Групповая и индивидуальная психокоррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков

Книга "Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков: Учеб. пособие для студентов психологических факультетов, практических психологов" Колодич Е. Н.— Мн.: РИПО, 1999 г.

 

Эффект от занятий в группе достигается в том случае, если воздействие оказывается на основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Что касается познавательной сферы (или интеллектуального осознания), то основная задача - способствовать тому, чтобы клиент почувствовал и осознал следующее: какие жизненные ситуации вызывают у него напряжение, тревогу; как воспринимают его окружающие; существует ли рассогласование между тем, как он сам себя воспринимает и тем, как воспринимают его другие; каковы собственные мотивы, потребности, стремления, установки, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности и реалистичности (есть ли способы избежать психотравмирующих ситуаций)? Групповой процесс при этом моделирует отношения, существующие в жизни.

В поведенческой сфере групповой психокоррекционный процесс направлен на приобретение навыков более искреннего и свободного общения с окружающими; преодоление неадекватных действий; развитие форм поведения, связанных с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, самостоятельностью; развитие адекватных форм поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Выделяются два основных подхода к преодолению эмоциональных проблем, в том числе и у детей. Первый связан с акцентом на формировании конструктивных способов поведения в трудных для человека ситуациях, а также на овладении приемами, позволяющими справиться с излишней тревогой. В центре внимания второго – укрепление уверенности человека в себе, развитие позитивной самооценки, забота о личностном росте.

Приемы арт-терапии, используемые в коррекционной работе выполняют как терапевтическую, так и диагностическую функции.

Рисование, лепка предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере, они являются безопасными способами разрядки напряжения. Эти приемы ускоряют процесс коррекционной работы, т. к. внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Это могут быть различные тематические рисунки ("Я", "Моя семья", "Друзья", "Я в школе" и пр.), раскрашивание готовых рисунков. Приемы арт - терапии могут способствовать также возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, так как они приводят к необходимости выбора формы и цвета.

В детской психокоррекции часто используется игрушка. Проективная игра в куклы основана на принципах психодрамы Дж. Морено, она предоставляет не только возможность проекции и непосредственного наблюдения за поведением ребенка в течение деятельности, которая ему близка, но и большие возможности для коррекционной работы (разыгрывание ситуации по определенной схеме с последующим обсуждением). Этот метод широко используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

1.1. Общая характеристика эмоциональных нарушений. Возрастные и половые закономерности

1.2. Тревожность

1.3. Страхи и фобии.

1.4. Злость и агрессия

1.5. Повышенная эмоциональная истощаемость и депрессия

1.6. Трудности общения

2. ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Общая характеристика

2.2. Переживание ребенком и подростком болезни

3. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Требования к проведению диагностического этапа

3.2. Методы диагностики эмоциональных нарушений

4. ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

4.1. Цели и задачи

4.2. Эмоциональные проблемы и отношение к себе

4.3. Проблема доверия

4.4. Самораскрытие

4.5. Осознание н понимание собственных чувств.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ШКАЛА РЕАКТИВНОЙ (СИТУАТИВНОЙ) И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (ШРЛТ) Ч. Д. СПИЛБЕРГЕРА И Ю. Л. ХАНИНА

ЛИЧНОСТНАЯ ШКАЛА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОГИ.

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ К. ФИЛЛИПСА

ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ ДЖ. ТЕЙЛОР

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. САМООЦЕНКА ТРЕВОЖНОСТИ, РИГИДНОСТИ И ЭКСТРАВЕРТНОСТИ ПО Д. МОУДСЛИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ШКАЛЫ ЭМОЦИЙ ПО МЕТОДИКЕ К. ИЗАРД

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ АСТЕНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ (СУБДЕПРЕССИИ)

ШКАЛА ОДИНОЧЕСТВА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕКСТЫ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ЗАХАРОВ, 1995).

ЛИТЕРАТУРА

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

- "Общая психокоррекция. Учебное пособие" Осипова А.А. . -- М.: Сфера, 2002

- "Тренинг самостоятельности у детей" Сартан Г.Н.— М.: ТЦ «Сфера», 2000 - (Серия «Практическая психология»)

Развитие эмоционального мира детей