Формирование и развитие связной речи у дошкольника

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4—6 лет” Т. А. Ткаченко – Издательство “ЮВЕНТА” г. Москва 2007 г.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ.

Перед вами пособие, включающее систему упражнений для обучения детей 4—6 лет навыкам рассказывания. В основу этой системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников.

Одним из таких средств является наглядность, при помощи которой или по поводу которой происходит речевой акт. Важность наглядной опоры в ходе формирования речи отмечали педагоги С. Л. Рубинштейн, Л. В. Эльконин, А. М. Леушина и др.

В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование плана высказывания, значимость которого неоднократно подчеркивалась педагогами В. К. Воробьевой, В. П. Глуховым и известным психологом Л. С. Выготским, говорившим о важности предварительной программы высказывания, т. е. его плана. Учитывая сказанное, на начальном этапе обучения рассказыванию детей целесообразно ограничиться теми видами упражнений, где имеются оба названных вспомогательных фактора.

Весь учебный процесс можно разделить на несколько этапов:

1 этап. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов, с которыми производятся действия, непосредственно наблюдаемые дошкольниками. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства дает образец рассказа педагога.

2 этап. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

3 этап. Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Непосредственные действия с предметами и объектами, присутствующие на предыдущих этапах, заменяются действиями с предметными картинками на доске. Последовательность картинок, прикрепляемых к доске с помощью магнита , служит одновременно планом высказывания.

4 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Наглядность представлена предметами, объектами и действиями, изображенными на сюжетных картинках. Последовательность картинок служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа дает детям необходимые речевые средства.

5 этап. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа.

6 этап. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

Наглядность уменьшена за счет отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный результат действий. В моделировании плана своего рассказа ребенку помогают образец педагога и его вопросный план.

7 этап. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Отсутствие образца дополнительно усложняет задачу при составлении связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки, а возможно, начинается работа над обучением творческому рассказыванию.

Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, можно сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владеют развернутыми смысловыми высказываниями, подменяя их перечислением предметов, действий либо набором непоследовательных фраз.

Чтобы повысить мотивацию, дополнительно заинтересовать ребенка занятиями, используйте для записи рассказов магнитофон, видеомагнитофон, специальный, красиво оформленный альбом. Таким образом вы добьетесь от малыша большей активности и старательности, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребенком их сильные и слабые стороны.

Занимаясь, не забудьте, что динамика учебного процесса во многом зависит от вашего настроения и состояния. Наилучшими помощниками в занятиях окажутся ваши заинтересованность, настойчивость, доброжелательность, терпимость и чувство юмора. Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой при любой, даже маленькой удаче.