Гиперактивный ребенок. СДВГ: общие вопросы.

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "О психологии воспитания детей" Глушакова О.А., Дубовец Ж.В., Медведская С.Ф. - ОДО "Образовательная компания "Содействие" - 2009 г.:

Часто родители сталкиваются с тем, что их ребенку очень трудно усидеть на одном месте, он много двигается, суетится, вертится, очень громко говорит, часто мешает другим детям и взрослым. Такому ребенку очень трудно сосредоточиться на чем-то одном, он легко отвлекается, быстро переключается от одной деятельности к другой, не доводя дело до конца; задает большое количество вопросов и не дожидается на них ответов; иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. Ребенок с такими признаками поведения, скорее всего, относится к категории гиперактивных детей.

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?

- Определите для ребенка рамки поведения: что можно и что нельзя, причем вы должны четко знать, что ваш ребенок понимает и принимает эти правила. Важно, чтобы и вы были последовательны, и если сегодня нельзя залезать на забор и прыгать с него, то и завтра тоже нельзя, а также послезавтра и после послезавтра.

- Четко требуйте выполнения правил касающихся безопасности и здоровья ребенка. Правил не должно быть много, иначе гиперактивный ребенок просто не сможет их запомнить.

- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Как это ни банально звучит, но прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Их нельзя отстранять от требований, которым подчиняются другие дети.

- Очень важно, чтобы у ребенка были домашние обязанности наравне с другими членами семьи, например, приведение в порядок постели после сна или уборка в своей комнате и т. д. Особенно важно, чтобы папа или мама не выполняли эти обязанности за ребенка.

- Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

- Оберегайте ребенка от эмоционального переутомления. Если он только что целый час играл с ребятами на улице, не надо ему, придя домой, смотреть мультфильм про человека- паука, а в довершении вечера приглашать друзей к себе домой и играть в индейцев.

- Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и других местах, где находится много людей, оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

- Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию, ему важно ощущать себя умелым.

- Чаще обнимайте своего ребенка. Помните, что для душевного благополучия каждый день ребенку требуется минимум четыре объятия.

- А вечером для гиперактивного ребенка очень полезен расслабляющий массаж и сказка на ночь.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а проблема, требующая своевременной диагностики и комплекс¬ной коррекции: педагогической, психологической и медицинской. Успешная работа возможна при условии, если она проводится вовремя. Объективная диагностика ребенка проводится в возрасте 5—7 лет. Признаки гиперактивности как повышенной двигательной активности исчезают по мере взросления ребенка, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

Распознать гиперактивность как двигательную подвижность можно по следующим проявлениям:

- Наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; ребенок крутится и вертится, сидя на стуле.

- Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

- Обычно не может сидеть тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.

- Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

- Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор. Импульсивность можно распознать по следующим проявлениям:

- Не умеет подчиняться правилам.

- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

- Обычно с трудом дожидается своей очереди в игре, на занятиях,

- Не может отложить получение вознаграждения,

- Нередко мешает другим, пристает к окружающим,

- Болтлив не в меру, вмешивается в беседы других.

- Требует к себе внимания.

- Горячится, во время разговора часто повышает голос.

- Часто меняется настроение.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка

1. Необходимо изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку:

1) Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании: если сказали, обязаны зто выполнить.

2) Помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными.

3) Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.

4) Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте одного в комнате (но не в темной)).

5) Автоматически, одними и теми же словами повторяйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном). 6) Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

7) Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, а еще лучше — покажите, как надо сделать.

8) Не требуйте, чтобы ребенок был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым.

9) Говорите конкретно, по делу (не более десяти слов), сдержанно и спокойно.

10) Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».

11) Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: чаще хвалите ребенка, касаясь его, обнимая и т. д.

Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Например:

- положительное подкрепление того, что ребенок уже умеет, с помощью жеста, улыбки и т. д.;

- приятное событие, сюрприз в выходной день;

- предоставление возможности заняться любимыми развлечениями.

Помните, что порицания действуют на таких детей сильнее, чем на других, поэтому:

- Не прибегайте к физическому наказанию! Если же в нем есть необходимость, то для сверхактивного ребенка простое прекращение его бурной деятельности и принудительное нахождение в определенном месте — уже наказание.

- Можно в качестве наказания запретить телефонные разговоры, просмотр телепередач и т. д.

- Можно использовать прием «выключенного времени» (изоляция, «домашний арест» и т. д.).

- Если ребенок осознал поступок, то с ним необходимо провести беседу, чтобы он усвоил, почему был наказан, и за¬помнил, что такое поведение не поощряется.

2. Очень важен психологический микроклимат в семье.

1) Проводите досуг вместе всей семьей.

2) Устраните влияние «всепрощающих» взрослых; требования всех членов семьи не должны быть противоречивыми.

3) Избегайте двух крайностей: с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с другой — постановки непосильных, часто невыполнимых задач.

4) Не допускайте ссор в присутствии ребенка.

5) Поддержка, доброе, спокойное отношение — основа достижений ребенка.

3. Следите за выполнением режима дня. Организуйте место для занятий без посторонних отвлекающих предметов.

1) Заранее договаривайтесь с ребенком о временных рамках для игр и другой деятельности, а об истечении отведенного времени пусть ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессивности.

2) Не позволяйте ребенку приниматься за другое дело, пока не доделает первое.

3) Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе или дома и обсудите систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.

4) Оградите ребенка от длительных занятий за компьютером и просмотра телевизионных программ, особенно агрессивного содержания.

5) Для ребенка полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

6) Нежелательны для гиперактивных детей занятия различными видами силовой борьбы, бокса.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми

Поддержка и обучение родителей детей с СДВГ

Портрет гиперактивного ребенка

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?

Как помочь гиперактивному ребенку?

 

- "Трудный – не значит «плохой»" Дробинская А.О. , Обухова Л.Ф.

 

- "Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром" / Е. В. Мурашова. — 2-е изд., доп. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 256 с. (Серия «Психология детства»).

Книга практического психолога Е. В. Мурашовой предназначена в первую очередь для родителей тех детей, у которых в медицинской карточке имеются (или имелись ранее) диагнозы «энцефалопатия», «ММД», «гипердинамический или гиподинамический синдром», «синдром дефицита внимания», «истерический невроз», «неврозоподобное заболевание» или «невропатия». В отличие от других подобных изданий, захватывающе интересное и одновременно серьезное повествование «Тюфяков и катастроф» заставляет каждого взрослого поверить: выход можно найти всегда, каким бы «неправильным» ни был ребенок.

Книга будет полезна педагогам начальной школы, воспитателям детских садов, психологам, специалистам развивающих центров и центров подготовки к школе, педиатрам и др.

 

- "Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)" Лютова-Робертс Е.К., Монина Г.Б. // Вестник практической психологии образования. 2006. №4. – C. 84-88

Фрагмент статьи

Все чаще и чаще медики, психологи, педагоги обращаются к теме воспитания детей с СДВГ. За последние несколько лет резко возросло количество публикаций, посвященных проблемам взаимодействия с детьми и подростками, имеющими данный диагноз. Однако, несмотря на такой интерес специалистов, проблема оказания помощи реальным детям и их родителям все еще остается нерешенной. Психологи, работающие в образовательных учреждениях, консультирующие детей и родителей, зачастую нуждаются в дополнительной информации, которая поможет им эффективно взаимодействовать с клиентами. Наша статья — попытка облегчить труд психологов, дать информацию, необходимую для проведения консультирования

 

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ - Цветков А.В. (http://sisp.nkras.ru) электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем"

 

СДВГ: общие вопросы (http://forums.rusmedserv.com)

Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ)

Синонимы: гипердинамический синдром, гиперкинетическое расстройство, минимальная мозговая дисфункция (ММД, как синоним СДВГ используется редко)

Самое распространенное нервно-психическое расстройство, выявляемое у детей. По разным данным СДВГ выявляется у 1-7% детей школьного возраста, причем у мальчиков в 2-4 раза чаще, чем у девочек.

Основными симптомами СДВГ являются:

1) дефицит внимания, проявляемый в неорганизованности, недостатке усидчивости и настойчивости в выполнении различных заданий,

2) гиперактивность, проявляемая в избыточных движениях, непоседливости, расторможенности,

3) импульсивность, проявляемая в совершении действий без раздумывания, оценки последствий совершаемых поступков.

Выделяют несколько типов СДВГ в зависимости от клинической картины:

- смешанный тип, когда в равной степени выявляются симптомы дефицита внимания и гиперактивности с импульсивностью

- дефицит внимания без ярко выраженной гиперактивности, проявляемый в первую очередь в несостоятельности в учебной деятельности

- преобладание симптомов импульсивности и гиперактивности с незначительным дефицитом внимания

В зависимости от возраста симптомы СДВГ выглядят немного по-разному.

Дошкольники

Дефицит внимания: Часто бросает, недоделывает начатое; как будто «не слышит» когда к нему обращаются; играет в одну игру меньше трех минут Гиперактивность: «Ураганчик», «Шило в одном месте» Импульсивность :Не реагирует на обращения и замечания; нет чувства опасности

Начальная школа

Дефицит внимания: Забывчивый; неорганизованный; легко отвлекается; может заниматься одним делом не больше 10 минут Гиперактивность: Неугомонный, когда нужно быть тихим (тихий час, урок, спектакль) Импульсивность Не может дождаться своей очереди; перебивает других детей и выкрикивает ответ, не дождавшись конца вопроса; навязчивый; нарушает правила без видимого умысла

Подростки

Дефицит внимания: Усидчивость меньше, чем у сверстников (меньше 30 минут); невнимателен к деталям; плохо планирует Гиперактивность: Беспокойный, суетливый Импульсивность: Снижен самоконтроль; безрассудные, безответственные высказывания

Взрослые

Дефицит внимания: Невнимателен к деталям, забывает о назначенных встречах, недостаток способности к предвидению, планированию Гиперактивность: Субъективное ощущение беспокойства Импульсивность: Нетерпеливость; незрелые и неблагоразумные решения и поступки

Симптомы СДВГ следует отличать от вариантов нормального развития детей.

Часто за симптомы СДВГ принимают детскую живость, впечатлительность, нормальное любопытство и подвижность, протестное поведение, реакцию ребенка на хроническую психотравмирующую ситуацию.

Диагноз СДВГ ставится, только если

1) указанные симптомы появились до 7 лет,

2) отмечаются в течение 6 месяцев и более,

3) наблюдаются более, чем в одном социальном окружении (школа и дом; работа и дом и т.д.),

4) приводят к выраженной социальной дезадаптации и школьной неуспешности,

5) не объясняются наличием иного психического расстройства (аутизм, шизофрения, тревожное расстройство, депрессивное расстройство, патология характера).

Лекарства используемые для лечения СДВГ

Комментарий:

Причиной симптомов СДВГ в настоящее время считается дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга, вызываемый целым комплексом разнообразных факторов (наследственность, неблагоприятное течение беременности и родов, травмы головного мозга и инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве). Основной метод лечения СДВГ фармакологический, с использованием одного или комбинаций нескольких препаратов.

1) Психостимуляторы (метилфинидат, амфетамин). Первая работа, посвященная использованию психостимуляторов в лечении СДВГ опубликована в 1937 году. В настоящее время эти препараты являются первой линией терапии СДВГ в США, Израиле и Европе. Психостимуляторы повышают уровень допамина и норэпинефрина в синаптической щели, с чем связано их активирующее действие на нервную систему. Эффект появляется уже через несколько минут и длится в течение 4-5 часов, существуют пролонгированные формы психостимуляторов. Улучшение в симптомах СДВГ отмечается у подавляющего числа детей, получающих терапию психостимуляторами. Побочные эффекты: бессонница, снижение аппетита, раздражительность, головокружение, тошнота, рвота, тики, боли в животе, головные боли, снижение настроения, тахикардия, скачки артериального давления. Только у 1-4% детей, получающих терапию психостимуляторами, выраженность побочных эффектов требовала немедленной отмены препаратов. Некоторые дети в связи с плохой переносимостью самостоятельно отказываются от лечения. Торговые названия: Риталин (Ritalin), Метилин (Methylin), Декседрин (Dexedrine), Концерта (Concerta). Препараты этой группы в России запрещены и не продаются.

2) Атомоксетин. Относительно новый препарат, не относящийся к группе психостимуляторов, основным показанием для применения которого является СДВГ. Эффект связан с опосредованным повышением уровня норэпинифрина и дофамина в синаптической щели. Обладает хорошим эффектом в отношении симптомов СДВГ и некоторых сопутствующих расстройств, однако уступает в эффективности психостимуляторам. В США применяется как вторая линия терапии при недостаточной эффективности психостимуляторов, плохой переносимости лечения психостимуляторами. Побочные эффекты: диспепсия, тошнота, рвота, слабость, сниженный аппетит, головокружение, колебания настроения, сонливость. Торговое название: Страттера (Strattera). Значительным недостатком этого препарата является высокая цена.

3) Трициклические антидепрессанты (ТЦА). Хотя лечение СДВГ не входит в показания для применения ТЦА, эти препараты часто назначались для лечения пациентов с СДВГ, у которых лечение психостимуляторами было неэффективно. Также некоторыми клиницистами ТЦА рассматривались как препарат выбора при сопутствующих депрессивных и тревожных расстройствах. В связи с кардиотоксичностью и появлением на рынке селективных ингибиторов обратного захвата серотонина количество назначений ТЦА у детей заметно снизилось, однако препараты этой группы наиболее изучены и обладают доказанной эффективностью у детей при лечении СДВГ. Механизм действия при СДВГ иной, нежели при лечении депрессии и связывается в первую очередь с седативным эффектом ТЦА, снижением гиперактивности и импульсивности, не влияя существенно на дефицит внимания. Побочные эффекты: тревога, бессонница, сонливость, судороги (следует использовать с осторожностью у пациентов с судорогами в анамнезе), кардиотоксичность (ТЦА не должны использоваться у пациентов с заболеваниями сердца). Торговые названия: Мелипрамин (Melipramin), Амитриптилин (Amitriptyline)

4) Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Хотя лечение СДВГ не входит в показания для применения СИОЗС, эти препараты иногда назначаются в случае неэффективности или недостаточной эффективности психостимуляторов, в случае побочных эффектов от лечения психостимуляторами или ТА. Применение этих препаратов для лечения СДВГ пока мало изучено, однако по предварительным данным эти препараты эффективны в лечении СДВГ. Значительным плюсом СИОЗС является меньшее количество и выраженность побочных эффектов по сравнению с ТА. Побочные эффекты: тошнота, потеря веса, тревога, бессонница, нервозность, повышенное потоотделение. В исследовании, посвященном лечению СДВГ препаратом СИОЗС (Флуоксетин) указывается небольшая выраженность побочных эффектов, которые проходили самостоятельно или после снижения дозы препарата и ни в одном случае не требовали отмены препарата. Торговые названия: Флуоксетин (Fluoxetine), Феварин (Fevarin)

5) Альфа-адреномиметики (клонидин). Препарат, обладающий гипотензивным и седативным действием. Механизм действия при СДВГ связан с влиянием на выработку норэпинифрина в головном мозге. Безопасность и эффективность применения клонидина у детей в полной мере не установлена. Согласно некоторым исследования клонидин умеренно эффективен при лечении СДВГ у детей, отказавшихся от приема психостимуляторов из-за побочных эффектов или недостаточной эффективности, и в целом хорошо переносился. Побочные эффекты: избыточная седация, сонливость, гипотензия, брадикардия. Торговые названия: Клофелин (Clophelinum), Гемитон (Hemiton)

Лекартсва не используемые для лечения СДВГ

Препараты, НЕ используемые для лечения СДВГ (приведены торговые названия):

1) «Ноотропы» (нейрометаболические стимуляторы) – препараты, предположительно оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. К этой группе относятся: аминалон, пикамилон, глицин, фенибут, пантогам, пантокальцин, актовегин, пирацетам, ноотропил, фенотропил, церебролизин, кортексин и многие другие. Все эти препараты не обладают доказанной эффективностью для лечения каких бы то ни было заболеваний и не включены в протоколы лечения ни одного нервного или психического заболевания за рубежом. У некоторых из них не доказана безопасность как у детей, так и у взрослых. Таким образом, их применение при СДВГ не оправдано

2) Нейролептики – препараты, предназначенные для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. К этой группе относятся: сонапакс, хлорпротиксен, аминазин, неулептил, тизерцин, галоперидол, рисполепт и многие другие. В невысоких дозах эти препараты практически не оказывают эффекта на ключевые симптомы СДВГ, при высоких – оказывают избыточный седативный эффект, вызывая сонливость и подавленность. Однако, в некоторых случаях оправдано применение препаратов этой группы для лечения расстройств сосуществующих с СДВГ: для лечения выраженных тиков при СДВГ используют галоперидол и некоторые другие нейролептики; для контроля асоциального поведения (конфликтности, драчливости, злобности с жестокостью), в случае если это поведение угрожает здоровью окружающих и вызывает выраженную социальную дезадаптацию у ребенка используют рисполепт и некоторые другие.

3) Сосудистые препараты – циннаризин, винпоцетни, кавинтон, сермион. Эти препараты не оказывают никакого влияния на симптомы СДВГ, при этом некоторые из них вызывают тяжелые побочные эффекты.

4) Мочегонные средства – механизм предположительного воздействия этих препаратов на нервную систему ребенка не ясен, эффект от их применения при СДВГ не доказан, однако, эти препараты часто назначаются в качестве «комплексного лечения» нервно-психических расстройств. К этим препаратам относятся: диакарб, маннитол, триампур, фуросемид.

5) Гомеопатия, травяные сборы, микстуры, биологически активные добавки (БАДы) – эффект от применения этих препаратов не доказан, некоторые из БАДов вредны

Использованная литература:

1) Green, Wayne H. Child and Adolescent Clinical Psychopharmacology / Wayne Hugo Green. – 4th edition

2) Основные лекарственные средства , применяемые в неврологии: Справочник / О.С.Левин – М. : МЕДпресс-информ, 2006

3) Rutter’s Child and Adolescent Psychiatry / [edited by] Michael Rutter … [et al.]. – 5th edition

 (Источник: http://forums.rusmedserv.com)

 

- Гиперактивные дети. Рекомендательный список литературы (http://lib.nspu.ru/) ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» - Новосибирск, 2007

Гиперактивные дети

Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, усиление внутрисемейной напряженности, распространение асоциальных тенденций в обществе – все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения у детей и подростков.

Гиперактивность – едва ли не самое распространенное расстройство нервной системы. Только в нашей стране синдром гиперактивности и дефицита внимания зафиксирован у свыше двух миллионов детей. При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний.

Цель рекомендательного списка – показать причины и механизмы развития син-дрома дефицита внимания с гиперактивностью, его возрастную динамику и диагностические методики, а также познакомить с основными направлениями медико-психологической коррекции синдрома.

Список состоит из 2-х разделов, внутри разделов литература расположена в порядке алфавита.

Данный рекомендательный список предназначен для студентов и преподавателей педвузов, учителей школ, родителей гиперактивных детей и всех, кто интересуется данной проблемой.

1. Общие вопросы

1 Брязгунов Игорь Павлович. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М. : Изд-во Ин-та психоте-рапии, 2002. - 96 с.

2 Быков, Д. Рвачи-убийцы / Д. Быков // Огонек. - 2006. - N 13. - С. 62-65.

3. Видра, Д. Непоседы / Д. Видра // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 4. - С. 68-69.

4 Дробинская Анна Олеговна. Скоро в школу : Что нужно знать родителям / А. О. Дробинская. - М. : Школьная пресса, 2005. - 48 с. - ISBN 5-9219-0506-2.

5 Дробинская Анна Олеговна. Школьные трудности "нестандартных" детей : пособие для учителей и родителей / А. О. Дробинская. - 2-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2001. - 144 с. - ISBN 5-88527-304-9.

6 Заваденко Николай Николаевич. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебник для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. Н. Заваденко. - М. : Академия, 2005. - 256 с. - ISBN 5-7695-2417-0.

7 Заваденко, Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, осо-бенности диагностики / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворина, М. В. Румянцева // Дефектология. - 2003. - N 6. - С. 13-20.

8 Заваденко, Н. Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей / Н. Н. Заваденко // Мир психологии. - 2002. - № 3. - С. 196-209.

9 Кирина, М. Укрощение строптивого / Марина Кирина; коммент. Р. А. Баркли, Х. К. Штайнхаузе-на, Р. К. Мак-Бернета; консультировал А. Петрухин // Здоровье. - 2006. - N 9. - С. 64-68.

10 Клименко, А. Н. (детский психолог). Синдром гиперактивности / А. Н. Клименко ; беседовала Е. Федорова // Женское здоровье. - 2006. - N 12. - С. 42-44.

11 Крестинина, И. А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов / И. А. Крестинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 2. - С. 3-11.

12 Крупская, Е. В. Особенности организации внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности : (аналитический обзор) / Е. В. Крупская, Р. И. Мачинская ; Ин-т возрастной физиологии Рос. акад. образования // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2006. - Т. 56, N 6. - С. 731-742.

13 Левшинова, С. Дети Индиго - другая реальность / Светлана Левшинова // Наука и религия. - 2006. - N 11. - С. 8-10. - Продолжение. Начало в N 6.

14 Мастюкова Елена Михайловна. Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - М. : Педагогика, 1991. - 160 с. - ISBN 5-7155-0330-2.

15 Мэйнард, Дж. Случай расстройства внимания, проявляющегося в его дефиците и способности к обучению: обзор исследований : дайджест / Дж. Мэйнард, Дж. Л. Тейлер, М. Арнольд // Психология обучения. - 2004. - N 9. - С. 33-35. - Полностью ст. опубл.: Journal of Instructional Psychology.- 1999.- September (http / www. Looksmart. full text. Free. Article on psychology) .

16 Парцалис, Е. Слишком шустрые. И такие невнимательные! / Е. Парцалис // Семья и школа. - 2006. - N 1. - С. 14-15.

17 Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть? / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 1. - С. 88-95.

18 Политика О. И. . Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О. И. Политика. - СПб. : Речь, 2005. - 208 с. - ISBN 5-9268-0331-4.

19 Полная медицинская энциклопедия. Здоровье ребенка. - М. : Мир книги, 2002-2003. - 192 с. : ил. - ISBN 5-8405-0152-2. Т. 3 : Детские заболевания / Хилари Джоунс ; науч. ред. Л. Х. Халпахчян ; пер. с англ. Ю. Рыбаковой. - 2002. - 192 с. : ил. - ISBN 5-8405-0227-8 (Здоровье ребенка. Т. 3).

20 Полунина, А. Г. (канд. медицинских наук). Когнитивные нарушения и риск развития алкоголизма и наркомании при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью / А. Г. Полунина, Д. М. Давыдов, Е. А. Брюн // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, N 1. - С. 81-88.

21 Протасова, Е. Ю. Гиперактивные дети / Е. Ю. Протасова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 1. - С. 3.

22 Пучинина, О. В. Вариативность синдрома гиперактивности / О. В. Пучинина // Аутизм и нарушения развития. - 2006. - N 3. - С. 1-11. - окончание. Начало в N 2.

23 Сандуленко, Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома / Э. Сандуленко // Воспитание школьников. - 1999. - № 4. - С. 42-45.

24 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Е. А. Гусева и др. ; под ред. А. В. Грибанова. - М. : Академический Про-ект, 2004. - 176 с. - В прилож.: рекомендации по коррекции внимания и примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ. - ISBN 5-8291-0434-2.

25 Сиротюк Алла Леонидовна. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью : диагностика, коррекция и прак-тические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк ; науч. ред. Ю. А. Клейберг. - М. : Сфера, 2003. - 128 с. : ил. - ISBN 5-89144-283-3.

26 Ушакова, Е. К невнимательности следует относиться внимательно / Екатерина Михайловна Уша-кова // Директор школы. - 2004. - N 8. - С. 101-103.

27 Фишман, М. Н. Мозговые механизмы внимания / М. Н. Фишман // Дефектология. - 2004. - N 2. - С. 3-7.

28 Шишова, Т. (психолог). Гиперактивный ребенок / Татьяна Шишова; фото Геннадия Михеева // Будь здоров!. - 2005. - N 12. - С. 72-76.

29 Шишова, Т. "Неуправляемый" ребенок / Т. Шишова // Воспитание школьников. - 2002. - N 10. - С. 41-42.

30 Щедрина, Е. В. Международный форум, посвященный обсуждению детских поведенческих рас-стройств / Е. В. Щедрина // Вопросы психологии. - 2006. - N 3. - С. 168-170.

31 Юдин, Б. Нить бытия / Борис Юдин; при участии Тины Катаевой // В мире науки. - 2006. - N 9. - С. 42-49.

2. Пути коррекции

32 Артюхова, И. Полезная релаксация : синдром дефицита внимания с гиперактивностью : упражне-ния на расслабления для начальной школы / И. Артюхова // Начальная школа : метод. газета для учителей начальной школы. - 2003. - № 3. - С.13.

33 Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития : учебное пособие для вузов / П. Альтхерр и др. ; под ред. М. Пассольта ; пер. с нем. В. Т. Алтухов. - М. : Ака-демия, 2004. - 160 с. : ил. - ISBN 5-7695-1661-5.

34 Гурова, Е. А. (воспитатель ; ЦПМСС "Ново-Переделкино", г. Москва). Ребенок с синдромом гиперактивности / Е. А. Гурова // Ребенок в детском саду. - 2005. - N 6. - С. 9-12.

35 Дробинская Анна Олеговна. Школьные трудности "нестандартных" детей : пособие для учителей и родителей / А. О. Дробинская. - 2-е изд. - М. : Школа-Пресс, 2001. - 144 с. - (Лечебная педагогика и психология ; 2001. Приложение к журналу "Дефектология", вып. 7). - ISBN 5-88527-304-9.

36 Жуков, В. В. Кто стучится в класс ко мне? / В. В. Жуков // Директор школы. - 2007. - N 3. - С. 86-91.

37 Жуков, В. Не зови меня Франкенштейн / В. Жуков // Платное образование. - 2006. - N 7/8. - С. 48-51.

38 Заваденко, Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, осо-бенности диагностики / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворина, М. В. Румянцева // Дефектология. - 2003. - N 6. - С. 13-20.

39 Заваденко Николай Николаевич. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебник для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. Н. Заваденко. - М. : Академия, 2005. - 256 с. - ISBN 5-7695-2417-0.

40 Заломихина, И. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / И. Ю. Заломихина // Логопед. - 2007. - № 3. - С. 33.

41 Кассади, Р. Помощь детям в том, чтобы справиться с импульсивностью - гиперактивность - социально-педагогические исследования - обзор - статистические данные : дайджест / Р. Кассади // Психология обучения. - 2006. - N 11. - С. 19-20.

42 Керн, Л. Использование модификаций индивидуального учебного плана для улучшения пове-дения в классе учащихся с поведенческими и эмоциональными отклонениями : дай-джест / Л. Керн, Б. Деланей, Ш. Кларк // Психология обучения. - 2005. - N 10. - С. 30-33. - Полностью ст. опубл.: Journal of Emotional and Behaviral Dsorders.- 2004.- Winter (www. Looksmart. full text. Free. Find. article on psychology) .

43 Лучше запастись терпением // Директор школы. - 2003. - N 7. - С. 93-95.

44 Лютова, Е. К. . Тренинг эффективного взаимодействия с детьми : комплексная программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - СПб. : Речь, 2003. - 190 с. : ил.

45 Лютова Елена Константиновна. Шпаргалка для взрослых : психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессив-ными, тревожными и аутичными детьми / Е. Л. Лютова, Г. Б. Монина. - М. : Генезис, 2000. - 192 с. : ил. - ISBN 5-85297-024-7.

46 Мэйнард, Дж. Случай расстройства внимания, проявляющегося в его дефиците и способности к обучению: обзор исследований : дайджест / Дж. Мэйнард, Дж. Л. Тейлер, М. Арнольд // Психология обучения. - 2004. - N 9. - С. 33-35.

47 Онищик, Н. Ребенок-непоседа на занятии по английскому языку / Н. Онищик // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 5. - С. 60-64.

48 Пасечник, Л. Гиперактивность : как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 2. - С. 89-95.

49 Раттер Майкл. Помощь трудным детям = Helping troubled children / Michael Rutter / М. Раттер ; пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой ; общ. ред. Р. Римской. - М. : Апрель Пресс : Эксмо-Пресс, 1999. - 432 с. - ISBN 5-04-004215-9.

50 Рунова, М. Занятия-игры по физической культуре в летнее время / М. Рунова, И. Гронец // Дошкольное воспитание. - 2004. - N 6. - С. 30-36.

51 Рунова, М. А. (канд. пед. наук). Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет / М. А. Рунова, С. Н. Мусае-ва // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 4. - С. 36-40.

52 Сиротюк Алла Леонидовна. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью : диагностика, коррекция и прак-тические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк ; науч. ред. Ю. А. Клейберг. - М. : Сфера, 2003. - 128 с. : ил. - ISBN 5-89144-283-3.

53 Стельмах, О. Д. Игровые занятия с детьми в коррекционных группах / О. Д. Стельмах // Дефектология. - 2005. - N 1. - С. 69-73.

54 Страхов, М. Ю. Особенности формирования взаимоотношений матери и ребенка с синдромом дефи-цита внимания и гиперактивностью (СДВГ) / М. Ю. Страхов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - № 1. - С. 20-31.

55 Таблетка от плохого поведения // Крестьянка. - 2004. - N 10. - С. 74.

56 Шнайдер, Н. А. (ГОУ ВПО "Красноярская государственная медицинская акаде-мия Росздрава"). Метод адаптивной саморегуляции с использованием ЧСС сигнала обратной связи при коррекции СДВГ у детей / Шнайдер Н. А., Пилина Г. С., Жукова А. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2006. - N 4. - С. 21-39.

57 Штейн, А. Буйные игры нашего Тигра / Ася Штейн // Крестьянка. - 2006. - N 7. - С. 126-127.

58 Шумилова, С. Л. Школа "Ковчег": пример правильного режима питания / С. Л. Шумилова // Директор школы. - 2003. - N 9. - С. 93-95.

Ответственная за выпуск Проходова Н. А.

25 декабря 2007 г.

(Источник: http://lib.nspu.ru/)

 

- "Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями поведения и общения" Кривошеина Татьяна Сергеевна (http://festival.1september.ru)

 

- "Если в вашем классе учится ребенок с СДВГ (Рекомендации педагогам и школьным психологам)" ГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» - Москва, Зеленоград, 2010 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ....4

1. Дети с СДВГ как психолого-педагогическая проблема ...6

1.1. Проблема произвольности деятельности ... 6

1.2. Психолого-социальные проблемы готовности к школе у детей с СДВГ .. 7

1.3. Проблемы познавательной активности ....9

1.4. Проблемы своевременного развития школьных навыков, связанных со слухом и артикуляционным аппаратом ...10

1.5. Проблемы развития навыков письма .....11

1.6. Проблемы развития пространственной ориентации ....12

1.7. Проблемы зрительно-моторной координации ....12

1.8. Проблемы, связанные с нарушением объема зрительного восприятия ...13

1.9. Проблемы продуктивности учебной деятельности ....14

2. Основные варианты поведенческих и образовательных проблем детей с СДВГ ....16

3. Методологические основы решения психолого-педагогических проблем детей 6—10 лет с СДВГ .....20

4. Принципы построения системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с СДВГ в начальной школе ...22

4.1. Психолого-педагогическая сущность организации процесса сопровождения детей с СДВГ ....22

4.2. Содержание и организация работы специалистов начальной школы в рамках окружной системы сопровождения учащихся с СДВГ ...24

4.3. Алгоритм сопровождения детей с СДВГ в образовательном учреждении....25

4.4. Психолого-педагогические критерии установления степени тяжести протекания СДВГ .....27

4.5. Содержание работы ЦПМСС в рамках окружной системы сопровождения учащихся начальной школы с СДВГ ...31

5. Методические принципы построения программ психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ ..33

5.1. Методические принципы построения программ педагогического сопровождения детей с СДВГ ...34

5.2. Инвариантные компоненты школьной программы педагогического сопровождения учащихся с СДВГ ....36

6. Список литературы ...46

7. Приложения ...47

 

- "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ (ОСОБЕННОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ)" (http://nashaucheba.ru) НИЖЕГОРОДСКИЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебное пособие содержит феноменологию гиперактивности ребенка старшего дошкольного возраста, а также подробное методическое руководство по организации в условиях семьи деятельности с гиперактивными детьми по направлениям:

1) «Двигательно-экспрессивные навыки и способности», которое обеспечивает: психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения; развитие произвольной регуляции деятельности и эмоциональной экспрессии и творчества средствами артпедагогики, а также построение и удержание алгоритма многокомпонентной деятельности, регуляцию направления движения, формирование пространственных представлений.

2) «Художественно-творческая деятельность», которое обеспечивает: развитие кинестетической основы движения и творчества средствами артпедагогики; формирование у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста навыков и умений по форморисованию, конструированию, ажурному вырезанию, лепке, художественной росписи, рисованию-линейной графике; развитие пространственного мышления и графических навыков детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования и аппликации.

Представленные программы направлены на организацию соответствия морфофункционального развития и социально-педагогической среды как главного условия поддержки развития детей старшего дошкольного возраста из разных социальных слоев и групп населения в условиях получения равных стартовых возможностей образования.

Содержание         Стр.

Феноменология гиперактивности ……4

Раздел I. «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» ……58

1. Что нужно учитывать при организации деятельности гиперактивного ребенка? ……58

2. Как можно организовать деятельность гиперактивного ребенка дома? ……67

3. Какие материалы можно использовать при организации деятельности гиперактивного ребенка? ……76

Список рекомендуемой литературы ……78

Приложения …81

Раздел II. «Художественно-творческая деятельность» ……121 1

. Что нужно учитывать при организации деятельности гиперактивного ребенка? ……121

2. Как можно организовать деятельность гиперактивного ребенка дома? ……152

3. Какие материалы можно использовать при организации деятельности гиперактивного ребенка? ……184

Список рекомендуемой литературы …209

Приложение …213

 

- "Гиперактивные дети: воспитательная практика и копинг-стили матерей." Цыганкова Н.И. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 3. (http://medpsy.ru)

Проведено изучение характеристик воспитательной практики и копинг-стилей матерей младших школьников с диагнозом «минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью» по сравнению с матерями детей группы риска с симптомами невнимательности – импульсивности и контрольной группы. Выявлено, что для первой группы матерей достоверно чаще характерны гипопротекция и реже – субстиль отвлечение.

 

- "Материалы международной научно-практической конференции «Клиническая психология: теория, практика и обучение»." (Санкт-Петербург 30 сентября – 1 октября 2010 г.) – СПб.: НП Стратегия будущего, 2010. – 173 с.

В сборнике представлены материалы международной научно-практической конференции «Клиническая психология: теория, практика и обучение», организованной кафедрой клинической психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург 30 сентября – 1 октября 2010 г.). Конференция посвящена актуальным теоретический и практическим проблемам современной клинической психологии.

Цыганкова Н. И. Психологическое развитие и социальное функционирование младших школьников с минимальной мозговой дисфункцией…123

В настоящее время минимальная мозговая дисфункция (далее ММД) представляет собой самую распространенную форму хронических нарушений поведения и низкой способности к обучению у детей, является частой причиной дизадаптации и нарушения социального функционирования младших школьников (Н.Н. Заваденко, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов, Е.А. Яковенко, Н.Ю. Королева).

Биопсихосоциальная модель здоровья личности, принятая ведущими отечественными и зарубежными специалистами, позволяет рассматривать заболевание с учетом всех факторов (биологических, психологических, социальных), которые играют роль в его патогенезе. Осуществление регуляторных функций с помощью «разрегулированного» мозга является весьма проблематичным, и потому у детей с ММД наблюдается ряд отклонений развития по сравнению с возрастной нормой (Л.О. Бадалян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова, И.П., Брязгунов, Е.В. Касатикова, В.Р. Кучма, А.Г. Платонова, М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Л.П. Рубина).

• Быстрая утомляемость и сниженная работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).

• Резкое снижение возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.

• Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе умственной) при эмоциональной активации.

• Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.

• Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления: ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации.

• Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей)

Перечисленные отклонения включаются в первичный дефект (или симптомокомплекс ММД), так как фактически неотделимы от него. Все остальные отклонения психологического порядка относят к вторичным, третичным и другим дефектам и выносят за рамки симптомов ММД. Считается, что они не являются обязательными и закономерными следствиями легких церебральных патологий. Их можно избежать, или снизить интенсивность их проявлений, если деятельность ребенка осуществлять «в обход» его основного первичного дефекта.

У детей с ММД в условиях нагрузок может иметь место такая форма декомпенсации, как регресс недостаточно сформированных и закрепленных в индивидуальном опыте психических функций. Данные исследователей позволяют говорить о том, что подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбоям в учебной деятельности не только у детей 6-7 лет, но и позднее – в возрасте 9-12 лет. В это время ребенок сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок, расширяется количество школьных дисциплин, растет темп подачи материала и его объем, возникают проблемы с адаптацией к индивидуальному стилю педагогов, а следовательно, именно в это время могут проявиться отдельные симптомы ММД.