Дьяченко О.М. Цепная реакция любознательности

"Цепная реакция любознательности" Автор: Дьяченко О.М. - Семья и школа, 1974, № 4

Отвечайте на вопросы малышей!

Если у вас есть ребенок-дошкольник, то вы хорошо знаете, как подчас трудно ответить, на все его непрерывные «Почему?». Вопросам нет конца: «Почему трава зеленая?», «’Почему дует ветер?», «Почему луна не падает на землю?», «Почему у слона хобот?». На одни вы даете подробные ответы, другие оставляете без внимания, от некоторых просто раздраженно отмахиваетесь. И не всегда взрослые понимают, сколь важны эти вопросы и наши ответы для умственного развития малыша.

В вопросах находят отражение познавательные интересы малыша. И, следовательно, от нашего отношения к ним во многом зависит, будут ли эти интересы крепнуть и развиваться или, не поддержанные нами, «вянуть на корню». А именно степень развития познавательной активности во многом определяет будущую школьную судьбу ребенка. Ведь прочный успех в учении зависит не от того, умеет ли Ребенок читать или писать до школы (этому его в школе научат), а от его «бескорыстной» любознательности, стремления узнать новое. Дети же интеллектуально пассивные испытывают в учении постоянные трудности – они ничем не интересуются, не привыкли к активной мыслительной деятельности, которая для них тягостна, а не радостна. И потому они часто склонны заучивать новый материал без понимания, действовать по заданному шаблону, пользоваться подсказкой и т. п.

Первые же «выходы» познавательной активности – это те вопросы, которыми малыши начинают осаждать вас с трех-четырех лет. Поначалу умственная активность малыша эпизодична. Необходимо этот первоначальный, эпизодический интерес превратить в устойчивую познавательную активность, в постоянное качество личности ребенка. И именно родители могут обеспечить это.

Ваш ребенок ходит в детский сад. Там ему читают книги, проводят специальные беседы о животных, растениях, разных профессиях. Он с большим интересом слушает их и, придя домой, конечно же, торопится рассказать об увиденном и услышанном. Вот он сообщает: «Нам кролика сегодня показывали. Почему он такой пушистый?» Вы можете воспользоваться его вопросом и не только ответить на него, но и дальше продвинуть развитие его интересов: прочитать соответствующие книжки, сходить на экскурсию, дать ему возможность самому ответить на вопросы взрослых. Все это и способствует превращению эпизодических, в зависимости от обстоятельств возникающих интересов, отражающихся в детских вопросах, в устойчивое стремление ребенка больше знать.

Дошкольное детство – долгая пора; за это время ребенок проходит большой путь умственного развития. Меняется он сам, меняется и характер его интересов и вопросов. Любознательность ребенка развивается, если можно сказать так, в двух измерениях.

Первое – вширь; год за годом раздвигается та сфера действительности, к которой малыш проявляет интерес. Двух - трехлетнего ребенка интересуют, как правило, те предметы, которые непосредственно окружают его, которые он видит вокруг. Он и старается узнать разные свойства этих предметов. Он спрашивает: «Стекло бьется, а лед?», «А банка плавает?» и т.д. А дошкольника в шесть - семь лет уже занимает все на свете; в круг его интересов входит трудовая деятельность людей, книги, искусство: рисование, театр, музыка, кино. Очень занимают малышей и явления природы. Дети любят рассказы о животных, любят сами наблюдать за животными, выяснять особенности их жизни. У старших дошкольников возникает интерес к общественным явлениям, к отношениям людей. Все эти направления в развитии интересов ребенка находят свое отражение в детских вопросах, и, терпеливо и разумно отвечая на них, вы можете все дальше и дальше продвигать своего малыша в умственном развитии.

Второе «измерение», второе направление познавательных интересов ребенка – вглубь: меняется сам характер его знаний о явлениях окружающей жизни. Малышей интересуют в основном отдельные предметы и их свойства. Дети трех - четырех лет чаще всего задают вопросы, касающиеся названий новых предметов и явлений и отдельных их качеств. Это вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Где он?», «Чье это?», «Как звать?» и т.п.

В среднем дошкольном возрасте познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Дошкольника четырех - пяти лет начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, их причины и цели. В формулировках вопросов «что» устойчиво сменяется на «почему» и «зачем». «Почему идет дождь?», «Зачем у ежика колючки?», «Почему в холодильнике лед?» и т.п.

Старшего дошкольника начинают интересовать не только те явления и их причины, которые он видит непосредственно перед собой или с которыми он столкнулся, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Его продолжают интересовать причины и следствия в отношениях предметов; появляется и интерес к «технологии» их изготовления.

Таким образом, если вы хорошо представляете себе развитие познавательных интересов на разных ступенях дошкольного детства, вы сможете ответить на вопросы вашего малыша с той степенью широты и глубины, которые соответствуют его возрастному уровню. Не упустите из виду: вопросы ребенка могут возникнуть только по отношению к тем предметам или явлениям, о которых он уже хоть что-то знает – видел их или ему о них рассказали или прочитали. Только постоянно расширяя представления дошкольника об окружающем, мы открываем для него новые возможности для проявления познавательных интересов. И для появления новых его вопросов...

Знакомить ребенка с разными сферами действительности мы можем самыми разными путями. Для этого можно использовать вопрос, который задал ребенок о чем-нибудь уже знакомом ему. Можно просто обратить его внимание на какое-нибудь новое для него явление на прогулке и побеседовать об этом: «Где живут воробьи, какие автомобили грузовые, а какие пассажирские, какие цветы растут в поле, а какие в лесу и т.п». Можно сводить дошкольника на специально организованные экскурсии, в кино, в театр; спросить его о том, что он увидел, дать дополнительные объяснения. Читая с дошкольником книги, следует побеседовать с ним о герое, книги, о том, как автор описывает героя, как была написана та или иная книга и т. п. Так возникает «цепная реакция» любознательности: новые знания вызывают и новые вопросы, и круг интересов ребенка постепенно расширяется. Не следует только забывать о возрасте ребенка и торопиться «насыщать» его знаниями, которые он еще не может усвоить.

Если вашему малышу два - три года, то, отвечая на его вопросы, вы можете ограничиться называнием нового предмета, его свойств и функций: «Это краски, они все разных цветов, ими рисуют».

Отвечая на вопросы старших дошкольников, полезно уже указать на причины взаимодействия предметов: «У этой лодки сильный мотор, поэтому она едет так быстро и обгоняет все остальные».

При этом следует учитывать уровень знаний ребенка, наглядный, образный характер его мышления. Поэтому даже ответы на обобщенные вопросы не должны быть слишком абстрактны и лишены опоры на имеющиеся у ребенка впечатления. Иначе ваши объяснения не пополнят его познавательные ресурсы и могут попросту оказаться «пустым звуком». Так, К. И. Чуковский описывает случай с дошкольником, который спросил: «Папа, когда я с тобой говорил по телефону, как же ты туда, в трубочку, забрался?» Его тетка, физик по образованию, тотчас же принялась объяснять ему устройство телефонного аппарата.

Он внимательно слушал ее, а потом спросил: «А как же папа оттуда вылез?» Об этом следует помнить и при ответах на трудные вопросы, в частности вопросы ребенка о его собственном рождении. Интерес, проявляющийся в таких вопросах, обычно вызван ситуацией, и ответы также могут быть соответствующими, незатейливыми. Так, на вопросы типа: «Откуда я взялся?» часто вполне достаточно бывает ответить: «Ты родился пять лет тому назад», чтобы ребенок удовлетворился. Можно, конечно, и дать объяснения, но они вовсе не должны быть полными и исчерпывающими, так как их содержание еще не доступно пониманию малыша.

Однако одних только ответов на вопросы малыша, даже самых правильных и тактичных, недостаточно для активного и постоянного развития его любознательности. Разговоры должны стать толчком и поводом к более тесному общению взрослого и ребенка, к собственным усилиям малыша.

Вы знаете, что дошкольники рано начинают интересоваться, что вы делаете на работе. Они часто спрашивают: «А где ты работаешь? А что ты там делаешь?» Если вы достаточно подробно ответите малышу, они с огромным удовольствием начинают играть в вашу работу: «водить» автобус, «лечить» больных и даже «писать диссертацию», стараются узнать все новые подробности вашей производственной деятельности. И такой игровой интерес очень много дает ребенку.

В домашних делах ребенок может участвовать по-настоящему, если вы перейдете от слов к делу.

Вы можете попросить ребенка помочь вам по дому, сделать кормушку для птиц, послушать вместе с вами любимую пластинку. Возникающее у ребенка в таких случаях чувство причастности к миру взрослых делает эти общие занятия особенно ценными и значимыми для него. Очень важно, чтобы он не оставался только слушателем, зрителем, помощником, лишь выполняющим указания взрослых,– что-то он непременно должен сделать сам, на какие-то вопросы ответить самостоятельно. Только в этом случае мы можем добиться желаемого результата в развитии его познавательной активности.

Следует постоянно ставить перед ребенком вопросы, на которые он мог бы ответить, давать ему простые задачки, которые он мог бы сам решить. В свободное время, на прогулке, вы можете поиграть с малышом; в «Угадайку», то есть задать ребенку вопросы, ответ на которые надо поискать самому. Можно спросить его; «Почему зимой на окнах узоры, а летом их нет?», «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?» и т. п. Следует разобрать его ответы, объяснить, почему тот или другой – правильный, а иной – нет.

С детьми постарше можно поиграть в придумывание вопросов: поставить перед ребенком знакомый предмет или игрушку и попросить придумать, что мы еще не знаем об этой игрушке, задать об этом вопрос. Затем вы можете спросить малыша о чем-то новом в знакомом предмете: «Можно ли купать плюшевого мишку? Почему?», «Для какого времени года одета эта кукла? Почему?» и т. п.

Подобные игры обычно очень нравятся дошкольникам, вызывают у них живой интерес к окружающим предметам.

Такие специальные «тренировки» могут начинаться с младшего возраста, продолжаться на протяжении всего дошкольного детства. Именно от семьи, от родителей, от их ответов на первые вопросы ребенка зависит уровень развития умственной активности дошкольника, а в дальнейшем и общий уровень творческого развития личности.

Источник: www.psyparents.ru