Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. Специальная психология.

"Психическое развитие детей в норме и патологии"  Коломинский Я.Л., Панько Е. А., Игумнов С.А. - СПб.:Питер, 1-е издание, 2004 год, 480 стр. Отрывок, Оглавление

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

 Содержание

Предисловие

Часть I. Общие закономерности психического развития ребенка

Глава 1. Предмет и история детской психологии

§ 1. Предмет детской психологии

§ 2. Связь детской психологии с другими науками

§ 3. История детской психологии Вопросы для повторения

Глава 2. Методы детской психологии

§ 1. Методологические принципы изучения психологии ребенка

§ 2. Основные пути исследования в детской психологии

§ 3. Планирование и построение исследования

§ 4. Методы изучения психики ребенка

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 3. Основные закономерности психического развития ребенка

§ 1. Биогенетические и социогенетические концепции психического развития

§ 2. Влияние среды на психическое развитие ребенка

§ 3. Наследственные особенности, прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития

§ 4. Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта

§ 5. Движущие силы развития и возрастная периодизация

§ 6. Исторический характер возрастной периодизации.

Акселерация

Вопросы для повторения

Практическое задание

Часть II. Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Глава 4. Психологические особенности ребенка первого года жизни

§ 1. Период новорожденности

§ 2. Развитие в младенческом возрасте

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 5. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

§ 1. Овладение ходьбой и ее значение в развитии ребенка

§ 2. Деятельность дошкольника

§ 3. Развитие речи

§ 4. Предпосылки развития личности в раннем детстве

Вопросы для повторения

Практические задания

Часть III. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Глава 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

§ 1. Теории игровой деятельности

§ 2. Развитие игры

§ 3. Взаимоотношения между детьми в игре

§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности ребенка

§ 5. Значение игры для психического развития ребенка

§ 6. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 7. Художественная деятельность ребенка

§ 1. Рисование ребенка

§ 2. Изобразительная деятельность ребенка как показатель уровня его психического развития

§ 3. Стадии развития детского рисунка

§ 4. Рисунок — отражение особенностей личности и отношений ребенка и подростка

§ 5. Рисунок семьи как средство диагностики внутрисемейных взаимоотношений

§ 6. Музыкальная деятельность ребенка

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 8. Психологическая подготовка детей к труду и особенности их трудовой деятельности

§ 1. Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности

§ 2. Становление собственно трудовой деятельности детей

§ 3. Формирование представлений детей о труде взрослых

§ 4. Влияние трудовой деятельности ребенка на его психическое развитие

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 9. Учебная деятельность ребенка

§ 1. Общая характеристика учебной деятельности в детском возрасте

§ 2. Предпосылки формирования учебной деятельности у дошкольников

§ 3. Условия развития учебной деятельности в детском возрасте

§ 4. Основные уровни развития учебной деятельности детей

Вопросы для повторения

Практические задания

Часть IV. Развитие познавательных процессов ребенка

Глава 10. Развитие ощущений и восприятия ребенка

§ 1. Психологические основы системы сенсорного воспитания

§ 2. Развитие основных видов чувственного восприятия

§ 3. Восприятие пространства

§ 4. Ориентировка во времени

§ 5. Восприятие ребенком художественных произведений

§ 6. Восприятие человека детьми различного возраста

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 11. Развитие внимания у детей

§ 1. Развитие внимания у детей раннего возраста

§ 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

§ 3. Пути и средства организации и поддержания внимания детей

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 12. Развитие памяти в детском возрасте

§ 1. Особенности памяти ребенка в раннем возрасте

§ 2. Развитие памяти в дошкольном и младшем школьном возрасте

§ 3. Психологические приемы развития памяти у детей

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 13. Мышление у детей: основные этапы развития

§ 1. Возрастные психологические новообразования в сфере мышления

§ 2. Наглядно-действенное мышление

§ 3. Наглядно-образное мышление

§ 4. Словесно-логическое мышление

§ 5. Психолого-педагогические методы развития мышления у детей Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 14. Становление речи у детей

§ 1. Развитие словаря и грамматического строя речи

§ 2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи

§ 3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова

§ 4. Развитие планирующей функции речи

§ 5. Развитие речи у детей как средства коммуникации

§ 6. Усвоение грамоты в процессе обучения

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 15. Развитие воображения

§ 1. Характеристика образов воображения ребенка

§ 2. Развитие творческого воображения в детском возрасте

§ 3. Некоторые индивидуальные особенности воображения ребенка

§ 4. Формирование воображения ребенка

Вопросы для повторения

Практические задания

Часть V. Развитие личности ребенка

Глава 16. Условия развития личности ребенка

§ 1. Общение как важный фактор развития личности

§ 2. Влияние семейной микросреды на развитие личности ребенка

§ 3. Ребенок и «детское общество»

§ 4. Влияние взрослого на формирование личности ребенка

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 17. Развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка

§ 1. Самосознание в раннем возрасте

§ 2. Развитие самосознания и самооценки в детском возрасте

§ 3. Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка

§ 4. Развитие мотивационной сферы ребенка

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 18. Эмоции и чувства ребенка

§1. Общие закономерности развития эмоций и чувств в онтогенезе

§ 2. Личностный аспект развития эмоций и чувств

§ 3. Развитие высших чувств у детей

§ 4. Условия развития эмоций и чувств у детей

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 19. Развитие волевой сферы ребенка

§1. Особенности развития произвольных движений

§ 2. Становление этапов волевого действия у детей дошкольного и младшего школьного возраста

§ 3. Личностный аспект развития воли Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 20. Развитие способностей ребенка

§ 1. Развитие познавательных способностей ребенка

§ 2. Развитие практических способностей

§ 3. Развитие специальных способностей ребенка

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 21. Проявление темперамента и его развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста

§ 1. Общие проявления темперамента у детей

§ 2. Развертывание темперамента в детском возрасте

§ 3. Характеристика детей разных типов темперамента

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 22. Психологическая готовность ребенка к школе

§ 1. Требования к детям, поступающим в школу

§ 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе

§ 3. Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе

§ 4. Волевая готовность ребенка к школе

§ 5. Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 23. Психология личности и деятельности воспитателя детского сада

§ 1. Профессионально важные психологические качества воспитателя

§ 2. Характеристика деятельности воспитателя детского сада

§ 3. Педагогическое общение воспитателя

Вопросы для повторения

Практические задания

Глава 24. Психология подросткового возраста

§ 1. Психологические особенности подростков

§ 2. Половозрастные и индивидуально-типологические особенности подростков

§ 3. Типология ситуационно-личностных реакций, проявляющихся в подростковом возрасте

Вопросы для повторения

Глава 25. Особенности характера у подростков

§ 1. Формирование представлений об особенностях характера у подростков

§ 2. Типология акцентуаций характера

Вопросы для повторения

Глава 26. Экспериментально-психологические методы в изучении межличностных взаимоотношений

§ 1. Что измеряет социометрический опыт?

§ 2. Критерии выбора.

Подготовка и проведение экспериментов

§ 3. Способы обработки результатов социометрических экспериментов

§ 4. Аутосоциометрические методы

§ 5. Ретроспективная аутосоциометрия

§ 6. Представление и обработка аутосоциометрических экспериментов

§ 7. Изучение ценностно-ориентационного единства.

Референтометрия

Приложения

Приложение 1. Некоторые показатели психического и физического развития детей раннего возраста

Приложение 2. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания)

Приложение 3. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Приложение 4. Методика «Несуществующее животное»

Приложение 5. Тренинг общения в детском возрасте (С. А. Игумнов)

Приложение 6. Групповая психотерапия подростков с проблемным поведением (С. А. Игумнов, Т. А. Емельянцева)

Приложение 7. Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксации

Литература

Предметный указатель

 

P.S.

Рекомендуем:

Процессы: восприятия, внимания, мышления и воображения у дошкольников

В предлагаемом пособии “Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников” Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов — памяти, внимания, мышления и воображения — у детей 4-7 лет. Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет подборка игрового материала: подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно-ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.

 

Психология обучение: мотивация, память, внимание, мышление, интеллект

Книга «Психология обучения без огорчения: Книга для начинающего учителя» Майер Р. В. написана для того, чтобы обратить внимание начинающих учителей на важный аспект их деятельности — психологическую сторону обучения. Учитель работает с детьми и должен учитывать их физиологические особенности и психологические закономерности.

 

Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет

В I части мы описали особенности развития психических процессов, снабдив описание таблицами, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей определенного возраста. За критерий отбора мы приняли легко фиксируемые показатели, а именно — поведение детей.

После описания каждого психического процесса приведены игры по развитию детей. Это позволит строить индивидуальную программу занятий с ребенком в зависимости от его особенностей. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Во II части приведены основные показатели физического развития детей. Со временем показатели физического развития перестают играть столь важную роль в формировании здоровой психики ребенка, но в возрасте до 5-ти лет они так же важны, как и показатели психического развития детей. Своевременно выявленные отклонения можно скорректировать специальными упражнениями, приведенными в этой части книги.

Специальная глава посвящена организации физической безопасности ребенка. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так и развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, физически безопасная среда сохранит здоровье вашего ребенка. А перечень рекомендуемых игрушек и пособий поможет взрослым лучше сориентироваться в современных игрушках и подобрать только полезные и соответствующие возрасту игры.

 

Воображение дошкольника

 

Пахальян В.: Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей психологических факультетов классических университетов, педагогических университетов и институтов. Материалы, представленные в данном пособии, дают возможность осуществлять профессиональную подготовку по специальностям психологического профиля, прежде всего, в рамках учебной дисциплины "Психология развития и возрастная психология", а также "Педагогическая психология".

 

Детская психодиагностика: готовность к школе и школьная зрелость

В методических указаниях по проведению психологического обследование детей-дошкольников на предмет определения готовности к школе представлены методики диагностики основных компонентов школьной зрелости ребенка. Особое внимание уделено методике составления психологического заключения по итогам обследования, а также даны некоторые рекомендации по повышению уровня готовности ребенка к обучению в школе.

 

- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития

Пособие разработанно по заказу Министерства образования РФ. В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены программы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений. Программы построены на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования, прошли многолетнюю апробацию.

 

- "Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция" Мастюкова Е.М. – М..: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил

Оглавление

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

РОЛЬ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ОСОБЕННОСТИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АНОМАЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

СЕНСОРНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

ЧТО ТАКОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНЫМИ АНОМАЛИЯМИ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С МОТОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РАННЯЯ СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ДЦП

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ОБЩЕНИЯ

 

-  "Психическое развитие ребенка" Баллон А. - М., «Просвещение», 1967. (Акад. пед. наук СССР).

В книге виднейшего прогрессивного французского психолога Анри Баллона дается анализ проблемы изучения психики ребенка, раскрывается ряд противоречивых сторон и условий психическо¬го развития. Особое внимание уделяется влиянию взрослых на психическое развитие ребенка, социальному окружению ребенка, условиям его жизни, а также анализу игровой деятельности детей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

О диалектической концепции онтогенетического раз¬вития. Л. И. Анцыферова .......... 3

Предисловие автора .............. 15

Часть первая. Детство и его изучение Глава первая. Ребенок и взрослый ...... 19

Глава вторая. Как изучать ребенка? ...... 24

Глава третья. Факторы психического развития ребенка .................: 38

Часть вторая. Деятельность ребенка и его умственное развитие

Глава первая. Действие и эффект ...... 49

Глава вторая. Игра ............ 58

Глава третья. Дисциплинированность психической деятельности .............. 74

Глава четвертая. Функциональные чередования 95

Часть третья. Функциональные уровни

Глава первая. Функциональные области. Стадии и тины .................. 112

Глава вторая. Аффективность ........ 116

Глава третья. Двигательный акт ....... 125

Глава четвертая. Познание ......... 151

Глава пятая. Личность ......... 179

Заключение. Последовательные периоды детства .. 188

 

-  Веракса А.Н.: Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет.

В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики ребенка 5-7 лет. Книга содержит описание методик и методических приемов работы с дошкольниками, правила обработки полученных данных и составления на их основе комплексного психологического портрета ребенка. Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 

- "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов." Забрамная С. Д. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.— 112 с.—

В учебнике рассматриваются вопросы организации и содержания работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). Главное внимание уделено комплектованию специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта.

Предназначен студентам дефектологических факультетов педвузов, может быть интересен педагогам дошкольных и школьных учреждений, а также членам ПМПК.

2-е издание (1-е издание вышло в 1988 г. под названием «Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения») дополнено материалом, отражающим изменения в системе комплектования специальных учреждений в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора ……….3

Глава I. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний ……….4

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости …….4

§ 2. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний ……8

Глава II. Из истории развития методов выявления умственной отсталости ……13

§ 1. Разработка методов выявления умственной отсталости детей за рубежом (до середины XX в.) …………13

§ 2. Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом …...16

§ 3. Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России ……….21

Глава III. Современная теория и практика выявления нарушений умственного развития детей и комплектование для них специальных (коррекционных) учреждений в России ...26

§ 1. Принципы комплектования специальных учреждений.………26

§ 2. Организация и содержание работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) …………28

§ 3. Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития …………34

§ 4. Организация и содержание работы по комплектованию специальных детских садов для детей с нарушениями интеллекта ………39

§ 5. Организация и содержание работы по комплектованию специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта ………47

§ 6. Организация и содержание работы по комплектованию домов-интернатов для детей с глубокими нарушениями интеллекта (имбецилов) ………51

§ 7. Пути изучения детей, дополняющие работу психолого-медико-педагогических консультаций ………56

§ 8. Изучение детей после обследования их в психолого-медико-педагогических консультациях ……….62

 

- "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис." Забрамная С.Д. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

 

- "Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста)" Регуш Л. А. — СПб.: Речь, 2006 — 320 с.

В пособии дано подробное описание проблем психического развития, возникающих на разных этапах жизненного пути человека (от рождения до пожилого возраста). Задача данного пособия — обучить специалистов, работающих в сфере «человек—человек», или людей, берущих на себя роль воспитателей (например, родителей), видеть психологическую сущность проблемы, уметь предупредить ее возникновение, а столкнувшись с ней — проанализировать и разрешить.

Пособие предназначено для студентов педагогических и психологических факультетов, психологов, педагогов и других специалистов, интересующихся данной проблематикой.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........3

Глава 1. Понятие о проблемах психического развития........8

1.1. Характеристика психологической проблемы.......8

1.1.1. Факторы, обусловливающие проблемы психического развития.........11

1.1.2. Проблемы развития и возраст..........14

1.2. Классификация проблем психического развития..........19

1.3. Соотношение проблем и кризисов психического развития........22

1.3.1. Понятие о кризисе психического развития..........23

1.3.2. Виды кризисов..........25

1.3.3. Причины и механизмы протекания кризисов............26

1.3.4. Сравнение понятий «кризис развития» и «проблемы развития»..........27

1.4. Проблемы развития и события жизни..........28

1.5. Проблемы развития и время жизни..........32

1.6. Проблемы развития и социальная дифференциация общества..........34

Вопросы для диалога............40

Литература..............40

Задания для самоконтроля.......43

Глава 2. Предупреждение и разрешение проблем психического развития.........46

2.1. Прогнозирование и предупреждение проблем развития..............46

2.2. Пути разрешения проблем психического развития...........53

2.2.1. Выработка способов совладания с проблемами..... 53

2.2.2. Проектирование условий жизнедеятельности без проблем....... 58

2.2.3. Выработка человеком защитных механизмов..........60

Диссертационные исследования.........61

Литература................61

Глава 3. Проблемы развития и их обусловленность готовностью родителей иметь ребенка. Перинатальное развитие. Роды..........63

3.1. Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка до его зачатия.......63

3.2. Предупреждение проблем психического развития до родов.........65

3.3. Проблемы перинатального развития, родов. Новорожденный ребенок.......70

3.3.1. Перинатальное развитие.......70

3.3.2. Роды........71

3.3.3. Новорожденный ребенок (от 0 до 1 мес.).......73

Диссертационные исследования...........78

Литература..........79

Вопросы для диалога...........80

Задания для самоконтроля ...........80

Глава 4. Проблемы развития ребенка младенческого (грудного) возраста (1 месяц — 1 год)....82

4.1. Отставание в развитии от возрастной нормы.....82

4.2. Недоверие, закрытость в противовес доверию (привязанности) 85

4.3. Отрицательные эмоциональные переживания, страхи.......89

4.4. Отсутствие возможности реализации спонтанной активности.....91

Диссертационные исследования.....93

Литература.......93

Задания для самоконтроля.........95

Глава 5. Проблемы психического развития дошкольника.....97

5.1. Проблемы психического развития преддошкольника (1—3 года)........97

5.1.1. Страх и тревога в раннем детстве....... 98

5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда и сомнения........100

5.1.3. Притязание на признание и внимание.......102

5.2. Проблемы психического развития дошкольника (3—6 лет)........106

5.2.1. Проблемы в развитии познавательной деятельности.......107

5.2.2. Агрессия и агрессивное поведение......108

5.2.3. Инициатива против чувства вины........112

5.2.4. Страхи дошкольника.......114

5.2.5. Трудности понимания эмоций других и регуляции своих эмоциональных переживаний ... 117

Диссертационные исследования.......121

Литература.......122

Задания для самоконтроля........124

Пример выполнения самостоятельной работы......125

Глава 6. Проблемы психического развития в младшем школьном возрасте (7—10 лет)....129

6.1. Трудности освоения учебной деятельности.....129

6.2. Сложности адаптации к новой социальной ситуации.........134

6.3. Эмоциональное неблагополучие (страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, наказания, тревожность, плохое настроение, агрессия).......140

Диссертационные исследования.......147

Литература........149

Задания для самоконтроля..........150

Примеры выполнения самостоятельной работы......151

Глава 7. Проблемы психического развития в подростковый период (11—17 лет).....158

7.1. Проблемы в учебной, познавательной деятельности........159

7.2. Ответственность— несформированность ответственности .... 163

7.3. Взаимоотношения в семье.......166

7.4. Самопознание, самоотношение и принятие себя.......176

7.5. Взаимоотношения со сверстниками.......178

7.6. Проблемы в эмоциональной сфере......181

7.6.1. Проблемы, связанные с сексуальными переживаниями.........181

7.6.2. Переживание агрессии............186

7.7. Способы разрешения проблем подростками........188

Диссертационные исследования........193

Литература..........195

Задания для самоконтроля...........197

Примеры выполнения самостоятельной работы.......199

Глава 8. Проблемы психического развития в юношеском возрасте (17-20 лет)........206

8.1. Проблемы социального и профессионального самоопределения.........207

8.2. Идентификации и смешение ролей как проблема психического развития........211

8.3. Проблемы, связанные с эмоциональными переживаниями........216

8.4. Проблемы во взаимоотношениях с родителями (кризис авторитетов)........221

Диссертационные исследования..........223

Литература.....224

Задания для самоконтроля...........225

Примеры выполнения самостоятельной работы........227

Глава 9. Проблемы психического развития в период зрелости......232

9.1. Проблемы психического развития в первый период зрелости..........232

9.1.1. Близость против изоляции.........232

9.1.2. Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности..........239

9.1.3. Освоение профессии и профессионализация.........242

9.1.4. Проблемы личностного развития.......247

9.1.5. Проблемы в семье и ее развитие..........248

9.2. Проблемы психического развития во второй период зрелости .... 254

9.2.1. Генеративность против стагнации........255

9.2.2. Психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью ....256

9.2.3. Взаимоотношения в семье.........259

Диссертационные исследования...........261

Литература......262

Задания для самоконтроля.......264

Примеры выполнения самостоятельной работы......266

Глава 10. Психологические проблемы в пожилом возрасте......271

10.1. Целостность против отчаяния.........271

10.2. Перестройка самоотношения............275

10.3. Отношения с родственниками...........278

10.4. Потеря социальной активности (отсутствие четкого жизненного ритма, одиночество)........282

10.5. Утрата смысла жизни, страх смерти........285

Диссертационные исследования.........290

Литература.......290

Задания для самоконтроля..........292

Примеры выполнения самостоятельной работы.......293

Приложения ........297

Приложение 1. Программа дисциплины: «Проблемы психического развития человека в разные возрастные периоды»......297

Приложение 2. Технологическая карта оценивания результатов усвоения курса......311

 

- "Психологическая диагностика в работе практического психолога" Чупров Л.Ф.// Вестник практической психологии образования. 2009. №3. – C. 111-115

Освещены роль и значение психодиагностики в деятельности практического психолога, рассмотрены основы психологической диагностики, ее методы, принципы, представлена схема психодиагностического исследования, раскрываются особенности каждого его этапа.

Фрагмент статьи

Психологическая диагностика как один из основных видов деятельности практического психолога занимает довольно значительное место в его работе. Без нее не могут быть осуществлены должным образом ни психопрофилактика, ни психотерапия, ни консультирование, ни экспертиза, ни проверка эффективности педагогического и лечебного процесса. Психодиагностика требуется в ситуациях уточнения структуры нарушений развития и учебной деятельности детей, дифференциальной диагностики психических заболеваний, обоснования путей эффективного коррекционно-воспитательного воздействия и т. п.

К сожалению, до сих пор в практике работы психолога существует мнение, что психологической диагностикой может заниматься каждый, умеющий читать [13]. Это свидетельство того, что практическая психология заняла теперешние позиции, не обеспечив себе необходимых теоретических тылов. Многочисленные научные и дискуссионные публикации по психологической диагностике ограничиваются, как правило, лишь тремя вопросами: 1) изучение истории психологической диагностики; 2) разработка технологии психодиагностики (методики психологического исследования) и 3) критика тестирования (психометрии). Но не сужается ли этим предмет и задачи дисциплины, призванной определять все нюансы происходящего в человеческой психике? Всем понятно, что «чтением» ЭКГ врачом-кардиологом и манипулированием с молотком А. А. Смолянова врачом-невропатологом не огранивается их диагностическое искусство. Полноценным врачом не станешь, даже основательно изучив теорию медицины, проштудировав историю медицины и здравоохранения, медицинскую технику и технологию ухода за больными вкупе с описанием казуистики ошибок клинической практики. Все равно останется неполным представление о том, что происходит в организме человека в норме и при болезни. Студенту-медику необходимо умение определять, распознавать и фиксировать некие знаки, свидетельствующие об этом, т. е. постигнуть секреты диагностического мастерства. В человеческом организме сложны процессы, происходящие в «soma», не менее сложны и явления его «psyche» и понять происходящее в ней тоже непросто.

 

- "Психологическая диагностика в работе практического психолога (окончание)" Чупров Л.Ф. // Вестник практической психологии образования. 2009. №4. – C. 124-127

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №3 за 2009 год.

Фрагмент статьи

Экспериментально-диагностическая работа

Эта часть исследования субъекта психологом имеет в клинической практике определение «status praesens» — «состояние в настоящее время», выявляемое и фиксируемое приемами и техниками объективного исследования. Она включает в себя несколько этапов.

Собственно диагностическое исследование

Особенностью этого этапа является то, что использование психологических методик диагностики, их подбор продиктованы требованиями диагностического алгоритма, а порядок их использования — текущим состоянием обследуемого. Исследование детей целесообразно начинать с применения более красочных и легких для восприятия методик. В случае выявления первых признаков утомления испытуемого обследование следует прекратить и перенести на другой день.

Психолог на этом этапе не пассивен. Он не только контролирует правильность выполнения задания, фиксирует промежуточные итоги, но и наблюдает за обследуемым субъектом. В ходе такого наблюдения психологическая картина происходящего пополняется данными о стратегии и способе выполнения задания испытуемым, о его восприимчивости к помощи, умении находить и исправлять допущенные ошибки. При хорошем темпе работы обследуемого, его заинтересованности в процедуре этот этап может плавно переходить в следующий. При аппаратном (компьютерном) исследовании или в ситуации, требующей исключения фактора первого впечатления об обследуемом субъекте (в патопсихологическом исследовании, в судебно-психологической экспертизе) — это отдельный этап с четко очерченной границей. В большинстве же случаев процесс переходит на следующий этап.

Литература

Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А.А. Бодалева. — Л.: ЛГУ, 1976. — С. 12—36.

Большой толковый психологический словарь / А. Ребер (Penguin); Т 1 (А—О). — М.: Вече, ФСЕ, 2000. — 592 с.

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Предисловие // Шульте Р. Практика экспериментальной психологии, педагогики и психотехники. — М.: Вопросы труда, 1926. — С. 3—5.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6ти т. — Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983. — 388 с.

Кемпински А. Психопатология неврозов. — Варшава: Польское Медицинское издательство, 1975. — 400 с.

Логопедия / Л.С. Волкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. — М.: Просвещение, 1989. — 528 с.

Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста / Акимова М.К. и др. // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. — М., 1984. — С. 23—35.

Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: Учебно-методич. пособие. — Абакан: АГПИ, 1990. — 68 с.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1981. — 175 с.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — 215 с.

Степанов С. Прикладная педагогическая психология // Школьный психолог. — 2002, №35.

Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. — 2003, №1.

Чупров Л.Ф. Время рождения // Школьный психолог. — 2001, №16.

Чупров Л.Ф. Еще раз о психологической диагностике // Вопросы психологии. — 2001, №5. — С. 152—155.

Чупров Л.Ф. Закономерная дискуссия // Психологический журнал. — 1984, Т. 5, №2. — С. 121—122.

Чупров Л.Ф. Некоторые аспекты организации психологической службы в школе: Метод. пособие. Ч. I. — Абакан: АГПИ, 1992. — 57 с.

Чупров Л.Ф. Тернистый путь практической психологии образования // Психологическая газета (ИМАТОН). — 2000, №6. — С. 13—15.

Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 528 с.

 

- "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ».Учебно-методическое пособие." ПЕШКОВА В.Е. - Адыгейский государственный университет, МАЙКОП, 2010 - 98 с.

 

- "Специальная педагогика. Методические рекомендации к выполнению заданий по курсу." Петров А.В. - Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 10 с.

В пособии приведены методические рекомендации для студентов очного отделения к выполнению заданий по курсу "Специальная педагогика"

5. Литература:

1. Альтернативные модели воспитания. C.А.Расчетина и др.- Новгород, 1995.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Уч. для студентов средн. и высш. уч. заведений. \Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская.– М.: Изд.центр «Академия», 2001.– 248с.

3. Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. \\ Педагогика, № 1, 1999. – стр. 50 –55.

4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. уч. заведения: Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Изд.центр «Академия», 1999. - 280 с.

5. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996

7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебн. посо- бие для студ выссш. уч. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 216 с.

8. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. \\ Народное образование. - № 1, 2002, стр. 111 - 122

9. Леви В. Нестандартный ребенок.

10.Мария Монтессори: от лечебной педагогики к воспитанию чувств. Учебные мате- риалы / Звяглова М.В., Певзнер М.Н., Петров А.В. - Новгород: НовГУ, 1999. - 83 с.

11.Методы педагогических исследований (лекции для студентов). - М.,1986.

12.Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М., 1993. - 168 с.

13.Мария Монтессори: от лечебной педагогики к воспитанию чувств. / Методические рекомендации. Авт.сост. Звяглова М.В., Певзнер М.Н., Петров А.В. - Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. - 83 с.

14.Петров А.В. Игровая терапия мануального аспекта деятельности ребенка. В сб. Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Выпуск 2 / Сост. Орлов О.С. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - с. 73 - 77.

15.Петров А.В. Педагогическая организация мануального аспекта игровой деятельности ребенка. – Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 1998.-33с.

16.Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Методическое пособие. – В.Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.

17.Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе (для администрации школ, педагогов, и школьных психологов). Книга 1. – Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 118 с.

18.Специальная педагогика. Учебное пособие для студентов высш.пед. уч. заведений\Под ред. Н.М.Назаровой. – М.:Изд. центр «Академия»,2001. – 400с.

19.Сорока-Россинский В.Н. Педагогические сочинения.-М.: Пед-ка, 1991.-240с.

20.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педа- гогика, 1989. - 208 с.

21.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

22.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

 

- "Специальная психология : учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология" автор-составитель Е.А. Зоткина. - Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. - 212 с. САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Учебно-методический комплекс предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов психологического факультета.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методические рекомендации студенту по освоению учебной дисциплины «Специальная психология» и работе с пособием 5

2. Аннотация курса 7

2.1. Цели и задачи изучения дисциплины 7

2.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины 7

2.3. Связь с предшествующими дисциплинами 8

2.4. Связь с последующими дисциплинами 8

3. Программа дисциплины «Специальная психология» 9

3.1. Лекционный курс 9

Раздел 1. Введение в специальную психологию 9

Раздел 2. Дети с нарушениями в развитии 9

Раздел 3. Особенности и виды отклоняющегося развития 10

Раздел 4. Психологические особенности детей с нарушениями анализаторных систем и речи 10

Раздел 5. Дети с нарушениями интеллектуального развития 13

Раздел 6. Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой психического развития 14

Раздел 7. Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Искаженное психическое развитие 15

Раздел 8. Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие 15

Раздел 9. Особенности психического развития детей с трудностями в обучении 16

Раздел 10. Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями 17

Раздел 11. Особенности организации коррекционно-восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе 17

3.2. Темы контрольных работ 18

4. Академический календарь 20

5. Конспекты лекций по специальной психологии 21

Тема 1. Предмет и задачи курса. Теоретические и методологические основы специальной психологии 21

Тема 2. Дети с нарушениями в развитии 21

Тема 3. Особенности и виды отклоняющегося развития 23

Тема 4. Психологические особенности детей с нарушениями анализаторных систем и речи 31

Тема 5. Дети с нарушениями интеллектуального развития 94

Тема 6. Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой психического развития 115

Тема 7. Психологические особенности детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Искаженное психическое развитие 124

Тема 8. Психологические особенности детей с поведенческими нарушениями. Дисгармоническое развитие 141

Тема 9. Особенности психического развития детей с трудностями в обучении 142

Тема 10. Психологические особенности детей со сложными (комбинированными) нарушениями 153

Тема 11. Особенности организации коррекционно-восстановительного обучения и воспитания детей с нарушениями сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Роль семьи в коррекционно-восстановительной работе 167

6. Литература 173

Учебники и учебные пособия 173

Дополнительная литература 174

7. Информационные ресурсы Интернета 182

8. Семинарские занятия по дисциплине «Специальная психология» 187

9. Тестовые задания проверки знаний по «Специальной психологии»  206

10. Сведения об авторе: 211

 

- "Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития (учебное пособие к вводной части курса ДПП.Ф.12"Психолого-педагогическая коррекция")" Н. А. Деревянкина - ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2003.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности "Психология", "Дефектология", психологов до-школьных образовательных учреждений, дефектологов, а также для всех, интересующихся проблемами нарушения развития в детском возрасте.