"Педагогическая психология: Хрестоматия" / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина — СПб.: Питер, 2006. — 412 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия»).

(на books.google.ru)

В хрестоматию по педагогической психологии включены работы, тексты которых в настоящее время стали труднодоступными. Тем не менее проблемы, рассматриваемые в них, и сегодня остаются актуальными. Основная цель, которую преследовали составители при отборе статей, — способствовать профессиональному становлению будущих преподавателей и воспитателей, педагогов- психологов. Данное издание может быть полезно также работающим учителям для повышения их компетентности. Хрестоматия составлена в соответствии с Государственным стандартом для педагогических вузов по учебной дисциплине «Педагогическая психология».

Содержание

Предисловие 5

Часть 1. Психология обучения

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) 16

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования 28

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии ... 33

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка 39

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Примерная программа психологического изучения учителем мотивации учения школьников 45

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться 57

Фридман Л. М, Кулагина И. Ю. Мотивация учения 62

Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Беспомощное обучение и обученная беспомощность 66

Волков К. Н. Возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости школьников 76

Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети 86 Акимова М. К., Козлова В. Т. Педагогически запущенные дети 95

Акимова М. К., Козлова В. Т. Природные особенности ребенка и трудности учения 103

Клаус Г. Когнитивные стили 111

Клаус Г. Половые различия: мальчики и девочки 136

Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение 143

Безруких М. М, Ефимова С. П. Леворукий ребенок 165

Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах 180

Козлова И. Н. Психологические аспекты анализа урока . . 203

Часть 2. Психология воспитания

Рыбакова М. М. Педагогические ситуации и конфликты 214

Добрович А. Б. Прямые методы угашения конфликта .... 225

Добрович А. Б. Косвенные методы угашения конфликта (психокоррекция общения) 227

Славина Л. С. Возникновение «смыслового барьера» и способы его преодоления 232 Божович Л. И. Аффект неадекватности 241

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Школьная дезадаптация. Карта наблюдений Д. Стотта 243

Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков 260

Массен Г., Конгер Дж., Каган Дж., Хастон А. Поощрение и порицание 281

Леви В. Л. Аванс 284

Часть 3. Психология личности и деятельности учителя

Бернс Р. Ожидания учителя 292

Бернс Р. Я-концепция учителя 318

Бернс Р. Школьная организация и стиль преподавания 350

Маркова А. К. Психологический анализ труда учителя 364

Карандашев В. Н. Стиль педагогического общения 369

Что такое школьная психологическая служба 390

 

P.S.

Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, "Педагогика" Под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой

Ильин Е. П. Психология для педагогов

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика

Колот С.А., Бродецкая Т.Г., Азаркина А.В., Ясюк Т.В. Психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей

Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.

 

- "Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов." Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. — М.: Педа­ гогическое общество России, 2003. — 512 с.

Учебное пособие, написанное известными отечественными психо­логами, открывает перед читателями две научные дисциплины - возрастную и педагогическую психологию, объединенные единым замыслом ана­лиза тех вопросов и проблем, с которыми повседневно сталкивается учи­тель в своей профессиональной деятельности. В учебном пособии не толь­ко детально рассмотрены теоретические вопросы, но и даны практичес­кие задания и методики психологической диагностики по каждой теме.

Пособие предназначено для студентов педагогических специальнос­ тей всех форм обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов 3

Глава I. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

§ 1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии 5

§ 2. Методы возрастной и педагогической психологии 10

Литература 24

План-задание для самостоятельной работы 24

Глава II. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 29

§ 1. При чины и сущность психического развития ребенка в за рубежной психологии 29

§ 2. Проблемы психологии развития в отечественной науке 54

§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии 63

Литература 75

План-задание для самостоятельной работы 76

Глава III. ПСИХОЛОГИЯ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА 78

§ 1. Психология ребенка раннего возраста 78

§ 2. Пcихологическое развитие в дошкольном возрасте 83

§ 3. Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе 93

Литература 105

План-задание для самостоятельной работы 106

Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 122

§ 1. Личность младшего школьника 122

§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника 127

§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника 132

Литература 142

План-задание для с амостоятельной работы 143

Глава V. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 171

§ 1. Социальная ситуация развития : 171

§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 178

§ 3. Особенности учебной деятельности 186

§ 4. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого поведения школьников 191

Литература 194

План-задание для самостоятельной работы 195

Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ, СТАРЕНИЯ 219

§ 1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека 219

§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 230

§ 3. Психология взрослого человека 241

§ 4. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека 251

§ 5. Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста 257

Литература 272

План-задание для самостоятельной работы 273

Глава VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 285

§ 1. Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-педагогический процесс 285

§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 295

§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты 303

§ 4. Формирование учебных навыков и умений 308

§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей 311

§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся 319

Литература 326

План-задание для самостоятельной работы 329

Глава VIII. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 341

§ 1. Сущность и психологические механизмы воспитания в современных условиях 341

§ 2. Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема 356

§ 3. Некоторые вопросы психологии перевоспитания 363

Литература 371

План-задание для самостоятельной работы 373

Глава IX. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 394

§ 1. Психология чинности учителя 394

§ 2. Специфи ка педагогической деятельности и педагогического о бще н ия 409

§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя 430

§ 4. Ими дж педагога 441

Литература 448

План-задание для самостоятельной работы 451

Глава X. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 472

§ 1. Психологическая служба образования в России 472

§ 2. Основные направления и виды деятельности практического психолога системы образования 480

§ 3. Учитель и школьная психологическая служба 485

Литература 491

План-задание для самостоятельной работы 492

Приложение.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 509

 

- "Психоаналитическая педагогика" Фигдор Г. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. — 288 с.

Практическая ценность применения психоанализа в педагогике в наше время уже не требует доказательств, и она еще раз красочно продемонстрирована книгой, которую вы держите в руках. В ней рассматриваются разнообразные вопросы, с которыми мы сталкиваемся при работе с детьми, от повседневных — детские конфликты, детская агрессивность, помощь трудным подросткам, до специальных — ресоциализация условно осужденных подростков, работа с детьми, обучающимися в школах при больницах и их решение с точки зрения психоаналитической педагогики. Последняя часть книги посвящена организации психоаналитически-педагогической консультации, ее задачам, целям, этапам работы.

Книга адресована психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Содержание

Об авторе 4

Предисловие. Психоаналитическая педагогика (Д. Видра) 6

ЛОТТА ПЕРЕЕЗЖАЕТ

Детские конфликты в историях Астрид Линдгрен 44

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В ДЕТСКОМ САДУ 73

ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 85 ГЛУБИННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ 95

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА В БОЛЬНИЧНОЙ ШКОЛЕ 104

«Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ, НО Я ТЕБЕ ЭТОГО НЕ СКАЖУ»

О возможностях психоаналитической педагогики в работе с «трудными» детьми 119

МОЖЕТ ЛИ ШКОЛА ПОМОЧЬ?

К вопросу оказания поддержки условно осужденным подросткам 141

МЕЖДУ ИЛЛЮЗИЕЙ РАЗВОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА ВИНУ 161

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ 176

Заключение.

Новые возможности психоаналитической педагогики {Д. Видра) 247

Приложение. Шесть экскурсов в основные понятия психоаналитической теории 249

Примечания 273