Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи

"Психология и психотерапия семьи" Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис - 4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 672 с. - (Мастера психологии).

Отрывок 

Аннотация:

В книге освещены основные психологические механизмы функционирования семьи - действие вертикальных и горизонтальных стрессоров, динамика семьи, структура семейных ролей, коммуникации в семье. Приведен обзор основных направлений и школ семейной психотерапии - психоаналитической, системной, конструктивной и других. Впервые авторами изложена оригинальная концепция "патологизирующего семейного наследования". Особый интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами.

 

Оглавление

Oт авторов.........................................................9

Предисловие к четвертому изданию...................................14

Предисловие к первому изданию......................................15

ВВЕДЕНИЕ........................................19

Что такое семейная психотерапия н кто такие семейные психотерапевты? ............20

ГЛАВА 1. Семья как источник психической травматизации личности ... 37

Современная семья и нарушения ее функционирования ...............38

Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество........................42

Стадии супружеских отношении ................................44

Нарушения жизнедеятельности семьи............................47

Семья как источник психической травмы ...........................51

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности..............53

«Семейная тревога»...........................................55

Семеймо обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение.......56

Чувство вины, связанное с семьей...............................58

Пути выявления семейио обусловленных пенхотравмпрующих состояний ..............59

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму .........60

ГЛАВА 2. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности........63

Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи......................61

Появление в семье психически больного. Структурно-функциональные особенности семей с психически больным ...........61

Основные направления развития семьи психически больного. «Водораздельная теория» .......71

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами.....80

Семья психически больного п здравоохранение. Модели взаимоотношений............83

Семья психически больного н здравоохранение. Модели взаимоотношений.............83

Современные программы помощи семье с психически больным......87

Основные формы помощи семье ................................89

Нарушение представлении членов семьи о семье и личности друг друга...................93

Представления членов семьи о своей семье .......................93

Пути развития внутреннего образа семьи........................108

Наивные семейные постулаты .................................117

Роль семейных постулатов ....................................118

Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье................135

Концепция репрезентативных систем. Современные представления .. 136

Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления (обзор работ отечественной психологической школы).........................149

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье ....................154

Нарушение межличностной коммуникации в семье..................161

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье ... 161

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации......167

Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье. Их выявление...............176

Нарушение механизмов интеграции семьи..........................181

Семья: ее структура и интеграция ..............................181

Семейные противоречия и их решение как механизм интеграции семьи ..............................190

Основные типы решения семейных проблем (реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения)................192

Механизмы семейной интеграции ..............................201

Семейные мифы.............................................231

Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи .... 235

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семенной психотерапии ...............248

Структура и возрастная динамика пяти наиболее часто встречающихся профилей личности ...............251

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования ... 259

ГЛАВА 3. Методы семейной диагностики. Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование........................273

Изучение семьи и диагностика се нарушении .......................274

Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семенной психотерапии .....................281

Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование ... 306

Техники семенной психотерапии...............................312

ГЛАВА 4. История развития семейной психотерапии: основные направления и методы...............................323

История развития семейной психотерапии .........................324

Школа Пало Алто ..............................................329

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия.....337

Семейная системная психотерапия ................................341

Теоретические положения.....................................341

Стратегическая семейная психотерапия ............................396

Теоретическое обоснование....................................398

Семейная коммуникативная психотерапия .........................401

Теоретическое обоснование....................................401

Техники семейной коммуникативной психотерапии...............403

Семейная психотерапия, основанная на опыте (Family experiential therapy)......................................404 Семенная психотерапия конструктов ..............................424

Семейная поведенческая психотерапия ............................430

Супружеская психотерапия ......................................433

Постмодернистская семейная психотерапия: модель аналитико-системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой........................................443

Семейное консультирование...................................447

ГЛАВА 5. Особенности семейной психотерапии в системе лечения и профилактики некоторых нервно-психических и психосоматических расстройств.......................451

Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах...............................452

Семейная психотерапия при шизофрении ..........................487

Семейная психотерапия при акцентуациях и расстройствах личности у подростков...................................................509

Определение степени отклонения характера с помощью ПДО при гипертимном, эпилептой дном, нстероидном и неустойчивом типах психопатий (при гнпертимном, инертно-импульсивном, демонстра-тивно-гиперкомпенсаторном н неустойчивом типах акцентуаций).............511

Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности (психопатиями) .....................524

Семейная психотерапия при зависимостях .........................528

Оценка эффективности модели краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии (МКБСГП).............................563

Заключение....................................................564

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................567

Методики изучения семьи в ходе семейной психотерапии.............568

Приложение 1. Методика «Семейно обусловленное состояние».........569

Приложение 2. Оирогнпк «Анализ семейной тревоги» (ACT) .........570

Приложение 3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)..................572

Приложение 4. Днагностико-психотерапевтпческая процедура «Наивная семейная психология» (HCI1)..............575

Приложение 5. Оирогнпк «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой..........................577

Приложение 6. Методика «Сенсорные предпочтения в семье» Н.Л. Васильевой.................580

Приложение 7. Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии»)..................581

Приложение 8. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВНР)....................587

Приложение 9. Методика «Нормативное сопротивление» (НС)........591

Приложение 10. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам.........593

Приложение 11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) ..........600

Опросник для родителей детей в возрасте 3 10 лет ...............600

Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года .... 605

Приложение 12. Бланк теста «Семейная социограмма»...............611

Summary ......................................................629

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................633

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................665

 

P.S.

Психология семейного воспитания. Семейная психотерапия

 

- "Психотерапия и психокоррекция детей и подростков" Игумнов С. А. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. — 112 с.

В предлагаемой читателю книге систематически изложены основные понятия и методики клинической психотерапии и психологической коррекции в детском возрасте. Рассмотрены особенности и возможности групповой, игровой, гипносуггестивной психотерапии в детском и подростковом возрасте, а также методы семейной психотерапии. Особое внимание обращено на кризисную психотерапию у подростков.

Книга удачно сочетает в себе популярность изложения сложных понятий современной психологии и психотерапии со строгой научностью и детальностью в описании конкретных психотерапевтических методик. Эта книга необходима не только врачам, психологам, педагогам, студентам медицинских и педагогических учебных заведений, но и широкой читательской аудитории, особенно родителям, которым небезразличны проблемы душевного здоровья и гармоничного личностного развития их детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 4

Глава 1. Слово — серебро...

Диагностическое интервью в клинической психотерапии 6

Глава 2. Вся наша жизнь — игра...

Ведущие направления игровой психотерапии 12

Глава 3. Трудно человеку, если он один...

Групповая психотерапия 18

Глава 4. Наведение транса...

Недирективные методы гипносуггестии и «направленного воображения» 36

Примеры методов гипнотизации детей 41

Глава 5. Все пройдет, как с вешних яблонь дым...

Гипноанальгезия в детском возрасте ....55

Глава 6. Мой дом — моя крепость! Семейная психотерапия и семейное консультирование 62

Глава 7. Сколько их упало в эту бездну...

Самоубийства у подростков и методы их предотвращения 75

Приложение 1

Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону-Эверли 96

Приложение 2

Рисунок семьи 101

Приложение 3

Краткий словарь психологических и медицинских терминов 103

Литература 107