Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (подборка книг)

Курсы финского языка для детей и взрослых

Преподавание на курсах ведется по авторской методике Ирины Соом.

Английский язык онлайн

Дистанционные занятия в виртуальном классе с опытными преподавателями.

Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ

Занятия он-лайн с дипломированными специалистами по русскому языку, литературе, математике, физике, обществознанию и английскому языку.

Книга "Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций" под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина . -- Брест: Издательство БрГУ, 2006.

 

Оглавление

1 МНОЖЕСТВО. ЧИСЛО. СЧЕТ

1.1 Из истории развития количественных представлений

1.2 Теория множеств

1.3 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей

1.4 Методика формирования количественных представлений

2 ВЕЛИЧИНЫ. СРАВНЕНИЕ. ИЗМЕРЕНИЕ

2.1 Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин

2.2 Понятие величины, свойства однородных величин

2.3 Возрастные особенности представлений о величине у детей 3- 6 лет

2.4 Методика формирования представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста

3 ФОРМЫ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

3.1 Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение

3.2 Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей

3.3 Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов

4 ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

4.1 Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

4.2 Методика формирования умения ориентироваться в пространстве

5 ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

5.1 Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени

5.2 Возрастные особенности развития у детей представлений о времени

5.3 Методика формирования умения ориентироваться во времени

6 СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (ФЭМП) У ДЕТЕЙ 3 - 6 ЛЕТ

6.1 Общая характеристика содержания ФЭМП

6.2 Предлогическая подготовка

6.3 Докомпьютерная подготовка

7 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МАТЕМАТИКЕ 8 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

8. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С ДЕТЬМИ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

8.1 Число и вычисление

8.2 Знакомство с величиной

8.3 Геометрические фигуры

8.4 Ориентировка в пространстве

8.5 Ориентировка во времени

9 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

10 ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

11 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ 20 ВЕКА В РОССИИ

12 ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ БЕЛОРУССКИХ ПЕДАГОГОВ

13 ВЗГЛЯДЫ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

- Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста. Знакомство с математикой.

 

- "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" Леушина А. М. – М., Просвещение, 1974.- 368с.

Оглавление

Введение

Краткий анализ преподавания арифметики в 1 классе начальной школы (до введения новых программ)

О некоторых направлениях в реформе математического образования в начальных классах школы

Новая программа по математике в I классе школы (утверждена Министерством просвещения СССР)

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ

§ 1. Обучение и развитие детей

§ 2. Своеобразие обучения маленьких детей элементам математических знаний

§ 3. Сенсорное развитие — чувственная основа умственного и математического развития детей

ГЛАВА II. О МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И В ДЕТСКОМ САДУ В XIX -XX вв.

§ 1. Методы обучения детой арифметике в XVIII—XIX вв. в начальной школе

§ 2. Вопросы методики обучения детей числу и счету в дошкольной педагогической литературе

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О МНОЖЕСТВЕ, ЧИСЛЕ И СЧЕТЕ

§ 1. Развитие у детей представлении о множестве

§ 2. Споеабы сравнения множеств детьми разного возраста

§ 3. Роль различных анализаторов в развитии навыков счета и представлений о множестве

§ 4. О развитии у детей деятельности счета

§ 5. Развитие у детей представления об известных отрезках натурального ряда

ГЛАВА IV. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗМЕРЕ, ФОРМЕ И МАССЕ ПРЕДМЕТОВ (НА ОСНОВЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ)

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЕМОВ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ, МАССЫ, ВМЕСТИМОСТИ СОСУДОВ

ГЛАВА VI. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА VIII. ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗНАНИЯМ

ГЛАВА IX. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (четвертый год жизни)

§ 1. Организация обучения детей во второй младшей группе

§ 2. Программный материал для детей трех лет

§ 3. Примерные занятия с множествами в группе детей трех лет

§ 4. Методика работы по развитию пространственных и временных представлений у детей второй младшей группы

ГЛАВА X. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (пятый год жизни)

§ 1. Организация работы с детьми пятого года жизни

§ 2. Программный материал для группы детей пятого года жизни

§ 3. Примерные занятия с множествами и по счету в группе детей пятого года жизни

§ 4. Примерные занятия по развитию пространственных и временных представлений

ГЛАВА XI. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (шестой год жизни)

§ 1. Организация работы с детьми шестого года жкзни

§ 2. Программный материал для группы детей шестого года жизни

§ 3. Примерные занятия: множество, число и счет

§ 4. Формирование пространственных и временных представлении

§ 5. Закрепление и использование усвоенных знаний на других занятиях, в играх и бытовой жизни

ГЛАВА XII. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ МАТЕМАТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (седьмой год жизни)

§ 1. Организация работы с детьми седьмого года жизни

§ 2. Программный материал для подготовительной группы

§ 3. Примерные занятия в подготовительной к школе группе детского сада: множество, счет, число

§ 4. Обучение детей элементам вычислительной деятельности

§ 5. Способы обучения детей решению арифметических задач в детском саду

§ 6. Примерные занятия по развитию у детей представлений о величине и измерении, о форме, о пространственных и временных отношениях

§ 7. Закрепление представлений и применение полученных знаний, умений, навыков на занятиях, в игре и в быту

 

- "Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп." Арапова-Пискарева П.А.— М.: МОЗАИКА-СИИТЕЗ, 2009.-112 с.

Настоящее пособие является доработанным вариантом первого издания книги «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Пособие содержит уточненный и дополненный вариант программы и методических рекомендаций по развитию математических представлении у детей 2 7 лет. разработанных в традициях отечественной дошкольной педагогики.

Книга адресована широкому кругу специалистов дошкольного образования, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.

Содержание

Предисловие...................................................................3

Программа.....................................................................5

Основные цели и задачи программы.........................................5

Принципы отбора содержания и реализации программы.....................6

Структура программы ......................................................8

Программный материал для первой младшей группы........................8

Программный материал для второй младшей группы........................9

Программный материал для средней группы................................11

Программный материал для старшей группы...............................13

Программный материал для подготовительной к школе группы.............16

Методические рекомендации.................................................20

Общие вопросы организации обучения по программе.......................20

Первая младшая группа (от двух до трех лет)...............................22

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)............................30

Средняя группа (от четырех до пяти лет)...................................42

Старшая группа (от пяти до шести лет).....................................55

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)...................71

Рекомендуемая литература для воспитателей.................................98

 

- "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие" Баряева Л.Б. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с. - (Коррекционная педагогика)

В пособии раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития. Представлены этапы формирования математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, показана организация работы по проведению занятий.- Кроме теоретического обоснования работы по коррекции математического развития детей предлагается большое количество конспектов занятий, литературный материал к ним.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, студентам факультетов коррекционной педагогики педвузов, педагогических колледжей, а также оно окажет несомненную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в психомоторном развитии.

Оглавление

Математическое развитие детей дошкольного возраста

  История формирования элементарных математических представлений

  Становление и развитие методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников

  Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии

Задачи формирования математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и содержание обучения

  Первый этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

  Основные задачи

  Содержание обучения

  Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

  Предполагаемые результаты обучения

  Второй этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

  Основные задачи

  Содержание обучения

  Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

  Предполагаемые результаты обучения

  Третий этап обучения детей с интеллектуальной недостаточностью элементарным математическим представлениям

  Основные задачи

  Содержание обучения

  Игры и игровые упражнения с математическим содержанием

  Предполагаемые результаты обучения

Изучение развития математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

  Примерное содержание обследования математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

  Владение некоторыми общими принципами счета

  Владение навыками отвлеченного счета

  Владение навыками счета на наглядном материале

  Обследование навыков соотнесения количества предметов

  Владение умением решать арифметические задачи (старший дошкольный возраст)

  Владение словарем, необходимым для формирования математических представлений

  Владение геометрическими представлениями

  Владение представлениями о величине

  Владение пространственными представлениями

  Владение представлениями о времени

Организация пространственно-развивающей среды

  Игры и игровые упражнения в коррекционной работе с детьми

  Экскурсии и наблюдения

  Использование художественной литературы в играх с математическим содержанием

  Игры с пальчиками

  Игры с песком

  Игры с бытовыми предметами-орудиями

  Вариант игрового занятия

  Игры с водой

  Театрализованные игры

  Игра-драматизация по обучению детей решению арифметических задач

  Сюжетно-дидактические игры

Конспекты игр-занятий по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

  Игры с зайчиками

  Cодержание игры-занятия

  Зайчики и солнышко

  Содержание игры-занятия

  В гостях у ежика

  Содержание игры-занятия

  Прогулка за грибами

  Cодержание игры-занятия

  Купаемся и загораем с куклами и собачкой на речке

  Содержание игры-занятия

 

- "Методы формирования элементарных математических представлений" Михайлова 3., Непомнящая Р. // Дошкольное воспитание. - 1988. - №2. - С. 26-30

 

- "Развитие элементарных математических представлений у дошкольников . —— 2-е изд., испр." Тарунтаева Т.В. - М.: Просвещение, 1980. — 64 с., ил.

Основное внимание в книге уделяется работе в подготовительной к школе группе: раскрывается методика развития у дегей элементарных представлений о количестве, числе, форме и величине предметов, методика обучения измерению величин, выполнению счетных операций в пределах первого десятка, решению элементарных задач.

Оглавление

ОТ АВТОРА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

ЗАНЯТИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ

Я С НОВЫМ ПРОГРАММНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

- Танграм (китайская головоломка). Головоломки для детей.

 

- "Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями" Чернова В.И., Тарасов М.А., Надтока М.В. / под общей редакцией В.И. Черновой: Методическое пособие . - Хабаровск, 2003

Оглавление

Введение

   Развитие мыслительной деятельности

   Сенсорное развитие

   Развитие представлений о форме предмета

   Развитие пространственных представлений

   Развитие временных представлений

   Развитие мелкой моторики пальцев рук

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

Перспективный план занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

   Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

Приложения

   Приложение 1. Пальчиковая гимнастика

   Приложение 2. Математические логоритмики

   Приложение 3. Математические задачи

   Приложение 4. Математический счет

   Приложение 5. Развлечения с использованием занимательного математического материала

Список использованной литературы

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине ДПП.Ф.11.3 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Тверской государственный университет, Тверь, 2011г.