Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги "На пути к личности" Л.А. Николенко - Издательство: Рига, "Эксперимент" Год: 2002 г.
Что такое Я-концепция? Почему родителю, педагогу, социальному работнику необходимо знание об этом феномене? Как можно повысить самооценку ребенка и зачем это нужно делать? Почему игра – самое серьезное занятие в детстве, которое “окупается золотом высокой пробы”? В книге сделана попытка ответить на эти и ряд других вопросов, касающихся становления личности ребенка.
Игра в отечественных и зарубежных исследованиях
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности. И. Хейзинга.
Знания о закономерностях игровой деятельности детей, характере и особенностях детского сотворчества и соперничества могут служить педагогам необходимой основой при разработке, апробации и внедрении игровых и неигровых форм обучения и воспитания в собственную педагогическую практику. Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями, - это игра.
Действительно, в толковом словаре русского языка приводятся следующие значения слова играть (игра определяется как "действие по глаголу играть ' либо "тот или иной вид или момент этого действия"): "Развлекаться, забавляться... Проводить время в каком- либо занятии, служащем для развлечения, доставляющем удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем... Изображать на сцене какую-нибудь театральную роль... Принимать на себя какую-нибудь личину, притворяться, изображая собой что- нибудь..." Итак, термин "игра" в различных интерпретациях соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.
Игровое действие замкнуто, самодостаточно. Игра же, по мнению Ю.А.Левады, ничего не символизирует и не замещает, но конструирует свою, игровую реальность, обособленную от реальности неигровой. Все многообразие игр, с точки зрения структуры игрового действия Левада делит на целевые и ролевые игры. Целевые игры подобны целенаправленному действию, ролевые — исполнению социальных ролей, но в обоих случаях игровые действия отличаются от соответствующих неигровых замкнутостью и наличием барьера. Каждому из этих двух типов соответствует определенный тип институционализации игрового поведения — спорт для целевых игр и театр для ролевых.
П.П. Блонский, считая игру основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни, вместе с тем полагал, что термин "игра" объединяет самые разные виды игровой деятельности:
- мнимые игры,
- строительные игры,
- подражательные игры,
- драматизация,
- подвижные,
- интеллектуальные.
Особое внимание П.П. Блонский уделял подражательным играм. Когда ребенок, подражая взрослым, стучит молотком или пытается забить гвоздь, мы имеем , конечно, скорее труд его , чем игру. Подражательная игра лишь постепенно выделяется из подобных занятий малыша. Если проанализировать занятия малыша с точки зрения их психологии, то станет понятно, что действие ребенка, пытающегося забить гвоздь, решительным образом отличается от действий ребенка, подражающего пли изображающего соответствующую операцию взрослого. Последнее действие, конечно, не есть трудовая операция, даже если рассматривать его не как собственно игровое действие, а как действие с предметами на основе общественно выработанных образцов. Но психологический и педагогический смысл подобных действий можно понять, только рассмотрев их именно в контексте игры. Проблему создания целостной теории детской игры впервые поставил Л.С. Выготский, который считал, что вершиной эволюции игровой деятельности в онтогенезе является сюжетная или ролевая игра — "мнимая ситуация". Мнимая ситуация, по мнению Выготского, тесно связана с правилами. Сама мнимая ситуация содержит в себе правило. Так, Выготский, анализируя игру двух сестер в сестер , указывает, что эта игра отличается от реальной ситуации тем, что то, что незаметно для ребенка существует в жизни, в игре становится правилом поведения — девочка начинает сознавать, что она сестра, и вести себя в соответствии с правилами сестринского поведения. Всякая мнимая ситуация содержит в скрытом виде правила, всякая игра с правилами содержит в себе в скрытом виде мнимую ситуацию. Развитие от явной мнимой ситуации и скрытых правил к игре с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией намечает эволюцию детской игры. Выготский считает, что игра есть целевая деятельность: по мере развития осознается цель игры. В качестве подтверждения этого положения ученый рассматривает спортивные игры, т.е. игры с вырожденной мнимой ситуацией, приобретающие особое значение к концу игрового возраста - "возникает комплекс качеств, который настолько выступает вперед в конце развития игры, на сколько он свернут вначале".
Педагогические возможности игры
Игра — основной вид деятельности ребенка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра - очень специфический вид деятельности, которому присущи все характеристики деятельности, но все они - особенные. Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На первый взгляд она "бесцельна": дети делают куличики из песка, играют в "дочки матери", "прятки" и т.п. На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это — осознание ребенком себя причастным к миру взрослых, перенесение во "взрослую" жизнь.
Практически все виды деятельности ребенка (учение, труд) сопровождаются открытыми отношениями со взрослыми. В игре же дети раньше всего эмансипируются от взрослого, познают свою автономность. В любой деятельности можно посмотреть ее результат. У игры очень специфический результат. Его можно увидеть "вне" ребенка и "внутри" него. Как такового "внешнего" результата вроде бы нет. (Побегали, покричали и разошлись). Но в игре очень важен "внутренний " результат — развитие ребенка, приращение его личности. В игре ребенок постоянно находится в двух "измерениях". С одной стороны, он ощущает себя в реальной ситуации (здесь, сейчас я — Коля, мне 5 лет). С другой стороны, он находится в мнимой, воображаемой ситуации (в океане судно и на нем я — пират Флинт). Эта воображаемая ситуация дает ему возможность быть тем и таким, каким он хочет быть и станет, несмотря на то, что сегодня он еще "не дотягивает" до своей роли в действительности. Идет процесс развития всех личностных качеств.
Как уже было сказано, игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребенка игра - средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира детской и построить свой собственный мир. Игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять предметами.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий.
В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, развитие слепоглухонемых детей, развитие умственных способностей детей, отстающих в психическом развитии.
У талантливых педагогов игра выступает как особый фон совместной деятельности. Игровые ситуации намеренно вносятся в жизнь детского коллектива, чтобы, как говорил А.С. Макаренко, создать мажорный тон детской жизни.
Игра в педагогическом процессе может "сливаться" с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект дает слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обога¬щающие процесс обучения. Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме наличного уровня развития ребенка, игра позволяет установить, к чему ребенок стремится, в чем нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Если ребенку не хочется заниматься каким-то тру дом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это — мощное стимулирующее средство. Возможны различные варианты руководства игрой взрослыми, педагогами. Играя с детьми, находясь вместе с ними в игровой ситуации на равных, педагог в тоже время способен исподволь, изнутри руководить игрой. Помогая детям организовать игру, но не участвуя в ней непосредственно (например, организуя школьный театр), возможно руководство "со стороны". Но не стоит забывать, что игра — первое средство эмансипации ребенка от взрослого, поэтому есть игры, лишенные какого-то ни было вмешательства взрослых. Педагог может лишь знать, в какие игры играют дети. Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.
Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:
Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие.
Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
Релаксационная функция — снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.
Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения. Функция самовыражения — стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.
Компенсаторная функция — создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (труд -но выполнимы) в реальной жизни.
Характер и содержание игр в различных этнических группах различны. Так, для европейского ребенка-дошкольника типичными занятиями являются настольная игра, рисование, а у ряда африканских народов наиболее распространены среди детей упражнения на ловкость, силу, которые считаются важными для ребенка и поощряются взрослыми.
Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже потому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, что есть возможность, говоря словами Януша Корчака, "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной". Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.
Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, могут вынести диагноз: "Дети в детстве не доиграли".
Игрою можно познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Педагогам, родителям, всем взрослым важно помнить, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть, так как ребенок - "существо играющее".
P.S.
Рекомендуем:
- "Психология игры" Эльконин Д.– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.
- Смирнова Е.О. Играть или учить
- Психологические игры и упражнения
Предлагаемая книга “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.“ Хухлаева О. В.— сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.
В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это — тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.
Книга снабжена иллюстрациями, которые могут быть использованы в работе с детьми. Адресована психологам, педагогам, родителям.
- "500 самых лучших игр. Развивающие игры" Бачурина В. - М.: Эксмо, 2006. - 160 с. - (Серия: Академия "Умелые руки")
Играя, ребенок не просто проводит свободное время: он познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, проявляет свои способности. Книга "Развивающие игры" включает в себя наиболее интересные развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры на развитие силы ловкости, творческого мышления и логики, ролевые и настольные помогут родителям и воспитателям заинтересовать ребенка, подготовить его к школе, организовать веселый детский праздник. В книге представлены как самые простые игры для дошкольников, так и более сложные для детей постарше. Некоторые игры дети могут организовать самостоятельно, другие потребуют обязательного участия взрослых. В сборнике есть игры, предназначенные как для группы детей, так и для индивидуальных занятий с вашим ребенком.
- Роль игры в интеллектуально-личностном развитии дошкольника
- Особенности развивающего педагогического взаимодействия с дошкольниками в игре
- “Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия.[практическое пособие]” Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. - Москва: изд-во АРКТИ, 2007 – 256 с.
Практическое пособие обобщает многолетний опыт работы экспериментальных площадок Москвы в области развития способностей детей дошкольного возраста. В книгу вошли игры и сценарии занятий, направленные на формирование и развитие коммуникативных способностей, воображения, понимания и организации действия. Особый интерес представляет практическая ориентация данного пособия, созданного силами педагогов, методистов, психологов и родителей. Теория развития способностей ребенка сопровождается описанием способов реализации этой важнейшей задачи современного образования. Пособие предназначено для воспитателей детских садов, методистов, психологов, родителей, заинтересованных в развитии способностей ребенка, а также всех тех, кого интересуют новейшие образовательные подходы и технологии.
- "Игра ребенка-дошкольника глазами родителей" Собкин В.С., Казначеева К.Н. // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. – C. 45-54
Статья посвящена представлениям родителей детей дошкольного возраста об игровой деятельности их ребенка. Особое внимание уделено рассмотрению места совместной игры родителей с ребенком в структуре семейного досуга, включенности родителей в игру детей, а также активности взрослого как организатора сюжетноролевой игры. Приводится анализ представлений родителей об игровых предпочтениях их детей.
Фрагмент статьи
Представление об игре как ведущей деятельности дошкольника является общепризнанным в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). К настоящему моменту проведено большое количество исследований особенностей детской игры, ее влияния на развитие и становление личности ребенка. В данной статье мы предприняли попытку особым образом взглянуть на проблему детской игры, рассмотрев ее особенности с точки зрения родителей детей дошкольного возраста В основу статьи легли материалы, полученные в ходе социологического опроса 1936 родителей детей, посещающих детские сады г. Москвы. В ходе анализа материалов мы попытались оценить влияние различных демографических и социально-стратификационных факторов на мнение родителей об игре ребенка-дошкольника.
Литература
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966, №6.
Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. — М: Школа-Пресс, 1997.
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование, 2005, №2.
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игровая деятельность современных дошкольников и ее влияние на развитие личности детей // Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XIX. — М.: ЦСО РАО, 2006.
Собкин В.С., Марич Е.М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. — М.: ЦСО РАО, 2002.
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
- "Ребенок и игрушка" Белобрыкина О.И., Шамшикова О.И, // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 118-124
Фрагмент статьи
В последние годы различным аспектам детства уделяется все больше внимания со стороны педагогов, социальных работников, психологов, методистов и специалистов многих других направлений. Серьезные социально-психологические, педагогические, правовые, экономические проблемы, возникающие в детской жизни, заставляют задуматься над симптомами детского неблагополучия, в первую очередь такими как распад сюжетноролевой игры и детских субкультур, детская преступность, тотальный инфантилизм современного поколения.
Литература
Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». — М.: Даниловский благовестник, 1999.
Бартрам Н.Д. Игрушка // Печать и Революция. 1926. № 5.
Белобрыкина О.А., Шамшикова О.А. Игрушка как переходный объект // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России». — Бирск: БирГСПА, 2006. С. 199–207.
Винникотт Д. Игра и реальность. — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
Вульф Э. Перечеркнувшая себя интенциональность: бред как попытка субъекта изъять себя из общественных отношений и истории // Независимый психиатрический журнал. 1994. № 2. — С. 5–13.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. — М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1991.
Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. — Киев: Наукова думка, 1990.
Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. — М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983.
Лидин К.Л. К вопросу о психологической экспертизе игрушек (на примере куклы Барби) // Развитие человека в современном мире: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции / Под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — С. 129–140.
Осорина М.В. К построению психологической концепции игрушки / Электронный вариант материалов III Съезда РПО «Психология и культура». — СПб, 2003.
Смирнова Е.О. Коза, которая поет. — http://wsyachina. narod.ru/psychology/fine_ Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология. Новый век. 2000. № 2.
Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. Новый век. 2000. № 6. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения. — Ростов-наДону: Феникс, 1998.
Фромм Э. Человек для себя. — Минск: «Харвест», 2003.
Эдингер Э.Ф. Христианский архетип. Юнгианское исследование жизни Христа. — М.: ИНФРА-М, 2000.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992, № 3-4. — С. 7–13.
Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. — С. 38–52.
(Источник: www.psi.lib.ru)
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными, и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, - это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.
Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.
Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует, они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать.
Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.
В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться, - в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, из него и вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.
Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.
Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе,- конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.
Чем же всё-таки отличается игра от работы ? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое, - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка. Чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.
Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребёнка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой, выбором игры, помощью ребёнку в игре.
Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит: "Ты не так делаешь, смотри, как надо делать". Если ребёнок вырезает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит: "Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?" Ребёнок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. Часто у таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.
Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.
Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.
Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.
Первая стадия - это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.
У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребёнку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе детей во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.
Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.
Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определенный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.
На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.
На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.
В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и пр.
- игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовать. Родители должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и легкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать, и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.
Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребёнком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.
Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.
Какой тип игрушек самый лучший? Считается, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна - две механические игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого не многого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определенный недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он увлекся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробок, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже похватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить. Самое главное в этой детской игре - добиться следующего :
- Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
- Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
- Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.
Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти па помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать её раньше времени. В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный допрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.
Таковы общие формы метода на первой стадии игры. На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх. Бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и одни помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что некоторые родители недовольны жизнью детей во дворе, но нс поговорят с другими родителями, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители так же организованно будут руководить ими.
Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.
На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.
И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое "глазение", простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третьей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.
Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребенка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками. Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях. На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.
Пахомова А.В.
Игры со словами для любого возраста
(Источник: www.psilib.ru)
Игры со словами - очень увлекательное занятие. В некоторые из них можно играть только в группе (например, всем известный "сломанный телефон"). Но есть и такие, в которые можно играть как в компании, так и в одиночку (или вдвоем с ребенком). Про такие игры мы и поговорим.
Все правила очень просты и легко запоминаются, так что вы можете играть со словами в любое удобное время. Можно завести специальную тетрадочку для таких "словесных игр". В ней вы сначала будете вести записи хода игры, особенно на первом этапе, когда опыта еще немного. Впоследствии можно делать все в уме. Это развивает память. Так же по тетрадочке вы легко отследите, как преодолевались встретившиеся трудности. Позже, когда предлагаемые игры станут легкими для вас, вы вернетесь к началу тетрадки, и увидите, что стали гораздо умнее. И еще, такой способ ведения игр - хороший способ поднять самооценку у ребенка, потому что он сам реально увидит свои изменения.
А теперь переходим к играм. Пока мы предлагаем три игры. Но в будущем их может стать больше. Все зависит от ваших откликов. Желаем удачи!
Игра 1. "Гребешок"
Возьмите несколько согласных букв. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "к", "л", "т". Составляем с ними слова: молоток, телескоп, тележка, толк, локоть, кольт и так далее.
Конечно, длинные слова с выбранными буквами придумывать легче, чем короткие. Поэтому рекомендуем новичкам начинать с больших слов и постепенно переходить на слова, которые включают в себя только выбранные согласные. Усовершенствуйте эту игру самостоятельно.
Игра 2. "Слова-двойняшки" (Doublets)
Легкий вариант.
Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор "Алисы в Стране Чудес". Играть в "слова-двойняшки" надо так: возьмите любое слово (желательно от трех до пяти букв) и измените в нем только одну букву. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством букв, что и у первого.
Например: коса-роса (буква "к" заменена на букву "р"), мука-рука (буква "м" заменена на букву "р").
Теперь измените букву во втором слове. В наших примерах может получиться коса-роса-роза и мука-рука-руна. Таким же образом из третьего слова сделайте четвертое и так далее. Упражняйтесь в составлении таких цепочек, пока не научитесь легко переходить от одного слова к другому. Как только это произойдет, считайте, что вы из новичка стали мастером.
Сложный вариант "Делать из МУХИ - СЛОНА"
Потом усложните задачу. Выберите два слова с одинаковым количеством букв. Желательно взять слова, связанные друг с другом по смыслу. Например, "туча" и "лужа". А сейчас прейдите от первого ко второму с помощью "слов-двойняшек". Или сделайте из мухи слона. Получится? Это уже не так просто, как обычное составление цепочек, но зато намного интереснее. И как только вы поймете, что без особого труда переделываете одно слово в другое, считайте, что вы из мастера стали настоящим профессионалом.
Примечание к игре: слова должны быть именами существительными в начальной форме (исключайте имена собственные!).
Игра 3. "Слова-шифровки"
Правила этой игры также очень просты. Возьмите любое слово и "расшифруйте" его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе - со второй и так далее.
Например, возьмем слово "суслик".
Солнечным
Утром
Сосновый
Лес
Исключительно
Красив
Внесем в эту игру разнообразие. Придумайте к одному и тому же слову предложения на разные темы. Например, представьте, что вы расшифровывайте поздравление, сообщение делового характера, предложение о природе, технике и так далее. Найдите другие жанры самостоятельно. В нашем примере слово "суслик" было расшифровано как предложение о природе. На технический лад его можно расшифровать, например, так:
Система
Управления
Самолетом
Ликвидирует
Искажение
Курса.
А вот еще один пример расшифровки.
Паутинка:
Паук
Андрей
Учился
Трудиться
И
Научился
Кокосами
Атаковать
(Автор данной "расшифровки" Жданова Ирина, 10 лет. )
Составила подборку психолог
Брилинг Елена Евгеньевна
- "Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду" Ульрих Хаймлих, Дитер Хельтерсхинкен - Издательство: Оклик, 2008. - 104 c.
В книге на конкретных примерах описана игровая деятельность детей с особенностями развития, находящихся в среде обычных сверстников в детских садах Германии. Показано, как интеграция в детском саду создает основу для совместного познания мира и общей жизни особых и обычных детей. Подробно рассматривается роль воспитателей в интегративных игровых процессах, приводятся практические советы по оформлению комнат детского сада и выбору игрушек. Для воспитателей детских садов, педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических факультетов, а также родителей особых и обычных детей.
Оглавление
«Интегративные игровые процессы»: что это такое?
«Ужасный» первый год: на пути к общности
Одиннадцать детей – одиннадцать ситуаций
ЯСМИН: Кто со мной поиграет?
ХЕЛЬГА: Упорно и настойчиво к достижению цели
АНДРЕАС: Кто поможет мне успокоиться?
КРИСТА: Я – это я
ШТЕФАН: Мне нужен друг
СВЕН: Я хочу играть один
ТУРГУТ: Я хочу играть вместе со всеми
САБИНЕ: Очарование, которое обезоруживает
МУРРАТ: Во мне живут радость и веселье
КАТИНКА: Кто «выманит» меня из закрытости?
КЛАУС: Долгожданное пробуждение
Спонтанное установление контакта (Ясмин, Хельга, Андреас и Криста)
Агрессивное установление контакта (Штефан, Свен и Тургут)
Пассивно-наблюдательное установление контакта (Сабине и Муррат)
Замедленное установление контакта (Катинка, Клаус)
Дети, поиграйте! Детсадовские будни: первое знакомство
Проявление внимания: между Сциллой и Харибдой
Об искусстве делать свое присутствие ненужным
Игровая педагогика: в помощь воспитателю
Профессиональные качества, характеризующие хорошего игрового педагога
Наблюдение за игрой / игровые протоколы
Помещения – мечты – пространство свободы
Куда же поставить стол, за которым мы обычно завтракаем?
Уголки отдыха – ниши – укромные местечки
Мечта становится реальностью
Вместе мы достигнем цели
Дизайн интерьера: в помощь воспитателю
Новое оформление комнат детского сада
Предпосылки переустройства помещений
«Интегративные» игровые средства: специальные игрушки для особых детей?
Давай строить башню из кубиков! Существуют ли «интегративные» игрушки?
Нет решений, одинаково правильных для всех
Вожделенная инвалидная коляска: вспомогательное терапевтическое средство или игрушка?
Игрушки не должны быть дорогими
Играем вместе: Да! — Вместе сопровождаем процесс интеграции: ?
Разговор с мамой.
Интеграция по месту жительства: почему?
Общие проблемы и обмен опытом: важные аспекты интеграции
Сотрудничество всех заинтересованных лиц: иллюзия или реальная перспектива?
Совместное воспитание особых и обычных детей в детских садах при приходах евангелической церкви в Германии
К истории проекта «Особые дети в обычном детском саду»
Теоретические воззрения на проблему «совместного воспитания»
- “Лучшие развивающие игры для малышей” Перов Владимир - Издательство: Клуб семейного досуга, 2010 г.- 320 с. (на www.rulit.net) (на www.labirint.ru)
Книга содержит большое количество игр, рассчитанных на детей дошкольного возраста.
Играя с малышом, вы поможете ему:
- развить речь, память, внимание, мышление;
- научиться читать;
- решать математические задачки и задания на логику.
А также ваш ребенок будет:
- принимать участие в сюжетно-ролевых играх;
- играть в спектаклях домашнего театра.
Занимайтесь развитием умственных и творческих способностей своего малыша уже с первых месяцев его жизни!
Оглавление
Простые игры для ускоренного развития малыша (12—15 месяцев)
- Толкни игрушку - Больше заботы и ласки
- Попищим
- Ползком к игрушке
- "Раз, два, три —бум!"
- Пожалеемся
- «Ку-ку»
- Ладушки
- Зарядка для язычка
- Угадай, кто к нам пришел
- Чей это голос?
- Узнай по звуку
Упражнения для развития речевого дыхания
- Одуванчик
- Снежинки
- "Бабочка, лети!"
- Что там такое голубое?..
- вверх — вниз, влево- вправо
- Открой — закрой
- Учимся различать цвета
- Подбери по цвету
- Хлоп-шлеп
- Найди пару
- что лишнее?
- "входит и выходит"
- Игры с предметами
- игра с коробками что плавает? строим дорогу
Глава 2 Ребенок и окружающий мир
- игра по дороге в парк (2—7 лет)
- "к кустику беги!" (1,5-4 года)
- кто чей родственник? (4—7 лет)
- о чем думает дерево? (4—7 лет)
- кто бы это мог быть? (3—7 лет)
Гуляем и развиваем. Несколько советов
Игры на развитие логического мышления
- кто что любит?
- назови одним словом
- слово
- чередование
- отвечай быстро!
Упражнения на развитие гибкости ума
- говори наоборот
- бывает — не бывает
Упражнения на скорость мышления
- отгадай слово
- сравнение предметов (понятий)
- угадай по описанию
- кто кем будет?
- разложи по порядку
- отгадывание небылиц
- нелепицы
- шкафчики
- что исчезло?
- что изменилось?
- запомни и воспроизведи
- вспомни и покажи
- цепочка действий
- пересказ
- Где что?
- Что изменилось?
- Сложи узор
- Обезьянки
- Очередь
- все помню
- спрятанная фраза
- цифровая таблица
- кто что услышит?
- где позвонили?
- определи на слух
- кто как плачет?
- ручками похлопаем, ножками потопаем
Глава 4 Игры для развития речи
От одного года
- разговариваем по телефону
- что бывает... какое бывает...
- что сначала, что затем
- отвечаем на вопросы
- что будет, если... - что можно делать с с чем можно делать.
- кто что делает?
- что где? кто где?
- что внутри?
- угадай, кто это?
- больше, чем... меньше, чем...
- один — много
- уменьши и увеличь
- назови одним словом
- опиши одним словом
- как можно узнать...
- кому что нужно?
- часть —целое
- Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы)
- четвертый лишний
- продолжи предложение
- продолжи рассказ
- выдели слово
Игры для развития фонематического слуха
- какой звук есть во всех словах?
- подумай, не торопись
- шутки-минутки
- Полезные советы
Глава 5 Игры для обучения раннему чтению
- Игры со слогами
- В гости
- Самолетики
- Пение со слогами
- Конфеты
- Магазин
- Окошечки
- Игры на запоминание
- кубики
- Две половинки
- Парочки
- Слоговое лото
- Волшебная тарелка
- Игры со словами
- Цепочки слов
- Закончи слово буква убежала
- Книжка-игрушка
- Универсам
- Сад-огород
- Магазин одежды
- Буква заблудилась
- Слогоежка
- Полсловечка
- Ребусы из картинок
- Путаница
- Наоборот
- Строим город
- Кто где живет?
- Профессии
- Городок
- Библиотека
- Лесенка
- рифмочки
- Переставь местами
- "Марсианские" слова
ЧТО ЛИШНЕЕ?
Глава 6 Занимательная математика
Простой счет
Что такое куча?
- Столько же, меньше, больше
- Классификация
Познается в сравнении
- Сериация
- Учить цифры интересно и просто
Математика для малышей от 1,5 до 3 лет знакомимся с понятием "количество"
- игры на количество
- веселый пересчет
Стишки для пересчета
- снеговик
- дни недели
- Признаки и свойства
Игровые занятия для малышей от 1,5 до 3 лет
- 5 по 5 КАРТОЧКИ СЧЕТ В БЫТУ ИЗУЧАЕМ "НОЛЬ" СЧИТАЕМ, ИСПОЛЬЗУЯ СТИХИ
- Котята
- Загибай или поглаживай пальцы
- найди пару
- Наведи порядок
- У кого больше
- Счет на слух
- Что изменилось?
- Угости зверушек
- Мишки идут на прогулку
- Найди домик для каждого мишки
- Найди игрушку
- Найди игрушку-2
- Занятия для детей 4—5 лет
- Один, много, несколько
- Счет по порядку
- Больше, меньше, поровну
- Столько же
- Угадай сколько
- Состав числа
- Отсчитай
- Знакомимся с цифрами
- Чей ряд длиннее?
- Угадай-к а!
- "Плюс", "минус", "равно"
- Понарошку
- Делим поровну
- десяток
- складываем с переходом через десяток
- вычитаем через десяток
- занимательные задачки
- задачки в стихах
- Семь веселых поросят
- Игры для самых маленьких
- Змейка
- Цветик-восьмицветик
- "Чур, я ставлю крестики!"
- дорожки
- догонялки
- Волны соединялки
- Игры для дошкольников
- морской бой
- коридорчики
- точечки
- рисовальные фантазии
- игра в слова
- цепочка слов
- ладошки
- балда трасса
- шифровальное письмо
- быки и коровы
- чепуха
- По ступенькам развития
- первый этап:игры с подражанием взрослым
- второй этап: простые ролевые игры
- третий этап: сюжетно-ролевые игры
- четвертый этап: творческие сюжетные игры
- Начинаем играть
- магазин игрушек
- кукольная история
- детский сад
- казаки-разбойники
- маленькие помощники
- семья
- больница
- едем, летим, плывем
- мчс
- "золотой ключик"
- большая семейная фотография
- в образе
- сказка по кругу
- рассказ по картинкам
- сказки про все на свете
- ассоциации
- мемори
- лото
- что изменилось?
- крокодил
- испорченный телефон
- коллаж
- чехарда
- ручеек
- платочек
- штандер-стоп!
- самый быстрый
- веселая эстафета
- щуки и лягушата
- сколько шишек?
- мост над пропастью
- Игровой гороскоп для детей
- Шорох домашних кулис
- Второе "я"
- Наш балаганчик
- Театр на столе
- Праздничная импровизация
- соломенный бычок, смоляной бочок
- петрушка, каспер и другие
- принцесса, не грусти!
- Раздаются три звонка.
- Спектакль на даче
- Возрастные особенности подвижных игр
- от рождения до года (общеукрепляющая гимнастика)
- от года до 2 лет
- От 2 до 3 лет
- от 3 до 4 лет
- от 4 до 5 лет
- Игры на движение
- "чур, на дереве!"
- гуси-лебеди
- перебежки
- дровосеки
- догонялки
- атака со всех сторон
- пять в линию
- в руке — ложка, в ложке — картошка
- с водой наперегонки
- "по ниточке"
- пятнашки по веревочке
- волки и овцы
- гонки тянитолкаев
- по извилистому пути
- хромая лиса
- забудь, что ты умеешь бегать
- хвосты
- самый ловкий
Подвижные игры с прыжками для детей 3—4 лет
- подпрыгни до воздушного шара
- "мой веселый, звонкий мяч"
- угости белку орешком
- прыгай до флажка
- прыгни в обруч
- С кубика на кубик
- по ровненькой дорожке
- вокруг обруча
- Зимние игры на улице
- вратари
- снежные воротца
- кто кого перетянет?
- тянем-потянем
- верная рука
- Игры на воде
- сосчитай
- надень круг
- весы
- кто прыгнет выше?
- эстафета с мячом
- торпеды
- рыцарский турнир
- верхом на дельфине
- борьба
- на одной ножке по дорожке
- ловишки на одной ноге
- салки на одной ноге
- два мороза
- вдвоем одну веревку (веселое состязание)
- "не зевай!"
- светофор
- радуга
- клад
- лягушата и цапля
- плетень
- веселая арифметика
- ловишки-2
- воробьи и вороны
- просто горелки
- зайчик
- "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста" Доронина М.А. // Дошкольная педагогика, 2007 № 4
- "Какие игрушки предпочитают малыши?" Павлова Л. // Дошкольное воспитание, 98. - №12. - с. 86-89
- Эстетико-национальное воспитание детей средствами куклы (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 04
Е.А. Лишанкова,
В.А. Катаев
Куклы не умирают –
в них просто перестают играть.
В. Пелевин
Куклаигрушка – одно из лучших средств воспитания ребёнка. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «меня не смущало то, что девочки и мальчики играли в куклы несколько лет. Это не какоето "ребячество", как... думают отдельные учителя, а та же сказка, то же одухотворение живого существа, которое пронизывает творческий процесс составления и слушания сказки. В куклах одухотворённый образ того, кого дети стремятся, говоря словами французского писателя Сент-Экзюпери, приручить. Каждый ребёнок хочет, чтобы в нём было чтото бесконечно дорогое, родное. Я внимательно следил за тем, какие духовные отношения складываются между детьми и их любимыми куклами» [7, с. 156].
По мнению современного исследователя А.Ю. Гусевой, «солдатик отчасти является функциональным аналогом девчоночьей куклы, потому что представляет модель человеческого тела. Но модификации телесности различны: для девочек кукла прежде всего тело физис, её надо одевать, кормить и укладывать спать. Для мальчиков солдатик – социальный "кирпичик", он "обязан" служить или участвовать в "военных действиях"» [3].
В сознании ребёнка куклаигруш ка воспринимается как друг и потому может оказывать на него психотерапевтическое воздействие. Исследователь Г. Лэндрет отмечает, что использование кукол позволяет решить семь основных задач игровой терапии:
1) установление позитивных отношений с ребёнком;
2) выражение широкого спектра чувств;
3) проработка опыта реальной жизни;
4) практическая проверка ограничений;
5) развитие позитивного образа своего «Я»;
6) организация самопознания;
7) возможность развития самоконтроля.
Логически обосновывая выбор игрушек для игровой терапии, Г. Лэндрет выделяет игрушки из реальной жизни; игрушки, помогающие снизить уровень агрессии; игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Кукла-игрушка – это не только важное средство эстетического и физического воспитания, но и фактор человеческого прогресса: она помогает ребёнку устанавливать взаимоотношения с окружающим миром.
В наши дни к исследованию куклы большой научный интерес проявляют педагоги, психологи, историки, искусствоведы, философы. Но поскольку современное понятие «кукла» подразумевает большой круг предметов, прежде следует разобраться, что можно назвать куклой. А для этого надо обратиться к словарям.
«Кукла, куколка – небольшое изображение человека или животного, сделанное из дерева, бумаги или воска и служащее для забавы малым детям» (Словарь Академии Российской).
«Кукла... сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая или повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека для обучения.// У валяльщиков и др. мастеровых: болван, форма.// Пск. Около 20 фунтов чистого льна в связке.// Кал. орл. Завёртка... закрутка в хлебе// Выпускная кукла, механическая, что сама бегает, живая.// Щеголеватая, но глупая или бездушная женщина. Одеться куклою» (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
«Кукла. 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. Фигура человека или животного в театральном представлении, управляемая изза ширмы актёром. Театр кукол. Быть куклой в чьихн. руках (перен.). 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело. Куклы в витринах магазинов» (С.И. Ожегов. Словарь русско го языка).
«Кукла – игрушка в виде фигуры человека, чаще всего нарядной девочки, фигурка человека или животного в специальных театральных представлениях» (В.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка).
«Кукла. 1. Детская игрушка в виде фигурки человека. // Устар. Статуэт ка.// Фигура человека или животного из дерева, тряпок и т.п. в спец. театральных представлениях. 2. О без душном и пустом человеке (чаще женщине). 3. Человек, действующий по воле другого» (Словарь русского языка. Академия наук СССР).
«Кукла – разг. Свёрток, пачка, упаковка с нарезанной бумагой, даваемые мошенником вместо денег» (Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения. Российская Академия наук).
Как следует из вышеизложенного, исторически куклой принято было считать детскую игрушку в образе человека, ребёнка. В традиционном русском языке словом «кукла» обозначали свёрток или болванку. В со временном представлении кукла – это антропоморфное изображение, используемое в игровой деятельности, украшении интерьеров, рекламных акциях, киноиндустрии.
Хотелось бы сказать несколько слов об облике современных кукол на телевидении. Как справедливо отмечает профессор В.Д. Кузнечевский, советские дети росли на Хрюше и Степашке, а наши дети – напокемонах и уродцах со встроенными в живот телевизорами – телепузиках. «Не берусь судить, погибнет или нет российская, а точнее – русская культура под обломками советского телевидения (а нынешнее российское ТВ именно таким и выглядит, взяв от своего предшественника велико лепную технологию и полностью вы бросив за борт моральнонравственную патриотическую начинку), – пишет В.Д. Кузнечевский, – но то, что процесс гибели на наших глазах набирает силу, – это очевидно даже для тех, кто это телевидение делает» [4, с. 33].
В наши дни педагоги и психологи бьют тревогу, констатируя, что у детей с их неокрепшей психикой формируется ложная картина мира. Это происходит под влиянием компьютерных игр, где главные герои – куклы-роботы, мифические куклы-инопланетные пришельцы. Реальность кажется детям жестокой, оправдывающей преступность и насилие, поэтому они ощущают себя такими без защитными и неуверенными в собственных силах.
Страх, подавляя личность, формирует у детей рабскую психологию, разрушает их ценностные ориентации и убеждения. Сидя подолгу за компьютером и наблюдая за агрессивным поведением кукол на экране монитора, ребёнок перестаёт принадлежать самому себе. Он пытается устранить угрозу, но страх только усиливается.
А вот традиционная кукла принадлежит миру детства. «Кукла несёт с собою воспоминания о детском, фольклорном, мифологическом и игровом мире», – замечал Ю.М. Лотман [5].
Педагоги считают, что кустарная кукла дороже, чем покупная. «Известно, что радующие взрослых дорогие "натуральные игрушки" менее при годны для игры, чем схематические самоделки, чьи детали требуют на пряжённого воображения» [5]. «Создавая куклу самостоятельно, ребёнок чувствует себя творцом, аниматором, способным оживить обычные вещи, из которых она сделана. Сотворённое существо хранит тепло рук человека, оно единственное в своём роде, <…> обаяние ремесленной поделки возникает от того, что она вышла из чьихто рук и в ней запечатлён труд этого человека: это обаяние "сотворённости", а стало быть, уникальности, поскольку момент творчества невозвратим» [2].
В наши дни большинство кукол де лают из синтетических материалов. Натуральные материалы, к сожалению, очень редко используются при изготовлении промышленных кукол. Например, дерево, по мнению Ж. Бодрийяра, «обладает своей скрытой теплотой и не просто отражает её подобие стеклу, оно само горит изнутри. В его волокнах сберегается время. Этот материал как бы живое существо» [2].
Последние годы учёные, педагоги через центры дополнительного образования, научные конференции, школьные факультативы пытаются вернуть интерес детей к народной кукле. «Русская народная игрушка настойчиво напоминает нам, что кроме компьютеров есть высокая просто та жизни человека в гармонии с ми ром природы и в согласии с Богом. Необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле» [6, с. 14].
К примеру, куклы в национальных костюмах могут рассказать детям о культурных традициях разных народов, связанных с одеждой и тканями, из которых она выполнялась. В таких куклах созерцательный момент доведён до высшей степени. Особенная яркость и насыщенность окраски костюма народной куклы, выделяя её из прочих, «обыденных» кукол, способны вызвать у ребёнка радость, создать необыденную игровую ситуацию.
Наделены художественным образом и душевным теплом и традиционные русские куклыперсонажи на родных сказок: Василиса Прекрасная, Алёнушка, ЦаревнаЛебедь. Но, к сожалению, с каждым новым поколением дети всё больше утрачивают уважение к русским народным традициям.
Современные дети получают информацию из СМИ. Бессмысленные детские сериалы, идущие по телевидению, журналы для девочек о кукле Барби – всё это направлено на упрощение восприятия, формирование «человека потребляющего». Например, самая модная на сегодняшний день кукла Братц, потеснившая на мировом рынке даже куклу Барби, имеет большую голову, тонкую талию, фигуру взрослой женщины, чувственные пухлые губы, миндалевидный разрез глаз.
«Серийные игрушки ориентированы на организацию имитационных и конкурентных игр, так как проще предложить ребёнку ограниченное число вариантов игры, чем создать игрушку, стимулирующую творческое самовыявление; вполне реальна опасность вытеснения креативных игр, то есть и творчества как феномена, напрямую с ними связанного, из культуры, что может привести к её вырождению. Конкурентные игры обладания престижной игрушкой оказываются в числе наиболее продуктивных стратегий социализации ребёнка, так как демонстрация предметов престижного потребления быстро включает его в социальную среду, а привычка к подобной игре полезна для существования выросшего индивида» [3].
Основу продаж в наши дни составляет поток западной не всегда качественной игрушки: за счёт низкой цены она легко и быстро попадает к детям. Хотелось бы указать на следующие тенденции негативного влияния западных игрушек на детское сознание:
1) зарубежные образы кукол-игрушек – разнообразные Мокси, Барби, Бон, Анабель, Чочо – внедряются в игровое «поле» наших детей, вытесняя национальные персонажи русской сказки, литературы, кино;
2) роботоподобные куклымонстры вызывают у детей страх, порождают разнообразные отрицательные эмоции и комплексы;
3) куклы, превосходящие порой рост ребёнка, имеющие длинные ноги и пышную грудь, а также куклы, прибавляющие в весе в зависимости от времени игры с ней, способствуют тому, что у детей в со знании может произойти путаница живого и неживого, реального и искусственного;
4) эстетически не оправданная кукла является носителем безвкусицы.
Как верно отмечала А.Ю. Гусева, «экспансия массовой культуры при водит к стиранию истинного лица национальной культуры… Следствием разрушения ценностно ориентированного ядра национальной куль туры является потеря основания самоидентификации, национально го самоопределения её представите лей» [3].
В последние годы в продаже появились интерактивные куклы. В них большое внимание уделяется красочности, технологичности, многофункциональности. Стоит ли удивляться, что дети всё более неохотно интересуются русскими народными куклами? Задача педагогов и психологов – до нести до наших детей уважение к национальным традициям средствами народной куклы. А для этого, с нашей точки зрения, необходим определённый комплекс организационно-методических условий, включающий:
– историко-культурологический подход, позволяющий рассматривать различные явления в народной кукле в их целостности и историческом развитии;
– этико-эстетический подход, направленный на выявление специфики художественновоспитательной функции народной куклы и показывающий одновременно «общее» во взаимодействии с другими видами декоративно го искусства в системе культуры;
– учёт региональных особенностей искусства куклы, прежде всего на родной, определяемых в значитель ной мере этническими традициями и культурными связями населения, опорой на сложившиеся этно-педагогические традиции региона;
– использование разнообразных технологий в обучении не только для формирования умений, навыков, а прежде всего для создания условий лучшего понимания смысла духовных ценностей своей художественно творческой деятельности.
Детей целесообразно обучать на родному искусству и культуре посредством визуального ряда (иллюстрации, слайды, диски). Необходимо рассказывать ребятам историю русской куклы, а потом расспрашивать о полученных впечатлениях. На основе знания культуры и искусства род ной страны подсознательно закладывается национальное самосознание.
Во время учёбы в школе дети должны получить как можно более полную информацию о культуре и искусстве других стран. Эти знания могут значительно расширить кругозор ребёнка и обогатить палитру его эстетического вкуса, и он сможет легко отличать русское народное искусство от зарубежного. Но, рассказывая о культуре и искусстве, педагог должен руководствоваться принципом «Люби своё и уважай чужое» и предлагать детям для знакомства лучшие образцы мировой народной культуры. Правильное развитие национального самосознания состоит в том, чтобы ребёнок не думал, что культура его страны – самая лучшая и единствен но правильная. Он должен чётко уяснить, что культуры всех стран важны, интересны, самобытны и по своему прекрасны. Именно за счёт их разнообразия, сочетания и взаимопроникновения происходит процесс развития и обогащения мировой культуры, а культурный обмен между странами укрепляет дружбу между народами.
Изучение русского народного искусства на примере куклы обогащает детей духовно, нравственно, ориентирует их на национальную культуру. У ребёнка возникает чувство гордости за то, что именно его предки создали такие уникальные образцы кукол. Потому так велико влияние русской народной куклы на развитие эстетического вкуса и национального само сознания у детей.
Литература
1. Барт, Р. Игрушки : Мифологии / Р. Барт. – М., 1996.
2. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. – М., 1995.
3. Гусева, А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры : дисс … канд. филос. наук / А.Ю. Гусева. – СПб., 2001.
4. Кузнечевский, В.Д. Телевидение и культура : кто кого? ; международная конференция ; культурная политика : современные реалии / В.Д. Кузнечевский. – М., 2006.
5. Лотман, Ю.М. Куклы в системе культуры / Ю.М. Лотман // Кукарт. – 1994. – № 4.
6. Соловьёв, В.Я. Тихий голос русской игрушки / В.Я. Соловьёв // Народное творчество. – 1996. – № 1.
7. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. – 3-е изд. – М. : Молодая гвардия, 1979.
(Источник: www.school2100.ru)
- ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ И ЕЕ РОЛИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Лобода Татьяна Васильевна (Южный федеральный университет ) (http://sisp.nkras.ru) электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем" №1(05), 2011
Представлен культурно-исторический анализ зарубежных и отечественных исследований детских игр. Отмечено большое значение игры в психическом развитии дошкольников. Исходя из понимания важности социализирующей роли игры присвоения ребенком социального опыта, заложенного в играх в меняющем- ся мире, намечено направление дальнейшего исследования игры детей дошкольного возраста.
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966 № 6.
3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса / Выготский Л.С. Психология. М.: 2000.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. Серия «Философско- психологическая библиотека», ред. Проф. В.В. Рубцов, сост. А.Д. Червякова. ИЦ «Академия», М., 1995.
5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.- 288с. (Серия «Мастра психологии»)
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: «Педагогика», 1989г.
7. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001.
8. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
9. Черная А.В. Развитие личности в контексте традиций игровой культуры. : автореф. на соиск. уч. ст. доктора психологических наук. М., 2007.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- "Ребенок в мире народных игр." Цеева Л.Х. - Майкоп: Редакционно-издательский отдел Адыгейского гос. ун-та, 2001. - 72 с.
В учебном пособии раскрывается содержание народных игр. основы методики их применения при организации игровой деятельности детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.
Данное пособие поможет приобщить детей дошкольного и младшего школьного возраста к национальной культуре через народные игры.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....3
Подвижные игры....4
Пальчиковые игры....23
Игры-забавы.....27
Игры адыгов в Турции (записаны со слов Шангул)......33
Игры-драматизации (по мотивам нартского эпоса)......35
Словесные игры....38
Приложение.....42
Игры, собранные студентами дошкольного отделения . . .50
Считалки....63
Скороговорки ....70