"Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста" Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.: ил. — (Педагогическая наука — реформе школы). (книга на http://psychlib.ru)

Основное внимание в монографии уделяется качественным сдвигам в развитии, связанным с переходом ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному. Выявлены ведущие психологические новообразования в мотивационной, эмоциональной, интеллектуальной сферах; охарактеризованы пути их направленного формирования. На основе психологического анализа возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей намечены задачи и пути организации их обучения и воспитания.

Для специалистов в области психологии и педагогики, а также работников народного образования.

Оглавление

Предисловие 3

Введение. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту 4

Глава I. Изменение отношений ребенка со взрослыми 12

Объективное положение ребенка 6—7 лет в обществе 13

Субъективное переживание ребенком своих отношений со взрослыми 15

Глава II. Формирование новой внутренней позиции 22

Общая характеристика внутренней позиции школьника 24

Структура внутренней позиции детей 6 лет 28

Глава III. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет 36

Относительная выраженность разных мотивов 39

Сочетания мотивов 42

Глава IV. Развитие социальных эмоций у детей 6—7 лет 45

Опосредование деятельности, социальными нормами 47

Опосредование социальных эмоций оценочными эталонами 51

Глава V. Становление самооценки и образа Я 56

Формирование Я-концепции на 7-м году жизни 58

Содержание. Я-концепции 6-летних детей 63

Глава VI. Развитие символической функции у детей 6—7 лет 66

Использование символа в регуляции собственных психических процессов 68

Формирование осознанного отношения к слову 73

Глава VII. Становление учебной деятельности 77

Структура учебной деятельности детей 6—7 лет 79

Действие контроля в структуре учебной деятельности 91

Глава VIII. Направленное формирование психологических новообразований 94

Интеллектуальные операции 96

Самоконтроль 100

Планирование действий и ориентация на систему условий задачи 105

Глава IX. Учет психологически особенностей шестилеток в учебно-воспитательной работе 111

Введение детей в школьную жизнь — Формирование предпосылок учебной деятельности 117

Методика наблюдения за психическим развитием детей 6 лет 125

Заключение 128

Литература 133

 

Литература

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984.

Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1983.

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.

Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1978. № 4.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Берцфаи Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических задач // Вопросы психологии. 1968. № 6.

Берцфаи Л. В., Захарова А. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач // Вопросы психологии. 1975. № 6.

Берцфаи Л. В., Поливанова К. Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Берцфаи Л. В., Поливанова К. Н. Функция действия моделирования в учебной деятельности младших школьников // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.

Божович. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Божович. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1951. Вып. 36.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. Бугрименко Е. А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте: Сообщение I, II // Новые исследования в психологии. 1978. № 1 (18); № 2 (19).

Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

Ветер А. Л. О значении изменения позиции ребенка для формирования у него новых типов организации действий // Новые исследования в психологии. 1979. № 1 (20).

Венгер А. Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Венгер А. Л. К вопросу об оценочных действиях в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. 1982. № 2 (27).

Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

Венгер А. Л. Психологические особенности 6-летних детей // Обучение детей с 6-летнего возраста. М., 1985б.

Венгер А. Л., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов. М., 1983.

Венгер Л. А. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольников // Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.

Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986.

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984. Т. 2, 3, 4.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовский. М., 1978.

Запорожец А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1972, № 4.

Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1986. Т. I, II. Иванова Г. М. Структура психологической готовности к школе детей шестилетнего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.

Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.

Карпова С. Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.

Карпова С. Н., Колобова И. И. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978.

Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения дошкольников. Киев, 1971.

Кошелева А. Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.

Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.

Леонтьев А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 14.

Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М., 1983. Т. I, II.

Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Лисина М. И., Силвестру А. И. Самопознание у дошкольников. Кишинев,1983.

Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Мальцева К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников // Вопросы учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 14.

Матис Т. А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

Недоспасова В. А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976.

Недоспасова В. А. Роль позиции в развитии логического мышления // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985.

Нежнова Т. А., Психологические различия в отношении к школе и учению у 6- и 7-летних школьников в начале и в конце первого года обучения // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Нежнова Т. А., Филиппова Е. В. Различия в эмоциональном отношении к школе и учению у детей шестилетнего и семилетнего возраста, обучающихся и не обучающихся в школе // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Непомнящая Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965.

Пиаже Ж. Избр. психол. тр. М., 1969.

Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления // Психолингвистика. М., 1984. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

Поливанова К. Н. Психологические предпосылки формирования действия контроля в учебной деятельности младшего школьника // Новые исследования в психологии. 1983. № 1 (28).

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.

Психологический словарь. М., 1983.

Репкин В. В. Строение учебной деятельности // Вестник Харьковского университета: Психология. 1976. Вып. 9.

Решетова З. А., Калошина И. П. Программированное обучение производственным навыкам // Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. Вып. IV.

Романко В. Г. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии. 1983. № 1 (28).

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.

Рубцов В. В. Совместная деятельность школьников при усвоении теоретических понятий (на материале физики) // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982.

Рузская А. Г. Особенности общения детей 2—7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974.

Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.

Силвестру А. И. Роль общения со сверстниками в формировании у дошкольников представления о своих возможностях // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1978.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Субботский Е. В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников // Вестник МГУ: Психология 1979. № 2.

Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4.

Филиппова Е. В. О психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1986. № 1.

Филиппова Е. В., Венгер А. Л. О психологических особенностях детей, обучающихся в школе с шести лет // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

Цукерман Г. А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределенной форме: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1980.

Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.

Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980.

Эльконин Д. Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.

Эльконин Д. Б. Букварь. М., 1986.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Elkind D. Piaget’s conception of right and left: Piaget replikation Study IV // J. Genet Psychol. 1961. V. 99.

Feffer M. H., Gourevitch V. The cognitive aspects of role-taking in children // J. Pers. 1960. V. 28.

Flavell J. H. The Development of Role — Taking and Communication Skills in Children. N. Y., 1975.

Peterson L. Developmental changes in verbal and behavioral sensitivity to coues of social norms of althruism // Child Devel. 1980. V. 51. № 3.

Piaget J. The Moral Judgement of Child. L., 1932.

Piagel J. Play, Dream and Imitation in Childhood. N. Y., 1951.

Rogers C. R. Some observations on the organisation of personality // Amer Psychologist. 1944. N 2.

Zazzo K. The person: objective approaches // Review of Child Development Research. Chicago, 1982. V. 6.

 

P.S.

Рекомендуем:

- "Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной" Филиппова Е.В. - журнал "Психологическая наука и образование", 1996. №3.

- "Дошкольник в современном мире" Смирнова Е.О. - Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани)

 

- "Особенности познавательной сферы первоклассников – возможности и границы" (Источник: http://www.psi.lib.ru)

Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:

- во-первых, адаптироваться к новым социальным условиям, о которых мы говорили в статье «Первоклассник – новый этап в жизни Вашего ребенка и … Вашей семьи»;

- во-вторых, научить их получать радость от интеллектуального труда;

- в-третьих, сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение к самому процессу обучения.

Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 6-7 лет.

Таким образом, данная статья может быть интересна педагогам, родителям и другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших обучение в школе.

Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало систематического обучения.

Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере (восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).

Особенности восприятия детей 6-7 лет.

В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности.

Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами.

Особенности мышления детей 6-7 лет.

К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно-следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже можно научить делать простые умозаключения.

У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.

Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1-ых классов еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими нового материала.

Так, наглядно-образное мышление находится по-прежнему на низком уровне развития, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Следовательно, в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.

У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.

Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка пользоваться правилами по каким-либо учебным предметам, не лишним будет проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к которым употребляется данное правило.

Особенности памяти детей 6-7 лет.

Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память (непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее применения особых усилий или вспомогательных методов).

Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован использованием внешних стимулов, например схем или карточек.

На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им нового материала.

В этом возрасте у детей начинает формироваться способность контролировать свои процессы памяти и мышления.

Особенности внимания детей 6-7 лет.

В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание.

Учащиеся 1-ых классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности. Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя), т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде деятельности - 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.

Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их внимания еще очень невелик – всего 2-3 объекта. Следовательно, наиболее эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление, предъявление коротких и четких инструкций.

При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа работы в классе.

Особенности воображения детей 6-7 лет.

Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.

Надеемся, что сведения, почерпнутые в данной заметке, помогут вам подойти к организации интеллектуального развития ваших детей вооруженными не только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает ваше общение легким и радостным.

Ломтева Т.А.,

Психолог школы №807.