Психология развития конкурентоспособной личности (Гении и аутсайдеры)

Предлагаем Вам на рассмотрение отрывки из книги "Психология развития конкурентоспособной личности" Митина Л.М.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003 г.

Жизнедеятельность ребенка — сложнейшая психическая реальность, которую можно представить в виде многомерного пространства, включающего в себя три взаимосвязанных пространства: личность, деятельность (учебная и внеучебная) и общение (системы взаимодействии и взаимоотношений).

Развитие ребенка осуществляется в преодолении противоречия между его спонтанной активностью и внешней регуляцией (воспитанием и обучением). По мере взросления источник развития должен перемещаться внутрь личности, обусловливая новый уровень развития самосознания, выработку собственного мировоззрения, активизируя процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

Темперамент считается наиболее устойчивой и слабо изменяемой характеристикой личности человека, которая проявляется во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому каждому человеку нужно иметь представление о типах темперамента и свойствах нервной системы, о собственном типе темперамента, уметь определять особенности темперамента другого человека по поведенческим проявлениям.

Выделенные П. П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа—Галена, П. П. Павлов описывает их следующим образом:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип — САНГВИНИК. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инертный тип — ФЛЕГМATИК. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — ХОЛЕРИК. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип — МЕЛАНХОЛИК. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Наследственный фактор (генотип) в большей степени, чем среда, детерминирует возникновение индивидуальных различий в темпераменте, причем он является относительно устойчивым и мало податливым к воздействиям воспитания и среды. Таким образом, воспитание в принципе не влияет на темперамент. В то же время изменениям подвергаются другие психические особенности, которые могут маскировать свойственный данному индивиду темперамент. Здесь речь идет в основном о привычках и навыках, о характере, интересах пли мотивах, которые, будучи зависимыми прежде всего от воспитаниям среды, оказывают решающее влияние на поведение индивида.

Лидерские качества личности.

«Энергоизбыточностью», как правило, обладают люди, которых принято называть лидерами. Лидерство как сторона человеческих отношений и взаимоотношений существует столько, сколько существуют человеческие отношения.

К основным, наиболее распространенным в социально-психологической литературе теориям лидерства относятся следующие: теория черт лидера, теория лидерства как функции группы, теория лидерства как функции ситуации.

Согласно «теории черт» лидерство ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать («харизма»), а лидер — человек, обладающий такой суммой индивидуальных качеств, которые позволяют ему занять доминирующее положение в любой жизненной ситуации (Р. Стогдилл, Е. Богардус и др.). Такие качества и умения имеют главным образом врожденный характер. Исследования лидерства детей и подростков показывают, что действительно, лидерами становились те дети, чьи индивидуальные качества давали им преимущества перед другими (большая физическая сила, волевая активность и темперамент, интеллектуальное превосходство и др.). Но обращение исследователей к явлению лидерства у взрослых показало, что здесь лидеры имеют преимущество скорее за счет социально-ролевых характеристик их деятельности, чем за счет индивидуальных черт (Волков И. П., Емельянов Ю. Н., 1973; Петровский А. В., ЯрошевскийМ. Г., 1998).

«Лидер — это тот человек, — пишет В. И. Румянцева, — который непременно совершает поступки, что не свойственно каждому человеку. Нередко поступки лидера неординарны, исключительны, оригинальны. Пожалуй, именно в поступках проявляется индивидуальность лидера, его неповторимость» (В. И. Румянцева, 1996. — С. 17).

«Дельфины» и «Акулы»

Развитие конкурентоспособной личности, детерминировано не только «энергоизбыточностью», но, главное, социально-психологически ми (нравственными) характеристиками ее взаимосвязи с обществом, отношением к другим людям, себе, делу, духовным ценностям. Интересную типологию представили Р. Андерсон и П. Шихирев, проведя водораздел между людьми, занимающимися предпринимательской деятельностью и бизнесом, назвав их «АКУЛАМИ» и «ДЕЛЬФИНАМИ». Наиболее принципиальные различия между «дельфинами» и «акулами» усматриваются в тех правилах поведения, которых они придерживаются и которые состоят в том, что «дельфины» развивают доверие и контакты, стремятся говорить правду, не торопятся делать выводы, фантазируют, сомневаются. «Акулы» имитируют доверие и не верят никому, потребности других не имеют для них значения, не уступают, не философствуют, стремятся к однозначности решений и т. д.

Гибкость — это, по нашему мнению, разнообразие и адекватность, проявляемые как во внешних (двигательных) формах активности, так и во внутренних (психических).

Развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать, планировать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях. Вот почему проблема гибкости, прежде всего эмоциональной гибкости, является одной из наиболее важных в развитии конкурентоспособной личности.

 

P.S.

Рекомендуем:

- "Четыре типа личности: психолог, техник, спикер и теоретик" Стариков В.В. - Соликамск: ООО "Типограф", 2007

Как выбрать профессию или супруга? Как выйти замуж за богатого? Как набрать персонал? Как сделать карьеру и выбрать лифт вертикальной мобильности? Как определить степень пригодности на роль политика, артиста или руководителя? В чём состоят причины преступности и безработицы, причины гибели локальных цивилизаций и правящих элит? Какие существуют склонности в обучении и преподавании? Как поддерживать дисциплину на уроке?

Оглавление

Введение.

§1. Сравнительный анализ теорий и тестов на тип личности.

§2. Характер отношений между типами личности.

§3. Словесный тест.

§4. Визуальный тест.

§5. Происхождение типов личности.

§6. Причины гибели правящих династий и элит

§7. Сравнение типов личности по уровню развития интеллекта.

§8. Эмпирические исследования долей типов личности в популяции г. Березники.

§9. Список рекомендуемых профессий и степень готовности к подчинению, которые нужно учитывать при выборе профессии и подборе персонала.

§10. Степень пригодности на роль руководителя и стиль управления коллективом.

§11. Результаты наблюдения за успешностью административной карьеры.

§12. Выбор лифта социальной мобильности.

§13. Склонности типов личности в политике.

§14. Типы личности в искусстве и шоубизнесе.

§15. Эмпирическое исследование причин безработицы.

§16. Причины преступности.

§17 Эмпирическое исследование причин преступности.

§18. Сравнительное исследование степени успеха в любви и степени любвеобильности.

§19. Рекомендации по выбору супруга или как выйти замуж за богатого?

§20 Стиль преподавания у разных типов личности педагогов.

§21. Стиль обучения у разных типов личности учащихся.

§22. Конфликт школьных клик и рекомендации по поддержанию дисциплины на уроке.

§23. Социология гениальной личности.

Вместо заключения: список преимуществ и проблем в жизни для разных типов личности.

Библиография.

 

- "Воспитай своего ребенка миллионером" Владимир Довгань, Елена Минилбаева

Откуда берутся миллионеры? Можно ли вырастить богатого, успешного и счастливого человека в семье с низким социальным статусом? Зависит ли это от материальных возможностей семьи? Что важнее: личностные особенности, талант ребенка или среда?

Книга даст вам ответы на все эти вопросы. Впервые в отечественной практике представлена методика воспитания, основанная как на самых прогрессивных достижениях педагогической науки, так и на конкретных примерах успешных людей. База их успеха была заложена еще в детстве, и старт к покорению головокружительных высот им дали их родители. На вопрос: можно ли воспитать миллионера - вы найдете не только утвердительный ответ, но и практические рекомендации.

Эта книга - для родителей, понимающих неэффективность устаревших методик и ищущих новые пути в воспитании детей.

(на http://books.imhonet.ru)

Оглавление

От авторов

Неудачи – это хорошо!

Маяк в океане жизни

Бомбы или крылья?

Вырасти Наполеона!

Осанка счастливого человека

Почему так важно заниматься спортом?

Учитель – жизнь

Иди за ребенком

Кое-что о таланте

Получай пощечины всю жизнь

Ключ к успеху

Какую школу я выбираю?

 

- "Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?" Малкольм Гладуэлл - Издательство: Юнайтед Пресс, 2009. - 264 c.

Жизнь несправедлива. Деньги, власть, слава и успех распределяются среди людей крайне неравномерно. Но почему одним все, а другим ничего? Правильно ли сводить причины успеха только лишь к личным качествам, дарованным природой? Малкольм Гладуэлл первый, кто обнаружил скрытые законы за тем, что всегда казалось исключительно волей случая.

Эти законы объясняют, почему выдающиеся хоккеисты рождаются, как правило, в январе и практически никогда в октябре; почему азиатским школьникам математика дается легче, чем другим; почему, чтобы стать престижным нью-йоркским адвокатом, нужно быть евреем. Книга показывает, что есть общего у Билла Гейтса, "Битлз" и Моцарта и почему им удалось переплюнуть сверстников. "Гении и аутсайдеры" - не пособие "как стать успешным". Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу.

 

"Любопытен тот факт, что Эриксону с коллегами не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не были выявлены и те, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвались вперед просто потому, что не обладал нужными качествами. Опираясь на результаты этого исследования, можно было предположить, что людей, обладающих достаточными способностями, чтобы поступить в лучшее музыкальное учебное заведение, различало лишь то, насколько упорно они трудились. И все. И кстати сказать, лучшие студенты не просто работали больше, чем все остальные. Они работали гораздо, гораздо больше.

Эта мысль — о том, что достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики, — не раз высказывалась в исследованиях по профессиональной компетенции. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов."

Содержание

Введение. Загадка Розето «Местные жители умирали от старости. Вот так вот».

ЧАСТЬ I Возможность

Глава 1. Эффект Матфея «Тут даже не нужен статистический анализ! Все видно и так»

Глава 2. Правило 10000 часов «В Гамбурге нам приходилось играть по восемь часов кряду»

Глава 3. С гениями не все так просто «От знания IQ одного мальчика вам будет мало проку, если вы имеете дело с целой группой умных мальчиков»

Глава 4. С гениями не все так просто. Часть вторая «После долгих дебатов решено было дать Роберту испытательный срок»

Глава 5. Три урока Джо Флома «Мэри получала двадцать пять центов»

ЧАСТЬ II Наследие

Глава 6. Харлан, Кентукки «Умри как мужчина, как умер твой брат»

Глава 7. Аварийная ситуация в небе «Капитан, метеорадиолокатор нам очень помог»

Глава 8. Рисовые поля и тесты по математике «Семья человека, который круглый год встает до зари, бедствовать не будет»

Глава 9. Сделка Мариты «Теперь я дружу только с ребятами из К1РР»

Заключение.

Ямайская история «Если в смешанном союзе рождались дети, они становились свободными»

Благодарности