Сказкотерапия для решения личных проблем” Стишенок И. В.- Речь, М : Сфера, 2010

Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков — той поры, когда существовало устное народное творчество. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус.

Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии — методе, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром [8]. Т. Д. Зинкевич-Евстишеева [3] говорит, что сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотно-шений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Мифы и сказки в психологическом, глубинном аспекте исследовали К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Я. Пропп и др. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. В. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

В последние годы М. Эриксон, Н. Пезешкиан и Б. Беттельхейм стали применять сказки и притчи в качестве психотерапевтического вмешательства во внутреннюю картину мира человека для преодоления у него всякой односторонности в сознании. Так, Н. Пезешкиан рассматривает притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствующей разрешению внутри- психических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах, историях и мифах, люди тянутся интуитивно.

Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрослых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания что дает особые возможности при коммуникации.

Слушая или читая сказки, человек накапливает в своем бес сознательном символический «банк жизненных ситуаций» [3]. В процессе консультирования психолог обращается как к жизненному опыту человека, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций», и именно это часто позволяет найти нужное решение.

Сказочный сюжет помогает переключить недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не принимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в ней проблемы, представить себя ее активным участником.

На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств и соматических заболеваний.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

По мнению Н. Пезешкиана [10], сказки выполняют в психокоррекции следующие функции:

1. Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.

2. Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.

3. Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента.

4. Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.

5. Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает клиенту вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом психологе, работающем с клиентом. Она активизирует его работу на уровне интуиции.

6. Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.

7. Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.

В работе А. А. Осиповой 18] показаны следующие возможности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации мо быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо — плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

6. Творческая работа по мотивам сказки:

а) Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев. Читателю предлагается ответить на ряд вопросов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравится и почему?», «Почему герой совершил то или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» и т. д. Конечно, основная задача психолога — поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению, а не только являлся текстом на запоминание. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга ими Василиса Премудрая.

в) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание пи горских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая стой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — и этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть центральная кризисная ситуация, представляющая собой поворотный момент в разрешении конфликта. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности клиента.

У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у нег не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. При достижении успеха и победы должно происходить постепенно формирование и утверждение новой личности консультируемого.

Особенности личности психолога столь же значимы, как и особенности самого клиента. Психолог должен обладать способностью к творчеству, живым воображением, интуицией. Он должен быть знаком с культурой, к которой принадлежит клиент, должен использовать характерные для нее метафорические образы, притчи и сказки.

В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему-то нереализованном и обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями. В результат у человека появится чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого и моделирование будущего.