"Учимся танцевать. Путь к творчеству" Горшкова Е.В - М.: НПО "Психотехника" , 1993, 203 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Oт автора

Глава 1. Танец как вид искусства, обучение языку движения как средство формирования музыкально-двигательного творчества

Глава 2. Элементы пантонимы. Жест

Глава 3. Taнцевальные упражнения и этюды

Глава 4. Сюжетный танец.

• Обучение образному перевоплощению.

• Методика работы над танцевальными спектаклями

Приложение 1. Примерные планы-конспекты занятий

Приложение 2. Музыкальный репертуар

Приложение 3. Словарь пантомимических и танцевальных движений (доступных школьникам)

Часть I. Жестикуляция общения

Взгляд

Голова

Корпус

Плечи

Спина

Руки

Ладони

Кисти

Пальцы

Пространственные положения и перемещения

Часть II. Движения и положения ног в танце

1. Основные положения ног Стопы Колени

2. Основные положения в танце

Виды бега

Виды шага

Виды танцевального шага

Качания

Повороты

Приседания

Притопы

Прыжковые движения

Смена «открытых» и «закрытых» положений

Список литературы

 

- "От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5—7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ." Горшкова Е. В.— М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 144 с.

«Словарь пантомимических и танцевальных движений» — одна из трех книг комплекта пособий под общим названием «От жеста к танцу» и является необходимым справочным приложением к методике развития у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку движений (сама методика подробно представлена в 1-й книге).

В «Словаре» описываются значения и способы выполнения простейших жестов и танцевальных движений. Знакомство взрослого с этим материалом помогает ему развивать у детей осмысленное отношение к выразительным движениям и способность произвольно использовать их в двигательно-пластическом творчестве (в танце).

Текстовый материал сопровождается иллюстрациями.

Для музыкальных руководителей детских садов, педагогов и психологов.

Содержание

Предисловие 3

Общая характеристика и структура словаря 6

Типы информации в словаре, приемы выделения и условные знаки 9

Часть I

1. ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Направление взгляда 12

Взгляд прямой (на партнёра) 12

Искоса взгляд (на партнера) 12

Искоса взгляд, (в сторону от партнера) 13

Исподлобья взгляд 13

Наверх взгляд 13

Назад оглядываться 14

По сторонам смотреть 14

«Сверху вниз» взгляд 15

«Снизу вверх» взгляд 15

2. ЖЕСТЫ И ПЛАСТИКА

(В ТАНЦЕ, ДРАМАТИЗАЦИИ)

Голова 16

Вверх поднять голову 16

Вниз опустить голову 16

Втянуть голову в плечи 17

Кивать головой 17

Набок склонить голову 18

Поворот головы к партнёру 18

Поворот головы от партнера 18

Повороты головы из стороны в сторону 19

Покачивание головой из стороны в сторону 19

Прямо держать голову 19

Прямо держать голову на вытянутой шее 19

Прямо держать голову, приподняв подбородок 20

Корпус 21

Вперед склониться 21

«Закрытый» корпус 22

Качания корпусом вперёд-назад 22

Качания корпусом из стороны в сторону 23

Назад откинуться 24

«Открытый» корпус 25

Поклон корпусом 25

Плечи 27

Естественное положение плеч 27

Опустить плечи вниз-вперед 27

Поддевать плечом снизу вверх 27

Пожимать плечами 28

Приподнять плечи вверх 28

«Расправить» плечи 29

Спина 30 Прямая спина 30

Сутулая спина 30

Руки 31

В стороны развести руки 31

Вверх поднять руки 32

Вверх поднять руку, согнутую в локте 32

Вниз опустить руки 33

Вперед вытянуть руки 33

Гладить рукой (другого) 34

Гладить рукой (себя) 34

За голову схватиться 35

За руки взять другого 35

За спину завести руки 36

За юбочку взяться 36

Закрыть руками глаза (другому) 37

Закрыть руками лицо (себе) 37

Затылок почесать 37

К груди приложить руки 38

‘К себе’ махнуть рукой 38

Лоб утирать рукой 39

На пояс поставить руки 39

‘От себя’ махнуть рукой 39

По лбу слегка стукнуть (другого) 40

По лбу слегка стукнуть (себя) 40

Подать руку другому 40

Потирать руки 41

Рукопожатие 41

Танцевальные позиции рук 42

Ладони 43

«Закрытая» ладонь 43

К щеке приложить ладонь 43

Ко лбу «козырьком» приставить ладонь 44

Ко лбу приложить ладонь 44

Ко рту «рупором» приставить ладонь 45

К уху «рупором» приставить ладонь 46

Коснуться груди (партнера) 46

‘От себя’ повернуть ладонь 46

«Открытая» ладонь 47

Рот прикрыть ладонью 48

Хлопать в ладоши 49

Кисть, кулак 50

В грудь ударять кулаком 50

Голову подпереть кулаком 50

«Жесткая» кисть 50

К груди прижать кулак(и) 51

Ко рту прижать кулак 51

Кулак(и) сжать 51

«Мягкая» кисть 52

Пальцы 53

Большой палец вверх 53

Большой палец назад 53

В кулак сжать пальцы 53

Естественное положение пальцев 53

Мизинцами сцепиться 54

Мягко округлить пальцы 55

Напряженно скрючить пальцы 55

Прямые пальцы разомкнуть 56

Прямые пальцы сомкнуть 57

Указательный палец в сторону 58

Указательный палец вверх 58

Указательный палец прижать к губам 59

Указательным пальцем позвать 59

Указательным пальцем покачать 60

3. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Бок о бок стоять 61

В кругу стоять 61

Лицом друг к другу стоять 62 Отвернуться друг от друга 63 Приближаться 64

Тянуть за собой партнера 65

Тянуть — каждый в свою сторону 66

Удаляться 67

Часть II

ДВИЖЕНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ НОГ В ТАНЦЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОГ

Стопы 69

Естественное положение стоп 69

«Закрытые» стопы 69

На полупальцах приподняться 69

На пятку встать 70

На пятку поставить ногу 71

Носок вытянуть 71

Носок оттянуть (‘на себя’) 72

Носками внутрь завернуть стопы 73

Носками наружу развернуть стопы 73

«Открытые» стопы 73

«Прямые» стопы 74

Стопы вместе 74

Стопы врозь 75

Стопы одна впереди другой 75

Колени 77

Выпрямить колени (ноги вместе) 77

Выпрямить колени (ноги врозь) 77

Естественное положение коленей 78

«Закрытое» колено 78

Колено вперёд (согнуто и направлено вперед) 79

«Открытое» колено 80

Сидеть на пятках, опустившись коленями на пол 81

Сидеть на корточках 81

Согнуть колени (ноги вместе) 81

Согнуть колени (ноги врозь) 82

Стоять на коленях 84

Стоять на одном колене 84

2. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НОГ В ТАНЦЕ

Виды бега 85

Высокий бег (с высоким подъемом колена) 85

Легкий бег 85

Мелкий бег 86

Тяжелый бег 86

Широкий бег 86

Виды шага 87

Бодрый шаг 87

Высокий шаг 87

Мягкий, пружинистый шаг 88

Осторожный шаг 88

Спокойный шаг 89

Топочущий шаг 89

Тяжелый шаг 90

Шаг на полупальцах 90

Виды танцевального шага 92

Переменный шаг 92

«Припадание» 92

Приставной шаг с приседанием 93

Приставной шаг с притопом 94

Притопывающий приставной шаг 94

«Трех-шаг» 95

Хороводный шаг 95

Шаг польки 96

Качания 98

Вниз-вверх качаться 98

Вперед-назад качаться 98

Из стороны в сторону качаться 99

Повороты 101

Вращение 101

Кружение 101

Поворот 102

Приседания 104

Полуприседание 104

Полуприседание с каблучком (вариант № 1) 104

Полуприседание с каблучком (вариант № 2) 105

Приседание 106

«Присядка» 106

Притопы 107

Одной ногой притопы 107

Поочередные притопы 108

Притопывающий приставной шаг 109

С разворотом колена притопы 109

Топать ногами 110

«Топотушки» 110

«Три притопа» («перетоп») 111

Прыжковые движения 113

Боковой галоп 113

«Веревочка» 113

Выбрасывание ног на прыжке 114

«Моталочка» 115

Перескок с ноги на ногу 116

Поскоки с ноги на ногу 117

Прыжки на двух ногах 117

Прыжок (высокий) 119

Скачок 121

Смена «открытых» и «закрытых» положений 122

«Гармошка» 122

«Ковырялочка» 124

Притопы с разворотом колена 125

Прыжки с разворотом коленей 125

Прыжки на одной ноге с разворотом колена 125

Смена «открытых» и «закрытых» положений 126

Литература 127

Предметный указатель 129

Содержание 135

 

Литература

1. Акиншина П., Хано К. Словарь рускких жестов и мимики. — Токио, 1980.

2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—4 лет. — М., 1981.

3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5—6 лет. — М., 1983.

4. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет. — М., 1984.

5. Борзов А. А. Танцы народов СССР. — М., 1983.

6. Вандышева Г. Н. Наиболее употребительные термины и словосочетания по искусству (Балетный спектакль и техника танца) / Отв. ред. А. А. Борзов. — М.: ГИТИС, 1979.

7. Ванслов В. В. Статьи о балете. — Л., 1980.

8. Выразительное движение // Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа. М., 1999. — С. 70—76.

9. Выразительное движение // Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа. М., 1999. — С. 68—76.

10. Выразительное движение // Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Младшая группа. М., 1999. С. 73—82.

11. Выразительное движение // Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Средняя группа. М., 1999. — С. 60—66.

12. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М., 1964.

13. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание. 1991. — № 12. — С. 47—55.

14. Горшкова Е. В. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. 2000. — № 12. — С. 91—97.

15. Горшкова Е. В. Знакомьтесь: “Выразительное движение” // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. — С. 10—15.

16. Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. — Москва — Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. — (Язык. Семиотика. Культура).

17. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. — Л., 1975.

18. Захаров Р. В. Сочинение танца. — М., 1983.

19. Королёва Э. А. Ранние формы танца. — Кишинёв, 1977.

20. Красовская В. М. История Русского балета. — Л., 1978.

21. Лопухов Ф. В. Хореографическиие откровенности. — М., 1972.

22. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников / Сост. Е. М. Дубянская. — Л., 1985.

23. Основны сценического движения / Под ред. И. Э. Коха. — М., 1976.

24. Про чудесные превращения и “говорящие” движения // Дети, в школу собирайтесь., М., 1996. — С. 64—88.

25. Раевская Е., Руднева С., Соболева Г., Ушакова З. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. — М., 1969.

26. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

27. Румнев А. Пантомима и её возможности. — М., 1966.

28. Смирнов С. В. Искусство балетмейстера. — М., 1986.

  

- "Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа" Горшкова Е.В., Маврина И.В. - Тезисы конференции. — М., 2004.

 

- "Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний" Горшкова Е.В. - Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. Изд. 2-е. 1999, С.45-55

 

- "Знакомьтесь: ”Выразительное движение”" Горшкова Е.В. - М.: Дошкольное воспитание, №10, 1999г.

 

- "Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве" Горшкова Е.В. - Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003.

 

- "От жеста к танцу: Музыкальный репертуар к танцевальным упражнениям, этюдам и спектаклям: Пособие для музыкальных руководителей детских образовательных учреждений" Горшкова Е.В. - М.: 2003 г., 64 стр.

 

Танцевальная дорожка к творчеству (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 01

Т.Д. Борисова

В современном обществе в последнее время всё чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования её духовно го мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитии интеллекта своего ребёнка, не замечают, как теряется, становится второстепенной его эмоциональнодуховная сущность. И стоит ли удивляться, что многие дошкольники, ловко обращаясь с компьютером, не умеют при этом искренне радоваться и восхищаться, удивляться и фантазировать.

У многих современных детей наблюдается нехватка творческой вы думки: они не умеют общаться друг с другом, выражать свои чувства, адекватно реагировать на музыку. А ребята, с раннего возраста включённые в творческую деятельность, являются фантазёрами и мечтателя ми, по характеру любознательны и целеустремлённы и потому так интересны окружающим.

Творческая личность всегда успешна, поскольку она постоянно стремится к совершенствованию и преобразованию окружающего мира. Известно, что творческий потенциал детей развивается постепенно, путём целенаправленного обучения, посредством музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. Успех работы педагога в этом направлении во многом зависит от выбора тех педагогических средств, которые способны обеспечить всестороннее развитие ребёнка.

Важным средством активизации творческого начала у дошкольников было, есть и будет движение под музыку. Танцевальные ритмические и пластические упражнения совершенствуют детскую пластику, помогают развивать музыкальное восприятие, запоминать и оценивать культуру своих движений, творчески воплощать музыкальнодвигательный образ.

Как показывает опыт, занимаясь развитием ребёнка, необходимо учитывать его стремления, желания и возможности. Автоматическое, неосмысленное заучивание, подражание взрослым только тормозит процесс творческого становления. Музыкально-динамические упражнения, представляющие собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных трудовых действий, по ведения птиц и зверей, природных явлений, наталкивают детей на создание собственных новых музыкальных образов.

Работа по развитию творческой активности дошкольников в танце включает в себя различные методы. Это интерактивное общение со зрителем; использование нетрадиционного игрового дидактического материала, оборудования, атрибутов, костюмов; наличие в танце игрового сюжета, так как именно игра – основной вид деятельности в этом возрасте. В результате использования этих методов у детей отмечается высокая активность не только в танце, но и в познавательной сфере. Ребята становятся более внимательными, социально адаптированными, уверенными в себе, начинают позитивно относиться к окружающему миру.

Работа, направленная на формирование творческой активности до школьников, состоит из нескольких этапов.

1. Подготовительный этап.

Он включает обучение детей основам музыкальной и танцевальной грамоты, усвоение ими схем движения в танце, танцевальных терминов, позиций рук и ног, положения корпуса и головы.

Пространство дошкольного образовательного учреждения имеет неограниченные возможности для развития творчества. Ведь дети, особенно до школьники, испытывают постоянную потребность в двигательной активности. Именно посредством движения они могут глубже и эмоциональнее воспринять музыку. Кроме того, целью подготовительного этапа является развитие памяти, логического мышления, побуждения к активности. На этой стадии дети учатся понимать схемы танцевальных движений, построение танцевальной композиции, запоминают несложные специальные термины и делают первые шаги в освоении танцевальной грамоты.

Для реализации этих задач существует методический и дидактический материал, накопленный за многие годы и адаптированный к работе с дошкольниками; придумано огромное количество игровых танцев-картинок для малышей.

Одним из эффективных средств развития детского музыкально-двигательного творчества является «Игротека музыкального руководите ля». Она представляет собой систему специально подобранных игр и упражнений и направлена на овладение языком образных, пантомимических и танцевальных движений. «Игротека» нацелена на усвоение приёмов танцевально-игрового об щения, на отработку навыков эмоционального исполнения, основанных на умении анализировать движения и соотносить их с характером звучащей музыки.

Другая дидактическая игра «Танцевальная дорожка» знакомит детей с позициями ног, помогает им разучивать переменный шаг, тренировать выворотность стопы. Для коррекции психоэмоциональных проблем, развития коммуникативных навыков, совершенствования выразительности мимики, пластики и жестов в ней успешно используется система специально подобранных упражнений и этюдов. Она помогает в тех случаях, когда дети не могут легко включиться в творческую деятельность: когда они скованы и зажаты, неадекватно реагируют на музыку или когда их жесты и движения не соответствуют музыкальному настроению.

Содержание музыкально-двигательных занятий включает в себя игры на развитие двигательных возможностей, игрыпревращения, музыкальнопластические импровизации («Снежинки кружатся», «Бабочки летают»), игры на запоминание физических действий («Дождик летний», «Дождик осенний»), мимические загадки, жесты-загадки, этюды на согласованность действий, танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники, упражнения на развитие чувства сопереживания окружающим. Занятия могут сопровождаться образным рассказом.

Результатом включения вышеуказанного материала в занятия по развитию творческой активности до школьников является выразительное, осознанное исполнение танцев и элементарные творческие импровизации – первые шаги ребёнка к само выражению.

2. Основной этап.

Танцевально-ритмическая деятельность начинается с обучения детей танцам, выступлениям на праздниках, участию в фестивалях. Как уже указывалось, изучение ребёнком языка движений невозможно без осмысления им подхода к содержанию работы по обучению танцевально-двигательным действиям. Это достигается не только через освоение до школьниками языка выразительных движений, но и через изучение основ танцевальной грамоты, овладение терминами и схемами движения в танце. В качестве основных методов обучения языку движений используются такие, как выразительный показ и пояснения педагога; образный рассказ, побуждающий к фантазированию; музыкальные загадки; общение жестами; вслушивание в музыку и рассуждения о ней.

В начале обучения детям предлагаются несложные тренировочные танцевальные движения, включающие различные виды ходьбы, бега, прыжков-подскоков, притопов, хлопков, кружений, полуприседаний, качаний руками, наклонов и поворотов туловища.

По мере накопления объёма танцевальных движений и жестов пантоми мы у дошкольников пробуждается желание импровизировать. В случае, если ребята сталкиваются с какими-либо трудностями, необходимо побуждать их, используя такие приёмы, как выразительное выступление педагога перед детьми; совместное творчество в импровизированном танце; танец педагога в паре с ребёнком; игра «Я танец начну, а ты продолжи».

На примере простейших этюдов и упражнений дети знакомятся с обобщённообразными «значениями» отдельных пантомимических и танцевальных движений, учатся образами передавать различные на строения и своё отношение друг к другу и к происходящему. Так до школьники подводятся к осмысленному, выразительному исполнению сюжетных танцев и музыкальных спектаклей, учатся импровизирован но создавать собственные танцевальные композиции.

Особенность этой работы – в целостности процесса обучения: от посте пенного овладения танцевальной грамотой и развития эмоционально коммуникативной сферы к языку выразительных движений, исполни тельному творчеству, а от него – к творчеству в танце.

При проведении начальной диагностики по сформированности у детей необходимых умений и навыков требуется индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции трудностей. Для этого разработаны схемы музыкальных занятий, ориентированные на формирование творческой активности дошкольников. В них особое место отводится детскому самовыражению, умению выбирать и выстраивать движения на предложенную музыку.

3. Итоговый этап.

Игровые и танцевальные упражнения служат копилкой эмоционально двигательного опыта детей. Они – неотъемлемая часть музыкальных занятий, работы танцевального кружка. Их задача заключается в стимулировании у ребят стремления к творчеству. Яркое подтверждение этому – участие детей в ежегодной танцевальной постановке сказки «Бал на волшебном озере», где есть место и фантазии, и творческим импровизациям.

Цель постановки этой сказки – показать творческие достижения детей, стимулировать их эмоции и желание быть творчески активными. В результате дошкольники не только осваивают заданные педагогом образцы танцевальных движений, но и сами придумывают на их основе новые варианты. Умение комбинировать движения развивается у детей во время танцевальной импровизации.

Необходимо также отметить важность обучения детей приёмам образного перевоплощения. Начинать подобное обучение можно на материале различных этюдов, каждый из которых предназначен для работы над каким-нибудь одним образом. Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, дети сначала пытаются определить, про кого она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он «делает». Затем составляется образный «рассказ», в котором «действует» названный персонаж.

От этюдов дети переходят к небольшим сюжетным танцам, где взаимодействуют разнохарактерные персонажи (например, «Барышни и ковбои»), затем – к развёрнутым танцевальным спектаклям по мотивам народных сказок («Гномики и Красные Шапочки») или к авторским постановкам, таким как «Сказка о маленькой звёздочке». В ней языком движений рассказывается о звёздочке, которая согревала всех своим сиянием, дарила радость и добро и помогала маленьким жителям волшебного озера расти, высоко взлетать на небо и радоваться жизни.

Именно в постановках, организованных силами детей, наиболее замет но творческое начало. Дети стараются, импровизируют, взаимодействуют друг с другом, в пластике танца демонстрируют своё умение перевоплощаться в различных персонажей.

В заключение хочется сказать, что вышеперечисленные средства представляют собой ту самую «танцевальную дорожку», направляющую ребёнка к активности, инициативе и творчеству. Сюда следует также включить увлечённость педагога, его кропотливую работу, терпение и любовь к детям, что помогает ему творить чудеса. И тогда мы сможем вновь убедиться, что все дети – талантливы!

Литература

1. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу / Е.В. Горшкова. – М. : Гном и Д., 2003.

2. Зимина, А.Н. Образные движения / А.Н. Зимина. – М. : Тандем, 1998.

3. Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. – М. : Искусство, 1981.

4. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1977.

(Источник: www.school2100.ru)

 

- "Методические указания по дисциплине «Организационно- творческая работа с хореографическим коллективом»" Тимофеев А.А.– Саратов, 2011. - 14 с.

Методические указания по предмету включают в себя краткое содержание курса, вопросы к экзамену. Предназначены для преподавателей вузов и студентов обучающихся по специальности 071301 «Народное художественное творчество», а также педагогов-хореографов училищ, колледжей и школ искусств.

Рекомендовано кафедрой хореографии факультета искусств и художественного образования Педагогического института ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского» в качестве учебно-методического пособия для использования в учебном процессе

Рекомендуемая литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - с. 608.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1982.

3. Архипова М.Л. Индивидуальные особенности психической деятельности учащихся хореографических училищ в процессе специальных занятий. – М., 1991.

4. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития.// Внешкольник,1997. - №9.

5. Асмолов А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию. // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». – М.,1997.-Вып. 3.

6. Асмолов А.Г. Образование в России: от культуры полезности к культуре достоинства. // Воспитание школьника, 1995. -№5.

7. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой. – М.1989.Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. – М. 1994.

8. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. – М., 1991.

9. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. – М.,1996.

10. Бакланова Н.К., Есенгалиева А.М. Профессиональное общение специалиста культуры. – М., 2000.

11. Барышникова Т.В. Азбука хореографии. – М., 2000.

12. Белова В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования. // Сб. научных трудов: ГосНИИ семьи и воспитания. – М., 1999.

13. Белова В.В., Кульпетдинова М.Е. Дополнительное образование: требования к его содержанию.- М.,2000.

14. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология. Сборник. – М., Наука, 1991, с. 31-55.

15. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М.: Знание, 1981.

16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

17. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и учебно- воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах: Методические рекомендации руководителям коллективов и методистам – хореографам. – М., 1982.

18. Богданов Г.Ф. Чему учить в самодеятельности?// Культурнопросветительная работа. – 1985, №4.

19. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982.

20. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. - М. 1986.

21. Богемская К.Р. Самодеятельное художественное творчество. – М. 1987.

22. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры. Программа экспериментального курса. – М. 1993.

23. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. – Киев, 1985.

24. Брундов А. К. Современные ориентиры дополнительного образования детей // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Приложение к журналу «Внешкольник». – М. 1997. – Вып. 3.

25. Буланин Д. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки, истории. – М. 2000.

26. Буров А. Режиссура и педагогика. – М., 1987.

27. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Шестое издание. - С.Петербург, 2000.

28. Васильева Т.Г, Деловое общение. – М., 1993.

29. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб., 2001.

30. Волков Ю.Г. Театрализованная песня. – М., 1995.

31. Воспитательная система класса. /Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998.

32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996.

33. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – С.-Пб.: Союз, 1997. – с 91.

34. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. М.: Лабиринт, 1997. – с. 413, - М., Искусство, 1965.

35. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – С. – Пб.: Речь, 2001. – с. 346. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

36. Грачева Л.В. «Воспитание чувств / Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. - СПб., 1992. - с.131.

37. Гришина М.В. подготовка фигуристов: основы управления. – М., 1986.

38. Гойсман А.Л. Психология: личность, творчество, регуляция состояний (учебник для театральных вузов). – М., 1993.

39. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. – М., 1993.

40. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: Владос, 2004.

41. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

42. Данилов М.А. Дидактика. - М.. 1987.

43. Дополнительное образование детей – факторов развитии творческой личности // Тезисы и материалы Всероссийской научно–практической конференции. – СПб.1998.

44. Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. – М., 1984.

45. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студий, учреждений сред. проф.образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

46. Ершов П.М. Технология актѐрского искусства. – М., 1992.

47. Жирнова. Учебно-воспитательная работа в коллектива художественной самодеятельности. -1981.

48.Жарков А.Д. Технология культурно–досуговой деятельности. – М., 1999.

49.Закон Российской Федерации «Об образовании». – М. 1992.

50.Зайцев И. Средства театра. //Премьеры Товстоногова. – М., 1994

51.Замятин Е.И. Психология творчества / Художественное творчество и психология. Сборник. – М., Наука, 1991, с. 158-162.

52.Захаров Р.В. Жизнь в танце. – М. 1982.

53.Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М. 1987.

54.Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М. 1989.

55.Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. – М., 1999.

56.Зверева В.М, Организационно–педагогическая деятельность руководителя школы. – М., 1997.

57.Зотов Н.А. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления. - М.: Знание, 1981.

58.Ильин Е.Н. Искусство общения. Педагогический опыт: поиск, проблемы, находки. – М., 1982.

59.Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История, теория, практика. – М.: Высшая школа, 1988.

60.Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. – М., 2000.

61.Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология // Катарсис. Альманах. – М. – 1994. - с. 84-116.

62.Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993.

63.Комментарий к Закону РФ «Об образовании» /Отв. ред. В. И. Шкатулла. – М., 1998.

64.Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. – М., 1990.

65.Колесников Н.А. Театр большой гимнастики. – М., 1981.

66.Крылова Н. В. Ребенок в пространстве культуры. – М.,1994.

67.Лебедев О. Е. Образование как фактор развития личности // Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб, 1998.

68.Лесникова Л.Н. Самодеятельный танцевальный коллектив. – Калинин, 1987.

69.Лилов А. Природа художественного творчества. – М.: Искусство, 1981. – с. 479.

70.Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., 1982.

71.Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Минск, 1986.

72.Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. – М., 1989.

73.Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учеб. пособие. – Самара: Изд-во Самар. госуд. акад. культуры и искусств, 2003.

74.Наварская Т.Б., Ивлиева Л.Д. Работа с самодеятельным коллективом. – Челябинск, 1983.

75.Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М., 1988.

76.Немеровский А. Пластическая выразительность актѐра. – М., 1989.

77.Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика. – М. 1988.

78.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. – М.. 1984.

79.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

80.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

81.Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности // Психологический журнал. – 1993. - №4. – с. 142–146.

82.Петровская Л.С. Компетентность в общении. Социально– психологический тренинг. – М., 1989.

83.Пиз А. Язык телодвижений. – Н.Новгород, 1992.

84.Подласый И.П. Педагогика. Книга 1. – М.: Владос, 2002.

85.Проблемы наследия в хореографическом искусстве. – М., 1992.

86.Пруттке М. Оружие артиста «Советский балет» №3, 1986, с.59.

87.Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003.

88.Пуртова П.В., Беликов А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.

89.Пуртова Г.В., Гаврилина Н.Г. Основные принципы организации учебно- воспитательной работы в коллективе бального танца. – М.,1986.

90.Разумовский В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. – М., 1985.

91.Ремез О.Я. Актѐр учится, репетирует, играет. – М., 1987.

92.Розовский М. Превращение. – М., 1983.

93.Руднева С.Д., Пасынкова Н.Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. – 1982. - №3. – с. 84–92.

94.Рутберг И. Пантомима. Движение и образ. – М., 1981.

95.Сафьянова В.И. Этика общения. – М., 1990.

96.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984, с. 117-134.

97.Скитневский В.Л. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре. – Л., 1989.

98.Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – М., 1990.

99.Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. – М. 1986.

100.Снелл Ф. Деловое общение. – М., 1990.

101.Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. – М., 1995.

102.Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

103.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.

104.Томсон П. Самоучитель общения. – СПБ., 2002.

105.Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М., 1993.

106.Шакуров Р.Х. Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.

107.Широков В.В. Выразительные движения младших школьников под музыку: Методические рекомендации / Балашов, Гос. Пединститут. – Балашов, 1991. – с. 13.

108. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник РГУ. – 1996. - вып.1, ч.1. - с. 327-348.

109.Щебетенко А.И. Использование психологических наблюдений в работе руководителя художественной самодеятельности. – М. 1987.

110.Щуркова Н.Е., Питюнов В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.

111.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.

112.Щуркова Н.Е. Классное руководство: (теория, методика, технология). – М., 2000.