"Справочная книга школьного психолога." Овчарова Р.В. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. — 352 с.

В книге представлен конкретный опыт организации психологической службы в школе. Изложены задачи школьного психолога, описаны авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА I ТАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. КАКОЙ ПСИХОЛОГ НУЖЕН ШКОЛЕ?

2. АВТОРСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ИЛИ КАК ОБРЕСТИ СВОЕ ЛИЦО

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ В МОРЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

I. ДЕТИ НА ШКОЛЬНОМ СТАРТЕ И ЗАБОТЫ ПСИХОЛОГА

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2. ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ПРОГРАММА ИГРОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРУДНОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ

3. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВСЕХ ФОРМАХ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

СХЕМА ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава III РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

1. ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ И НЕДОСТАТКОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ТИПОВОЕ СОСТОЯНИЕ СЕМЬИ

ОПРОСНИК АСВ (АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ)

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ (А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИЦ)

2. ОБЩАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

3. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

КОРРЕКЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ

УПРАЖНЕНИЕ I ВОСПРИЯТИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

УПРАЖНЕНИЕ 2 ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК (Как строить Я-сообшение)

УПРАЖНЕНИЕ 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ (РЕЧЕВЫХ СООБЩЕНИЙ) РОДИТЕЛЕЙ, АДРЕСОВАННЫХ РЕБЕНКУ

МЕТОДИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШАМИ

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА IV ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

1. МЕТОДЫ ПРОФДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ

СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

ТЕСТ Д.ГОЛЛАНДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТИПА ЛИЧНОСТИ

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК «Я ПРЕДПОЧТУ»

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КАРТА ИНТЕРЕСОВ (модифицированная методика А.Е.Голомштока)

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ПСИХОЛОГА-ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

КАРТА ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ИГРЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА

ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» (для работы с группой в 3—4 человека)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ КЛАССА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

- "Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте" / Под ред. И.В.Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 128 с.

Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьниками, конкретные программы психологической работы с детьми разных возрастных групп (0-12; 12-15; 15-17 лет). В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологической информации: разные виды психологической беседы и социально- психологический опросник.

Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования. Книга будет полезна также педагогам, интересующимся проблемами психологии, и специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практической психологии.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 6

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ 12

Рекомендуемая литература 41

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ 42

Рекомендуемая литература 60

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И СПОСОБНОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ 61

Рекомендуемая литература 73

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ 74

Специфика беседы как метода психологического исследования 76

Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы 77

Виды беседы 79

Типы вопросов 84

Особенности проведения беседы с детьми и подростками 88

Примеры использования беседы в практике школьного психолога 92

Рекомендуемая литература 100

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НЕКОТОРЫМ АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ СОВРЕМЕННОСТИ 101

Рекомендуемая литература 120

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 121

 

- "Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги" Самоукина Н. - ИНТОР, 1997. - 225 с.

В книге разбираются содержательные и организационно-методические вопросы, связанные с разными формами работы психолога в школе. Книга насыщена большим количеством примеров, проблемных ситуаций и упражнений, полезных для успешного профессионального самоопределения школьного психолога.

Для школьных психологов, студентов психологических и педагогических вузов, учителей и родителей.

Оглавление

Обращение к читателю 3

Глава I. Чтение психологических лекций в школе: содержание и методика 4

§1. Психотехнология лекционной работы в школе 4

Кому? Когда? Где? Что читать? Что интересно школьной администрации, учителям, школьникам и их родителям? (Программы лекционных курсов).

§2. Психотехника саморегуляции психолога-лектора: как успешно читать в школе лекции по практической психологии 9

Как преодолеть волнение и страх? Упражнение "Как понять самого себя". Общие и конкретные советы. Как подать "образ-себя" на психологической лекции. Внешний вид. Психологические роли лектора. Ценностная направленность лекционного выступления. Фразы и рассуждения, с которых желательно начинать психологическую лекцию. Упражнение "Выбирайте по вкусу!".

§3. Типичные ошибки психолога-лектора (анализ и рекомендации) 20

Частое употребление сложной психологической терминологии. Демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога. Демонстрация на лекции психологического высокомерия. Демонстрация менторской позиции. Чтение лекции в описательной манере. Неэффективная организация лекционного материала.

Глава II. Психологическое консультирование в школе 29

§1. Методика психологического консультирования 29

Принципы психологического консультирования в школе. Поиск клиентов. Сбор предварительной социально-психологической информации о клиенте. Методика обобщения независимых характеристик. Кого следует опрашивать при сборе социально-психологической информации о клиенте? О чем следует спрашивать? Формы психологического консультирования. Типичные причины обращений учителей, учащихся и родителей к школьному психологу. Декларируемые и скрытые причины обращения к школьному психологу. Позиции психолога в ходе консультации. Какую позицию выбрать на консультации? Организация пространства общения. Приглашение к беседе. Упражнение "Опыт интуиция". Советы и рекомендации школьного психолога-консультанта.

§2. Применение психодиагностических методик при консультировании 50

Когда, как и с какой целью? Психолог как "диагностический инструмент". Методика включенного наблюдения.

§3. "Диагностические пробы" при консультировании младших школьников 57

Методика "Моя семья". Анализ рисунков младших школьников. Цветовое решение рисунка. Практикум по методике "Моя семья". Методики "Автопортрет", "Необитаемый остров".

§4. Психологическое консультирование подростков и старших школьников 68

Как начать беседу с подростком или старшим школьником? Методические приемы "Давай думать вместе!", "Психологический контакт", "Человечек", "Проблемная ситуация", "Зеркало", "Вербальное пространство". Консультация с трудным подростком (практикум). Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассников. Методика "Самохарактеристика", пример ее использования, ситуация Маши К. Методика полярных профилей, пример ее использования на психологической консультации. Методика "Нарисуй свое настроение".

§5. Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников 80

Ситуация Дмитрия Н. Упражнения "Фокусировка", "Пресс". Консультант обсуждает условия эффективной психотехники. Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования. Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? - вопросы подростков и старшеклассников психологу-консультанту. Психологическое консультирование подростков и старшеклассников, имеющих низкую самооценку. Начало консультации (элементы телесной терапии). Упражнения "Походка", "Яблоко", "Интегративное дыхание". Процесс консультирования (психологическая поддержка). Как стать уверенным в себе (девять правил Э.Смита). Упражнения "Нарисуй автопортрет!", "Я- хороший, я -плохой", "Письма к самому себе", "Опора на самого себя", "Покричи на самого себя". Советы психолога Ф.Зимбардо. Как заканчивать консультацию (эффект мажорного аккорда).

§6. Психотерапевтическая помощь учителям при консультировании 94

Психотерапевтическая помощь учительницам в решении профессиональных проблем (релаксационное консультирование). Первая фаза релаксационного консультирования: знакомство с опытом коллег-учителей. Вторая фаза релаксационного консультирования: естественые релакс-методы. Третья фаза релаксационного консультирования: психотехника расслабления и восстановления. Упражнения "Дыхание", "Сейчас я осознаю...", "Проблема". Психотерапевтическая помощь учительницам в решении личных проблем. Упражнение "Встреча". Овладение психотехникой уверенности в себе. Сценарий "Посмотреть на себя глазами, полными любви".

§7. Психологическое консультирование по телефону 108 Десять правил психологического консультирования по телефону

§8. Типичные ошибки школьного психолога-консультанта (анализ и рекомендации) 112

Самоутверждение психолога на консультации. Излишняя естественность или искусственность в поведении психолога-консультанта. Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет. Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта. Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на проблемы клиента. Психолог оценивает клиента. Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Многочасовая консультация как ошибка психолога. Психолог как объект манипулирования со стороны клиента.

Глава III. Педагогический тренинг в школе 112

§1. Какой должна быть психологическая подготовка школьного учителя? 112

§2. Принципы и цели педагогического тренинга в школе Организация партнерских отношений психолога с учителями. Коррекция имеющихся у учителей представлений о природе психических процессов и функций в учебной деятельности школьника. Анализ, расширение и преобразование профессионального опыта учителя. Развитие педагогической рефлексии. Формирование позитивных проектов. Формирование у учителя способности гибко перестраивать внутреннюю позицию.

§3. Этапы организации психологической помощи учителям 131

Формирование у учителей интереса к практической психологии. Организация специализированной психологической помощи. Игры "Отгадай", "Шериф и убийца", "Мафия", "Подарки". Создание в школе Педагогического клуба.

§4. Организационная структура занятия по педагогическому тренингу 141

Начальный этап - разминка. Знакомство психолога с группой. Упражнения "Презентация", "Субкультура". Снятие напряжения и усталости у учителей. Упражнение "Убежище". Формирование у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Упражнения "Песочный домик", "Дипломатический прием". Основной этап - собственно педагогический тренинг: построение модели профессиональной ситуации; обсуждение; проигрывание ситуации "Как надо делать". Заключительный этап - позитивное окончание занятия. Упражнения "Унисон", "Скажи приятное".

§5. Психотехника ведения группы педагогического тренинга Единоличное управление группой. Подготовка психолога к ведению группы. Как начать вести группу. Приемы "эмоционального штурма" и "мягкого вхождения в контакт с группой". Построение содержания группового занятия. Сценирование занятий. Авторская позиция психолога. Коммуникативные и содержательные связи между упражнениями и играми. Динамика группового занятия. Диалог и полилог в группе. Трансляция психологом эмоционально-позитивного отношения к группе и ее участникам. Психологическая активизация группы. Упражнения "Великан", "Да-Нет". Молчание и пауза в групповом тренинге. Если группа или ее отдельные участники отказываются играть? Актуализация "личного материала" психолога в тренинге. Удовлетворенность психолога своей работой. Восстановление психолога после тренинга

§6. Педагогический тренинг для учителей начальных классов (программа практических занятий) 159

§7. Педагогический тренинг для учителей средних и старших классов (программа практических занятий) 173

§8. Типичные ошибки психолога в педагогическом тренинге (анализ и рекомендации) 185

Заключение 187

 

- "Справочник психолога начальной школы" Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. - Издательство: Феникс, 2011 г. - 448 с.

Книга содержит несколько разделов, в которых ос­вещаются теоретические проблемы психологии млад­ших школьников и направления психологического сопровождения в начальной школе. Большое внима­ние уделяется диагностической и коррекционно-развивающей работе. В книге представлены классичес­кие и современные методы работы с будущими перво­классниками, младшими школьниками и их родите­лями. Справочник включает также информацию о спе­цифике консультативно-просветительской работы пси­холога по проблемам психологического развития млад­ших школьников

Справочник предназначен для практических пси­хологов, педагогов, студентов психологических и пе­дагогических специальностей.

Содержание

Стимульный материал к методике "Лабиринт"

Вопросник — характеристика (неуспевающего учащегося)

Опросник для родителей

Схема наблюдения за деятельностью ребенка в процессе обследования

Бланк к методике керна-йирасека

Рекомендации по оформлению аналитического отчета и статистической справки

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы

Формы учета деятельности и отчетности педагогов-психологов

Содержание консультативной работы по проблемам обучения и психического развития младших школьников

Коррекционно-профилактическая работа с родителями

Коррекционно-профилактическая работа с педагогами

Коррекция сферы межличностных отношений

Развитие и коррекция эмоциональной сферы

Коррекция и развитие познавательных процессов

Развитие интеллектуальных способностей

Коррекция, развитие и формирование учебных навыков

Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками

Особенности психологической коррекции учащихся начальных классов

Тренинг и психотерапия как формы коррекционно-развивающей работы

Игры как форма коррекционной работы

Предметное обучение как форма коррекционно-развивающей работы

Понятие и особенности коррекционной работы

Содержание коррекционной работы психолога в начальной школе

Интерпретация результатов обследования и написание психологического заключения

(Часть 2) Психодиагностический комплекс (ПДК) методик для дифференциальной диагностики

(Часть 1) Психодиагностический комплекс (ПДК) методик для дифференциальной диагностики

Карта наблюдений Стотта

Возможности метода наблюдения и беседы в диагностике психического развития младших школьников

«Рисунок семьи»

Изучение идентификации детей с родителями

Тест незаконченных предложений (модификация В. Михала)

(Часть 1) Диагностика межличностных отношений младшего школьника

(Часть 2) Диагностика межличностных отношений младшего школьника

Тест школьной тревожности Филлипса

Диагностика страхов

Выявление осознанности различных компонентов мотива

Исследование уровня притязаний детей школьного возраста

Диагностика мотивационной и волевой сфер младшего школьника

Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте

Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбаковой)

Оценка переключения внимания

Оценка устойчивости внимания

Методика исследования объема внимания

Оценка свойств внимания младшего школьника

Методика «Заучивание 10 слов»

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти

Оценка памяти младшего школьника

Восполнение пропущенных в тексте слов (методика Эббингауза)

Выделение закономерностей (Методика Б.И. Пинского)

Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

 

- "Подсказки начинающему школьному психологу" Авторы: Юрий Тукачёв , Наталья Нижегородцева

Ссылки на ресурсы по теме:

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов-психологов образовательных учреждений

Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога

3. Твой основной помощник в работе — газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование»

4. Книги Марины Битяновой помогают сделать удачный старт:

a) «Организация психологической работы в школе»

В книге кандидата психологических наук, доцента М.Р.Битяновой излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе.

Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др.

Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.Книга будет интересна школьным психологам, педагогам, руководителям образовательных организаций и методистам.

б) «Работа психолога в начальной школе»

В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности. Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка: 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 -е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (про8.

Методики

Я пользуюсь стандартизированными методиками фирмы «Иматон».

Доверяю издательствам «Речь», «Генезис», «Смысл».

В арсенале у меня есть:

Диагностика готовности ребенка к обучению в 1 – ом классе (методика Л.А. Ясюковой)

Диагностика готовности ребенка к обучению в 5– ом классе (методика Л.А.Ясюковой)

Диагностика психофизиологических свойств (тест Тулуз – Пьерона)

Диагностика интеллектуальных способностей (Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, Кубики Косса) Диагностика личных качеств ( Цветовой тест М. Люшера, Факторный личностный опросник Р. Кеттелла, Тест С. Розенцвейга, тест на тревожность, на изучение акцентуаций характера) фориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

Дополнительные материалы:

1. Подборка статей из журнала «Вопросы психологии»:

(доступ к некоторым статьям можно получить здесь, а также с главной страницы сайта журнала)

Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47

Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы, 01’1 с.97

Панюкова Ю. Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников), 01’2 с.131

Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей, 01’4 с.91

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19

Степанова М. А. Профессия: практический психолог, 01’5 с.80

Шувалов А. В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.66

Ильясов И. И. Личностно-ориентированное образование в школе: миф или реальность?, 01’6 с.133

Развитие психологической службы в системе дополнительного образования детей, 01’6 с.136

Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов, 92’1 с.74

Белоус В. В., Шульга Т. И. Практическая помощь школьному психологу, 92’1 с.168

Цукерман Г. А. Какая теория нужна школьной психологии?, 93’1 с.114

Еремеев Б. А. Основное содержание мнений о людях у учителей, учащихся, родителей, 93’3 с.119

Мясоед П. А. Теория и практика в работе школьного психолога, 93’4 с.73

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России, 94’2 с.99

Григорьева М. Н. Практический опыт педологии глазами школьного психолога, 94’3 с.108

Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста., 94’5 с.37

Cавченко Е. А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям, 97’3 с.22

Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике, 97’3 с.40

Заика Е. В., Лантушко Г. Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников, 97’4 с.58

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования, 97’5 с.28

Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт, 00’2 с.79

Тихонова И. А. Педагогическое общение в школьной библиотеке: скрытые психологические возможности, 00’4 с.120

Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников, 01’1 с.47

Мильруд Р. П., Можейко А. В. Диагностика стойких и временных познавательных трудностей у младших школьников, 01’3 с.117

Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема, 01’5 с.19

Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема, 99’1 с.13

Селеверстова Н. Я. Психодиагностика ребенка: за и против, 00’3 с.14 2.

Сайт Служба практической психологии образования РФ

3. См. вложения (архивы файлов) к этой статье (тематика родительских собраний и план работы психолога).

4. Описание профессии «школьный психолог» в рамках проекта «Психология как профессия» (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Лаборатория психологии профессий и конфликта, Кафедра психологии труда и инженерной психологии).

 

- "Психолог в обществе, семье и школе" Дубровина И.В. // Вестник практической психологии образования. 2008. №4. – C. 3-5

В современной системе образования интенсивно развивается практическая психология. Психологи работают в образовательных учреждениях всех видов и типов. Востребованность таких специалистов со стороны педагогической практики постоянно возрастает, поэтому расширяется профессиональное поле их деятельности, в орбиту взаимодействия с ними включаются все более широкие слои субъектов образовательного пространства. У психологов появляется реальная возможность более эффективного влияния на психологическое образование широких слоев населения. Это образование включает в себя не только психологическую грамотность, но и психологическую культуру, которая предусматривает реализацию психологических знаний в обществе с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства, как своего, так и другого человека, как взрослого, так и ребенка любого возраста. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей. Уровень психологической культуры общества можно рассматривать как «зону ближайшего развития» личности его граждан

 

- "Эффективность работы психолога в образовательном учреждении" Метелькова Е.И.// Вестник практической психологии образования. 2007. №1. – C. 64-69

Фрагмент статьи

Эффективность деятельности является одним из ключевых показателей профессионализма специалиста. Психологи, работающие в системе образования, в данном случае не являются счастливым исключением. Сколько бы мы ни говорили о том, что сеем разумное, доброе, вечное, настает момент, когда все наши программные заявления подвергаются жестким испытаниям в столкновении с реалиями образовательной практики. В данной статье предлагается технология оценки эффективности работы психолога в образовательном учреждении

 

- "В помощь директору: какой психолог нужен школе?" Битянова М.Р.// Вестник практической психологии образования. 2006. №4. – C. 68-71

Фрагмент статьи

Когда-то, не так уж и давно по историческим меркам, была такая профессия: врач. Врач лечил детскую скарлатину и вправлял вывихи, принимал роды и облегчал страдания гипертоников, пуская кровь… А потом медицинским профессиям стало тесно под общей крышей и появились хирурги и терапевты, неврологи и окулисты, физиотерапевты и кардиологи. Чем шире возможности медицины, чем «объемнее» медицинская практика, тем больше разных специалистов нужно для реализации имеющихся возможностей

 

- "Психологическая практика в школе" Чуменко Е.В. // Вестник практической психологии образования. 2006. №3. – C. 77-84

Фрагмент статьи

Подготовка практических психологов для учреждений образования, помимо ознакомления слушателей с новыми технологиями психологической работы, предполагает создание ситуаций, в которых осуществлялась бы отработка у них специальных умений и навыков. Одной из форм профессионального обучения будущих психологов может являться профессиональная психологическая практика.

Она может осуществляться, прежде всего, на базе учреждений образования — в отделах образования, в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, в средних специальных учебных заведениях, вузах и др. В особых случаях возможна практика на базе медицинских учреждений (в детских больницах и др.), в пенитенциарных учреждениях.

 

- "Рабочая книга школьного психолога" / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной .—— М.: Просвещение, 1991.

 

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/) - Школьная психологическая служба

 

- "КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ" А.Ш. Арзикулов, М.О. Солиева, М.П. Пазилжанова (www.pediatriajournal.ru) ПЕДИАТРИЯ № 4, 2004 г.

Целью нашей работы было изучение особенностей психоэмоциональных реакций у школьников с дезадаптационными нарушениями. Материалом для исследования служили школьники с дезадаптационными нарушениями 7—12 лет (30 мальчиков и 32 девочки) и 13—17 лет (26 мальчиков и 24 девочки). Исследования проводили с применением методики фрустрационной толерантности S. Rosenzweig. Обследуемому предъявляли 24 рисунка, на каждом из которых изображено 2 или 3 говорящих человека. Содержание рисунков включает ситуации препятствия и ситуации обвинения. Ответы ребенка оценивают по направлению и типу реакций. Возможные направления реакций:

1) внешнеобвинительные реакции (Е), для которых характерно осуждение, порицание, негодование, упреки, направленные на других людей или объекты внешнего мира;

2) самообвинительные (I), для которых характерно чувство собственной вины, угрызение совести, агрессия направлена на самого себя;

3) безобвинительные (М), когда наблюдается отсутствие обвинения как самого себя, так и окружающих.

Возможные типы реакций:

1) препятственно-доминантные реакции (О—Д), когда в ответах ребенка подчеркивается наличие препятствия;

2) самозащитные (Е—Д), когда в ответах подчеркивается осуждение кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонение от упрека;

3) разрешающие реакции (I—P), когда ответ направлен на разрешение фрустрирующей ситуации.

 

- "ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ. Пособие для врачей." ГУ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАМН НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Москва, 2005.

Пособие для врачей «Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах» разработано Научным центром здоровья детей РАМН в рамках подпрограммы «Здоровый ребёнок» Федеральной целевой программы «Дети России».

Пособие предназначено для оказания помощи врачам в оценке нервно- психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах, проводимых в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными Минздравом России. Пособие направлено на совершенствование комплексной оценки состояния здоровья детей в возрасте от 3 до 18 лет при профилактических медицинских осмотрах с использованием схемы определения групп здоровья, регламентированной приказом МЗ РФ №621 от 3012.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

В пособии описаны основные методические подходы к выявлению детей и подростков с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями нервной системы, психическими расстройствами и расстройствами поведения на доврачебном (психологическом и психофизиологическом) и на врачебном этапах профилактического осмотра. Приводятся основные базовые критерии комплексной оценки нервно-психического здоровья и принципы отнесения детей с нарушениями психического здоровья и психофизиологического статуса к той или иной группе здоровья, а также разбираются клинические примеры.

Пособие предназначено для педиатров, школьных врачей, врачей-специалистов, участвующих в профилактических осмотрах, психологов и педагогов образовательных учреждений.

 

- "ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ФОРМЕ РАССТРОЙСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ НАВЫКОВ. Психокоррекционная программа." Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Росздрава - Москва, 2009.

В психокоррекционной программе рассмотрены методологические вопросы проектирования занятий с детьми с проблемами обучения и поведения. Выделены объекты психокоррекционного воздействия в виде нарушений формирования школьных навыков и коморбидных им тревожных состояний; рассмотрены основные этапы консультативно-диагностической помощи и психокоррекционной работы при данных проблемах у детей со школьной дезадаптацией. В программе представлены ведущие модули психокоррекционной работы с социально дезадаптированными детьми: эмоционально-чувственный развивающий и коррекционный, коммуникативный коррекционный, релаксационный, личностный развивающий. По каждому модулю программы сформированы блоки упражнений, заданий и игр, которые могут быть использованы специалистами при авторском проектировании аналогичных психокоррекционных программ.

Для психиатров, психотерапевтов, клинических психологов, специализирующихся в консультативно-диагностической и коррекционно-реабилитационной помощи детям с проблемами развития и обучения.