www.labirint.ru

 

- "Приключения Пешки" Е.Ильин - Изд. "Детская литература", 1978 год, илл. Г.Валька

 

 

 

 

 

 

 

 

(Источник: http://shaltay0boltay.livejournal.com)

 

- "С шахматами через века и страны" Ежи Гижицкий - Польша, 1970 г. - 378 с.

"...Ежи Гижицкий выводит на трибуну представителей литературы, кино, живописи, давая возможность каждому со своих позиций рассказать о шахматах и шахматистах. Интересные факты чередуются у него с шутками и анекдотами, исторические события - с преданиями. На первый взгляд книга кажется не очень глубокой, кое в чем даже легкомысленной, не поручусь, что в ней нет фактических неточностей, но зато она интересна не только для знатока шахмат, но и для любителя; книга легко читается, с ней не хочется расстаться. А это - высшая похвала для любой книги... И поскольку все это согрето глубокой любовью к шахматам, насыщено теплым, истинно польским юмором, - читатель не осудит книгу за некоторые недостатки и особенно оценит ее достоинства..." ДАВИД БРОНШТЕЙН Книга большого формата подарочного типа с множеством цветных иллюстраций, фотографий и рисунков.

 

 

Международный день шахмат отмечается 20 июля - в день основания в 1924 году Международной шахматной федерации (FIDE, Federation Internationale des Echecs). Многие страны оспаривают честь именоваться местом, где были изобретены шахматы. Существует легенда, которая приписывает создание шахмат некоему индийскому брамину.

За свое изобретение брамин попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зерен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую ‑ два зерна, на третью ‑ четыре зерна и т.д. Оказалось, что такого количества зерна (два в шестьдесят четвертой степени) достаточно, чтобы заполнить хранилище объемом 180 куб. км. Так было изобретено математическое действие возведения в степень, а Индия стала считаться прародиной шахмат, которые там назывались чатуранга.

Шествуя по миру – от индийцев к арабам, от арабов к персам и европейцам, – игра постепенно приобретала свой современный вид. Русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков: "шах мат" означает "правитель повержен".

РИА Новости

(Источник: http://ria.ru)

 

- Ефим Чеповецкий "Приключения шахматного солдата Пешкина" (1997) (http://g-ogorodnikov.livejournal.com)

 

Наши книги про шахматы (http://aleksandra-t.livejournal.com)

 

- Развитие образного и логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 09

Статья посвящена обоснованию методических возможностей шахматной игры в интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста. Рассмотрены основные задачи и принципы обучения шахматам в начальной школе, определены место и роль шахмат в системе учебных дисциплин. Рассмотрены межпредметные связи шахмат в курсе начального обучения.

 

- журнал "Спорт в школе" (http://spo.1september.ru)

 

- cайт «Я иду на урок физкультуры» (http://spo.1september.ru/urok/) 

Тема: Шашки, Шахматы

Э Егоров. "Шахматы в школе? Шахматы - школе!" (N8/1999)

 

Физкультура и спорт для самых маленьких. Физкультурные занятия с детьми. Подвижные игры.(подборка книг)

 

Физическая культура для детей дошкольного возраста (учебные пособия)