Групповая игротерапия с детьми

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии” Джинотт X. Дж. / Пер. с англ. И. Романовой. Науч. ред. Е. Рыбина. - 2-е изд. - изд-во Института психотерапии, 2005. - (Серия «Детская психология»).

Аннотация:

Книга известного специалиста по групповой игровой психотерапии с детьми, X. Джинотта, представляет собой систематизированное, поэтапное описание процесса игровой терапии от и до. Даются ответы на многочисленные вопросы, которые возникают или могут возникнуть у специалиста в этой области: каких детей можно включать в игровую группу, а каких - нельзя? как расшевелить замкнутого ребенка? что делать с агрессивным ребенком? почему многие родители, записавшиеся на прием, не приходят? как работать с родителями? и т.д. Автор сопровождает теоретический материал живыми иллюстративными примерами, которые не смогут оставить равнодушными ни одного читателя, а уж тем более специалиста, который найдет массу аналогий из собственной практики.

Для психологов, психиатров, а также других специалистов, работающих с детьми, и всем, кто стремится усовершенствовать свое умение общаться с детьми.

 

Групповые встречи доказали свою эффективность, особенно при первых контактах. Для маленького ребенка первое столкновение с терапевтом нередко может казаться пугающим. Он не хочет отходить от матери и идти за каким-то странным субъектом в непонятную комнату. Для ребенка не так страшно находиться в новой ситуации с двумя-тремя детьми своего возраста. Во время индивидуальной терапии, особенно во время первых ее сессий, ребенок нередко чувствует себя не в своей тарелке, полностью замыкается и может так и не осмелиться промолвить слово или дотронуться до игрушки. В групповой терапии присутствие других детей уменьшает напряжение и стимулирует активность и участие в процессе.

Игра — терапевтическое средство, которое лучше всего подходит маленьким детям. В терапии термин «игра» не означает отдых или развлечение, это эквивалент свободы в действиях и реакциях, свободы во всем. Каждый ребенок может использовать символический способ выражения, который наилучшим образом соответствует его требованиям. На первый взгляд не связанные виды деятельности, игры, как и свободная словесная ассоциация, могут привести к всплыванию тем, связанных с ядерными проблемами пациента.

Дети, которые боятся начать любую собственную деятельность, черпают храбрость в компании сверстников. Создается впечатление, будто дети помогают друг другу понять, что игровая комната -это островок безопасности среди интенсивного движения жизни, где они могут отдохнуть или побродить, не опасаясь штрафов или неосторожных водителей.

Часто можно наблюдать, как в начале ребенок стоит в углу комнаты, не осмеливаясь сделать шаг вперед, однако с вожделением следит глазами за ходом игр, в которых он тоже хотел бы участвовать.

Познание себя развивается в опыте разнообразных межличностных отношений. В групповой игровой терапии дети вынуждены заново оценивать свое поведение в свете реакций сверстников.

В отличие от индивидуального лечения, групповая игровая терапия обеспечивает реальное социальное окружение для нахождения и экспериментирования с новыми, более эффективными способами отношения к сверстникам. Группа создает такое окружение, в котором можно опробовать новые социальные техники в проверке реальности и межличностных отношений. Подавляемый ребенок понимает, что получит причитающееся ему, если просто заявит о своих желаниях, а импульсивные дети понимают, что терапевт помогает и тем детям, которые просто стоят и ждут.

Присутствие в игровой комнате нескольких детей помогает связать терапевтический опыт с миром реальности. Дети помогают друг другу осознать свою ответственность в межличностных отношениях. Групповая игровая терапия уменьшает склонность ребенка к монотонному повторению од¬них и тех же действий. В группе дети учатся друг у друга использовать все многообразие материалов и участвовать в разнообразных видах деятельности.

Групповая терапия — это оптимальный метод для того, чтобы дать понять замкнутому ребенку, что другие дети также дружелюбны и безопасны. Группа должна быть маленькой и включать в себя неагрессивных и недеструктивных детей.” Липпман Х.С. (Lippman, H. S. Treatment of the child in emotional conflict. New York: McGraw-Hill, 1956)

“Групповая игровая терапия является тем типом лечения многих маленьких детей, который необходимо широко использовать в детском консультировании.” Славсон С.Р. (Slavson, S. R. Child psychotherapy. New York: Columbia University Press, 1952)

Групповая терапия эффективна для замкнутых детей. Многие из этих детей не способны выразить обычные чувства привязанности и агрессии, у них нет друзей и товарищей по играм, они избегают социальных контактов. Самое большое несчастье этих детей — их социальная изоляция, поэтому больше всего они нуждаются в свободной и безопасной межличностной коммуникации.Замкнутые дети больше поддаются воздействию в рамках групповой, а не индивидуальной терапии. Дружелюбные взрослые, увлекательные игрушки и компания сверстников не позволяют им замкнуться в своих норках. Такое мягкое давление со стороны терапевтической группы уменьшает их «изоляцию» и побуждает их участвовать в деятельности сверстников. Оптимальная группа для замкнутых детей - актив¬ная, но мягкая.

Дети, которые потенциально нуждаются в принятии сверстников, значительно выигрывают от групповой терапии.

В игровой терапии группу необходимо формировать таким образом, чтобы дети оказывали корректирующее влияние друг на друга. Нежелательно помещать в одну группу тех детей, которые контактируют друг с другом вне терапевтической ситуации.

Нормальный ребенок любит находиться в обществе других детей, в его распоряжении всегда имеется множество социальных моделей общения с ними. Он чувствителен к эмоциям своих товарищей по группе и готов делиться с ними игрушками и мыслями. Он начинает групповую игру, предлагает другим детям присоединиться к нему, рад присоединиться сам, если его приглашают, способен присоединиться к игре даже без приглашения. Он предпочитает не пассивные, а активные роли и любит быть лидером. Когда на него нападают, он может защищаться и проявлять агрессию, но маленьких детей он опекает.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

- "Выявление психологических особенностей ребёнка в ходе наблюдения за его игрой" Санцевич Д.В. // Психология / под ред. Т.Н. Ковалёвой. – Минск, 2010. - № 4, с. 38 – 46.

- "Преодоление подавления в практике игротерапии" Санцевич Д.В.//Психология: теория и практика. – Воронеж, 2011.

- "Игровая терапия: искусство отношений" Лэндрет Г.Л.: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга . —— М.: Международная педагогическая академия, 1994.

В книге Г. Л. Лэндрета описывается история развития игровой терапии, теория психического развития ребенка, а также теоретические основы игровой терапии. Его книга — практическое руководство для занятий игровой терапией с детьми и в то же время неторопливый философский трактат о ребенке, его жизни и душе. Книга рассчитана на педагогов, социальных работников, психологов и, конечно же, родителей.

- "Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста" Мардер Л.Д. - М.: Генезис , 2007. – 143с., ил.

В книге описаны основные принципы и методы групповой арт-терапевтической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также подробно представлена программа «Цветной мир», разработанная для детей, нуждающихся в помощи психолога. Участников программы не учат рисовать — смысл психологической арт-терапевтической работы в том, что дети получают возможность выразить себя, могут делать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Книга адресована детским психологам и психотерапевтам, а также родителям, которые готовы творчески подходить к воспитанию своих детей.

Психологические игры и упражнения

Предлагаемая книга “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.“ Хухлаева О. В.— сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок), которые направлены на то, чтобы помочь детям 3-9 лет понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Описанные процедуры могут использоваться в групповых занятиях с детьми или на индивидуальных встречах.

В книгу включена также программа психологической работы с детьми 5-9 лет, то есть воспитанниками старших и подготовительных групп детских садов и учениками 1-2 классов школы. Это — тренинговая программа, которая может быть использована как в коррекционных, так и в психопрофилактических целях. Она включает в себя работу с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей.

Книга снабжена иллюстрациями, которые могут быть использованы в работе с детьми. Адресована психологам, педагогам, родителям.

- "ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ" Санцевич Д.В., Круглова А. Е. // Психология под ред. Я. Л. Коломинского – Минск, 2002. - № 1 (с. 105-110), 2 (с. 56-70).

Изотерапия как средство социокультурной адаптации дошкольника

Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов

В книге дается подробное описание тренингов для разных категорий людей (педагогов, родителей, детей, специалистов) с различной проблематикой (тренинги общения, личностного роста, уверенности в себе, креативности, формирования командного взаимодействия, умении п навыков). Упражнения и игры, которые содержатся в настоящем издании, можно применять в практической деятельности без дополнительной отработки и включать на разных этапах тренинговон работы и других методов обучения. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать как «конструктор» для моделирования новых тренингов.