Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Сибирский психологический журнал (специальный выпуск, посвященный 10-летнему юбилею кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета) № 25 2007 г.

Модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса в психолого-педагогическом сопровождении учащихся” Л.Г. Субботина (Кемерово)

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [6].

Сопровождение, по Н.Л. Коноваловой, понимается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. Основные принципы сопровождения трактуются автором следующим образом: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения [4].

Т.М. Чурекова под сопровождением понимает «...систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [8. С. 143].

Понятие «психологическое сопровождение» Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова рассматривают как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В основу работы с детьми положено сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение. Программы составляются таким образом, чтобы ими можно было варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять [1].

М.Р. Битянова видит «сопровождение» как «...движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [2. С. 7]. Автор определяет «сопровождение» как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [2]. В то же время она отмечает, и мы согласны с ее точкой зрения, что педагог был, есть и будет основной фигурой в школе. Психолог справится со своей школьной задачей только в том случае, если сможет установить прочный профессиональный контакт с педагогами школы, будет с ним тесно сотрудничать. Поэтому мы рассматриваем «психолого-педагогическое сопровождение», подчеркивая важность вклада как учителя, так и психолога в этот процесс.

Под «психолого-педагогическим сопровождением» учащихся мы понимаем систему профессиональной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса (психолог, учитель), направленную на создание социальных, психолого-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений Суть идеологии сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем ребенка, это можно осуществить в тесном взаимодействии психологов, учителей и родителей. Чтобы добиться результатов в работе с ребенком, зафиксировать и обеспечить дальнейшее развитие позитивных изменений, психолог, во-первых, должен подготовить учителя к психологически грамотному взаимодействию с ребенком, к поддержке; во-вторых, привлечь семью к сотрудничеству в решении учебных и личностных проблем ребенка. Просвещая родителей, психолог сопровождает их на пути родительского становления.

Взаимодействие учителя и педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении учащихся как субъектов воспитательно-образовательного процесса необходимо для повышения эффективности этого процесса: психолог может видеть в перспективе и проектировать индивидуальное психическое развитие детей, но конечный результат совместной работы зависит от учителя, так как именно он реализует психологические рекомендации.

Взаимодействие также может быть различным по форме и содержанию и зависит от степени включенности учителя и психолога в совместную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению учащихся.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами:

- "Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания" / Калинингр. ун-т; Сост. Н.В. Ковалева . -- Калининград, 1997.

- "Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений" / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной . -- М.: Издательский центр "Академия", 1998.