Ильин Е. П. Психология для педагогов

"Психология для педагогов." Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2012. — 640 c.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов Особое внимание уделено психологическим сведениям. актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога». «Психология обучения», «Психология воспитания». «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога». В конце книги дано приложение, в котором имеются два раздела методики изучения особенностей деятельности и личности педагогов и методики изучения психологических особенностей воспитанников и учащихся. Издание содержит обширный список литературы, относящейся к данной проблематике.

 

Оглавление

Предисловие ...................................................... 9

Введение, или Зачем педагогу психологические знания .................12

Раздел первый

Психология деятельности педагога

Глава 1. Деятельность педагога......................................20

1.1. Педагогическая деятельность и ее структура ...................................20

1.2. Этапы педагогической деятельности...........................................21

1.3. Педагогические задачи и их решение...........................................22

1.4. Функции педагога.............................................................23

1.5. Формирование мотивов учебной деятельности.................................25

1.6. Создание адекватного педагогической задаче эмоционального фона.............27

1.7. Этапы организации учебной деятельности .....................................30

1.8. Изучение педагогом личностей учащихся......................................31

Глава 2. Педагогическое общение....................................33

2.1. Понятие «общение», его виды .................................................33

2.2. Характеристики педагогического общения.....................................34

2.3. Средства общения.............................................................38

2.4. Факторы, обусловливающие эффективность педагогического общения .........41

2.5. Умения педагога, влияющие на эффективность общения .......................47

2.6. Педагогический такт..........................................................49

2.7. Культура речи педагога........................................................50

2.8. Личностные особенности педагогов, затрудняющие общение с учащимися ......53

2.9. Общение и взаимоотношения учителей с родителями учащихся ................57

Глава 3. Установление взаимопонимания педагога и учащихся............60

3.1. Сущность взаимопонимания и этапы его установления.........................60

3.2. Восприятие педагогами учащихся и возникновение первою впечатления о них.....61

3.3. Изучение и понимание педагогом учеников....................................66

3.4. Особенности восприятия педагогов учащимися ................................70

3.5. Обеспечение педагогом понимания его учащимися.............................74

3.6. Сближение позиций педагога и учащихся......................................75

3.7. Установление взаимопонимания педагога и учащихся..........................76

3.8. Сотрудничество педагога с учащимися.........................................82

3.9. Типизация учащихся педагогами ..............................................83

Глава 4. Виды и формы воздействий педагога на учащихся...............84

4.1. Виды воздействий.............................................................84

4.2. Проявление внимания к учащемуся............................................85

4.3. Просьбы и требования педагога................................................85

4.4. Убеждение и внушение........................................................88

4.5. Разъяснение ..................................................................89

4.6. Принуждение.................................................................90

4.7. Оценка действий, поступков учащихся и успешности выполнения ими учебных заданий.........91

4.8. Поощрение....................................................................96

4.9. Наказание ....................................................................98

4.10. Использование юмора, шутки .............................................. 102

Глава 5. Поведение педагога в конфликтных ситуациях ................104

5.1. Конфликтные ситуации и конфликты........................................ 104

5.2. Причины возникновения конфликтов педагога с учащимися.................. 105

5.3. Условия, способствующие возникновению конфликтов ...................... 108

5.4. Фазы развития конфликта................................................... 109

5.5. Исходы конфликтных ситуаций ............................................. 110

5.6. Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации.............. 113

5.7. Педагогическое управление конфликтом между учащимися .................. 116

Раздел второй

Психология обучения и воспитания

Глава 6. Психологические основы обучения..........................118

6.1. Обучение и его психологические закономерности ............................ 119

6.2. Дидактические принципы................................................... 120

6.3. Психолого-педагогические характеристики учебного материала .............. 123

6.4. Виды обучающих воздействий............................................... 125

6.5. Контроль за деятельностью учащихся........................................ 126

6.6. Опрос учащихся и его психологические особенности ......................... 127

6.7. Отметка и ее психологическое воздействие................................... 129

6.8. Психологическая характеристика различных систем обучения................ 134

Глава 7. Психологические особенности активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ........145

7.1. Активизация познавательной деятельности учащихся........................ 145

7.2. Способы поддержания устойчивого внимания на уроке....................... 150

7.3. Невнимательность учащихся, ее причины и последствия ..................... 151

7.4. Организация эффективного восприятия учебного материала на уроке ........ 152

7.5. Организация условий для лучшего запоминания учебного материала учащимися......... 154

Раздел третий

Психология воспитания

Глава 8. Социально-психологические закономерности формирования коллектива и воспитания в нем учащихся ...............168

8.1. Понятие о социальной группе и коллективе.......................................168

8.2. Социальный статус учащихся в учебной группе...................................172

8.3. Стадии развития коллектива учащихся ...............................................179

8.4. Психологические особенности воспитания учащихся в коллективе ......................181

8.5. Общественное мнение ученического коллектива н психологические особенности его формирования...................184

Глава 9. Психологические аспекты формирования нравственности учащихся.............192

9.1. Что такое нравственность и нравственное воспитание........................ 192

9.2. Дисциплинированность как нравственное качество ............................ 193

9.3. Ответственность (чувство долга) ............................................ 196

9.4. Психолого-педагогические условия формирования нравственности........... 198

9.5. Этапы формирования нравственного поведения учащихся....................203

9.6. Смысловой барьер в воспитании.............................................204

9.7. Учет возрастных особенностей личности учащихся в процессе нравственного воспитания.....................207

9.8. Психология воспитания учащихся с отклоняющимся (девиантным) поведением ..........213

Глава 10. Психологические аспекты воспитания у учащихся стремления к самосовершенствованию.......217

10.1. Психологические особенности развития самостоятельности учащихся.......218

10.2. Формирование эталона (идеала)............................................222

10.3. Самопознание и самооценка как побудители самосовершенствования .......224

10.4. Этапы и средства самовоспитания подростков и старших школьников.......231

10.5. Возрастные особенности самовоспитания...................................236

10.6. Типичные ошибки самовоспитания.........................................237

Глава 11. Трудовое воспитание и профориентация учащихся............239

11.1. Воспитание положительного отношения к труду............................239

11.2. Самоопределение учащихся и выбор ими профессии ........................242

11.3. Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников.......245

11.4. Профессиональное самоопределение школьников разного пола..............246

11.5. Профориентационная работа учителя.......................................249

Раздел четвертый

Психологическая характеристика педагогов

Глава 12. Компоненты профессионального мастерства педагога..........253

12.1. Педагогическая направленность (призвание)................................253

12.2. Знания (эрудиция) педагога................................................255

12.3. Умения педагога...........................................................258

12.4. Способности н профессионально важные качества педагога .................261

12.5. Авторитет педагога.........................................................274

Глава 13. Индивидные и личностные особенности современных педагогов.....279

13.1. Особенности личности людей, избравших учительскую профессию..........279

13.2. Особенности мотивационной сферы педагогов..............................285

13.3. Особенности эмоциональной сферы педагогов..............................287

13.4. Стрессоустойчивость педагогов.............................................293

13.5. Агрессивность педагогов ...................................................293

13.6. Психофизиологические особенности учителей..............................296

13.7. Возможности использования некоторых тестов для профотбора педагогов........297

13.8. Психологические особенности педагогов-руководителей....................299

13.9. Имидж педагогов...........................................................305

Глава 14. Стилевые особенности педагогов...........................309

14.1. Стнли деятельности воспитателей детского сада ............................310

14.2. Стили деятельности учителей..............................................311

14.3. Стиль деятельности и свойства нервной системы и темперамента............317

14.4. Стили педагогического руководства и их восприятие учащимися............319

14.5. Стили педагогического общения............................................325

14.6. Психолого-педагогические особенности опроса учащихся учителями с различными стилями руководства............333

14.7. Особенности оценивания учащихся педагогами с разными стилями руководства....................334

14.8. Типы учителей.............................................................336

14.9. Гендерные различия деятельности и личности педагогов ....................340

Глава 15. Психологические аспекты становления профессионального мастерства педагога.............343

15.1. Этапы профессионального развития педагога...............................343

15.2. Различия между молодыми и опытными педагогами.........................345

15.3. Трудности в работе молодых учителей......................................351

15.4. Особенности продуктивных и непродуктивных педагогов...................354

15.5. Психологические особенности преподавателей вузов разного уровня мастерства.............360

15.6. Критерии оценки педагогического мастерства...............................365

 

P.S.

Колот С.А., Бродецкая Т.Г., Азаркина А.В., Ясюк Т.В. Психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей

Лефрансуа Ги. Психология для учителя. Прикладная педагогическая психология.

Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, "Педагогика" Под ред.: Л.А.Регуш, А.В.Орловой

Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. — Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика

 

- "Психология. Учебное пособие" Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева // Под ред. д-ра псих. наук Н.Б. Трофимовой – Воронеж. ВГПУ, 2012 - 192 с."

Учебное пособие раскрывает вопросы основных разделов психологии, соответствующих содержанию учебных дисциплин: «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология». Представлен теоретический материал по данным дисциплинам, приведены контрольные вопросы по темам изучения, имеется список литературы по каждой теме, предложен список основных понятий. Разработаны вопросы к зачетам и экзамену. Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки.

Содержание

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 4

1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека» 4

1.2. Антропологический и эволюционный подходы к изучению человека. 9

1.3. Психика и сознание 12

1.4. Человек как субъект познания, общения и деятельности. 18

1.5. Деятельность как способ социальной жизни человека 27

1.6. Формы взаимодействия человека с окружающим миром. Личность. Индивид. Субъект. Универсум. Индивидуальность. 30

1.7. Психические процессы 39

1.8. Эмоции и чувства 52

1.9. Воля 57

1.10. Индивидуально-психологические свойства личности 62 Вопросы для промежуточной аттестации 72

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 74

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ 74

2.1. Основные понятия, предмет и задачи психологии развития 74

2.2. Теории развития и периодизации развития 79

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ 87

2.3. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве 87

2.4. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве 98

2.5. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте 107

2.6. Психическое развитие в юношеском возрасте 112

Вопросы для промежуточной аттестации 123

РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 124

3.1. Педагогическая психология как наука 124

3.2. Обучение и развитие. Обучаемость. 130

3.3. Теория учебной деятельности 134

3.4. Теории обучения 143

3.5. Психология воспитания 150

3.6. Социально-психологические аспекты воспитания 155

3.7. Личность учителя. Педагогические способности учителя 166

3.8. Психология педагогической деятельности 172

3.9. Педагогическое общение 178

Вопросы для промежуточной аттестации 186

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ» 187

 

- "Практикум по психологии Человека: Учебное пособие для вузов." Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б., Поленякина Е.В./ Под ред. д-ра.пед.наук, профессора Н.М. Трофимовой. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 232 с."

Данное пособие содержит материал для проведения семинарских и практических занятий по курсу «Психология человека»: задачи и вопросы, направленные на углубленное освоение знаний по данной дисциплине, на развитие навыков свободного владения психологическим материалом, психодиагностические методики для изучения особенностей психического развития человека, темы для рефератов, список рекомендуемой литературы по каждому занятию.

Учебное пособие ориентировано на студентов педагогических вузов.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ – НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ

Тема 1: Человек и его познание. Предмет, задачи и методы современной психологии 4

Тема 2: Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека. 18

РАЗДЕЛ II ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ КАК СПОСОБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Тема 3: Деятельностное бытие человека 26

Тема 4: Общение человека

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Тема 5: Индивидные свойства человека. 49

Тема 6: Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека 54

Тема 7: Человек как личность и индивидуальность

Тема 8: Характер человека

Тема 9: Способности человека

РАЗДЕЛ IV. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 10: Ощущение 109

Тема 11: Восприятие

Тема 12: Внимание

Тема 13: Память

Тема 14: Мышление

Тема 15: Воображение

Тема 16: Речь

Тема 17: Эмоции и чувства

Тема 18: Воля 208

РАЗДЕЛ V. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Тема 19: Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов 220

Тема 20: Психическое развитие человека в трудах зарубежных психологов