Вердербер Р., Вердербер К. - Психология общения

"Психология общения." Вердербер Р., Вердербер К. — СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с. (Серия «Главный учебник»)

(на books.google.ru)

Книга Рудольфа и Кэтлин Вердербер - идеально сбалансированное теоретико-практическое пособие по психологии общения, которое выдержало на Западе десять изданий! Это лучшее на сегодняшний день введение в основы процессов человеческой коммуникации. Оно включает в себя базовые сведения по социальной психологии, по психологии межличностного общения и малых групп, влияния речевых коммуникаций на социальные процессы.

Знания, умения и навыки, которые вы получите и освоите с помощью данной книги, помогут вам быть компетентным, успешным и эффективным коммуникатором в любой области общественной практики.

 

Содержание

Предисловие ......................................... 12

Преимущества этой книги .................................. 12

Новое в этом издании ........................................... 12

Новые приложения и рубрики .......................... 13

Переработанные рубрики.................................... 13

Выражение благодарности ................................. 13

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ ............................. 14

ГЛАВА 1. ПЕРСПЕКТИВА КОММУНИКАЦИИ ............................. 15

Процесс коммуникации ......................... 16

Участники ................................................................... 16

Контекст ...................................................................... 16

Физический контекст ........................................... 16

Социальный контекст .......................................... 16

Исторический контекст ....................................... 16

Психологический контекст ................................. 17

Культурный контекст ........................................... 17

Сообщения ................................................................. 17

Значение ................................................................... 17

Символы ................................................................... 17

Кодирование и декодирование .......................... 18

Форма или организация ...................................... 18

Каналы ......................................................................... 18

Шум .............................................................................. 18

Обратная связь ......................................................... 18

Модель процесса ...................................................... 18

Коммуникация в нашей жизни ............... 19

Функции коммуникации....................................... 20

Условия коммуникации ......................................... 20

Ситуация межличностного общения .............. 21

Ситуация группового принятия решений ..................................................................... 21

Ситуация публичного выступления ................ 21

Ситуация общения через электронные средства ............................... 21

Принципы коммуникации ...................... 22

Коммуникация имеет цель ................................... 22

Коммуникация непрерывна ................................. 22

Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования ...... 23

Коммуникация относительна .............................. 23

Культурные границы коммуникации ................ 24

Коммуникация имеет этический аспект .......... 25

Коммуникации можно научиться ...................... 26

Развитие коммуникационной компетенции ......................................... 26

Запишем формулировку цели ............................. 26

Резюме ................................................. 28

ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ И ДРУГИХ ........................................... 30

Процесс восприятия .............................. 31

Внимание и отбор .................................................... 31

Потребности ............................................................ 31

Интерес ..................................................................... 31

Ожидания ................................................................. 31

Организация стимулов ........................................ 31

Простота ................................................................... 31

Паттерны .................................................................. 31

Интерпретация побуждений ................................ 32

Восприятие себя: я концепция и самооценка ........................................... 32

Формирование и поддержание яконцепции .............................................. 32

Восприятие себя ..................................................... 32

Реакции других людей ......................................... 32

Развитие и поддержание самооценки .................. 33

Правильность яконцепции и самооценки ......... 33

Самоисполняющиеся пророчества .................. 34

Фильтрация сообщений ....................................... 34

Изменение яконцепции и самооценки .......... 34

Представление себя ................................................. 35

Я-концепция, самооценка и коммуникация ... 35

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений .................................... 35

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими ...................... 36

Культурные и гендерные различия .................... 36

Восприятие других ................................ 36

Физические характеристики и социальное поведение ............................................ 36

Стереотипы ................................................................ 37

Эмоциональные состояния ................................... 40

Совершенствование социального восприятия ....................................... 40

Резюме ......................................................................... 42

ГЛАВА 3. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ............................. 44

Природа языка ...................................... 45

Использование языка ............................................. 45

Язык и значение ....................................................... 45

Денотация ................................................................. 46

Коннотация .............................................................. 47

Значение изменяется в зависимости от подгруппы языкового сообщества ....... 47

Говорите яснее ...................................... 48

Специфичность, конкретность и точность в использовании языка .................... 48

Развитие способности говорить более ясно................................................. 49

Создание словаря ................................................... 49

Мозговой штурм..................................................... 50

Датировка информации ......................................... 51

Индексация обобщений ......................................... 51

Культурные различия в вербальной коммуникации ................................ 52

Гендерные различия в вербальной коммуникации ................................ 52

Говорите уместно .................................. 53

Официальный язык ................................................ 53

Жаргон и сленг ......................................................... 54

Ругательства и вульгарные выражения............ 54

Чувствительность .................................................... 55

Родовой язык ........................................................... 55

Непараллельный язык ......................................... 55

Причины и следствия нечувствительности в языке ................................ 56

Резюме ................................................. 57

ГЛАВА 4. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ............................. 58

Сущность невербальной коммуникации .. 59

Движения ............................................. 59

Зрительный контакт ............................................... 59

Выражение лица ....................................................... 60

Жесты .......................................................................... 60

Поза .............................................................................. 60

Как используются движения ............................... 60

Культурные различия ............................................. 61

Зрительный контакт ............................................. 61

Жесты, движения и выражения лица .............. 61

Гендерные различия ................................................ 62

Зрительный контакт ............................................. 62

Выражения лица и жесты .................................... 62

Параязык ............................................. 62

Голосовые характеристики ................................... 62

Вокальные помехи ................................................... 63

Самопрезентация .................................. 63

Одежда и внешний вид .......................................... 64

Самообладание ......................................................... 64

Прикосновения ......................................................... 64

Время ........................................................................... 65

Культурные различия в самопрезентации ........ 65

Прикосновения ....................................................... 66

Время ......................................................................... 66

Коммуникация через организацию окружающей среды ............... 66

Пространство............................................................. 66

Организация постоянных структур ................. 66

Организация предметов в пространстве ........ 66

Организация неформального пространства ............................ 67

Температура, освещение и цвет ........................... 69

Культурные различия в организации окружающей среды............................ 69

Самоанализ. Формирование коммуникативной базы. Главы 2 – 4 ....................... 70

Резюме ................................................. 70

ЧАСТЬ 2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ............................. 71

ГЛАВА 5. ВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ .............. 72

Характеристики беседы ......................... 73

Типы и структуры беседы....................... 73

Структура непринужденных бесед .................... 73

Структура делового обсуждения проблем ............................................... 74

Правила беседы .................................... 75

Характеристики правил ......................................... 75

Формулирование правил ...................................... 75

Эффективные беседы подчиняются принципу сотрудничества ...................... 76

Навыки эффективного разговора один на один .......................... 77

Сообщайте качественную информацию .......... 77

В качестве инициатора разговора задавайте значимые вопросы ............................... 77

Отвечая, обеспечьте собеседника открытой информацией ......................................... 77

Указывайте источники ........................................... 79

Поддерживайте баланс между произнесением речей и слушанием ........................ 79

Практикуйте вежливость ...................................... 80

Навыки эффективного общения через средства электронной коммуникации............. 81

Общение через электронную почту ................... 81

Разговоры через сетевые конференции и в Интернет-чатах ............... 83

Культурные различия в эффективном разговоре ...................... 84

Резюме ................................................. 85

Беседа и анализ ..................................... 86

ГЛАВА 6. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ............ 88

Сосредоточение .................................... 89

Понимание............................................ 90

Эмпатия....................................................................... 90

Задавание вопросов................................................. 92

Парафраз ..................................................................... 93

Запоминание: хранение информации ...... 93

Повторение информации ...................................... 93

Мнемонические приемы ........................................ 95

Использование заметок ......................................... 95

Критический анализ .............................. 95

Использование эмпатии для утешения .... 98

Поддержка .................................................................. 98

Поддержка позитивных эмоций ....................... 98

Поддержка (утешение) при негативных эмоциях ................................... 100

Интерпретация ....................................................... 101

Беседа и анализ ................................... 103

Резюме ............................................... 105

ГЛАВА 7. САМОРАСКРЫТИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ............................ 106

Самораскрытие ................................... 107

Руководящие принципы самораскрытия .......................................... 107

Культурные и гендерные различия .................. 108

Раскрытие чувств ................................ 109

Сдерживание или маскировка чувств ............. 109

Проявление чувств ................................................ 109

Описание чувств .................................................... 109

Персонализация чувств и мнений ......... 114

Предоставление персональной обратной связи.................................... 114

Похвала ..................................................................... 116

Конструктивная критика .................................... 116

Ассертивность..................................... 117

Другие способы выражения потребностей и прав .............................................. 117

Пассивное поведение .......................................... 117

Агрессивное поведение ...................................... 118

Ассертивное поведение ...................................... 118

Различия между пассивной, агрессивной и ассертивной реакциями .......... 118

На работе ................................................................ 119

С друзьями ............................................................. 119

Культурные различия ........................................... 120

Беседа и анализ ................................... 120

Резюме ............................................... 124

ГЛАВА 8. КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ .................... 126

Типы отношений ................................. 127

Знакомые .................................................................. 127

Друзья ........................................................................ 127

Что нас привлекает в друзьях .......................... 127

Чего мы ожидаем от своих друзей .................. 127

Близкие люди .......................................................... 127

Общение на разных стадиях взаимоотношений ................................ 128

Начало, или Установление взаимоотношений .................................................. 128

Вступление в разговор ....................................... 128

Продолжение разговора..................................... 128

Установление дружеских отношений .............. 129

Исследование соотношения между самораскрытием и обратной связью ........... 129

Стабилизация отношений................................... 131

Описательный тип разговора ........................... 131

Откровенный разговор....................................... 131

Разговор в форме предположения ................. 131

Разговор с другими людьми с позиции равенства .......................... 131

Разрыв отношений ................................................ 132

Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений ............ 132

Электронные знакомства .................................... 132

От электронной переписки к личным встречам ......................................... 134

Оборотная сторона взаимоотношений по электронной почте .......................134

Злоупотребление анонимностью .................... 134

Обман ....................................................................... 134

Зависимость ........................................................... 134

Теория взаимоотношений..................... 135

Теория межличностных потребностей ........... 135

Теория обмена ......................................................... 135

Конфликт ........................................... 136

Как справиться с конфликтной ситуацией.................................... 136

Уход от конфликта .............................................. 137

Приспособление ................................................... 137

Принуждение ........................................................ 138

Компромисс ........................................................... 138

Сотрудничество .................................................... 138

Навыки коммуникации для разрешения конфликтов через сотрудничество ..... 140

Как нужно начинать конфликт ......................... 140

Как эффективно реагировать на конфликт .. 142

Обучение на собственных неудачах при разрешении конфликтов ...................... 143

Беседа и анализ ................................... 144

Резюме ............................................... 146

ГЛАВА 9. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ .... 148

Обязанности претендента на рабочее место ................................. 149

Подготовка к собеседованию ............................. 149

Напишите сопроводительное письмо ........... 149

Составьте резюме ................................................. 149

Электронные сопроводительные письма и резюме ..................................... 150

Собеседование ........................................................ 150

Навыки межличностного общения при проведении собеседования ............ 154

Форма проведения собеседования ................... 154

Проведение собеседования ................................. 154

Вступительная часть ........................................... 155

Вопросы в основной части собеседования .......................................... 155

Резюме ............................................... 156

Самоанализ. Межличностная коммуникация. Главы 5—9 .......................... 157

ЧАСТЬ 3. ГРУППОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ........................... 158

ГЛАВА 10. КОММУНИКАЦИЯ В ГРУППЕ.......................................... 159

Характеристики эффективной рабочей группы ................................... 160

Четко определенные цели ................................... 160

Оптимальный состав группы ............................. 161

Сплоченность .......................................................... 162

Нормы ........................................................................ 163

Физические условия ............................................. 163

Стадии развития группы ...................... 165

Формирование ........................................................ 165

«Шторм» ................................................................... 165

Выработка норм...................................................... 166

Выполнение задачи ............................................... 166

Закрытие ................................................................... 166

Решение проблем в группах ................. 167

Постановка проблемы .......................................... 167

Анализ проблемы ................................................... 168

Определение критериев правильного решения ............................. 169

Поиск возможных решений ............................... 169

Оценка решений ..................................................... 170

Принятие решения ................................................ 170

Силы, препятствующие эффективному принятию решений ......... 173

Резюме ............................................... 174

ГЛАВА 11. РОЛИ И ЛИДЕРСТВО В ГРУППАХ ....................................... 175

Групповые роли ................................... 176

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи .............................. 176

Поддерживающие роли ....................................... 176

Процедурные роли ................................................ 177

Эгоцентрические роли ......................................... 178

Нормальное распределение ролей ................... 178

Ответственность участников на групповых собраниях ................ 179

Подготовка ............................................................... 179

Участие ...................................................................... 180

Окончание ................................................................ 180

Лидерство........................................... 180

Функции лидерства .............................................. 181

Типы лидеров .......................................................... 181

Как члены группы устанавливают и поддерживают неформальное лидерство ...... 181

Гендерные различия в лидерстве ...................... 183

Ведение собраний ............................... 184

Перед собранием .................................................... 184

В течение собрания ............................................... 184

Завершение собрания ........................................... 186

Оценка эффективности групп ............... 187

Решение..................................................................... 187

Личное участие и модели поведения .............. 187

Лидерство ................................................................. 189

Резюме ............................................... 189

Самоанализ. Групповая коммуникация. Главы 10 и 11................... 189

ЧАСТЬ 4. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ................................ 190

ГЛАВА 12. ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛИ ...... 191

Выбор темы ........................................ 192

Как выбрать предмет выступления ................. 192

Выбор тем с помощью «мозгового штурма» ....................................193

Оценка аудитории ............................... 194

Что нужно знать о слушателях .......................... 194

Возраст .................................................................... 194

Образование .......................................................... 194

Пол ............................................................................ 194

Род занятий ............................................................ 194

Доход ........................................................................ 194

Культурные особенности ................................... 194

Место жительства ................................................ 194

Социальная принадлежность .......................... 194

Способы сбора информации .............................. 194

Использование данных для прогноза реакции слушателей ............... 194

Интерес аудитории .............................................. 195

Понимание ............................................................. 195

Отношение аудитории к вам как к оратору ......................................... 195

Установки аудитории по отношению к вашей теме ............................. 195

Обстановка ......................................... 196

Определение цели речи ........................ 197

Общая цель .............................................................. 197

Конкретная цель ..................................................... 197

Взаимосвязь между предметом, темами, целями и тезисом речи .......... 198

Резюме ............................................... 199

ГЛАВА 13. ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЯ ............................. 201

Где искать: традиционные и электронные источники информации ........ 202

Личные знания, опыт и наблюдения ............... 202

Поиск информации в библиотеках и электронных базах данных ............. 202

Книги ....................................................................... 202

Периодические издания..................................... 203

Энциклопедии....................................................... 204

Статистические источники ............................... 204

Биографические источники ............................. 204

Книги цитат ........................................................... 204

Газеты ....................................................................... 204

Правительственные издания............................ 204

Интернет ................................................................... 205

Советы исследователям ....................................... 205

Беглый просмотр с целью определения ценности источника ............. 206

Интервью .................................................................. 206

Выбор наиболее подходящего человека.............................................. 206

Составление списка вопросов .......................... 206

Как проводить интервью ................................... 207

Обработка интервью ........................................... 207

Опросы ...................................................................... 207

Какую информацию искать .................. 208

Изложение фактов ................................................ 208

Экспертные мнения .............................................. 209

Представление информации с мультикультурной точки зрения ............ 209

Вербальные формы информации ..................... 209

Примеры ................................................................. 209

Статистика ............................................................. 211

Анекдоты ................................................................ 211

Сравнения и противопоставления ................. 212

Цитаты ..................................................................... 212

Запись информации и цитирование традиционных и электронных источников ......... 213

Как записывать информацию ............................ 213

Цитирование источников в речи ...................... 214

Резюме ............................................... 215

ГЛАВА 14. ОРГАНИЗУЕМ МАТЕРИАЛ ....................................... 216

Планирование основной части речи ...... 217

Тезис ........................................................................... 217

Формулирование основных положений ........ 218

Напишите основные положения речи в форме развернутых предложений .....218

Проверьте основные положения ..................... 218

Определение наилучшего порядка изложения ............................................... 220

Отбор и подача иллюстративного материала ........................................... 221

Составьте список иллюстративных материалов ............................................................... 221

Приведите в порядок иллюстративный материал ................................. 221

Планирование переходов в докладе ...... 222

Разработка вступления ........................ 223

Цель вступления .................................................... 223

Привлечь внимание ............................................. 223

Подвести к основному содержанию .............. 223

Внушить доверие к материалу......................... 223

Создать настроение ............................................. 223

Установить доброжелательную атмосферу ..................................... 224

Виды вступления ................................................... 224

Неожиданное заявление .................................... 224

Риторический вопрос ......................................... 224

История ................................................................... 224

Апелляция к личному отношению ................. 224

Цитата ...................................................................... 225

Интригующее начало.......................................... 225

Планирование заключения................... 225

Заключение резюме .............................................. 225

Заключения в форме истории ........................... 226

Заключения в форме призыва к действию ........................................ 226

Заключение — эмоциональное воздействие .......................................226

Список источников .............................. 226

Составление плана .............................. 227

Резюме ............................................... 228

ГЛАВА 15. ВЕРБАЛЬНАЯ И ВИЗУАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ............. 232

Достижение взаимопонимания ............. 233

Использование личных местоимений ............ 233

Задавайте риторические вопросы .................... 233

Делитесь общими переживаниями .................. 233

 

Персонифицируйте информацию .................... 234

Привлечение и поддержание интереса аудитории ............................. 234 Своевременность.................................................... 234

Близость .................................................................... 235 Серьезность.............................................................. 235

Живость .................................................................... 235

Адаптация к уровню понимания аудитории .......................... 235

Как сориентировать слушателей ...................... 235

Как представлять новую информацию.................. 236

Формирование позитивного отношения к вам как к оратору ..........238

Как сделать так, чтобы аудитория считала вас знающим и опытным человеком ... 238

Как сделать так, чтобы аудитория считала вас надежным человеком ...................239

Как создать у аудитории хорошее мнение о себе лично............................. 239

Адаптация к установкам аудитории ........ 239

Проблемы, возникающие, когда оратор и аудитория принадлежат к разным культурам.......240

Адаптация к аудитории визуальными средствами ..................... 240

Наглядные пособия, которые вы можете взять с собой ...................................... 242

Вы сами ................................................................... 242

Предметы ................................................................ 242

Модели .................................................................... 242

Фотографии ........................................................... 242

Фильмы ................................................................... 242

Слайды .................................................................... 242

Наглядные пособия, которые вы можете сделать ...............................242

Рисунки ................................................................... 242

Карты ....................................................................... 243

Схемы ...................................................................... 243

Диаграммы ............................................................. 244

Средства для демонстрации наглядных пособий................................ 244

Раздаточный материал ....................................... 244

Доска и мел ............................................................ 245

Диапозитивы ......................................................... 245

Наглядный материал, демонстрируемый посредством компьютера ........... 245

Изготовление рисунков, диапозитивов и компьютерных графических материалов ... 246

Как сделать выбор ................................................. 247

План адаптации речи ........................... 248

Резюме ............................................... 249

ГЛАВА 16. ПРАКТИКУЕМСЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ РЕЧЕЙ .............. 251

Компоненты репетиции речи ................ 252

Вербальные компоненты ..................................... 252

Невербальные компоненты ................................ 253

Овладение разговорным стилем ........... 255

Энтузиазм................................................................. 255

Экспрессивность речи .......................................... 255

Спонтанность .......................................................... 257

Беглость .................................................................. 257

Зрительный контакт ............................................. 258

Репетиция .......................................... 259

График подготовки и тренировки .................... 259

Использование записей во время выступления .......................................... 259

Использование наглядных пособий ................ 260

Принципы эффективной репетиции ................ 261

Первая тренировка .............................................. 261 Анализ...................................................................... 262

Вторая тренировка .............................................. 262

Достижение спонтанности ................................ 262

Преодоление нервозности.................... 263

Конкретные действия ........................................... 264

Постоянная нервозность ..................................... 266

Критерии оценки речи ......................... 267

Пример речи «Жилище для человека» (Миранда Брэнтон) ............. 268

Конспект речи ......................................................... 268

План адаптации речи к аудитории ................... 269

Речь и анализ ........................................................... 269

Резюме ............................................... 271

ГЛАВА 17. ИНФОРМАТИВНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ................................ 272

Принципы информирования ................. 273

Доверие...................................................................... 273

Интеллектуальная стимуляция ........................ 273

Креативность ........................................................... 274

Альтернативные линии развития темы .............. 275

Различные варианты формулировки одних и тех же тезисов .............. 276

Актуальность ........................................................... 276

Расстановка акцентов ........................................... 277

Используйте наглядные материалы .............. 277

Повторяйте ключевые слова и идеи .............. 277

Направляйте мысли слушателей, используя логические переходы .......277

Используйте юмор для выделения ключевых мыслей ..........................277

Предлагайте аудитории мнемонические приемы для запоминания информации ..... 278

Методы информирования .................... 279

Повествование ........................................................ 279

Описание .................................................................. 279

Характеристики описания ................................ 280

Определения............................................................ 280

Краткие определения ......................................... 281

Примеры и сравнения ........................................ 281

Развернутые определения ................................. 281

Объяснение процессов или демонстрация .................................... 282

Разъяснение ............................................................. 283

Критерии оценки информационной речи ......................... 283

Пример информационной речи на тему «Кем был Шекспир?», прочитанной Хиллари Картер Лиггетт ... 284

Набросок речи ......................................................... 284

План адаптации выступления к конкретной аудитории ...................................... 285

Речь и анализ ........................................................... 285

Резюме ....................................................................... 288

ГЛАВА 18. УБЕДИТЕЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ................................ 290

Принципы убеждающей речи ............... 291

Формулировка конкретной цели...................... 291

Адаптация к установкам слушателей .................. 291

Позитивная установка аудитории .................. 292

Отсутствие определенного мнения ................ 292

Негативная установка аудитории .................. 293

Хорошие доводы и доказательства .................. 294

Как найти хорошие доводы .............................. 295

Как найти доказательства, обосновывающие ваши доводы ................ 295

Как проверить рассуждения ............................. 296

Как избежать ошибок ......................................... 297

Организация доводов в соответствии с установками аудитории ........... 298

Метод изложения рациональных доводов ....................................... 299

Метод решения проблемы ................................ 299

Метод сравнительных достоинств ................. 300

Метод мотивации ................................................. 300

Мотивация ............................................................... 301

Стимулы ................................................................. 301

Возбуждение эмоций средствами языка ...... 302

Как завоевать доверие .......................................... 303

Гендерные и культурные различия .................. 304

Презентация ............................................................ 306

Критерии для оценки убеждающих речей ............................. 306

Образец речи «Опасные грузовики», речь Шарон С. Франкел ...... 307

Конспект речи ......................................................... 307

План речи ................................................................. 307

Речь и анализ ........................................................... 308

Самоанализ. Выступление на публике. Главы 12 – 18 ............... 310

Резюме ............................................... 311

Глоссарий ........................................... 312

Литература ......................................... 317