"Программы социально-психологических тренингов" Шепелева Л.Н. / Л.Н. Шепелева. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 160 с.
В книге дается подробное описание тренингов для разных категорий людей (педагогов, родителей, детей, специалистов) с различной проблематикой (тренинги общения, личностного роста, уверенности в себе, креативности, формирования командного взаимодействия, умении п навыков). Упражнения и игры, которые содержатся в настоящем издании, можно применять в практической деятельности без дополнительной отработки и включать на разных этапах тренинговон работы и других методов обучения. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать как «конструктор» для моделирования новых тренингов.
Все программы успешно адаптируются для различных категорий участников.
Содержание
Ориентация в специфике проведения тренинга .... 6
Преимущества тренингов.............................. 6
Организационный этап тренинга....................... 7
Подготовка помещения................................ 8
Обязанности тренера................................... 8
Обязательные процедуры.............................. 9
Принципы работы в группе ........................... 10
Тренинг личностного роста (для молодых педагогов)...................... 11
Проведение программы социально-психологического тренинга................... 12
Занятие 1. Знакомство................................ 13
Занятия 2, 3. Осмысление понятия «эффективное общение»....................... 17
Занятия 4, 5, 6. Невербальные средства общения....... 21
Занятия 7, 8. Как я вижу, чувствую и понимаю других..................................... 32
Занятия 9, 10. Проектирование средств общения....... 36
Занятия 11, 12, 13. Индивидуальный стиль общения...................... 41
Занятие 14. Мое будущее.............................. 46
Окончание встреч..................................... 48
Программа тренинга «Команда моей мечты»..... 49
Программа тренинга.................................. 55
Основная программа.................................. 57
Тренинг коммуникативных умений (для родителей и детей)....................... 64
Занятие 1. «Знакомство».............................. 64
Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»............ 67
Занятие 3. «Все мы чем-то похожи» ................... 70
Занятие 4. «Почувствуй себя любимым» .............. 73
Занятие 5. «Путь доверия»............................ 76
Занятие 6. «Агрессия и гнев».......................... 79
Занятие 7. «Душевная погода» ........................ 83
Занятие 8. «Жизнь Земли»............................ 86
Занятие 9. «Сделай себя счастливей!»................. 89
Занятие 10. «Все вместе!»............................. 92
Социодрама. Тренинг коммуникативных умений..................................... 99
Тренинг раниональнмх убеждений............. 104
Тренинг креативности....................... 108
Програма тренинга................................. 108
Занятие 1.........................................................................................108
Занятия 2, 3....................................................................................110
Занятия 4, 5....................................................................................115
Развитие творческого мышления у детей.................................... 122
Тренинг уверенности и управления взаимодействием........................... 127
Программа тренинга................................. 127
Приложения к тренингу уверенности ......................................... 132
Игры и упражнения, которые можно использовать в тренингах........................ 142
Передай другому историю........................................................142
Письмо для меня..........................................................................144
Коллективный счет (разогревающая психотехника) ... 145
Колечко (тренинг личностного роста, адекватность) ... 146
15 слов (самоконтроль)............................................................146
Коллективная арифметика (сотрудничество)..................147
Хлопки (групповое взаимодействие)..................................147
Кто тормоз? (Баланс механизмов возбуждения и торможения).....................147
Испорченный телефон (разогревающая психотехника)....................... 147
Шахматы (невербальная коммуникация)............. 148
Запаздывающее зеркало (тренинг личностного роста, игра на память, внимание, групповое взаимодействие) 149
Колечко 2 (групповое взаимодействие, вербализация, управление)...................149
Хроника пикирующего бомбардировщика (тренинг личностного роста, и фа на вербализацию, управление)......................................... 150
Секретный фарватер (групповое взаимодействие, управление)..........................150
Упражнения гештальт-терапии..............................................151
Упражнения типа «ранжирование»......................................152
Упражнения для изучения межличностных ролей ............................................154
Список литературы....................................................155
P.S.
- Групповая игротерапия с детьми
“Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии” Джинотт X. Дж. - книга известного специалиста по групповой игровой психотерапии с детьми, X. Джинотта, представляет собой систематизированное, поэтапное описание процесса игровой терапии от и до. Даются ответы на многочисленные вопросы, которые возникают или могут возникнуть у специалиста в этой области: каких детей можно включать в игровую группу, а каких - нельзя? как расшевелить замкнутого ребенка? что делать с агрессивным ребенком? почему многие родители, записавшиеся на прием, не приходят? как работать с родителями? и т.д. Автор сопровождает теоретический материал живыми иллюстративными примерами, которые не смогут оставить равнодушными ни одного читателя, а уж тем более специалиста, который найдет массу аналогий из собственной практики.