Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги “Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет” Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека — это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, JI. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др. 

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра

Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи

Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Основы театральной культуры

Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Программные задачи

• Активизировать познавательный интерес детей.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.

• Снимать зажатость и скованность.

• Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.

• Учить согласовывать свои действия с другими детьми.

• Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.

• Развивать чувство ритма и координацию движений.

• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

• Развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.

• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

• Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

• Пополнять словарный запас.

• Учить подбирать слова, соответствующие заданным существенным признакам.

• Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

• Знакомить с создателями спектакля.

• Знакомить с театральной терминологией.

• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

• Воспитывать культуру поведения в театре.

 

Предполагаемые умения и навыки детей

• Умеют действовать согласованно.

• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

• Запоминают заданные позы.

• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

• Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

• Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

• Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

• Умеют строить простейший диалог.

• Умеют составлять предложения с заданными словами.

 

P.S.

Рекомендуем:

- "Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. учреждений" Маханёва М.Д.-М.:ТЦ "Сфера", 2001.- 128 c.

Книга содержит программу, методические рекомендации, тематический план работы и краткие сценарии к проведению занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Конспекты занятий для второй младшей группы, средней группы и старшей группы по месяцам, с сентября по май.

Оглавление

Стр. 9-16

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стр. 76-121

Старшая группа

Сентябрь

  Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать

  Занятие 2. Попробуем измениться

  Занятие 3. Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?

  Занятие 4, Игровой урок

Октябрь

  Занятие 1. Одну простую сказку хотим мы показать

  Занятие 2. Играем пальчиками

  Занятие 3. Постучимся в теремок

  Занятие 4. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно

Ноябрь

  Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил

  Занятие 2. Косолапый приходил, теремочек развалил

  Занятие 3. Учимся говорить по-разному

  Занятие 4, Учимся четко говорить

Декабрь

  Занятие 1. Раз, два, три, четыре, пять — стилей мы будем сочинять

  Занятие 2. Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем

  Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки

  Занятие 4. Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился

Январь

  Занятие 1. Гордится Петенька, красой, ног не чует под собой

  Занятие 2. Петя хвастался, смеялся, чуть Лисе он не достался

  Занятие 3. Сочиняем новую сказку

  Занятие 4. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем

Февраль

 Занятие 1. Наши эмоции

  Занятие 2. Изображение различных эмоций

  Занятие 3. Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса

  Занятие 4. Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья

Март

  Занятие 1. Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей

  Занятие 2. Друг всегда, придет на помощь

  Занятие 3. Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!

  Занятие 4. Когда, страшно, видится то, чего и нет

Апрель

  Занятие 1. Каждому страх большим кажется

  Занятие 2. Преодолеем страх

  Занятие 3. У страха глаза, велики

  Занятие 4. Если с другом ты поссорился...

Май

  Занятие 1. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить!

  Занятие 2. Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца, быстро разрешил

  Занятие 3. Как поссорились Солнце и Луна

  Занятие 4. Викторина «Мы любим сказки»

 

-  "Театрализованные игры" Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.

Оглавление

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

 

- "Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности в условиях группы ЗПР" Автор: Косарева М.А.

 

- "Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания" Бродецкий А.Я. - М.: Владос , 2000. – 192 с. Учеб. пособие для творческих учеб. заведений, фак. педагогики и психологии

 

- "Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве" Горшкова Е.В. - Тезисы V Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003.

 

- "Творческие работы в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста" Щередина Н.И.

 

- "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста" Ламинская Г.А.

 

- “Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации” Эльвира Сарабьян - Издательство: АСТ, 2011 г. - 190 с.

Предлагаемый в этой книге тренинг нужен каждому, кто хочет добиться мастерства в общении любого рода: публичных выступлениях, спорах, дискуссиях, лекциях и в каждодневных беседах между людьми. Рекомендуем эту книгу всем, кто хочет получить в руки инструмент для развития умения убеждать, быть интересным собеседником. Актер, психолог, оратор, руководитель, продавец — пройдя этот тренинг, каждый сможет отшлифовать свое мастерство убеждения и искусство общения.

Оглавление

Введение

Внимание

Упражнения и этюды к главе «Внимание»

  Наблюдение за объектами ближнего круга

  Наблюдения за объектами дальнего круга

  Точки внимания при взаимодействии с партнером

  Точки внимания при общении с самим собой

Воздействие. Выбор объекта общения. Установление контакта. Передача информации

  Виды сценического общения. Выбор партнера

  Установление контакта с партнером

  Контакт с невидимым партнером. Безмолвное общение

  Упражнения и этюды к главе «Воздействие. Выбор объекта общения. Установление контакта. Передача информации»

Восприятие

  Лучеиспускание и лучевосприятие

  Практика влучения и излучения

  Упражнения и этюды к главе «Восприятие»

Оценка

  Упражнения и этюды к главе «Оценка»

Отношение к персонажу и партнеру

  Упражнения и этюды к главе «Отношения к персонажу и партнеру»

Отклик. Ответное воздействие. Общение с коллективным партнером. Инструменты общения

  Упражнения и этюды к главе «Отклик. Ответное воздействие. Общение с коллективным партнером. Инструменты общения»

Повторение цикла. Непрерывное сценическое общение

  Упражнения и этюды к главе «Повторение цикла. Непрерывное сценическое общение»

Заключение

Литература

 

- "Веселый театр." Сборник. Для начальной и восьмилетней школы. Составитель Ал.Розанова. Рисунки Н.Симоновской - М.: Детгиз, 1960. - Библиотечка пионера «Знай и умей». Школьная библиотека.

Одноактные пьесы, инсценировки, интермедии и конферансы для самодеятельности октябрят и пионеров первой и второй ступенек.

СОДЕРЖАНИЕ:

Ал.Розанова. Предисловие (3).

Ю.Яковлев. Старый барабан (7).

ВЫСТУПАЮТ ОКТЯБРЯТА Е.Трутнева. Письма (11).

З.Александрова. Звездочка потеряна (14).

А.Введенский. Володя Ермаков (16).

А.Кардашова. Учиться я не мог (20).

О.Дриз. Пуговки (21).

С.Маршак. Кто колечко найдет? (24).

А.Апухтин. Кузнечик (29).

Г.Горин. Кто вежливей (31).

Л.Воронкова. Колобок (32).

Н.Гернет. Полянка (38).

Октябрята-затейники (45).

ДЛЯ ПИОНЕРОВ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬКИ

А.Барто, Р.Зеленая. Две точки зрения (51).

Ю.Яковлев. В походе (52).

С.Баруздин. Стихи о человеке и его делах (54).

В.Осеева. Отомстила (56).

О.Дриз. Чудо (57).

Е.Тараховская. Луна и лентяй (61).

С.Михалков. Ребята (64).

Б.Чалый. Баллада о живом манекене (67).

И.Демьянов. Кто у Егорки время украл (69).

Р.Нигяр. Вы все для людей хороши! Перевод с азербайджанского М.Светлова (73).

Ю.Яковлев. Пять бабушек (78).

Б.Заходер. Буква Я. Инсценировка Ал.Розановой (83).

А.Барто. Краснокожие (92).

С.Маршак. Сказка про Лентяя (100).

В.Лившиц. Дедушкин сундучок (104).

ДЛЯ ПИОНЕРОВ ВТОРОЙ СТУПЕНЬКИ

А.Барто, Р.Зеленая. Как растут слухи, или Как делают слона из мухи (107).

Д.Медведенко. Пригласили (108).

Р.Амусина. Зонтик. Инсценировка Ал.Розановой (112).

Марк Твен. Любознательная Бесси (118).

Ю.Добряков. Русский снег. Инсценировка Т.Андреевой (120).

Хитрый Петр. Болгарская сказка. Инсценировка Е.Веселовской (123).

С.Преображенский. Замечательный щенок (135).

Марчелло Арджилли. Костюм Арлекина (139).

В.Лифшиц. Младший братишка. Клоунада (147).

В.Лифшиц. Приключения Лежебокина. Клоунада (150).

 

- "Школьный кукольный театр." Деммени Е.С. Для среднего и старшего возраста. Рисунки В.Дементьева - Л.: Детская литература, 1960. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

Какое интересное и полезное дело - школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками - и кукол, и сцену, - многому научиться и в конце концов самим разыграть пьесу. Но как организовать такой театр? Заслуженный артист республики Евгений Сергеевич Деммени, руководитель старейшего в нашей стране театра кукол, рассказывает в этой книге, как самим сделать кукол - от самых простых до более сложных, как построить ширму и сцену, как научиться управлять куклами, как сделать бутафорию и декорации и как поставить спектакль. Может быть, и вы у себя в школе организуете свой веселый кукольный театр. Желаем вам успеха!

 

- "Утренник." Лифшиц В.А. Для начальной школы. Рисунки З.Абоева - М.: Детгиз, 1963. - Библиотечка пионера «Знай и умей».

«Утренник» Владимира Лифшица, так же как и его предыдущий сборник «Мы - артисты», предназначен для школьной и пионерской самодеятельности. В нём вы найдёте стихи, песни с нотами, клоунады, ёлочное представление, пьесу для петрушечного театра. «Утренник» поможет вам составить программу концерта, над которой должны будут потрудиться не только будущие исполнители ролей, но и школьные художники, декораторы, костюмеры. Вам интересно будет самим придумать и смастерить декорации, изготовить куклы, клоунские и театральные костюмы.

СОДЕРЖАНИЕ:

Знаменитость. Стихи (3).

Песня о красном галстуке. Песня. Музыка Е.Птичкина (5).

Мало иметь, надо уметь. Клоунада (11).

Сестрички и косички. Стихи (19).

Мои инструменты (20).

Матросская баллада. Песня. Музыка Ж.Зориной (23).

Ты - первый! Песня. Музыка О.Фельдмана (29).

Пионерская - походная. Песня. Музыка Е.Птичкина (36).

Друзья. Стихи (41).

Три мальчишки. Стихи (42).

Три девчонки. Стихи (44).

Волшебный календарь. Ёлочная игра-представление (47).

Болельщики. Стихи (63).

Огорчения без обучения. Клоунада (65).

Тимоша. Стихи (73).

Вешалка. Клоунада (75).

«Нельзя». Стихи (78).

Горе-любитель. Клоунада (82).

«Разделение труда». Шуточная песня. Музыка Ж.Зориной (87).

Примите меры! Стихи (93).

Похождения Петрушки. Пьеса для кукольного театра (96).

 

ТЕАТР (каталог книг по теме на www.deti.spb.ru)

 

ТЕАТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (каталог книг по теме на www.deti.spb.ru)

 

Талантам надо помогать (Театральный фестиваль – актуализация детского творчества) (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 09

В Федеральной целевой программе «Дети России» говорится, что талантливый ребёнок – тот, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. При этом подчёркивается, что талантливые дети нуждаются в помощи взрослых, поэтому в настоящее время крайне важным является внимательный взгляд педагога на индивидуальные достижения его подопечных. Это подразумевает поддержку их творческих задатков, в том числе художественных.

Одной из форм подобной поддержки может стать проведение театральных фестивалей, в рамках которых проходят настоящие массовые смотры юных талантов.

Самодеятельные театральные объединения в школах и детских садах нередко являются настоящими отдушинами для одарённых ребят как в столице, так и в небольших городах. На этом поприще своё призвание реализуют и режиссёры-постановщики, и актёры, и чтецы.

 

- "Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие." Мигунова Е.В. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

Учебно-методическое пособие раскрывает основное содержание тем курса "Организация театрализованной деятельности в детском саду", включает вопросы на закрепление материала, задания для самостоятельной работы, рекомендации к постановке творческих работ студентов специальности "Дошкольная педагогика и психология", примерный перечень тем контрольных работ, список рекомендуемой литературы.

Пособие предназначено преподавателям, аспирантам, студентам, педагогам дошкольных образовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.... 4

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ....

Тема 1. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности....5

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов . ...10

Литература....10

Тема 2. Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства....11

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов ...14

Литература ....14

Тема 3. Характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии....15

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов ....24

Литература ...24

Тема 4. Историко-педагогический аспект становления театра теней. 26

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов. ....28

Литература ... 29

Тема 5. Опыт отечественных педагогов по организации театрально- игровой деятельности в детском саду ...29

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов ....39

Литература ...39

Тема 6. Роль педагога в организации театрализованной деятельности. Методические рекомендации к организации театральных занятий ... 40

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов. ...44

Литература ...44

Тема 7. Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. Типы занятий....45

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов ....47

Литература ....47

Тема 8. Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности .....47

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов .... 50

Литература ... 51

Тема 9. Характеристика театрализованных игр ....51

Вопросы,задание для самостоятельной работы студентов ....54

Литература.....54

Тема 10. Классификация театрализованных игр. ....54

Вопросы,задание для самостоятельной работы студентов ....56

Литература....57

Тема 11. Методика педагогического руководства театрализованными играми.... 57

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов ....60

Литература....60

Тема 12. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах.... 60

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов .... 68

Литература ....68

Тема 13. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников .... 68

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов .....72

Литература ....72

Тема 14. Специфика создания спектакля с дошкольниками. Организация уголка театрализованной деятельности ....72

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов.... 77

Литература ....77

Тема 15. Виды игр в кукольный театр. Изготовление театральных кукол. Правила кукловождения ...78

Вопросы,задание для самостоятельной работы студентов .....92

Литература ....92

Тема 16. Постановка и показ творческих работ студентов.....92

Задание для самостоятельной работы студентов ....93

Литература ...93

Тема 17. Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста .....93

Вопросы, задание для самостоятельной работы студентов....111

Литература ....111

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.....112

ЛИТЕРАТУРА.....113

ПРИЛОЖЕНИЯ.....116