Мастерская Hand made. Природа, фантазия, творчество.

- "Природа, фантазия, творчество." Паславский Анатолий - издательство: К.: Веселка, 1976 - 16 c.

 

 

 (Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)

 

- "Аппликация. Простые поделки" Екатерина Румянцева - Айрис-Прес, 2007 г. - 144 с. - серия "Внимание: дети!".

В книге представлены всевозможные виды аппликаций: простые, обрывные, объемные, коллажи. Для большинства поделок нужны только бумага, ножницы и клей, но где-то используются и дополнительные материалы: ткань, бисер, крупа, вата, спички. Это дает ребенку возможность познакомиться с различными фактурами, развить фантазию. Основной принцип подбора моделей - их простота.

Книга адресована детям 7-9 лет, их родителям, воспитателям детских садов, школьным учителям, руководителям художественных кружков.

Отзыв: В книге представлены все возможные виды аппликаций: простые, обрывные, объемные, коллажи. Для большинства поделок нужны только бумага, ножницы и клей. Но в части моделей используются и дополнительные материалы: ткань, бисер, крупа, вата, спички. Это дает ребенку возможность познакомиться с различными фактурами, развивает его фантазию. Основной принцип подбора моделей - их простота. 6-летние дети смогут самостоятельно справиться с работой, а 4-5-летние - с помощью взрослых. Адресовано детям 4-10 лет, их родителям, воспитателям детских садов, школьным учителям, руководителям художественных кружков.

 

 

 

(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)

 

(Источник: read.ru)

 

- "Учите детей мастерить: Пособие для воспитателя детского сада." Гульянц Э.К. - М.: Просвещение, 1984, Издание 2-е, дополненное.

В пособии дается методика формирования первоначальных умений и навыков работы детей по дереву в процессе изготовления игрушек.

Второе издание дополнено новыми образцами поделок для изготовления их в домашних условиях.

 

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из данной книги:

В целях подготовки детей к школе особое внимание в процессе работы детей с деревом надо уделять формированию у них чувства ответственности, самоконтроля и самооценки.

Формирование у детей ответственного отношения к труду можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Этот вопрос лучше изучен применительно к хозяйственно-бытовому труду. Однако возросшие психофизиологические возможности детей 5—6 лет позволяют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» решать более сложные задачи, в частности формировать ответственное отношение к делу и в процессе других видов труда.

Характерные черты ответственности проявляются и у детей дошкольного возраста, однако они еще часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Поэтому формирование личностного качества в процессе решения той или иной задачи во многом зависит от руководящей и направляющей роли воспитателя. Установлено, что оптимальные возможности для формирования ответственности за общее дело создаются в совместном ручном труде (К. А. Климова, К- Вольцис). Удалось выявить условия, способствующие успешному воспитанию ответственности у детей: это осознание самими взрослыми возможности и необходимости активного формирования личностных качеств у дошкольников; умелое руководство детской деятельностью (применение методических приемов, активизирующих сознание и чувства ребенка: он должен выполнить задание качественно; контроль за деятельностью ребенка); организация такой деятельности, в процессе которой ребенок понимает значимость своего участия и мобилизует все силы, чтобы результат получился лучшего качества.

Для формирования ответственного отношения в процессе совместного труда по дереву (например, при выполнении заданий типа «Морской порт», «Зоопарк» и т. п.) ребенок должен осознать, что он выполняет часть общего дела, что качество конечного результата зависит от к чества работы каждого. Первыми помощниками воспитателей должны быть родители, так как общественная направленность семьи, продуктивная деятельность детей совместно со взрослыми дома оказывают большое влияние на формирование ответственного отношения ребят к порученному делу.

Формирование у старших дошкольников навыков самоконтроля особенно актуально в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Сущность самоконтроля заключается в сопоставлении, соотнесении выполняемых действий с образцом, с поставленной целью, предъявляемыми требованиями. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их.

Самоконтроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы. Большинство детей 6—7 лет, если воспитатель не нацеливает их на самоконтроль, на сравнение своей поделки с образцом, на проверку последовательности работы, редко задумывается над вопросом, правильно ли они выполняют задание, почему так, а не иначе, хотя все хотят сделать хорошую игрушку. Поэтому, планируя работу по дереву в старшей и подготовительной группах, воспитатель не должен забывать, что успешность формирования начальных форм самоконтроля и взаимоконтроля зависит от организации педагогического процесса, от установки воспитательного процесса на развитие самоконтроля. При этом важно побуждать детей не только сравнивать с образцом результат работы, готовую игрушку, но и по ходу выполнения задания контролировать способы действия.

Воспитатель, учитывая, что в процессе работы с деревом есть все условия для формирования у детей самоконтроля, побуждает их к проверке своих действий при выполнении задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы (Н. Н. Поддьяков).

Не менее важно формировать у детей умение оценивать свою работу. Каждый человек испытывает потребность в оценке результатов своего труда. Ребенок дошкольного возраста способен к самооценке, которая формируется под влиянием мнения окружающих: воспитателя, родителей, сверстников — на основе учета им успешности своих действий. Через оценку результатов своих действий, своих поступков дети могут перейти к оценке черт характера, что очень важно для формирования личности. Самооценка изменяется в процессе воспитания и обучения. Доброжелательное, внимательное отношение взрослого к работе детей (как и учет их индивидуальных особенностей) является необходимым условием формирования объективной оценки ребенком своей деятельности.

В процессе формирования объективной самооценки не следует постоянно подчеркивать достоинства работ одних и тех же детей. Это развивает у одних зазнайство, чувство превосходства, пренебрежительное отношение к поделкам товарищей, у других появляется неуверенность в своих силах, неверие в успех. Желательно оценку детским поделкам давать как в ходе их создания, так и по окончании работы. После того как задание будет выполнено, целесообразно выставлять поделки для общего рассматривания и оценки (оценивают дети под руководством взрослого). Оценка работ детьми от старшей к подготовительной группе постепенно становится более детальной.

Воспитывая у ребят самооценку, необходимо побуждать их к доброжелательной критике, используя для этого примерно такие вопросы: «Как можно оценить твою работу? Почему ты так думаешь? Что, по-твоему, в игрушке выполнено хорошо, что не получилось? Почему? Покажи игрушку, которая сделана лучше, чем твоя. Объясни, почему ты так думаешь. Что тебе в ней нравится?» И т. п.

 

"Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет/И эту работу нужно поставить перед ним в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, налито, на игрушках не должно быть пыли. Конечно, некоторые приемы уборки можно ему и показать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если эту тряпку он сам выпросит у матери, если он к этой тряпке предъявит определенные санитарные требования, если он потребует лучшую тряпку и т. д. Точно так же и починка изломанных игрушек должна быть предоставлена ему самому в той мере, в какой это ему по силам, разумеется, с предоставлением в его распоряжение определенных материалов.

С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры...

В раннем детстве, конечно, многое ребенку нужно и подсказать и показать, но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ребенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу. Воспитать такую готовность к труду, такую внимательность к нуждам своего коллектива — значит воспитать настоящего советского гражданина.

Очень часто бывает, что ребенок по своей неопытности, по слабости ориентировки не может самостоятельно заметить потребности в той или другой работе. Родители должны в таких случаях осторожно подсказать, помочь ребенку выяснить свое отношение к этой задаче и принять участие в ее разрешении. Это часто лучше всего делать, вызывая простой технический интерес к работе, но и злоупотреблять этим способом нельзя. Ребенок должен уметь выполнять и такие работы, которые не вызывают у него особого интереса, которые кажутся в первый момент работами скучными. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Родители должны воспитывать у ребенка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна...

Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически неспособен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам и его пониманию.

Не нужно при этом поносить ребенка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана, или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребенка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать такую часть работы, которая явно не по силам ребенку, поправляя в этом случае допущенную нами ошибку в самом назначении работы.

Макаренко А. С. Избранные

педагогические сочинения. 

В 2-х т., т. 2, с. 56—60.

 СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие (3).

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО ДЕРЕВУ

Условия организации работы по дереву (9).

Значение ручного труда для гармонического развития ребенка (9).

Уголок труда (16).

Основные приемы работы по дереву (26).

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ ИГРУШКИ

Старшая группа (31).

Сначала покажем и расскажем (31).

Сделаем простые игрушки (38).

Выполним задания посложнее (59).

Подготовительная к школе группа (80).

Закрепим умение мастерить (80).

От простых игрушек - к сложным (92).

Вместе с родителями (125).

Эти игрушки можно сделать дома (130).

Вместо заключения (157).

Что читать (158).

 

 - "Рукоделие." Жилкина А.Д., Жилкин В.Ф. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955, Третье издание. Художник Г.С.Богачёв.

К товарищеской заботе о других и взаимному уважению надо приучать детей и в семейной обстановке. Лучший путь - воспитание трудолюбия. Труд для других и объединяет детей, и формирует устойчивый характер, и пробуждает глубокие человеческие чувства, и помогает умственному развитию. И чем раньше приучается ребёнок к труду, тем легче он в дальнейшем воспринимает правильное воспитание

Правильно поставленное с самого раннего возраста рукоделие способствует разностороннему развитию детей, воспитывает в них усидчивость, терпеливость, настойчивость в преодолении трудностей и любовь к порядку. Все эти качества будут полезны детям и в школе.

 

- "Большая книга детского творчества" Издательство: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 288 c.

"Большая книга детского творчества" дает уникальную возможность раскрыть творческие способности ребенка. Он сможет самостоятельно выбрать и сделать своими руками из пластилина, глины, бумаги, бисера, природных материалов забавные фигурки, поделки, оригинальные украшения, подарки родным и близким, воспользовавшись простыми схемами.Издание поможет ребенку стать самостоятельным, инициативным, целеустремленным, развить его эстетический вкус и творческий потенциал.Книга очень проста в изложении и позволяет заниматься с детьми любому взрослому, не имеющему предварительной художественной подготовки (родителю, бабушке, няне, воспитателю детского сада).

 

- "Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации" Куцакова Л.В. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.

В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2-7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно-образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.

 

- "Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет" Куцакова Л.В. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Данная книга является практическим пособием по организации работы с дошкольниками по художественному труду. В ней вы найдете множество полезных советов по обучению детей созданию поделок из самых разных материалов: бумаги, картона, ткани, ниток, природного, бросового материала и др. Пособие отвечает новым подходам к организации детской творческой деятельности. Книга поможет развить у дошкольников художественный вкус, пробудить фантазию, преподнести малышам первые в их жизни уроки творческого труда, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству; развить воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности; сформировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, подарить счастье творчества и позволить каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, гувернерам.

 

- "Радость творчества. Ознакомление детей 5-7лет с народным искусством" Соломенникова О.А. - Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г. - 168 c.

Пособие посвящено ознакомлению детей 5-7 лет с народным искусством и включает в себя авторскую программу, последовательно представленную систему занятий с раскрытием методики их проведения, сценарии, праздников и развлечений, диагностику уровней усвоения материала. Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

 

- "Объемная аппликация" И. М. Петрова - Детство-Пресс, 2006 г. - 56 с.

(на http://mirknig.com)

Предлагаемое пособие содержит практический материал для занятий по аппликации и ручному труду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по программе "Детство".

Предназначено для воспитателей детских садов и родителей.

Аппликация - это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Это очень древнее искусство, история которого насчитывает более 2000 лет. Занятия аппликацией способствуют развития у ребенка внимательности, воображения, глазомера , чувства формы, цветоощущения. Это пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)

 

 

 

 

 

 

  (Источник: http://forum.maminsite.ru)

 

- "Хочу сделать сам" Роговин Анна - Педагогика, 1984 г. - 144 с.

Автор предлагает вниманию родителей интересные игры и занятия с детьми, способствующие развитию познавательной деятельности ребенка, его воображения, фантазии, координации движений. Для занятий используются простейшие бытовые предметы (катушки, пуговицы, банки, гвозди и т. п.) и природный материал (семена, листья, камешки и т. п.).

В книге содержится описание сюжетных игр, вариантов создания кукольного театра, даны сказки и истории для инсценировок.

 

Аннотация: Кто-то сомневается, что лучшие в мире игрушки - это палка и коробка? В прошлом году во время долгого гриппозного карантина многие знакомые родители стонали: нечем занять скучающего ребенка. всё перепробовали. И тогда я вспомнила об этой книге. Из нее сама в детстве перепробовала не меньше трети. Открыла для себя прелесть кучи глины за сараем. Сооружала книги собственного производства. Делала кукольный театр из носков. Развлекала ровесников "говорящими личиками" на ладошке... В общем, пользуйтесь. Энциклопедия занятий для любого возраста

 

 (Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)

Содержание:

Бумага

Кулинария

Бутылки и банки

Мебель

Верёвки

Музыкальные инструменты

Вода

Насекомые

Глина

Одежда

Дерево

Пантомима

Животные

Пакеты

Игры на пальцах

Песок

Камни

Пластмасса

Картон

Прогулки

Катушки

Птицы

Кирпичи

Пуговины

Коробки

Растения

Консервные банки

Стихи и песни

Кукольный театр

Танцы

Кухонные принадлежности

Чтение

  

- "Цок-цок, молоток...1" Автори: Маслов Віктор, Художники: Блащук Олег - 1987 рік, видавництво «Веселка». Кількість сторінок: 40.

Науково-популярна книжка, у якій описано чимало корисних саморобок та пристосувань, даються різні цікаві поради, які прислужаться в роботі юному майстрові-початківцю.

 

 

 

- "Цок-цок, молоток...3" Автори: Іванов Борис, Художники: Блащук Олег - 1989 рік, видавництво «Веселка». Кількість сторінок: 50.

Науково-популярна збірка, у якій розміщено описи багатьох саморобок.

 

 

 

Горизонты техники для детей (журнал) 1963-1990

 

Познавательная литература (обзор книг)

 

- "Танины игрушки." Некрасов А.С. Для начальной школы. Рисунки Н.Ушаковой - М.: Детгиз, 1963. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

Еловая шишка, ореховая скорлупа, спичечная коробка... Кому они могут быть нужны? А вот маленькой Тане и такие бесполезные вещи пригодились. Оказывается, если вооружиться ножницами и клеем да проявить чуть-чуть изобретательности, из цветков вербы можно сделать серых утят, из желудей - кофейный сервиз, а из еловой шишки - поросёнка. Кто прочитает эту книжку, тот сам научится делать интересные игрушки.

 

- "Твои друзья и помощники." Валентинов А.А. Научно-популярная литература. Рисунки Б.Белова. (М.: Детская литература, 1976. - Библиотечка пионера «Знай и умей». (на http://publ.lib.ru)

Эта книга для тех, кто хочет научиться изготовлять своими руками полезные и красивые вещи из металлических листов и трубок, из досок и фанеры, из проволоки и пластмассы. Автор рассказывает о том, какие бывают инструменты, для каких операций они предназначены, как правильно ими пользоваться, знакомит со свойствами некоторых материалов, а также с правилами сборки и отделки изделий.

 ОГЛАВЛЕНИЕ:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА (3).

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И РАЗМЕТОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (12).

СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ (22).

Металлы (22).

Крепежные металлические изделия (24).

Слесарные инструменты (26).

Соединение металлических деталей (62).

Отделка металлических изделий (64).

СТОЛЯРНЫЕ РАБОТЫ (66).

Древесина (66).

Пороки древесины (68).

Древесные материалы (69).

Столярные инструменты (72).

Столярные соединения (94).

Склеивание и крепление (98).

Крепление гвоздями, шурупами и болтами (102).

Сборка изделий (105).

Отделка древесины (107).

Окраска (107).

Лакировка (113).

Полировка (115).

РЕМОНТ КВАРТИРЫ (118).

Настилка линолеума (118).

Ремонт окон и дверей (121).

Установка замков (122).

Ремонт штукатурки (125).

Окраска стен и потолка (127).

Окраска масляными и эмалевыми красками (130).

Окраска пола (130).

Покрытие паркетных полов лаком (131).

Оклейка стен обоями (131).

РЕМОНТ ДОМАШНЕЙ ЭЛЕКТРОСЕТИ (134).

Неисправности электросети (144).

Неисправности бытовых электроприборов (147).

РЕМОНТ ВОДОПРОВОДА (151).

Водопроводные краны (151).

Замазывание трещин (153).

ДОМАШНИЕ ПОДЕЛКИ (155).

 

- "Пионер-умелец." Ерлыкин Л.А. Научно-популярная литература. Для среднего возраста. Рисунки Б.Белова - М.: Детская литература, 1977. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

Практическая книга для кружков юных умельцев.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 3

I. КРАСОТА ИЗ МЕТАЛЛА

1. Поделки из проволоки 4

2. Поделки из полос 13

3. Поделки из листового металла 20

4. Чеканка 27

5. Методы чеканки 28

II. ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТМАСС, ЯНТАРЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

1. Украшения из пластмасс 50

2. Литье пластмассовых изделий из вторичного сырья 61

3. Поделки из пластмасс 68

4. Янтарь 75

5. Витражи 83

III. ИСКУСНИЦА ПРИРОДА

1. Поделки из корней и наростов 90

2. Поделки из стволов, сучков, срезов древесины и орехов 101

3. Мозаика из древесины, инкрустация 114

IV. РАЗНОЕ

1. Линогравюра, экслибрис 133

2. Гравирование 141

3. Папье-маше и самодельные пластмассы 150

4. Фотография на стекле, древесине и металле 161

Приложение 170

 

- "Работы по дереву." Леонтьев Д.П. Для средней школы. Научный редактор С.Лучининов - Л.: Детская литература, 1962. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

Много интересных и полезных вещей может сделать из дерева каждый из вас. Только надо уметь работать. И книга Д.П.Леонтьева познакомит вас и с тем, какие брать материалы для изделий, и как оборудовать рабочее место, как пользоваться инструментами, какие предметы, простые и посложнее, можно изготовить из дерева и красиво их отделать.

 

- "Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремесла." Научно-популярная литература. Для среднего и старшего возраста. Составитель С.С.Газарян. Рисунки и оформление Б.Белова. Фотографии Н.Зимина - М.: Детская литература, 1979. - Знай и умей.

В книге рассказывается о возникновении и развитии народных художественных ремесел в нашей стране, таких, как филигрань, витраж, мозаика, резьба по дереву, игрушки из соломки, чеканка, ткачество, кружево, шаль и др. В каждом очерке дана краткая технология работы.

СОДЕРЖАНИЕ:

От составителя (3).

Д.Чирков. Чеканка (5).

Г.Федотов. Гравировка (9).

Д.Чирков. Художественная ковка (15).

В.Островский. Микролитье (22).

С.Газарян. Филигрань (26).

Д.Чирков. Просечное железо (29).

В.Островский. Травление (33).

Г.Федотов. Морозные узоры (36).

В.Островский. Басма (41).

Г.Федотов. Резьба по дереву (44).

Г.Федотов. Точение из древесины (50).

В.Барадулин. Полхово-майданская игрушка (58).

В.Барадулин. Опаленное дерево (60).

Г.Федотов. Прорезная береста (65).

Г.Федотов. Маркетри (69).

Г.Федотов. Лесная скульптура (74).

Г.Федотов. Обработка капа (77).

Д.Чирков. Насечка (81).

В.Барадулин. Инкрустация оловом (84).

Л.Кожевникова. Ткачество (87).

Н.Канунникова. Ручное ковроделие (93).

Н.Канунникова. Войлочные ковры (97).

Т.Ванюкова. Русские кружева (101).

Л.Русакова. Батик (107).

Н.Канунникова. Тамбур (110).

Н.Канунникова. Циновки (113).

В.Барадулин. Изделия из соломки (118).

Н.Эстис. Витраж (122).

Д.Чирков. Эмаль (125).

С.Газарян. Резьба по камню (130).

Г.Федотов. Керамика (135).

Г.Федотов. Сграффито (143).

Н.Эстис. Мозаика (148).

С.Газарян. Плетение из веревки (150).

Г.Федотов. Резьба но кости (152).