С кратким очерком "Развитие речи в дошкольном возрасте" Эльконин Д.Б. (1958 г.) можно ознакомиться на следующей странице.

"К концу дошкольного возраста в ней явственно начинают обозначаться как бы два этапа: первый — принятие решения и планирование, протекающие в речевой форме; второй — практическое выполнение принятого решения и плана.

Можно считать, что в дошкольном возрасте формируется новая функция речи, которую следует назвать интеллектуальной, т. е. планирующей и регулирующей практическое действие."

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора 3

Общая характеристика речи в дошкольном возрасте (Развитие форм и функций речи) 5

Развитие словаря и грамматического строя речи 31

Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте 85

 

P.S.

Рекомендуем:

- "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Эльконин Д.Б.// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20

 

- "Психология игры" Эльконин Д.– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")

В книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для практических психологов, педагогов, научных работников в области возрастной психологии, общей и дошкольной педагогики.

 

- "Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского)" Эльконин Б.Д.— М.: Тривола, 1994. — 168 с.

 

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды

В книгу избранных трудов известного советского психолога вошли его основные работы по детской и педагогической психологии, в которых представлена оригинальная теория периодизации детства, психического развития ребенка, игровой и учебной деятельности, конкретизирующая идеи научной школы Л. С. Выготского об исторической природе детства и деятельностной основе психического развития. Ряд работ посвящен проблемам дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, обучения и развития детской речи, начального образования, психодиагностики.

 

Развитие речи в детском саду

В пособии представлена программа развития речи детей 2-7 лет и методические рекомендации по ее реализации в младших, средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений.

 

Формирование и развитие связной речи у дошкольника

Пособие включает систему упражнений для обучения детей 4-6 лет навыкам рассказывания. В основу этой системы положено использование вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи у дошкольников.

 

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Когда нужно обращаться к логопеду?

 

- "Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми" /Под ред. М. И. Лисиной; На-уч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985.— 208 с., ил.

Монография посвящена вопросам влияния общения детей со взрослыми на возникновение и развитие речи у ребенка в первые 7 лет жизни. Речь рассматривается как нанЗолее эффективное, емкое и обобщающее средство общения, появляющееся в онтогенезе позже других средств Материал сгруппирован по воз растным периодам развития речи ребенка, подготовительному, периоду возник новения активной речи, периоду развития речи

Для научных работников в области психологии и педагогики

Оглавление

Предисловие 3

Глава 1. Проблемы и задачи исследования речи у детей 7

I Три функции речи

2. Этапы генезиса речи как средства общения 9

3. Подготовительный этап — довербальное развитие общения 13

4. Эг;ш возникновения речи 19

5. Этап развития речевого общения 27

Глава II. Избирательная реакция детей 1-го года жизни на звуки человеческого голоса 31

1 Суммарные различия в реакциях детей на звуки человеческого голоса и музыкального инструмента 35

2. Возрастная динамика в реакциях детей на две группы звуковых раздражителей 37

3. Возрастная динамика в реакциях детей па отдельные варианты звуковых раздражителей 51

Глава III. Чувствительность к фонематическим и звуковысотным слуховым раздражителям у детей раннего возраста 57

1 Скорость выработки фонематической и звуковысотной дифференцировок 6З

2. Избирательность слуха детей к фонематическим и звуковысотным параметрам звуков 66 3. Сопоставление избирательности слуха и скорости выработки дифференцировок 67

4. Особенности поведения детей при выработке фонематических и звуковысотных дифференцировок 68

Глава IV. Некоторые особенности развития фонематического слуха в раннем возрасте   75

I Голосовая и речевая активность детей при игре со знакомыми предметами 79

2. Понимание детьми родной речи  82

3. Дифференциация фонем родного и чужого языков 84

4. Гипотеза о механизмах различения детьми фонем   95

Глава V. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей 99

1. Темпы и качественные особенности образования связи слова с предметом   103

2. Установление эмоционального контакта со взрослыми 106

3. Особенности поведения и ориентировочно-исследовательской деятельности детей при установлении связи слова с предметом 109

4. Восприятие и воспроизведение заданного звукового образца 111

5. Изменение потребности детей в общении со взрослыми 114

Глава VI. Роль слышимой речи взрослых в вербальном развитии детей раннего возраста 119

1. Развитие предречевых вокализаций и социального поведения детей 119

2. Влияние слышимой речи на развитие предречевых вокализаций у детей 125

3. Влияние прослушиваемой программы, присутствия взрослого и потребности в общении на развитие предречевых вокализаций у детей 1 года 3 мес   137

Глава VII. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей  145

1. Особенности поведения детей в отношении различных компонентов речевой ситуации 151

2. Этапы решения детьми речевой задачи   161

3. Особенности слов, усвоенных детьми в опытах 163

4. Поведение детей - не овладевших словом  167

Глава VIII. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослыми 173

1. Речь дошкольников с разным уровнем развития коммуникативной деятельности  177

2. Воспроизведение дошкольниками заданного текста 183

3. Изменение речи дошкольников в условиях экспериментального формирования содержания их потребности в общении 187

Заключение    191

Литература   198

 

- «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян - М.:Эксмо, 2008.- 68 с.

Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка