"Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений" Николаева С.Н., Комарова И.А. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

Проблемы экологии требуют глубокого осмысления средств развития экологического мышления, одним из которых является игра. В пособии представлены теоретические аспекты обсуждаемой проблемы, рассмотрены вопросы ее практической реализации. Показаны роль игры в воспитании дошкольников и возможности ее использования в процессе экологического воспитания. Приведены образцы игровых обучающих ситуаций. Пособие рассчитано на работников дошкольных учреждений, преподавателей и студентов соответствующих специальностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Раздел 2. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИГРУШКАМИ-АНАЛОГАМИ

1. РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ.

2. РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ.

3. СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ РЫБОК С ЗАВОДНОЙ РЫБКОЙ

4. ЖИВАЯ КОШКА И ИГРУШЕЧНЫЙ КОТЕНОК

5. ЧТО ЕСТ ЖИВАЯ КОШКА И КАК МОЖНО «НАКОРМИТЬ» ИГРУШЕЧНОГО КОТЕНКА

6. ЖИВАЯ СОБАКА И ИГРУШЕЧНЫЙ ЩЕНОК

7 СРАВНЕНИЕ КУР С ДЕРЕВЯННОЙ БОГОРОДСКОЙ ИГРУШКОЙ «КЛЮЮЩИЕ КУРЫ»

8. ИГРУШЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ХОЧЕТ УЗНАТЬ О ЖИЗНИ ЗАЙЦЕВ В ЛЕСУ

9. ШКОЛА ДЛЯ ИГРУШЕЧНЫХ ЗАЙЦЕВ. ПЕРВЫЙ УРОК

10. ШКОЛА ДЛЯ ИГРУШЕЧНЫХ ЗАЙЧИКОВ. ВТОРОЙ УРОК

11. СРАВНЕНИЕ ИГРУШЕЧНОЙ ЕЛКИ С ЖИВОЙ ЕЛЬЮ

12. КРАСОТА ЖИВОЙ ЕЛИ И НАРЯЖЕННОЙ ИСКУССТВЕННОЙ ЕЛКИ

13. ЛУГОВЫЕ КРАСАВИЦЫ

14. ГРИБЫ - КРАСАВЦЫ ЛЕСНЫЕ

Раздел 3. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

ИГР0ВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С КАРЛСОН0М

1. КАРЛСОН ВЫРАЩИВАЕТ ОВЕС НА КРЫШЕ

2. КАРЛСОН РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЧЬИХ ГНЕЗДАХ

3. КАРЛСОН УЧИТСЯ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

4. КАРЛСОН ВЫРАЩИВАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ ЛУК

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С АЙБОЛИТОМ.

1. АЙБОЛИТ ОСМАТРИВАЕТ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

2. АЙБОЛИТ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОЛЬЗЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

3. АЙБОЛИТ ОСМАТРИВАЕТ ЖИВОТНЫХ -ОБИТАТЕЛЕЙ УГОЛКА ПРИРОДЫ

4. АЙБОЛИТ РАССКАЗЫВАЕТ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ

5. АЙБОЛИТ РАССКАЗЫВАЕТ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С КОЛОБКОМ.

1. КОЛОБОК ЗНАКОМИТСЯ С ЖИЗНЬЮ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ. НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ

2. КОЛОБОК УЗНАЕТ О ЖИЗНИ ЛЕСНЫХ ОБИТАТЕЛЕЙ. КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ

3. КОЛОБОК ОТПРАВЛЯЕТСЯ В ЛЕС

4. КОЛОБОК УЧИТ РЕБЯТ ВЫПЕКАТЬ БУЛОЧКИ

5. КАК ПОЛУЧАЕТСЯ МУКА

ИГРОВЫЕ И ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ВИННИ-ПУХОМ.

1. ВИННИ-ПУХ ИДЕТ НА ЛУГ ЗА МЕДОМ

2. ВИННИ-ПУХ ЗНАКОМИТ РЕБЯТ С РАСТЕНИЯМИ-МЕДОНОСАМИ

3. ВИННИ-ПУХ ПРИШЕЛ К ОБЕДУ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ЧИПОЛЛИНО.

1. ЧИПОЛЛИНО ПОМОГАЕТ ВЫРАЩИВАТЬ ЛУК

2. ОПЫТЫ С ЛУКОМ

3. ОГОРОД НА ОКНЕ

4. ЧИПОЛЛИНО УЧИТ ДЕТЕЙ ВЫРАЩИВАТЬ КАРТОФЕЛЬ

5. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВИНЕГРЕТА

6. ГЕРОИ СКАЗКИ ДЖАННИ РОДАРИ РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С НЕЗНАЙКОЙ.

1. НЕЗНАЙКА ЗНАКОМИТСЯ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

2. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛЕТЕ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С ДЮЙМОВОЧКОЙ.

1 .ДЮЙМОВОЧКА ЗНАКОМИТ РЕБЯТ С ПЕРВОЦВЕТАМИ

2. ДЮЙМОВОЧКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛАХ ПОСАДКИ ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ

3. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ «ДЮЙМОВОЧКА»

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С КОТОМ МАТРОСКИНЫМ.

1. КОТ МАТРОСКИН ОБЗАВОДИТСЯ ХОЗЯЙСТВОМ

2. КОТ МАТРОСКИН УЧИТСЯ УХАЖИВАТЬ ЗА ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ

3. КОТ МАТРОСКИН РАССКАЗЫВАЕТ О ДОМАШНИХ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦАХ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С БУРАТИНО

1. БУРАТИНО БЕСЕДУЕТ С ДЕТЬМИ О ДЕРЕВЬЯХ

2. БУРАТИНО ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С РЕЗЬБОЙ ПО ДЕРЕВУ

3. ПОЖАР В ЛЕСУ

4. БУРАТИНО ЗНАКОМИТСЯ С БУМАГОЙ

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ С КРАСНОЙ ШАПОЧКОЙ.

1. КРАСНАЯ ШАПОЧКА ВСТРЕЧАЕТ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ

2. КРАСНАЯ ШАПОЧКА СОБИРАЕТ ГРИБЫ

3. КРАСНАЯ ШАПОЧКА ЛЕЧИТ БАБУШКУ

Раздел 4. ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ «ПУТЕШЕСТВИЯ»

1. ПОСЕЩЕНИЕ ЗООПАРКА

2. МАЛЫШИ В ЗООПАРКЕ

3. ПОСЕЩЕНИЕ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ФЕРМЫ

4. ЛЕТНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

5. ЗИМНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В АРКТИКУ - НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

6. ПУТЕШЕСТВИЕ К БЕРЕГАМ АНТАРКТИДЫ В ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА

7. ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ

8. ФОТООХОТА В ЛЕСУ

9. ПРОГУЛКА В ЛЕС

10. ТАЙНА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЫ

11. СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПО ЛЕСУ

12. ПОСЕЩЕНИЕ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ (выставки)

Раздел 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ИГРУШКАМИ-ЖИВОТНЫМИ

Занятие 1. ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА И БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

Занятие 2. СРАВНЕНИЕ БЕЛОГО И БУРОГО МЕДВЕДЕЙ

Занятие 3. ДАЧНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ С КОШКОЙ И ЕЖОМ

Занятие 4. ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЕЖИНКИ.

ЛИТЕРАТУРА

 

О сущности и содержании понятия «экологическая культура» (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 01

В статье на основе анализа исследований специалистов в области экологического воспитания раскрывается сущность и содержание понятия «экологическая культура». Предлагается авторская трактовка понятия «экологическая культура».

 

- Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 07

Важнейшей составляющей экологической субкультуры детства выступает культурноэкологический опыт ребёнка. Накопление этого опыта происходит в процессе эколого-субкультурных практик, в ходе которых у детей формируется круг экологических интересов и культурноэкологических потребностей.

 

- Экологическое воспитание дошкольников (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 07

Литература

1. Ашиков, В. Путь к Экологическому Человеку / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.

2. Николаева, С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С. Николаева // До школьное воспитание. – 2002. – № 7.

3. Николаева, С. Формирование начал экологической культуры / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7.

4. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа : Про грамма экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7.

5. Смирнова, Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4.

 

- "Теория и методика экологического образования детей: Методические указания к выполнению контрольных работ (для студентов заочного отделения факультета педагогики и психологии дошкольной)." Мусатова Л.Я. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 53 с.

Пособие включает тематику, планы контрольных работ по "Теории и методике экологического образования детей", методические рекомендации по их выполнению, список основной литературы по темам, требования к оформлению.

Адресовано студентам заочного отделения факультета педагогики и психологии дошкольной.

Содержание

Введение……3

Тема 1. Значение уголка природы в экологическом воспитании детей младшей группы……5

Тема 2. Значение уголка природы в экологическом воспитании детей средней группы……6

Тема 3. Значение уголка природы в экологическом воспитании детей старшей группы……6

Тема 4. Насекомые в уголке природы……7

Тема 5. Рыбы в уголке природы……8

Тема 6. Птицы в уголке природы……10

Тема 7. Мелкие млекопитающие в уголке природы……12

Тема 8. Земноводные и пресмыкающиеся в уголке природы……13

Тема 9. Организация цветника на участке ДОУ……15

Тема 10. Организация огорода на участке ДОУ……17

Тема 11. Деревья и кустарники на участке детского сада……18

Тема 12. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с домашними и дикими животными……19

Тема 13. Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с домашними и дикими животными……21

Тема 14. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с домашними и дикими животными……21

Тема 15. Особенности организации и проведения наблюдений в младшей группе детского сада……21

Тема 16. Особенности организации и проведения наблюдений в средней группе детского сада……23

Тема 17. Особенности организации и проведения наблюдений в старшей группе детского сада ……23

Тема 18. Труд в природе как метод экологического воспитания детей младшей группы……23

Тема 19. Труд в природе как метод экологического воспитания детей средней группы ……24

Тема 20. Труд в природе как метод экологического воспитания детей старшей группы ……25

Тема 21. Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в средней группе детского сада……25

Тема 23. Беседа как метод экологического воспитания детей. Особенности использования бесед в подготовительной группе детского сада……26

Тема 24. Экскурсия в природу как особый вид занятий………26

Тема 25. Использование моделей и моделирования в работе по экологическому воспитанию детей. ……26

Тема 26. Особенности использования календарей природы и погоды в младших группах детского сада ……28

Тема 27. Особенности использования календарей природы и погоды в средней группе детского сада ……29

Тема 28. Особенности использования календарей природы и погоды в старшей группе детского сада ……29

Тема 29. Опыты и эксперименты как форма работы по экологическому воспитанию детей ……29

Тема 30. Игра как метод экологического воспитания младших дошкольников 30

Тема 31. Игра как метод экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста……32

Тема 32. Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников 32

Тема 33. Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию в детском саду……33

Тема 34. Использование малых форм фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста……33

Тема 35. Использование малых форм фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста……35

Тема 36. Использование малых форм фольклора в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста……35

Тема 37. Особенности использования художественной литературы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста ……36

Тема 38. Особенности использования художественной литературы в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста ……37

Тема 39. Особенности использования художественной литературы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста ……37

Тема 40. Использование сказок экологического содержания в работе с детьми среднего дошкольного возраста ……38

Тема 40. Использование сказок экологического содержания в работе с детьми старшего дошкольного возраста ……39

Тема 41. Особенности использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……41

Тема 42. Особенности использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста……41

Тема 43. Особенности использования праздников и развлечений в работе по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста …….41

Тема 44. Организация элементарной поисковой деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с растениями………41

Тема 45. Организация элементарной поисковой деятельности при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с растениями …43

Тема 46. Организация элементарной поисковой деятельности при ознакомлении детей старшего (младшего, среднего) дошкольного возраста с животными…...43

Тема 47. Организация элементарной поисковой деятельности при ознакомлении детей старшего (младшего, среднего) дошкольного возраста с предметами неживой природы ……44

Тема 48.Формирование у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в природе……44

Тема 49. Организация природоохранительного труда детей среднего (старшего) дошкольного возраста……46

Тема 50. Организация труда детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста по уходу за животными……48

Тема 51. Организация труда детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста по уходу за растениями……48

Тема 52. Организация работы по экологическому воспитанию детей в повседневной жизни ……48

Тема 53. Словесные методы экологического воспитания детей……49

 

- "В гармонии с природой. Часть 1. Старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений." Павленко Л.Ф. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 100 с.

В работе представлены программы и методический материал для обучения детей по новой технологии. Предлагаемая методика организации занятий направлена на развитие системного диалектического мышления дошкольников средствами экологических знаний на основе принципов развивающего обучения.

Пособие адресовано тем, кто занимается воспитанием детей дошкольного возраста. Пособие подготовлено в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова.

Содержание

Пояснительная записка....3

Программа ...5

Старшая группа ... 5

Подготовительная группа ....6

Пояснительная записка к методическому пособию ....7

Раз, два, три, ты Незнайке помоги! ..... 14

Поиграем-отгадаем .....16

Растение или животное .....19

Поможем Знайке .....20

Чем похожи Саша, Маша и Наташа на березку ....22

Где живут маленькие человечки ....23

Где живут человечки пара .....25

Жидкое, твердое, газообразное ....28

Загадки для Деда Мороза.....29

Приключения капельки .....30

Сказки капелькиной бабушки ....33

Корабли пустыни .....35

Водные просторы земли .....37

Тайна воздушного пузырька ...39

Откуда берется ветер ....41

Подарки матушки Земли ......44

О чем рассказали нам растения леса .....45

Живое - неживое......47

Что нужно для жизни? .....50

Лес - единая система ......52

Работаю волшебником ......55

Живая цепочка ....57

Растительная аптека ....60

Лесная столовая .......62

Человек и окружающая природа .....63

Луг .....65

Луг - сообщество растительного и животного мира......68

Дом маленьких творцов ....70

Сохраним луга .....72

Растительный и животный мир водоемов .....74

Водоемы !Водоемы ! ....76

Сад ....78

Поле ....81

Откуда пришли культурные растения ....83

Культурные и природные растения .....84

Сколько лет человек выращивает овощи.....86

История кукурузного початка.......88

Откуда пришел помидор .......89

Где родился арбуз ......91

Семена-путешественники ......92

Кто с кем дружит .....95

Взаимодействие природного и рукотворного мира ....96

К концу года дети должны знать: ......98

 

- "В гармонии с природой. Часть 2. Подготовительная группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений." Павленко Л.Ф. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 80 с.

В работе представлены программы и методический материал для обучения детей по новой технологии. Предлагаемая методика организации занятий направлена на развитие системного диалектического мышления дошкольников средствами экологических знаний на основе принципов развивающего обучения.

Пособие адресовано тем, кто занимается воспитанием детей дошкольного возраста. Пособие подготовлено в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова.

Содержание

Что такое жизнь?...3

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ ....5

Как человек нашел себе друга ..5

Откуда пришли домашние животные.....8

Домашние животные ....10

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ .....13

Чем Степашка похож на волка, или кто такие млекопитающие ....13

На земле, под землёй, в воде и под водой ......14

Кто где живет, кто чем питается .....17

Кто как спасается .....18

Кто как зимует .......20

Мир и я ......22

БУКАШКИ–ТАРАКАШКИ......24

Букашки, которые рядом с нами ....24

Кто чем питается ......26

Букашки-таракашки .....28

Паразитирующие насекомые ......30

Бабочки ......32

Каким насекомым можно радоваться .......35

Быстрокрылые кобылки ......37

Хищницы ...39

Пчелы.....39

Вредители растений .....41

Как помочь растениям спастись от насекомых ...42

Жуки ....44

Нужны ли насекомые ....45

ОБИТАТЕЛИ ВОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ....47

Где живут рыбы ....47

Столовая речных обитателей .....49

Рыбы - живая система ....51

Морские хищники ....52

Почему не исчезают рыбы, кто заботится о потомстве .....54

Оборона и спасение.....56

Охрана рыбных богатств ......58

В ВОДЕ И НА ЗЕМЛЕ ......61

Земноводные ....61

ПТИЦЫ....62

Обитатели воздушного пространства ....62

Полезен или вреден воробей?.....63

Птичья столовая ....64

Чей нос лучше? .....65

Дикие и домашние птицы ......67

Птицы прежде и теперь ......69

Почему не исчезают птицы.......70

Зачем нужны птицы? ....71

КВН. "Любители природы" .....73

Литература ....76

 

Познавательная литература (обзор книг)