С книгой "Бить или не бить? Маленькие подсказки для родителей" Образцова Л. можно ознакомиться на следующей странице.

И не надо бояться наказывать ребенка. Вредны и даже опасны лишь те действия, что порождены холодным расчетом, жесткими, рассудочными схемами – те, что не учитывают особенности личности реального, конкретного, живого и уникального ребенка. Хорошее наказание – «от сердца, но с умом»; его предназначение не в том, чтобы сделать ребенку больно или плохо, но в том, чтобы дитя научилось чему-то новому и важному.  

Оглавление

Вступление

Бить или не бить? – вот в чём вопрос

А нужна ли вообще дисциплина?

Наказание с пеленок

Первые шаги – первые запреты

О пользе вовремя сказанного «нет»

Как не надо наказывать

Как надо наказывать, или Семь «золотых» правил наказания

«Правила для правил»

«Естественное» наказание

Поиск конструктивного решения проблемы

Наказание по правилам хорошего тона

Наказывайте только за конкретный проступок

Соблюдайте последовательность

Будьте искренни

Что мешает жить и как с этим бороться

Непослушание

Упрямство

Негативизм

Истерики

Скандалы в общественных местах

Агрессия

Заключение 

 

P.S.

Рекомендуем:

- "Семейное воспитание: запреты и наказания" Кузьмишина Т.Л.

- "Трудности роста" Степанов С.С.

- "Особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к родительским требованиям и запретам" Кузьмишина Т.Л.

 

Родитель и проблемы дисциплины

(Источник: www.psilib.ru)

Как нам хочется быть добрыми и хорошими родителями, чтобы дети понимали нас с полуслова, выполняли все наши просьбы, и в семье царил мир и покой! Но действительность диктует свои условия, и вряд ли можно обойтись без методов восстановления дисциплины в таком нелегком деле, как воспитание детей.

Однако, методы бывают разные. И применение их к разным детям может давать совершенно разные результаты. Поэтому давайте попробуем разобраться в плюсах и минусах каждой дисциплинарной техники. Всего их насчитывается три:

1. эмоциональное наказание;

2. утверждение силы;

3. разъяснение.

По мере рассказа о каждой из них в отдельности, попробуйте ответить на вопрос: какой дисциплинарной техникой Вы чаще всего пользуетесь? Хотя наверняка Вы узнаете в каждом описании свои действия в какие-то периоды жизни. Тем не менее, практически у каждого родителя есть своя "любимая" стратегия влияния на поведение ребенка, которая зачастую действует автоматически и остается неосознанной применяющим ее взрослым.

Итак, первая дисциплинарная техника - это эмоциональное наказание. О применении ее можно говорить, когда родители в качестве наказания за проступки применяют следующие способы:

- не разговаривают с ребенком

- холодно иронизируют, насмехаются над ошибками и слабостями сына/дочери

- заявляют о своем неприятии ("Мама не любит такого грязнулю!")

- своим поведением демонстрируют нелюбовь (нарочито сухо говорят с ребенком, отстраняют его от себя,

- не дают возможности установить с собой тактильный контакт)

- стимулируют возникновение чувства вины у ребенка ("Не мочи ноги, а то опять заболеешь и мне придется сидеть дома, а на меня на работе и так косо смотрят!").

Эмоциональное наказание иногда оказывается очень эффективно - родителям удается добиться желаемых изменений в поведении ребенка. Однако эта техника очень опасна. Ведь в основе ее эффективности лежит страх ребенка - страх потерять любовь самых важных для него людей в мире - родителей. А эта угроза достаточна сильна для того, чтобы у ребенка развивалась тревожность и зависимость как свойства личности. Думаю, не нужно говорить о том, что их наличие делает эмоциональное благополучие ребенка весьма шатким, особенно когда эта зависимость и постоянная потребность в одобрении переносятся с родителей на других взрослых и на сверстников.

Вторая техника - утверждение силы. Она включает такие действия родителей, как: - физические наказания; - лишение удовольствий; - ограничение материальных благ, привычных для ребенка; - словесное выражение угрозы ("Ты у меня получишь!" или "Если не перестанешь сейчас же, придушу!")

Эта техника обычно тоже дает свои результаты, причем быстро. Казалось бы, такими минимальными средствами, достигается нужное поведение ребенка и комфорт родителей! Но не торопитесь с такими выводами. Давайте посмотрим, действительно ли затраченные средства являются минимальными?

Во-первых, изменить свое поведение ребенка заставляет страх наказания. А значит, его действия вызваны не осознанием своего поступка (то есть не внутренними причинами), а всего лишь внешними условиями. Соответственно, когда угрозы наказания не будет, то что, собственно, помешает ему повторить плохое действие? Все это ведет к задержке морального развития ребенка. Поэтому родителям, часто применяющим такую воспитательную стратегию, не стоит удивляться, что их взрослеющие дети не становятся такими сознательными и ответственными, как их сверстники.

Во-вторых, эта стратегия эффективна только в том случае, если родитель хотя бы периодически выполняет свои угрозы. А это, как правило, заставляет самих родителей чувствовать вину за слишком строгое наказание. Следствием этого чувства часто бывает неосознанное стремление родителя загладить неприятный инцидент и сделать что-нибудь приятное для ребенка. Дети же очень быстро, хотя и не осознанно, улавливают такую закономерность и могут воспринимать физическое наказание как плату за последующее удовольствие. Соответственно, о воспитательном влиянии на личность ребенка в этом случае и речи быть не может.

Если же родители после реализации своих угроз по отношению к ребенку не испытывают вину, а напротив, чувствуют определенное удовлетворение от "свершившейся справедливости", то их положительное влияние на личность ребенка также вызывает сомнение. Ведь такое поведение учит ребенка решать все проблемы и конфликты с помощью проявления агрессии и применения грубой физической силы. Понятно, что в общении со сверстниками это вызовет множество проблем. Не меньше проблем такие дети имеют и в отношениях с учителями, так как те не могут применить физическую силу, а все остальные методы по сравнению с этим не являются уже авторитетными.

Как мы видим, краткий комфорт родителей, полученный методом утверждения силы, вряд ли может быть оправдан теми последствиями, которые он несет для развития ребенка.

И, наконец, третья техника дисциплинирования - разъяснение. У некоторых родителей только при ее упоминании возникает скепсис и фразы типа "Уж сколько раз твердили миру", "Говори - не говори", "Все как об стенку горох". Все эти высказывания отражают тот факт, что данная техника является более мягкой, чем предыдущие способы, а соответственно, ее воспитательный результат не так быстро проявляется и не всегда одинаков. Родители пользуются данной стратегией, когда:

- объясняют причины, почему такое поведение недопустимо;

- рассказывают ребенку, как выглядят его поступки в глазах окружающих;

- пытаются донести до ребенка выгоду соблюдения общепринятых норм и правил, их необходимость;

- предупреждают о последствиях неправильных поступков;

- взывают к гордости ребенка, его желанию быть взрослым.

 

Положительные стороны данной техники очевидны. К ним относятся:

- хорошие отношения родителей с ребенком даже при возникновении дисциплинарных трудностей;

- своевременное развитие у ребенка совести, как регулятора поведения;

- стремление ребенка к взрослению, его принятие взглядов родителей.

 

Почему же эта замечательная техника не всегда эффективна? Если Вас во время чтения заинтересовала эта проблема, то попробуйте прежде всего ответить на вопрос, к ребенку какого возраста Вы пытались ее применить? Если речь идет о ребенке до трех лет, то использование разъяснения не может оказаться эффективным, так как малыш еще не в состоянии контролировать свое поведение. Если Вы имели ввиду более старших детей, то подумайте, единственная ли это техника, применяемая для влияния на ребенка? В случае, когда две другие стратегии применяются довольно часто, разъяснение уже не может быть результативным, так как чувство страха гораздо сильнее любой логики! И, наконец, согласованы ли были действия всех членов семьи по отношению к ребенку? Если какое-то действие папа запрещает, мама разрешает, а бабушка помогает реализовать втайне от родителей, то естественно, что эффективными уже не будут влияния ни одного взрослого в этой семье, если речь не идет о прямой угрозе.

Кроме того, техника разъяснения требует то родителей особых педагогических способностей. Ведь чтобы наказать или отстраниться природного дара не требуется! А вот чтобы объяснить ребенку причины и следствия его поведения требуется:

- терпение;

- умение понять состояние ребенка и причины его поступков;

- умение доступно возрасту ребенка излагать свои мысли;

- знание индивидуальных особенностей сына/дочери и умение их использовать (например, создавая у ребенка ту или иную мотивацию поведения);

- хорошее владение ситуацией развития ребенка (уверенность в том, что за каким-то поступком ребенка в школе или детском саду действительно последуют те явления, о которых Вы говорите).

 

Поэтому, если Вы считаете, что на Вашего ребенка "слова не действуют", стоит задуматься об особенностях родительского стиля воспитания, которого Вы придерживаетесь.

При этом, разумеется, применение других техник может быть адекватным и оправданным в каких-то ситуациях, с некоторыми детьми. Однако, если их использование является преобладающим, стоит пересмотреть свое отношение к ребенку и изменить способы воздействия. Иногда это становится возможным только после того, как родитель решит свои проблемы в других сферах жизни (супружеских отношениях, на работе, в отношениях с родственниками и т.п. проблемах, влияющих на эмоциональное состояние в целом).

Стаханова Т.А.,

психолог

 

- Психология семейного воспитания. Семейная психотерапия (воспитание ребенка)

 

Как приучить ребенка к дисциплине (http://forums.rusmedserv.com)

Оригинал: What is the best way to discipline my child?

Источник: Discipline and Your Child (Copyright © 1998 American Academy of Pediatrics, Updated 1/02)

Став родителями, вы должны научить вашего ребенка разнице между приемлемым и неприемлемым поведением. Научить ребенка вести себя так, как вы хотите совсем не так трудно, как вы думаете.

Эффективные методы

Если ваш ребенок не слушается Вас, попробуйте следующие способы. Они не только смогут призвать вашего ребенка к сотрудничеству прямо сейчас, но и научат его, как вести себя в будущем.

Закономерные последствия.

Если ребенок увидит закономерные последствия своих поступков, он осознает прямые результаты своего выбора. (Обязательно убедитесь, что последствия не будут опасными для ребенка.)

Например, если ребенок нарочно бросит печенье, то у него не останется печенья для еды. Если он бросит и сломает игрушку, то не сможет с ней играть. Пройдет совсем немного времени, и ребенок научится не бросать печенье и осторожно играть с игрушками.

Когда будете использовать этот метод, не поддавайтесь желаниям отчитать ребенка или выручить его (например, дав еще печенье). Ребенок лучше всего учится, когда учится сам и не может обвинить Вас в последствиях, которые сам вызвал.

Логические последствия.

Естественные или закономерные последствия действуют лучше всего, но, увы, они не всегда подходят. Например, если ваш ребенок не уберет игрушки, то они будут мешаться под ногами. Однако есть вероятность, что ребенка, в отличие от Вас, это совсем не будет беспокоить. Если ребенок достаточно большой, то Вам надо будет вмешаться и создать последствия, которые будут тесно связаны с его поступками. Например, Вы можете сказать ребенку, что если он не уберет игрушки, то вы уберете их и не разрешите играть с ними целый день.

Детям младше 6 лет может потребоваться помощь взрослого, более старшие вполне справятся сами, но даже младших детей можно попросить помочь выполнить при уборке. Если ребенок отказывается вам помочь, держите его за руку, пока вы молча заканчиваете уборку. Эта настойчивость в участии ребенка, наряду с вашим молчанием, делает следствие очевидным для ребенка.

Когда Вы используете этот метод, очень важно, чтобы вы были уверены в своем решении и были готовы довести дело до конца, причем незамедлительно. Пусть ребенок знает, что вы настроены серьезно. Для этого Вам совсем не нужно повышать голос и кричать. Свое решение Вы можете сказать это тихо и без эмоций.

Лишение удовольствий.

В разгаре события вы не всегда сможете придумать логическое последствие. Именно тогда вы можете сказать ребенку, что если он не будет помогать, то ему придется отказаться от чего-то, что он любит. Когда будете использовать этот метод, помните следующее:

• Никогда не лишайте ребенка того, что ему на самом деле нужно, например еды.

• Лишая ребенка какой-то ценности, выбирайте ее из того, что ценно ребенку, а не Вам. Лучше, если "лишение" будет связано с совершенным нарушением. Например, если ребенок игрушечным молотком стучит по папиной голове, уберите весь набор игрушечных инструментов, а не любимого медведя.

• Для детей моложе 6 или 7 лет лишение удовольствий действует лучше всего, если следует незамедлительно за проблемным поведением. Например, если маленький ребенок плохо ведет себя утром, а вы лишаете его просмотра телевизора вечером, ребенок, вероятно, не свяжет поведение и последствие. • Обязательно исполняйте обещанное до конца.

Тайм-аут (Пауза).

Тайм-аут должен быть последним средством спасения и вам следует использовать его только тогда, когда другие способы не работают. Тайм-ауты работают, когда поведение, которое вы пытаетесь наказать, безусловно установлено, и Вы знаете, когда оно произошло. Тайм-ауты могут быть полезны, если Вам нужен перерыв, чтобы успокоиться. Метод тайм-аута можно использовать даже с годовалым ребенком. При использовании тайм-аута следуйте следующим правилам.

Заранее выберете место тайм-аута. Это должно быть скучное место, где ничто не отвлекает внимания, например, стул. Запомните, главная цель – изолировать ребенка от деятельности и людей, связанных с его плохим поведением. Это позволит ребенку остановиться и успокоиться. (При этом помните, что ванная комната может быть опасной, а спальня – превратиться в место игры.) Решите, какие 2 или 3 проступка будут наказываться тайм-аутом и объясните это Вашему ребенку. Когда ваш ребенок делает что-то, за что, как он знает, его накажут тайм-аутом, вы можете предупредить его один раз (за исключением случаев агрессии – тогда тайм аут объявляется сразу). Если поступок повторяется снова, отправьте ребенка на место тайм-аута немедленно. Объясните ему, что он сделал неправильно, используя как можно меньше слов. Время паузы определяется по правилу– 1 минута наказания на каждый год возраста вашего ребенка. (Например, четырехлетний ребенок получит четырехминутный тайм-аут.) Даже 15 секунд будет достаточно. Если ребенок сам не пойдет на условленное место, возьмите и отнесите его туда. Если он не остается на месте, станьте за ним и держите его спокойно, но крепко за плечи или удерживайте его на коленях. При этом скажите ребенку: «Я держу тебя здесь, потому что тебе нужен тайм-аут». Не вдавайтесь в разговоры и обсуждения. Пройдет всего лишь несколько недель и ребенок примет Ваши условия и предпочтет посидеть тихонько тому, чтобы его удерживали во время тайм-аута.

Как только ребенок сможет сидеть спокойно, заведите таймер, чтобы ребенок знал, когда тайм-аут закончится. Если ребенок начинает крутиться опять, перезаведите таймер. Дождитесь, пока ребенок не перестанет протестовать, перед тем, как включить таймер.

Когда время закончится, помогите ребенку вернуться к позитивной деятельности. Ваш ребенок «отсидел» за свой проступок. Не отчитывайте и не требуйте извинений. Если вам нужно обсудить его поведение, подождите некоторое время.

Подсказки, как эффективно добиться дисциплины.

У вас бывают дни, когда кажется, что невозможно добиться от ребенка хорошего поведения. Но есть способы, которые помогают ослабить чувство неудовлетворенности и избежать ненужного конфликта с ребенком.

• Правильно оценивайте возможности своего ребенка. Дети развиваются по-разному и имеют разные достоинства и недостатки. Если ребенок ведет себя плохо, может быть он просто не может сделать то, о чем Вы его просите или не понимает, чего Вы хотите.

• Думайте, перед тем как сказать. Если Вы установили правило или дали обещание, Вам придется строго его придерживаться. Будьте уверены, что Вы реалистичны. Прежде чем сказать ребенку «нет», подумайте, действительно ли это нужно.

• Помните, что дети делают то, что «срабатывает». Если ребенок выходит из себя в продуктовом магазине, а вы подкупаете его конфеткой, чтобы он успокоился, то он, вероятно, опять будет выходить из себя, когда вы пойдете туда в следующий раз. Попытайтесь избежать подкрепления неправильного поведения, даже если в роли подкрепления выступает только Ваше внимание.

• Стремитесь к постоянству. Никто не постоянен все время. Но попытайтесь убедиться, что ваши цели, правила и подходы к дисциплине остаются одинаковыми день ото дня. Частые изменения сбивают детей с толку, и они часто прибегают к проверке пределов, просто чтобы узнать, каковы эти пределы.

• Обращайте внимание на чувства вашего ребенка. Если Вы можете понять, почему Ваш ребенок плохо ведет себя, Вы уже на один шаг ближе к решению проблемы. Будет добрее – взаимодействию поможет, если ребенок поймет, что Вы понимаете его. Например, «Я знаю, тебе грустно, что твой друг уходит, но тебе все равно придется убрать игрушки». Обращайте внимание на модели поведения, которые говорят вам, что плохое поведение имеет особый смысл, например, если ребенок ревнует. Лучше будет поговорить с ребенком о проблеме, чем просто предоставить себе последствия.

• Научитесь воспринимать ошибки включая ваши собственные, как возможность к обучению. Если Вы не справитесь с ситуацией в первый раз, не отчаивайтесь. Обдумайте, что бы Вы смогли сделать по-другому, и сделайте так в следующий раз. Если чувствуете, что в разгаре событий допустили настоящую ошибку, подождите и успокойтесь, извинитесь перед ребенком, и объясните, как Вы поступите в такой же ситуации в будущем. Обязательно сдержите обещание. Это даст Вашему ребенку хороший пример, как исправить ошибку.

Порка – не лучший выбор

Американская ассоциация педиатрии при необходимости наказания категорически настаивает использовать альтернативные варианты, а не порку.

• несмотря на то, что многих нынешних родителей пороли в детстве (или применяли иное физическое насилие) очень часто, сейчас мы знаем, что у порки есть несколько важных побочных эффектов. Хотя может показаться, что это наиболее радикальный метод, но для изменения поведения она эффективна не более чем тайм-аут.

• Порка усиливает агрессию и гнев у детей, вместо того, чтобы научить их ответственности.

• Родители могут намереваться оставаться спокойными, но это не получается не всегда, и позже они сожалеют о своих поступках.

• Поскольку большинство родителей не хотят пороть детей, то менее вероятно, что они будут постоянны в своих требованиях.

• Порка делает другие меры воздействия менее эффективными, например (и это очень важно) те, которые используются в детских садах и школах. Постепенно даже порка теряет свое воздействие.

• Порка может привести к физической борьбе и даже усугубиться до ситуации причинения вреда ребенку.

• Высока вероятность, что дети, которых продолжают пороть, когда вырастут, будут более склонны к депрессии, употреблять алкоголь, испытывать гнев, бить своих собственных детей или будут вовлечены в преступность и насилие.

Эти результаты вполне логичны, так как порка учит ребенка тому, что причинение боли другим людям оправдано для контроля над ними – даже с теми, кого они любят.

Если у Вас возникли проблемы с приучением ребенка к дисциплине или вам нужно больше информации по методом воздействия, не связанным с насилием, поговорите с Вашим педиатром.

Самойленко В.В.

(Источник: http://forums.rusmedserv.com)

 

- "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ" Зырина А.И.; Индейкина Т.Л. (http://jjpk.perm.ru) Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ГКУ СОН СРЦН г. Перми, ООО «ПЦПИИПС», ООО «Ресурс»Пермь, 2009.

Методические материалы подготовлены на основе обобщения научных работ российских и зарубежных авторов по проблеме насилия в отношении детей в семье, а также практического опыта, специалистов СРЦН г. Перми и Пермского края. Необходимость создания эффективной системы помощи семьям в СОП и детям привела к разработке данного методического пособия.

Целевой группой являются специалисты, работающие со случаями жестокого обращения с детьми в семье (специалисты по социальной работе ОПБ, педагоги - психологи, социальные педагоги, медицинские работники и т.д.).

Содержание

1. Введение в проблему стр. 4

2. Историческая справка. Отношение к ребенку в разные эпохи. стр. 7

3. Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб стр. 11

4. Законодательная база стр. 15

5. Жестокое обращение с детьми. Формы, причины, послед- ствия. стр. 21

6. Физическое насилие стр. 24

7. Сексуальное насилие стр. 36

8. Психическое насилие стр. 60

9. Пренебрежение основными потребностями ребенка стр. 72

10. Заключение стр. 85

11. Приложения стр. 87

12. Терминологический словарь специалиста стр. 97

13. Список литературы стр. 108