Чему учить детей?

Чему учить детей? (Раздел: дошкольники)

Родителей интересует вопрос, с какого возраста стоит начинать обучение детей и с чего же именно начать. Многие знают, что основы развития закладываются еще до 3-х лет, поэтому не упустить время и потратить его с пользой для будущего ребенка очень важно. В этот период ребенок легко впитывает информацию и родителям стоит привить ребенку желаемые знания и навыки. Склонность к определенным наукам передается по наследству, тем не менее, фактор обучения играет решающую роль.

Наверное, многие родители знают, что первые «уроки» с малышами должны происходить недолго, по 5 минут и обязательно в игровой форме. Так у малыша не будет складываться неприязнь к обязательному обучению. Крайне желательно привить ребенку с самого раннего возраста интерес и искренне желание познания окружающего мира. Не менее важен и индивидуальный подход в обучении. Это прямой и быстрый путь раскрыть потенциал ребенка.

Не меньшее внимание следует уделять и воспитанию ребенка, знакомить его с правилами поведения в обществе. Воспитать ответственного, честного, справедливого, совестливого и открытого человека родителям под силу только на своем положительном примере. Дети очень легко следуют модели поведения и общения родителей, и если вы замечаете за своим ребенком зависть, злость и т.д, проанализируйте уж не вы ли стали нехорошим примером для подражания.

Приобретение навыков. Мы не настаиваем на том, чтобы вы в год учили с ребенком буквы и цифры. В первую очередь важно научить детей учиться – воспринимать, анализировать, сопоставлять простейшую информацию. Закрывать и открывать кран с водой, включать свет или свои музыкальные игрушки ребенок может очень скоро научиться и сам, видя как это неоднократно делает мама. Поэтому стоит поощрять интерес ребенка к тем вещам, которые вы делаете. Период наблюдений сменится этапом помощи для вас, а там, глядишь, ребенок и сам освоит всю последовательность ваших действий и сможет выполнять определенную работу самостоятельно. Подражать действиям других людей для ребенка вполне свойственно, поэтому используйте этот принцип в его обучении. Кроме того, всячески поощряйте любознательность ребенка, ведь это шаг к прогрессу. Наиболее активно такое познание проявляется с 1,5 до 4-х лет. Вы, как родители, должны лишь контролировать, чтобы интерес ребенка не принес ему вреда. Категории «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» вполне можно вводить уже на раннем этапе развития ребенка.

Дети раннего возраста весьма тянутся к обучению и могут преуспеть в этом даже больше, чем мы думаем. Мы ошибочно приписываем им просто чрезмерное любопытство и неспособность сосредоточиться. На самом деле, нужно приложить усилия, чтобы отбить желание у ребенка получать новую информацию. Тем не менее, у нас, родителей, это нередко получается. Отдаление от себя ребенка, многочисленные запреты и чрезмерная строгость, недооцененная тяга ребенка к знаниям способны сослужить плохую службу. Но мы можем и расширить кругозор ребенка, отменив те ограничения. Которые сами накладываем.

Раскрытие способностей. Бывает, что родителям долгое время не удается выявить настоящие способности ребенка и это становится поводом для расстройства. На самом деле, ребенку нужно дать возможность углубиться в изучение одного, второго предмета или искусства для проявления своих способностей. Важно, чтобы ребенок сделал самостоятельный выбор, а не просто покорно следовал желаниям родителей.

Если же родителям хочется определить склонности ребенка, не стоит терять время на прохождение всевозможных тестов, которыми нынче пестрит интернет. Куда лучше с этим заданием справится психолог на личной консультации. В ходе общения психолог сможет не только оценить уровень развития ребенка, но и определить наиболее подходящие для него сферы деятельности. Обратиться к психологу можно уже в 5 лет, когда ребенок в состоянии осилить определенные тесты. Результаты тестов помогут родителям понять в какую школу отдавать ребенка, какого рода подготовка ему нужна и какие интересы и склонности есть смысл развивать у своего ребенка. Подтолкните ребенка к более глубокому изучению определенных предметов, к которым у него заведомо есть склонности. Не исключено, что так будет формироваться основа для будущей профессии. Кроме того, школа дает не только знания, а и модель поведения в обществе. Именно там ребенок находится наедине со взрослыми и сверстниками, отвечает у доски и учится строить отношения и выходить из сложных ситуаций. Такая школа жизни не менее важна, чем полученные знания. Участвуйте в жизни ребенка. Интересуйтесь его позашкольной жизнью, отношениями с друзьями и учителями, не сводите все лишь к отметкам. Согласитесь, это не самое главное в жизни.

Этап новых знаний. Большинство родителей из лучших побуждений делают распространенную ошибку – в один момент нагружают ребенка потоком новых знаний. Нередко с походом в первый класс, ребенка записывают еще и в кружок. Это неверная тактика, ведь еще вчера ваш ребенок был относительно свободен и беспечен, а сегодня у него в 2 раза больше заданий и ответственности. Ребенку тяжело и физически, и психологически показывать хорошие результаты везде. Логичнее отдать ребенка на кружок или секцию или за год до школы, или после первого класса. Распределенная таким образом нагрузка не сыграет злой шутки с вашим малышом.

Психологи утверждают, что занятия музыкой развивают лингвистические способности ребенка. Но вот изучать иностранный язык стоит не раньше, чем с 5-6 лет. До этого возраста ребенок по-настоящему хорошо способен воспринимать лишь один язык. Та же ситуация и с занятиями спорта. Совершенно не стоит отдавать ребенка в большой спорт до 6 лет – это слишком большая нагрузка на еще неокрепший организм ребенка. Зачастую болезни, которые проявляются в более зрелом возрасте, берут свое начало в детстве. Изнурительные тренировки, естественно, оставляют отпечаток на здоровье ребенка и не всегда положительный. Конечно, физически крепкому и стремящемуся к спорту ребенку не стоит отказывать в удовольствии ходить на спорт, но и настаивать не нужно. Хорошо бы приобщить к спортивным секциям тех детей, которые много времени проводят за уроками и тянутся к науке. Смена деятельности и более активное времяпровождение им необходимы как для здоровья, так и для «отдыха мозгов».

В результате всех этих стараний и методик ребенок к 5-6 классу способен определиться, какие предметы ему действительно интересны. Очередной этап тестов на этой стадии так же не будет лишним. В этом возрасте склонности ребенка уже более очевидны. Возможно, самое время пойти на курсы или перейти в класс с углубленным изучением какого-то предмета. Все эти усилия не пройдут даром, ведь впереди каждого ребенка ожидают тесты по окончанию школы и поступлению в институт, и то насколько хорошо он к ним будет подготовлен, определяется уже сейчас.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что приобретение социальных навыков, умение мыслить, реагировать на изменение ситуации и принимать самостоятельные решения, не впадая в панику, умение рассчитывать на свои силы – это те немаловажные качества, которые ребенок должен вынести после школы. Их нехватка негативно скажется в высшем учебном заведении и в дальнейшей карьере.

Немаловажное социальное знание в нашем современном мире – умение обращаться с деньгами. Зачастую ребенок более близко знакомится с деньгами уже в начальной школе. Но объяснить ему что это, откуда берутся и как тратятся деньги можно и в 3-5 лет, если ребенок задает подобные вопросы. Ответы должны быть простыми и понятными для возраста ребенка. Главное, что ребенок должен усвоить в этом возрасте, что деньги зарабатываются, а не берутся просто так. Можете иногда делать покупки совместно с ребенком, пусть он вам поможет определиться, на что хватит денег, найдет в супермаркете более дешевые товары, чтобы немного сэкономить. Это нужные знания для жизни, поэтому не пренебрегайте и ими тоже. Откладывая эту тему на потом, вы вряд ли сможете повлиять на уже самостоятельно сформировавшееся отношение ребенка к деньгам.

удьте рассудительны и терпеливы, оказывайте необходимую поддержку в развитии ребенка с самого раннего возраста, но не требуйте от него чересчур много.

Источник: www.ipapa.ru

Чему учить детей? (Раздел: подростки)

Образование. Успешный человек выполняет свою работу лучше других. А умение быть профессионалом закладывается с детства. Родителям следует не только дать своему ребенку знания, но и выбрать самые полезные из них. Понятие tabula rasa, то есть чистая доска (перевод с латинского), обозначает в философии незапрограммированное сознание человека, готового принять любые установки. Такими люди приходят в мир. Еще античные философы Аристотель и Платон впервые стали употреблять термин tabula rasa, объясняя: ребенка можно воспитать каким угодно человеком, привить ему любые навыки и знания. Тогда отказывались признавать, что на способности человека оказывает огромное влияние множество разных факторов - среди них наследственность и предрасположенность к тем или иным научным дисциплинам и сферам деятельности.

Сегодня мало кому придет в голову отрицать: все люди проявляют разные наклонности к наукам. Многие российские школы отказались наконец от советской «уравниловки» и установили диктатуру индивидуального подхода к каждому ребенку. Только так можно выявить и развить способности ученика. Но прививать любовь к знаниям следует как можно раньше - как только ребенок почувствует интерес к окружающему миру.

Не стоит забывать, конечно, и об этических нормах поведения, вечных ценностях - понятие ответственности за свои поступки, совесть, желание быть честным и открытым человеком воспитываются в ребенке только на примере родителей. Если ваши дети без причины злятся, часто завидуют сверстникам, обижают их, задумайтесь в первую очередь о себе: скрыть от ребенка ничего невозможно, он научился всему этому от вас.

Навык на будущее. Как призывают психологи, сначала нужно учить детей учиться. Воспринимать и анализировать самую простую информацию, усваивать элементарные навыки ребенок должен уметь с самого раннего возраста, примерно к полугоду. Никакой специальной программы родителям не потребуется. «Ведь вы же не спрашиваете у специалистов, как научить детей открывать и закрывать кран с водой, так как сами прекрасно умеете справляться с такими вещами, - поясняет детский психолог Олег Мартынов. - Если вы постоянно что-то делаете дома, то вскоре заметите: ваши дети справляются с этим не хуже».

Дети учатся наблюдая и играя. Поощряйте их в этом, исправляйте ошибки и стремитесь объяснить их происхождение. Сначала дети будут просто смотреть за вами, потом помогать в самых простых вещах, а следом повторят всю сложную цепочку ваших действий без ошибок. Это естественный процесс - на подражании построена наша речь.

Поняв, как именно нужно учиться: наблюдать, усваивать информацию, снова и снова повторять одно и то же действие, пока не получится правильно, ребенок будет готов узнавать новые сведения и применять их на практике. И именно в этот момент родители должны уделить ему наибольшее внимание для понимания того, какие способности следует развивать, чтобы ребенок в будущем более эффективно и с удовольствием выполнял свою работу.

Каждому по способностям. Часто родители замечают: их ребенок ни в чем не проявляет себя, не делает настоящих успехов. Он «ровненько» и не слишком успешно успевает по всем предметам, и мама с папой начинают паниковать: нет талантов. Однако это не всегда так. Часто детям нужно просто углубиться в какой-либо предмет для проявления способностей. Очень важно, что это будет за предмет, причем от желания родителей выбор вовсе не зависит.

В всемирной сети любопытные и внимательные мамы и папы смогут отыскать множество тестов, обещающих определить, к каким наукам и искусствам больше склонен их ребенок. Но специалисты не советуют слепо им доверять: слишком высока цена ошибки. Ведь отдав прирожденного финансиста в художественную школу, а талантливую спортсменку - в химико-биологический класс, вы лишите детей возможности быть по-настоящему успешными, обречете их на посредственные успехи. Не говоря уже о том, что пострадают финансы и спорт.

Лучше всего с определением склонностей детей справляются психологи на очной консультации. В ходе общения специалисты не только находят наиболее подходящие для ребенка сферы деятельности, но и определяют уровень развития в целом. Это часто дает возможность родителям понять, почему их дети не очень успешно учатся, изменить положение к лучшему. Обойдется консультация психолога не дороже чем в $100, а времени беседа займет не более двух часов. Такие тесты можно проводить в раннем возрасте, когда ребенок только обретает способность осмысленно отвечать на вопросы, выбирать из нескольких предметов один. Обычный возраст для первых тестов - 5 лет. Именно тогда перед родителями встает вопрос: в какую школу и на какие дополнительные занятия отдать сына или дочь? К 7 годам этот ответ должен быть найден - ребенок уже способен определить, что ему интересно, а что нет. Конечно, он не выберет профессию раз и навсегда, но можно помочь ему определиться со сферой деятельности. Что поможет вашему ребенку с самого начала ориентироваться на те предметы, которые ему наиболее близки - именно в их изучении он добьется ощутимого успеха. Это и есть база для будущего профессионализма.

Основной багаж. Совершенствовать социальные навыки, полученные в детском саду, на занятиях с психологами, мамой и папой, ребенок получит возможность в школе. Там он надолго будет оставаться без родителей, среди своих сверстников. Хорошо, если ребенок уже понимает - в школе нужно много работать, а учитель знаком с ним и знает, какие именно сложности могут возникнуть в процессе обучения, а какие вещи ученик знает и умеет лучше других.

По мнению специалистов, одна из самых грубых и распространенных ошибок современных родителей - дать ребенку сразу как можно больше новых знаний. «Часто дети идут сразу в 1-й класс и тут же в музыкальный или художественный кружок, - говорит психолог Марина Зверева. - Это слишком большая нагрузка: еще вчера ребенок был относительно свободен, а сегодня на него накладывают сразу столько обязательств». Если вы сочли необходимым учить детей музыке, танцам или рисованию, отдать на курсы иностранного языка или в секцию борьбы, лучше сделайте это до того, как он пойдет в школу или после окончания первого класса. Так ребенок привыкнет трудиться, выполнять задания и поймет - у него началась новая жизнь, наполненная ответственностью.

Занятия музыкой, по мнению многих психологов, развивают лингвистические способности ребенка - в будущем ему легче будут даваться иностранные языки. Причем сами занятия английским или любым другим языком кроме родного следует начинать не раньше 5-6 лет: от маленького полиглота пользы не будет, а вот вред такие уроки вполне могут нанести - до этого возраста дети способны хорошо воспринимать только один язык. Спортивные секции рекомендованы детям, которые сильно увлекаются наукой, подолгу сидят над книжкой - для большего успеха им необходима смена деятельности. Разумеется, хорошо развитому физически, крепкому и подвижному ребенку не стоит закрывать дверь в спорт: возможно, он станет чемпионом. Но и принуждать сильно не стоит, особенно в возрасте до 10 лет. Интересны для многих детей различные необычные занятия - изучение правил дорожного движения, основ бизнеса и прикладной экономики (курсы есть для самых маленьких - от 5 лет), а некоторым предлагают даже изучение кельтской культуры. Правда, это для детей постарше - студентов. «Занятия проходят с середины октября по конец мая каждую субботу. В течение года предусмотрены практические занятия, зачеты и итоговый экзамен. Занятия на отделении кельтского искусства МПГУ платные, принимаются все желающие независимо от уровня подготовки, - рассказывает старший преподаватель кафедры теории и истории музыки музыкального факультета МПГУ Наталья Филиппович. - Но посещают занятия только искренне заинтересованные люди: мы изучаем танец, музыку, историю и культуру кельтов».

Во время обучения в школе ребенок социализируется, познает мир и получает основной багаж знаний о нем. К пятому-шестому классу он должен знать, какие предметы ему действительно интересны. Здесь не помешают очередные психологические тесты - ведь часто ученики идут на различные курсы или с удовольствием ходят на определенные уроки по самым разным причинам: им нравится преподаватель, легко достаются оценки и похвалы (но это вовсе не означает наличия блестящих знаний). В возрасте 11-12 лет дети уже вполне способны отвечать на серьезные вопросы и обычно их склонности к тем или иным сферам деятельности для специалистов очевидны. В этом возрасте мамам и папам следует отдать их в специализированный класс или на курсы.

Готовя ребенка к поступлению в вуз (а это обязательно далеко не для всех детей - многие гораздо большего успеха способны добиться, например, в работе столяра), родители обычно нанимают репетиторов: учителя подготовят, «натаскают» по предмету. Но, как утверждают психологи, если абитуриента приходится особенно сильно «тренировать», то он скорее всего выбрал не ту специальность. Не обязательно быть математиком от бога для решения вступительной задачки, достаточно обладать багажом знаний, накопленным за время целенаправленного обучения в школе. К большому сожалению специалистов, таких абитуриентов в России пока очень мало: школьная программа не способствует глубокому развитию талантов и наклонностей детей. Именно поэтому так важно дать им крепкие базовые знания, необходимые при поступлении в вуз. Конечно, есть технические, естественно-научные и гуманитарные дисциплины, но существует крайне мало людей, одинаково успешных во всех этих областях. Заметив еще в средней школе, что ваш ребенок легко пишет диктанты или, наоборот, быстрее и лучше всех решает задачки, возьмите это на заметку: информация окажется бесценной, когда придет время выбирать высшее учебное заведение, а ребенок не проявит инициативы.

Особенное внимание современные педагоги и психологи советуют обратить на русский язык. «Родной речи в школах, к сожалению, уделяют меньше времени, чем хотелось бы, - сетует бывший учитель Екатерина Карпова. - При изучении иностранного языка класс делят на две, а то и на три группы в зависимости от уровня знаний и способностей, а русский почему-то учат все вместе». Это уже привело к плачевным последствиям: дети меньше читают и делают на письме вдвое больше ошибок, чем 10-15 лет назад. По последним данным исследования агентства PISA, по уровню чтения среди школьников (берутся такие показатели, как быстрое понимание, точное воспроизведение, ответы на вопросы по тексту) Россия занимает 27-е место из 30 возможных (последняя в списке - Мексика, а первая - Финляндия). При этом многочисленные специалисты по бизнес-коммуникациям уверяют: ничто так не отталкивает от делового партнера, как его ошибки в письменной и устной речи - об успешном ведении бизнеса можно в буквальном смысле слова забыть.

Когда выбор сделан. По данным кадрового агентства «Контакт», лишь 38,5% выпускников ведущих вузов столицы и Подмосковья 2000-2004 годов работали и продолжают работать по специальности. Чаще всего это выпускники МЭСИ, Госуниверситета управления и РГГУ. Интересно, что именно специалисты, окончившие эти вузы, наиболее востребованы на рынке труда.

Конечно, в список престижных и нужных учебных заведений попали и МГИМО, Финансовая академия, Высшая школа экономики, МФТИ, МИФИ, МГУ, МГТУ и знаменитая «Плешка» - РЭА. Но начальник отдела продаж и маркетинга агентства Penny Lane Personnel Елена Егорова отмечает: «Работодатели сегодня проще относятся к системе образования в целом: при этом на специальные знания, подкрепленные дипломом, обращают большое внимание». То есть крупные компании, безусловно, оценят полученное соискателем классическое образование в одном из ведущих вузов страны, но этого будет мало, если специальность прямого отношения к будущей работе не имеет. Все равно придется получить еще одну профессию в любой форме - многочисленных курсов и тренингов, MBA или второго высшего.

Особое внимание работодатели уделяют дополнительным профессиональным знаниям и навыкам соискателей. Очень важно, какие сертификаты сотрудник сможет предъявить. «А вот иностранные языки являются плюсом, но не обязательным. Если компания - не зарубежное представительство и не имеет партнеров за границей, то есть для общения иностранный язык не нужен, то работодатель не обращает внимания на его наличие в резюме, - считает Елена Егорова. - Если соответствующие требования не заявлены, на этой работе у вас не будет возможности применить знания иностранного языка, а значит, он постепенно забудется». На нашем рынке, по мнению экспертов, в 80% случаев не востребованы иностранные языки - не владея ими, можно найти очень престижную и высокооплачиваемую работу. При этом ценному сотруднику, не знающему нужного компании иностранного языка, работодатель может пойти навстречу, бесплатно его обучив. Однако важно помнить: владение хотя бы одним языком на уровне повседневного общения необходимо, ведь это характеристика качества образования молодого специалиста.

Сегодня на рынке труда, по мнению кадровиков, в наиболее выгодном положении находятся управленцы, квалифицированные рабочие, технологи различных направленностей, IT-специалисты, финансисты и аналитики в сферах маркетинга, финансов, бизнеса - наблюдается дефицит этих специалистов. Это системный дефицит, то есть в его основе лежит целый комплекс причин. Так, нехватка рабочих, технологов, инженеров связана со сбоем в образовании и подготовке данных специалистов, низким уровнем оплаты их труда и непрестижностью профессий. Дефицит финансистов, управленцев и IT-специалистов связан с бурным развитием российского бизнеса как в объемах, так и в отношении качества бизнес-процессов. Высокая потребность в аналитиках в первую очередь связана с увеличением объемов информации, усложнением методик и технологий во всех сферах бизнеса, а кроме того, и с тем фактом, что эти кадры не выпускают вузы, а они растут на практике. Тем, кто выбирает сейчас вуз, необходимо учитывать все эти нюансы.

Родителям же детей, которые еще учатся в средней школе, интересно будет узнать прогноз специалистов по подбору персонала на будущее. «На смену «эпохе торговли» приходит «эпоха производства», а значит, на первый план выйдут все естественно-научные специальности, которые сейчас не в почете», - говорит председатель Национального союза кадровиков Софья Данилкина. - С ростом производства вырастет потребность в инженерах, а это приведет к подтягиванию их оплаты труда до рыночного уровня. То же самое будет происходить и с квалифицированными рабочими и технологами».

По результатам исследований, проводимых Национальным союзом кадровиков, наиболее востребованными будут специалисты в области приборостроения, электротехники, информатики, химической промышленности и биотехнологии. На вес золота будут и те, кто способен внести какое-то ноу-хау в эти отрасли производства. И как следствие, специалисты, способные эти технологии «сохранить» в условиях жесткой конкурентной борьбы, то есть профессионалы в области безопасности информации. Универсальный набор

«Детей нужно учить противостоять агрессии. Важно показать, как следует правильно демонстрировать свои эмоции или скрывать их», - рассказывает психолог и бизнес-консультант Родион Чепалов. В раннем возрасте такие навыки формируются в групповых занятиях. «Можно разыграть с детьми сказку про ежика, которого невзлюбили за его острые колючки. «Ежик» должен адекватно реагировать на агрессию, - добавляет Родион Чепалов. - Он может сказать - у него есть колючки, но он не станет драться».

A фраза «Не плачь, а просто покажи, чего ты хочешь» отучит ребенка то и дело хныкать. Необходимо научить его и правильно говорить «нет», но никого при этом не обижать. Причины отказа должны быть серьезными и аргументированными. Такие простые занятия дают детям очень важные навыки - умение общаться. В том числе и в конфликтной ситуации.

Одно из основных социальных знаний - умение обращаться с деньгами. Ребенок должен понимать: это средство оплаты, на купюры с разным номиналом можно покупать разные вещи. «Объяснять основы денежно-товарных отношений следует тогда, когда ребенок сам начнет задавать вопросы. Обычно это происходит в возрасте 3-5 лет. Важно правильно сформулировать ответы, аналогии должны быть простыми и доступными», - рассказывает генеральный директор консультативного центра «Вариант-диалог» Ольга Слащилина.

Сначала необходимо показать ребенку деньги, показать, какими они бывают, а когда он научится различать цифры и считать, рассказать о номинале. «Сводите ребенка в магазин, пусть он сам спросит продавца, сколько стоят разные вещи, и посчитает, может ли он их купить», - советует Ольга Слащилина. Важно и объяснить: деньги просто так ниоткуда не берутся, их зарабатывают.

Инга Коростылева

http://www.ipapa.ru/psihologya/27-podrostky/49-chemu-uchit-detey.html

 

Подготовьте ребёнка ко взрослой жизни с детства

Как обычно рассуждают заботливые родители? «Ох уж эта современная жизнь – она такая сложная и полна переживаний. Так пусть ребёнок хоть несколько лет поживёт беззаботно!». малыша окружают лаской и вниманием, удовлетворяют все его желания, стараются не обсуждать в его присутствии семейные проблемы, не шутить на взрослые темы, и вообще не обременять трудностями... Но вместо благополучной и гармоничной личности почему-то подрастает робкое, стеснительное, сверхранимое создание – то есть не готовое к тому, что не все взрослые добрые и мудрые, хомячки не живут вечно, а другие дети вовсе не стремятся делиться игрушками... Эти сложности, пускай и на первый взгляд пустяковые, могут стать настоящей травмой для «тепличного» ребёнка. Как же избежать такого эффекта и помочь ребёнку стать стойким и уверенным в себе?

Знакомьтесь: 8 рецептов укрепления психологического иммунитета!

1. Как обычно организм готовится к трудностям? Он приобретает опыт решения проблем, сталкиваясь с их «уменьшённой копией», то есть справляясь сперва с небольшими, а затем возрастающими нагрузками. Например, адаптируется к холоду во время постепенного закаливания, или же вырабатывает иммунитет к болезни благодаря прививке. По аналогии сразу же напрашивается «гениальная» мысль: чтобы подготовить малыша к жизненным перипетиям, нужно периодически организовывать для него стрессовые ситуации! Но не станем же мы специально отправлять ребёнка пожить на улице, чтобы узнал, почём фунт лиха... Всё гораздо проще! Природа сама позаботилась о том, чтобы подготовить человека к всевозможным сложностям. Каждый день для вашего ребёнка – это настоящее испытание на прочность. Перед малышом постоянно встают сложнейшие умственные, физические, эмоциональные задачи, требующие решения. Просто мы, взрослые, не всегда это замечаем. К примеру, даже для трёхмесячного младенца разобраться, как же звенит эта странная игрушка-погремушка почти то же самое, что для нас доказать теорему Ферма. Так что, спрашивается, конкретно делать родителям? Демонстрировать этот мир во всём его разнообразии – показывать, давать его услышать и потрогать, ощутить по запаху – и всё это с комментариями в стиле «что? где? когда? почему?».

2. Многие родители, стремясь вырастить своих чад стойкими, часто внушают им, что этот мир, конечно, разнообразен, но он полон опасностей, поэтому никому доверять нельзя, беда может случиться в любую минуту. Что усваивает ребёнок? Кругом одни враги! Весь мир – одни большие джунгли. Подобные установки прочно цепляются за сознание малыша, и он, даже играя с друзьями по песочнице, ведёт себя настороженно. А как же, нужно следить за ведёрком и пасочками, а то неровен час эти дети всё утащат или сломают, или, в крайнем случае, будут трогать своими грязными руками. Кстати, вам не кажется, что малыш мог слышать это от кого-то из домашних? Не важно кто озвучил эту программу действий в песочнице, важно, что выростая в такой атмосфере, ребёнок и в будущем мучается от недоверия, постоянного ощущения надвигающейся беды, невозможности расслабиться и получить удовольствие от жизни. Как же быть? И снова ответ подскажет сама природа. Например, диким животным вовсе не свойственна постоянная тревога. Антилопы и львы спокойно гуляют бок-о-бок, и потенциальные «жертвы» вовсе не трясутся от ужаса, если видят, что хищник сыт и доволен жизнью. Животные совершенно расслаблены, и при этом очень внимательны. Они просто с детства знают что делать, если вдруг возникнет опасность, и не «дуют на молоко» раньше времени и без повода. Действительно, нервная система, живых существ (и ваша в том числе) устроена таким образом что постоянное напряжение только выматывает её, не позволяя быстро реагировать на изменение ситуации. Убегая от мнимых опасностей, мы можем рано или поздно не заметить реальную проблему.

Поэтому растить малыша настороженным и пугливым – значит оказывать ему медвежью услугу. Лучше уж помочь ребёнку найти баланс между беспечностью и осторожностью. Хотите пример? Пожалуйста! Если что-то трогать нельзя, например, коробок со спичками, то вместо мероприятия по его запрятыванию малышу наглядно поясняется, зачем нужны спички и чем они опасны. Дворовую Жучку не обходим десятой дорогой, поточу что «она блохастая, грязная, может укусить», а наблюдаем, угощаем кусочком хлеба и даже можем её погладить, после чего обязательно вымоем руки, а вот к незнакомому четвероногому другу близко подходить не стоит, ведь он может быть не в настроении. Не пугаем малыша «чужим дядей», а разъясняем, как вести себя в ситуации (как реагировать, что говорить, к кому обращаться), если вдруг незнакомец предлагает, к примеру, пойти с ним посмотреть на новорожденных щенков.

3. Казалось бы, очевидная вещь: два человека одну и ту же ситуацию воспринимают по-разному. Кого-то перебранка в трамвае может только насмешить, а кого-то выбьет из колеи на целый день. Тогда почему же мы позволяем себе заранее настраивать друг друга на негативные переживания? Какая самая распространённая «страшилка» по отношению к детям? Переход из детского сада в школу. «Вот пойдёшь в первый класс, закончится твоя вольная жизнь. Игрушек там нет, учителя строгие, уроки скучные». Всё это подаётся якобы под соусом заботы – мол, мы же заранее готовим ребёнка к суровой правде жизни. А на самом деле? Похоже, что мы так только внушаем малышу, как воспринимать новую ситуацию – причём воспринимать однобоко, не замечая хорошего. Что ж, давайте отходить от привычного стереотипа! Отныне тренируйтесь в любой, даже самой сложной жизненной ситуации находить что-то позитивное. Поначалу будет сложно, но постепенно это станет происходить уже совершенно автоматически. Помните: если жизнь стала похожа на кислый лимон, из неё, немного постаравшись, можно сделать аппетитный лимонад! Да, школа – это дело серьёзное, и учителя есть строгие, и уроки по целых 40 минут, но ведь там есть ещё и весёлые перемены, и библиотека, и живой уголок...

4. Тренировочные министрессы каждый день – это запреты и ограничения, с которыми обязательно встречается каждый ребёнок. Они нужны для создания чётких рамок безопасности для самого ребёнка. Благодаря разнообразным запретам, малыш формирует для себя картину мира, где есть и радость подаркам, и переживания от отказа, и лишения чего-либо. Конечно, малышу это может не нравиться, и вы станете свидетелями всхлипываний или даже громких рыданий. Наша задача – помочь ребёнку справиться с первыми пробами диалектики бытия. Как это сделать? Во-первых, признать его право на негативные эмоции: «Я понимаю, тебе сейчас очень обидно и ты злишься на меня». Во-вторых, показать, что вы малышу не противник, а союзник: «Я не могу тебе это разрешить, потому что люблю тебя, а то, что ты хотел сделать – это опасно и некрасиво». Третий шаг – это подсказать или даже продемонстрировать конструктивный выход из ситуации: «Давай подумаем, чем можно это заменить?». Умение правильно отказать и при этом не отругать ребёнка за упрямство, а поддержать его желания и стремления – следующий шаг к тому, чтобы у нашего оптимиста появилась установка: «Даже если мне очень плохо, обидно, я не плохой человек, и могу со всем этим справиться».

5. Высокая самооценка – не значит завышенная! Почувствуйте разницу: «Я могу, я умный, я сильный!» и «Мне должны, потому что я самый лучший!». Как вы думаете, какая из этих установок поможет ребёнку лучше справляться с трудностями? А какая будет их только создавать? Закономерный вопрос вдогонку: когда же развивается позитивная самооценка? Начало начал – время пресловутого кризиса 3-х лет. Как только ребёнок заявляет «я сам» - это желание нужно обязательно поддержать, закрепить, позволив ребёнку действительно что-то делать и решать самостоятельно, то есть – выделить его собственную «зону ответственности». Только так малыш сформирует столь желанную для нас, родителей, установку «я могу».

Не менее важная процедура в закаливании самооценки – это общение ребёнка со сверстниками. Чтобы понять «кто я?», малышу нужно сравнивать себя с кем-то, выявлять свои сильные и слабые стороны. Сами понимаете, что крохе нужно «закаляться» в обществе сверстников, а также и деток постарше и младше, при этом уметь знакомиться, делиться игрушками, играть – и побеждая, и проигрывая, и защищая и защищаясь, когда это будет необходимо. Мир детских игр – это проекция будущих отношений в школе, вузе и даже на месте взрослой работы. Поэтому свои первые уроки ребёнок должен получить именно в детской аудитории, где явно видно, в чём он пока ещё слаб, а в чём выглядит достойно. Если же малыш всё время находится в обществе взрослых, он вынужден постоянно чувствовать себя маленьким и неумелым, а иногда и попросту беспомощным. Изменить такой взгляд на себя бывает ой как трудно, отчего в будущем ребёнок не сможет и шагу сделать без протежирования близких. А вы думаете, откуда берутся безынициативные и подозрительные «человеки в футлярах»? Они тоже родом из детства...

6. Любовью насыщают самые близкие люди – мама, папа, бабушки и дедушки, старшие братики и сестрички. Пусть это уже звучит банально, но ребёнку очень важно знать: что бы ни случилось, что бы он ни натворил – его всё равно любят и поддержат тогда, когда он об этом просит. Важно по мере взросления ребёнка не навязывать заботу, а прислушиваться к нему. Ведь чем старше становится ваш малыш, тем больше он нуждается в том, чтобы самостоятельно справляться с переживаниями и проблемами – зная при этом, что если он не справится, вы не высмеете или отругаете, а поддержите его. Поэтому никогда не отрицайте детские проблемы фразами: «Это пустяки!», «Ничего страшного». Лучше постарайтесь на мгновение вернуться мыслями в своё детство и встать на место ребёнка, сказав ему что-то очень понятное и душевное, к примеру: «Ты очень любил эту машинку и теперь тебе грустно, что она поломалась...». Помните, счастье – это когда тебя понимают.

7. Процедуру «снятия культа взрослого» ваш малыш должен пройти обязательно, чтобы уже сейчас и особенно в будущем не позволять себя унижать. Ведь у нас как принято: воспитатель детского сада или учительница в школе – царь и бог – она имеет право и отругать, и нахамить своему маленькому подопечному. Ребёнок же, только потому что он младше и слабее, должен всё это принимать как должное. Вас никто не призывает изначально настраиваться на то, что воспитывать вашего малыша в детском саду будет непременно хрестоматийная «мисс Эндрю». Совсем нет Благо, большинство воспитателей грамотные и деликатные специалисты. Однако бывают и исключения. И лучше вашему крохе знать, что никто не имеет право на него кричать или, того хуже, поднимать руку. А если вдруг что-то подобное произойдёт, то он не будет бояться рассказать об этом маме с папой.

8. Целебную микстуру радости вы не купите нигде, но можете сами её приготовить из элементарного семейного общения. Причём эта формула простая – вам нужно создавать и оставлять в памяти небольшие истории семейной радости, так сказать, из ничего. Можно, например, весной ощутить, как пахнут самые первые листочки деревьев – аккуратно наклонить веточку и втянуть их упоительный запах, жарким летним днём забежать, держась всем вместе за руки, в тёплое море... Ведь это здорово, правда? Просто представьте себе, когда на душе вдруг станет грустно, ведь так просто скучным вечером произнести: «А помните, когда мы вместе...». Пусть ваша коллекция «микстур радости» растёт с каждым годом, а малыш унесёт в свою взрослую жизнь удивительное умение добывать радость просто из воздуха!

Источник: www.ipapa.ru

 

P.S.

Рекомендуем материалы:

Карьера "Чему учить детей" Финанс. № 33'2006