Когда нужно обращаться к логопеду?
Пускать на самотек развитие детский речи нельзя. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.
Когда нужно обращаться к логопеду?
Вы это тоже слышали: «К логопеду нужно обращаться после 5-ти лет?». Это не так. Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Многие речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг активно развивается именно у детей в дошкольном возрасте. Так, например, фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки речи) легче исправить у детей в возрасте до 5-6-ти лет, пока в коре головного мозга формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи. Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки, просто это займет больше времени.
Желательно профилактический осмотр у логопеда проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.
Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться.
• Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к специалистам (невропатологу, логопеду, возможно сурдологу) примерно в год. Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – на консультацию к невропатологу и логопеду: возможно, это сенсорное нарушение.
• Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - на консультацию к невропатологу и логопеду, возможно, это моторное нарушение.
• Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.
• Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.
• Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.
• Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.
• Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.
• Если ребенок в возрасте 5 – 5,5 лет не произносит звуки р, рь – к логопеду.
• Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти необходимо обратиться за консультацией к логопеду или психологу. Возможно, у ребенка дисграфия или же дефицит внимания.
Если ваш ребенок не говорит.
Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, успешным и удачливым. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»
Галилео Галилей
Ваш малыш растет, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные, шаги в своей жизни, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.
• Говорите больше с ребенком.
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
• Озвучивайте любую ситуацию.
Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
• Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.
Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
• Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,
меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!» Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.
• Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
• Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
• Изучать новое различными способами.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
• Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.
Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться. «Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»; с разными гласными: «ба-бо-бу-бе-бы-би». Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
• Уважайте его попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.
• Играя, учите подражать.
Играйте в игры «Две собачки лают», «Две киски мяукают», «Мы в лесу: ау – ау». Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
• Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т.д. Затем «Что это?»
• Развивайте фонематический слух.
Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож): «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса?»
• Читайте короткие стихи, сказки.
Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
• Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.
Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.
• Только Вы.
Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.
• Недостаточный опыт общения со взрослыми –
будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.
Если нормальный ребенок после двух лет не проявляет потребность заговорить, желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестов. Если малыш хочет как-то общаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова. Однако, если ребенок достиг 2,5 лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, на сколько он продвинулся в остальном или насколько выразительна его бессловное общение. В таком случае необходимо обратиться к специалистам: невропатологу и логопеду.
Источник: www.centersemya.ru
P.S.
Рекомендуем:
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте
- "Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие" Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. – Ставрополь, 2008. – 224 с.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 05071765 – «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью 05071565 «Логопедия» и отражает актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с различными нарушениями произносительной стороны речи: дизартрией, заиканием, ринолалией.
Содержание пособия направлено на формирование у студентов целостного представления о современных логопедических технологиях (технологии обследования речи, моторных функций; технологии коррекции звукопроизношения, дыхания, голоса, интонационной стороны речи, темпо-ритмической организации речи), а также умений и навыков использования указанных технологий в коррекционной ра- боте с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии освещены не только традиционные логопедические технологии, но и современные нетрадиционные подходы к технологии обследования и коррекции произносительной стороны речи у детей с раз- личной речевой патологией, а также компьютерные технологии коррекции речи. В пособии даны методические разработки к организации учебного процесса по дисциплине «Логопедические технологии».
Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов и логопедов.
- "Логопедия: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.М. Борозинец. – Ч. 2." – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 335 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО нового поколения. В нем представлены обобщенные, систематизированные сведения по основным разделам учебного курса «Логопедия», рассмотрены теоретические и практические аспекты изучения и коррекции речевых нарушений, предложены методические рекомендации по организации лабораторно-практических занятий, выполнению самостоятельной работы студентами, контроля знаний по дисциплине.
Данное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, слушателей факультетов переподготовки педагогических кадров, логопедов-практиков и других заинтересованных лиц.
- "ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ" (Источник: http://www.psi.lib.ru)
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Произношение звуков. У детей несформированные 4-5 групп звуков (свистящие - С, 3, Ц, шипящие - Ш, Ж, Щ, Ч, сонорные - Р, Р', Л, Л', нередко мягкие и звонкие), но у всех детей отмечается смешение (при восприятии на слух и произношении) близких в аккустическом и артикуляторном планах звуков: С - Ш, 3 - Ж, Р - Л, Ч -ТЬ, Ч - Щ, Ч - Ц, СЬ -Щ). Так же слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажается в словах, содержащих различное количество слогов (продукты, магнитофон, строительств и др.).
Словарный запас дошкольников с ОНР по-прежнему отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии или названия спортсменов по видам спорта обнаруживает значительное количество ошибок. В словаре детей часто отсутствуют сложные существительные и прилагательные, притяжательные прилагательные.
Грамматическое оформление речи. Дети строят простые нераспространенные и распространенные предложения. Однако и в таких предложениях у большей части детей отмечаются нарушения согласования и управления (высокую дерево, дотронулся лоба, ухаживал белку...), пропуски или замены сложных предлогов, изменение порядка слов. Все дети затрудняются в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ.
Это наиболее стойкое речевое недоразвитие, наблюдаемое в случаях, когда имеет место поражение или недоразвитие речевых зон коры головного мозга. У таких детей отмечается позднее (после 2,5-3 лет) начало речи, медленное пополнение словарного запаса, активное пользование в речи мимикой и жестами. В шестилетнем возрасте дети-алалики имеют выраженный дефицит языковых средств. При относительной сохранности понимания обиходно-бытовой лексики они затрудняются назвать многие предметы и явления, особенно те, которые не несут конкретного зрительного представления (обобщения, абстрактные понятия, нюансы смысла слова и др.).
Для детей с моторной алалией характерно также стойкое грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Если в отработанных, заученных словах, состоящих из 4-5 звуков может не быть ошибок, то новые, даже более легкие по слоговой структуре слова произносятся искаженно,
У детей с моторной алалией значительны трудности во фразовой и связной речи, аграмматизмы грубые и стойкие, обучение грамоте происходит с большим трудом.
В произносительном плане дети - алалики, имея нарушенную моторику, быстро овладевают неречевыми артикуляциями, однако реализовать эти возможности при произнесении слов не могут. Автоматизация правильного произношения, а также дифференциация поставленных звуков у таких детей происходит в значительно более продолжительные сроки.
Боровик М.,
логопед.
- "Логопатопсихология: учебное пособие" Лалаева Р. И., Шаховская С. Н. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011
(на http://lib100.com) (на http://rudocs.exdat.com)
В пособии приведены тексты и извлечения (выдержки), раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с различными речевыми нарушениями и определяющие пути коррекционного психолого-педагогического воздействия. Из работ, большинство которых носит классический характер и является библиографической редкостью, отобраны преимущественно методические материалы для углубленного изучения психофизиологических и психолого-педагогических особенностей детей. Рассмотрены научно-теоретические основы логопатопсихологии, показывающие истоки психолого-педагогической науки в их развитии, что отвечает содержанию современных программ учебных курсов, связанных с речевой патологией.
Пособие адресовано студентам, психологам, педагогам-дефектологам и социальным работникам.
Оглавление
От авторов-составителей
Часть I . Научно-теоретические основы логопатопсихологии
Предисловие
Л. С. Выготский . Мысль и слово
Н. И. Жинкин . О кодовых переходах во внутренней речи
Р. И. Лалаева . Соотношение речи и мышления в онтогенезе
Б. Ф. Ломов . Проблемы общения в психологии
Общение как базовая категория в психологии
Функции и структура общения
В. И. Лубовский . Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей
А. Р. Лурия . Мозг и психика
А. Р. Лурия . Язык и дискурсивное мышление
Ж. Пиаже . Генетический аспект языка и мышления
Мышление и символическая функция
Язык и «конкретные» операции логики
Язык и логика высказываний
Д. Слобин . Язык, речь и мышление
О. Н. Усанова . Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей
Интеллектуальное развитие детей Психологические параметры дизонтогенеза
Взаимосвязь развития речи и других психических процессов
О. Н. Усанова . Специальная психология как наука
Предмет и задачи специальной психологии
Теоретические истоки специальной психологии
Взаимосвязь специальной психологии с другими науками
Методологические позиции и принципы специальной психологии
Теоретическое и практическое значение специальной психологии
О. Н. Усанова . Психологическое изучение детей с аномалиями в развитии Задачи психологического изучения Принципы психологического изучения Методы изучения аномальных детей Обучающий эксперимент
О. Н. Усанова . Общие и специфические закономерности аномального развития
О. Н. Усанова . К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами
Часть II . Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи
Предисловие
Раздел 1 . Психолого-педагогические особенности детей с недоразвитием речи
Р. А. Белова-Давид . Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
Е. М. Мастюкова . О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи
Объем кратковременной зрительной и словесной памяти
Особенности заучивания, ретенции и репродукции у детей с недоразвитием речи
Влияние ретроактивного торможения на процессы памяти у детей с недоразвитием речи
Г. С. Гуменная . Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи
В. П. Глухов . Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
С. И. Маевская . Методы исследования сенсорных функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
О. Н. Усанова, Т. Н. Синякова . Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи
Л. С. Цветкова . Речь и зрительный образ у детей с патологией речи
Ю. Ф. Гаркуша . Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи
Л. М. Шипицына, Л. С. Волкова, Э. Г. Крутикова . Комплексное исследование мнестической деятельности младших школьников с речевой патологией
Раздел 2 . Психолого-педагогические особенности детей с алалией
И. Т. Власенко . Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией
Взгляды исследователей конца XIX – начала ХХ в. на познавательную деятельность детей недоразвитием речи
Позиции советских дефектологов в исследовании познавательных процессов детей с алалией
Критический анализ зарубежных исследований познавательной деятельности детей
Актуальные вопросы изучения психических процессов детей с недоразвитием речи
Особенности речемыслительной деятельности и словесной памяти детей с недоразвитием речи
Психологическая структура мышления
Методики изучения мышления и памяти
Общая характеристика речи детей
Специфика речемыслительного поиска противоположного значения у детей с недоразвитием речи
Особенности словесной памяти у детей с недоразвитием речи
Г. В. Гуровец . Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия
Первая группа
Вторая группа
Л. Р. Давидович . К вопросу об особенностях мышления при моторной алалии на поздних этапах речевого развития
В. А. Ковшиков . Экспрессивная алалия. Психопатологические нарушения
В. А. Ковшиков, Ю. А. Элькин . К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией
А. Н. Корнев . Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией
Е. Ф. Соботович . К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении
Е. Ф. Соботович . Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и олигофренией
О. Н. Усанова, Ю. Ф. Гаркуша . Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией
Раздел 3 . Психолого-педагогические особенности детей с дизартрией
Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова . Нарушение речи у детей с церебральным параличом
Особенности психического развития
Л. А. Данилова . Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом
Н. В. Симонова . Особенности познавательной деятельности детей с церебральными параличами в дошкольном возрасте
И. И. Мамайчук . Познавательная деятельность дошкольников с церебральными параличами
Р. И. Мартынова . Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией
1. Результаты исследования физического статуса
2. Результаты исследования неврологического статуса
3. Результаты исследования психолого-педагогического статуса
Выводы
М. В. Ипполитова . К вопросу о пространственных нарушениях у детей с церебральными параличами
О. Л. Раменская . О нарушениях памяти у детей старшего дошкольного возраста, страдающих детским церебральным параличом
Т. И. Константинова . К вопросу о причинах затруднений в подготовке к школе детей, страдающих детским церебральным параличом, и возможной коррекции этих затруднений
Раздел 4 . Психолого-педагогические особенности заикающихся
Г. А. Волкова . Личностные характеристики заикающихся детей шестилетнего возраста
Н. Ф. Комкова . Сравнительная характеристика особенностей заикающихся детей
В. И. Селиверстов . Психологические особенности заикающихся
Т. А. Болдырева, В. Ю. Ваниева . Эффективность логопедической работы и особенности личности заикающихся
Т. А. Болдырева, Н. С. Фадеева . Взаимосвязь особенностей личности заикающихся подростков с характеристикой семейных отношений
Г. А. Волкова . К вопросу о методике изучения межличностных отношений заикающихся детей дошкольного возраста
Раздел 5 . Психолого-педагогические особенности детей с нарушениями чтения и письма
А. Н. Корнев . Состояние сукцессивных функций у детей с нарушениями чтения и письма
Сукцессивные функции
Р. И. Лалаева . Дислексия и аффективные нарушения
С. С. Мнухин . О врожденной алексии и аграфии
Н. В. Разживина . Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией
Е. Н. Российская . Особенности мотивации письменно-речевой деятельности учащихся с дисграфией
Организация эксперимента
Методика
Анализ результатов
Выводы
А. А. Тараканова . Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией
Часть III . Психолого-педагогическая коррекция особенностей личности детей с нарушениями речи
Предисловие
Г. А. Волкова . Логопедическая ритмика Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
Ю. Ф. Гаркуша . Развитие произвольного внимания у детей с моторной алалией 5–6 лет в процессе логопедической работы
Г. С. Гуменная . Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы
И. И. Дёмина . Содружество школы и семьи в воспитании учащихся
Е. В. Кириллова . Методы и приемы эмоциональной стимуляции безречевых детей
Р. И. Лалаева, А. Гермаковска . Формирование симультанного анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи
Н. В. Серебрякова . Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы
Н. А. Тугова . Воспитание двигательных навыков у учащихся
Н. А. Чевелева . Воспитание внимания у учащихся с нарушениями речи
В. И. Леонова . Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речи Словарь
- "Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей" Смирнова Л. Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.
Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.
Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).
Предисловие
Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)
Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)
Тематический цикл «Осень» (третья неделя)
Тематический цикл «Овощи» (четвертая неделя)
Тематический цикл «Фрукты» (пятая неделя)
Тематический цикл «Овощи — фрукты» (шестая неделя)
Тематический цикл «Деревья» (седьмая неделя)
Тематический цикл «В лесу» (восьмая неделя)
Тематический цикл «Одежда и обувь» (девятая неделя)
Тематический цикл «Посуда» (десятая неделя)
Тематический цикл «Продукты питания» (одиннадцатая неделя)
Тематический цикл «Части тела» (двенадцатая неделя)
Тематический цикл «Зима» (тринадцатая неделя)
Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя)
Тематический цикл «Зимние забавы» (пятнадцатая неделя)
Тематический цикл «Домашние животные» (шестнадцатая неделя)
Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» (семнадцатая неделя)
Тематический цикл «Дикие животные» (восемнадцатая неделя)
Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши» (девятнадцатая неделя)
Тематический цикл «Домашние птицы» (двадцатая неделя)
Тематический цикл «Дикие птицы» (двадцать первая неделя)
Тематический цикл «Домашние и дикие животные» (двадцать вторая неделя)
Тематический цикл «Игрушки» (двадцать третья неделя)
Тематический цикл «Наш дом» (двадцать четвертая неделя)
Тематический цикл «Наша семья» (двадцать пятая неделя)
Тематический цикл «Транспорт» (двадцать шестая неделя)
Тематический цикл «Весна» (двадцать седьмая неделя)
Тематический цикл «Растения» (двадцать восьмая неделя)
Тематический цикл «Насекомые» (двадцать девятая неделя)
Список литературы
- "Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей" Смирнова Л.Н. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
Пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми пяти лет с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано родителями и воспитателями для проведения занятий по заданию логопеда.
Книга содержит сетку занятий на год, примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам.
Данный материал может быть выборочно использован в старших группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
Тематический цикл «Детский сад» (первая неделя)
Тематический цикл «Овощи» (вторая неделя)
Тематический цикл «Фрукты» (третья неделя)
Тематический цикл «Сад — огород» (четвертая неделя)
Тематический цикл «Грибы» (пятая неделя)
Тематический цикл «Осень» (шестая неделя)
Тематический цикл «Перелетные птицы» (седьмая неделя)
Тематический цикл «Лес» (восьмая неделя)
Тематический цикл «Игрушки» (девятая неделя)
Тематический цикл «Одежда и обувь» (десятая неделя)
Тематический цикл «Посуда» (одиннадцатая неделя)
Тематический цикл «Продукты питания» (двенадцатая неделя)
Тематический цикл «Зима» (тринадцатая неделя)
Тематический цикл «Новогодний праздник» (четырнадцатая неделя)
Тематический цикл «Зимующие птицы» (пятнадцатая неделя)
Тематический цикл «Дом и его части» (шестнадцатая неделя)
Тематический цикл «Мебель» (семнадцатая неделя)
Тематический цикл «Транспорт» (восемнадцатая неделя)
Тематический цикл «Части тела» (девятнадцатая неделя)
Тематический цикл «Домашние животные» (двадцатая неделя)
Тематический цикл «Дикие животные» (двадцать первая неделя)
Тематический цикл «Дикие и домашние животные» (двадцать вторая неделя)
Тематический цикл «Дикие животные холодных стран» (двадцать третья неделя)
Тематический цикл «Дикие животные жарких стран» (двадцать четвертая неделя)
Тематический цикл «Профессии» (двадцать пятая неделя)
Тематический цикл «Наш город» (двадцать шестая неделя)
Тематический цикл «Весна» (двадцать седьмая неделя)
Тематический цикл «Насекомые» (двадцать восьмая неделя)
Тематический цикл «Хлеб» (двадцать девятая неделя)
Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя)
- "Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей" Смирнова Л.Н. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
Пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.
Представленная в книге модель психоречевой компенсации является итогом многолетней работы автора. Пособие содержит сетку занятий, тематические циклы, а также материалы для проведения занятий по произношению и обучению грамоте.
Данный материал может быть выборочно использован в подготовительных группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
- "Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-й уровень. III период. Пособие для логопедов" Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 104 с
Предлагаемое вам пособие представляет собой планы 15 фронтальных занятий: 9 — по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи; 6 — по формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.
- "Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста." Воронина С.П.// Журнал «Логопед», 2004. - № 3.
Логопедические занятия в школе, а также занятия по развитию речи и обучению грамоте в детском саду уместно проводить в форме игры со сказочными героями. Использование фольклорного сюжета играет значимую роль в коррекции дефектов речи и письма. Такие уроки развивают интерес к учебе, познавательные способности детей, их речь, внимание и память. Они значительно обогащают словарный запас и, в итоге, материал легче усваивается и запоминается.
Наш конспект открытого занятия поможет начинающим логопедам разнообразить свою профессиональную деятельность.
- "Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда. Статья шестая. Динамические паузы и пальчиковый игротренинг" Карельская Е.//«Дошкольное воспитание» №5-99
- "Поможем Буратино заговорить" Карельская Е.//Дошкольное воспитание, 2002, №5,с. 44-49
ИГРЫ СО СЛОВАМИ
- "Поможем Буратино заговорить: Из опыта работы логопеда" Карельская Е.// Дошкольное воспитание, 1998. - № 6 - с. 14-17
Сказочные истории из жизни Язычка.
- "Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы" Иванова Ю.В.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 160 с.
В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе.
Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.
Часть 1. Нормативно-правовые документы
1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
Приложение 1. к письму Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2
Приложение 2 к письму Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2
Приложение 3 к письму Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2
2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп Пояснительная записка Распределение рабочего времени Оборудование логопедического кабинета Документация и ее ведение Должностная инструкция учителя-логопеда Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда
3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования
4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) I. Общие положения II. Должностные обязанности III. Права IV. Ответственность
1. Годовой план работы логопеда на логопункте
2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»
3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
4. Индивидуальный план коррекционной работы
5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени
6. План работы логопеда на неделю
7. График проведения индивидуальных занятий
8. План подгруппового занятия
9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год
10. Протоколы по приему и выпуску детей
Часть 3 Работа с воспитателями и родителями
Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт
1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу
2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте ГОУ
3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей
4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте Работа с воспитателями
1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков 2. Карта обследования мелкой моторики детей
Часть 4 Логопедическое обследование
1. Методика проведения логопедического обследования
2. Журнал логопедического обследования
3. Речевая карта 4. Карта состояния звукопроизношения
Часть 5. Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий)
Методика проведения логотренинга
Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»
Занятие 3. Тема: «В гостях у Язычка»
Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»
Занятие 5. Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой»
Занятия 6—7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
Занятия 8—9. Тема: «Язычок в гостях у Шипящей семейки»
Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль»
Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»
Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»
- "Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда" Ефименкова Л.Н. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
В основу пособия «Формирование речи у дошкольников» положен многолетний опыт работы автора с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.
Книга предназначена для логопедов и воспитателей, работающих в специальных детских садах, а также для логопедов, работающих на логопедических пунктах.
Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития
Конспект занятия по теме «Семья»
Конспект занятия по теме «Игрушки»
Конспекты занятий по сказке «Репка»
Дидактические игры с куклой
Игры и занятия по теме «Домашние животные»
Игры
Конспекты занятий по теме «Дикие животные»
Фрагмент занятия по сказке «Три медведя»
Конспекты занятий по теме «Овощи»
Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития
Игры «Магазин»
Игра «Ласковые имена»
Игра «Два медведя»
Занятие.
Тема. «Словообразование».
Игра «Что мы делаем?»
Конспект занятия. Тема. «Словообразование».
Конспекты занятий.Тема. «Слово».
Работа над предложением и его грамматическим оформлением
Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе
Согласование существительного с прилагательным в роде
Конспекты занятий Работа над простым распространенным предложением
Конспект занятия
Конспекты занятий. Тема. «Предложение».
Конспекты занятий. Тема. «Зима».
Конспект занятия. Тема. «Предлоги».
Конспект занятия. Тема. «Овощи».
Работа над интонационной законченностью предложений
Составление описательных рассказов
Конспекты занятий
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Конспекты занятий. Тема. «Слово».
Деление слов на слоги
Работа над предложением и его грамматическим оформлением
Конспект занятия. Тема. «Предложение».
Конспект занятия. Тема. Согласование числительного с прилагательным и существительным.
Составление сложных предложений по демонстрируемому действию
Конспект занятия. Тема. «Союз потому что».
Конспект занятия. Тема. «Предложения с союзом потому что».
Конспекты занятий и тексты для последовательного пересказа Конспект занятия.
Тема. Пересказ рассказа «Гадюка».
Тексты и задания для творческих пересказов
Устные сочинения. Конспекты занятий
Обследование речи детей
Приемы фронтального обследования понимания речи
Обследование грамматического строя речи
Обследование связной речи детей
Примерный конспект занятий по обследованию грамматического строя речи у детей II уровня речевого развития
- "Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь" Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.— М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с. — («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып. 7).
Перед вами вторая логопедическая тетрадь из серии «Развитие и коррекция грамотности». Содержание ее представлено следующими темами: «Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных». Если материал первой тетради «Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста» мы рекомендовали использовать на первом (подготовительном) этапе работы по устранению нарушений письменной речи у детей младшего и среднего школьного возраста, то вторая тетрадь рекомендуется к использованию на втором (коррекционном) этапе работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ
Парные и непарные согласные по твёрдости — мягкости
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ
АЛФАВИТ
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ
ЗВУКИ И БУКВЫ
ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ
ЗАГАДКИ
ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ
СКОРОГОВОРКИ
- "Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций" - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ УСТНОЙ РЕЧИ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (1-й год обучения)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (2-й год обучения)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (3-й год обучения)
- "Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников" Анищенкова Е.С. . -- М.: АСТ, 2008. - 60 с. - (Родничок) (Программа обучения в детском саду)
- "Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей" Александрова Т.В. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с., ил.
- "В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников" З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . --СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
- "Речевая гимнастика для развития речи дошкольников" Анищенкова Е.С. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 61 с. - (Родничок)
- "Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов" Садовникова И.Н. — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
Целостно и всесторонне представлена проблема нарушений чтения и письма (дислексии и дисграфии); рассмотрена структура процессов чтения и письма в норме и проявления их расстройств; дана полная и аргументированная поуровневая классификация специфических ошибок письма и чтения. На основе экспериментального психолого-педагогического изучения школьников и опыта их коррекционного обучения автором разработана методика комплексного преодоления всего спектра выявляемых нарушений письменной речи, включая систему обучения синтетическим приемам чтения. В книгу включены разработки занятий, литературные тексты, таблицы, схемы, на базе которых строится коррекционная работа, а также материалы ролевого тренинга педагогов для усвоения предлагаемой методики преодоления дислексии и дисграфии.
Пособие адресовано логопедам, учителям, психологам дошкольных учреждений и школ различных типов, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального образования педагогических вузов, а также родителям.
"Элементы психотерапии в работе логопеда"
Сдельникова Г.// Дошкольное воспитание, 1998 № 5, с. 56-58
«Я не могу, у меня ничего не получается»,— обычно именно эти слова слышит логопед от ребенка-логопата, приступая к занятиям с ним. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед должен встретить ребенка в высшей степени дружелюбно и показать ему комнату, в которой они будут заниматься, все, что в ней находится, прежде всего игрушки. Заметив, что больше всего ребенку понравилось, педагог дает ему заинтересовавшую его вещь и, если ребенок не возражает, подключается к его игре на равных. Первая встреча-знакомство на этом завершается.
Каким должен быть кабинет логопеда
Кабинет логопеда не должен быть похож на кабинет. Это комната, в которой нет места строгому стилю. В ней все: обои, шторы, игрушки, мебель — должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, в котором ребенок не чувствует себя скованным, зажатым.
Несколько слов о поощрении
Один из важнейших элементов психотерапии — поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т. д.) формах.
• Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
• Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.
• Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.
Глаза в глаза,..
Занимаясь с ребенком, а сидите справа от него. Правая сторона — это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении — к результатам, которых вы оба ждете;
- занимайте позицию Левелинга — на уровне глаз ребенка (он — на стуле, вы на стульчике; он — на полу и вы — на полу);
- следите за своим голосом и организацией речи (логические паузы и ударения, высота, тембр, звучание);
- принимайте ребенка таким, какой он есть;
- будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он — интерес к тому, что он делает);
- оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни;
- никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову — это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.
Станем на якорь!
Психотерапевты, закрепляя, фиксируя положительные результаты, обычно употребляют термин «заякорить». Как это сделать?
Вы ставите детям-логопатам оценки? Хотя это не предусмотрено ни одной из известных мне методик, я ставлю. Одну-единственную оценку — 5, но разных размеров.
Когда ребенок еще не добился никаких результатов, я хвалю его и ставлю пятерку, маленькую. Появляются первые успехи — пятерка становится все больше. Получив самую большую оценку, ребенок понимает: сегодня он молодец. Он доволен собой и хочет еще раз выполнить получившееся упражнение. А мне только этого и нужно для закрепления результата.
Итак, маленькая или большая пятерка — это якорь.
Еще один якорь, т. е. действенная фиксация положительного результата,— это нежные прикосновения (объятия, похлопывания) к ребенку (с правой стороны) теплыми руками и вербальная оценка его достижений.
Что еще?
Психогимнастика как особая часть психотерапии помогает скорректировать различные сферы психики детей-логопатов, которые, как правило, испытывают определенные трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и выражении своих мыслей.
Упражнения на развитие мимики и пантомимики (показать мимикой то или иное эмоциональное состояние;
угадать по выражению лица товарища его внутреннее состояние и т. д.), помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.
Музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка — успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствующая развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
А также...
Большое значение для нормального развития ребенка имеет гармонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей.
Ребенок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребенок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить?
Вот один из способов. Пусть ребенок сам оценит свою работу и работу своего товарища. Если самооценка окажется завышенной, а оценка другого ребенка заниженной (что чаще всего бывает), надо осторожно подвести ребенка к пониманию неправомерности его выводов.
Это дает возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.
И напоследок: способ общения с ребенком (а их около 6,5 тыс. с точки зрения трансактного анализа) выбираю по ситуации.
Г. СДЕЛЬНИКОВА, логопед детского сада «Хрусталик», п. Инской
- "Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения" Соботович Е.Ф. - Автореф. диссертации на соискание уч. степ. кандидата педагогических наук . -- Л., 1970
- "Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника" Соколова Н.В. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 64 с: ил. — (Программа «Я—человек»). —(«Дошкольное воспитание и обучение — при ложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 134)
В этой тетради представлен речевой и картинный материал для работы над проблемными звуками у детей на завершающем этапе - этапе дифференциации звуков.
Логопедам теперь не придется переписывать в тетрадь своих подопечных огромное количество слогов, слов, фраз, скороговорок, текстов и стихотворений, а родителям - вырезать из книг и журналов и наклеивать картинки. Все это собрано в данной тетради.
Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста (для чтения взрослыми детям).
- "Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект" Нищева Н.В. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.
Новая книга «Развивающие сказки» содержит конспекты десяти занятий для детей, посещающих детский сад последний год. Хронология конспектов соответствует перспективному планированию, разработанному автором и представленному в сборниках «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения» и «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» («Детство-пресс», 2001). Методические разработки, представленные в книге, направлены на всестороннее и последовательное развитие речи у детей и связанных с ней психических процессов. Обучение на занятиях, разработанных автором, осуществляется в ходе игровой деятельности. В них используются дидактические игры на ознакомление с окружающим и формирование грамматической стороны речи, упражнения по формированию звукопроизношения, игровые задания для развития зрительного и слухового внимания и т. п. Задачи развития речи решаются в единстве с задачами всестороннего развития личности ребенка. Представленный автором материал решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также при максимальной «плотности» занятий сохраняет атмосферу непосредственности, эмоциональности. Это достигается благодаря использованию большого количества заданий, выполняя которые, дети могут подвигаться, сменить позу. Все это вносит в занятия оживление, предупреждает возникновение утомления, учит детей игровым действиям. Применение в ходе занятий не только иллюстраций к сказкам, но и других разнообразных демонстрационных материалов, способствует поддержанию устойчивого внимания детей. Многогранно значение включенных в занятия элементов конструирования, лепки, рисования. Это не только сенсорно-двигательные упражнения, это — средство для углубления представлений об окружающем.
- "Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей" Ткаченко Т.А. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001 . —— 32 с.
- "Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками" Ткаченко Т.А. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
- "Артикуляционная гимнастика" Туманова Н., Мицкевич А. // Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88
- "Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей." Туманова Т.В., Под ред. проф. Т.Б. Филичевой . -- М.: Гном-Пресс, 1999. - 96 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
Пособие окажет помощь при исправлении у дошкольников нарушенного звукопроизношения, несформированной слоговой структуры слова и звуконаполняемости. Содержит разнообразный и многофункциональный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.
- "Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов" Туманова Т.В., Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой . -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 48 с. (Практическая логопедия.)
Пособие содержит описание практических занятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Предназначается логопедам, родителям, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и исправления ее недостатков.
- "Особенности речевого развития дошкольников" Филичева Т.Б. // «Дети с проблемами в развитии», 2004 №1
- "Четвертый уровень недоразвития речи" Филичева Т.Б. // Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250
Т.Б.Филичева
Четвертый уровень недоразвития речи
Т.Б.Филичева
Логопедическая работа с детьми четвертого уровня речевого развития
Формирование фонетического строя языка
Уточнение и расширение словарного запаса
Формирование грамматического строя языка
- "Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями" Филичева Т.Б., Соболева А.Р. — Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.
Пособие предназначено воспитателям всех типов дошкольных учреждений, родителям, готовящим детей к школе, а также дефектологам и логопедам для подготовки и проведения индивидуальных и фронтальных занятий во всех типах групп специального детского сада. Развитие связной речи, грамматического строя, словаря проводится на интересном материале, построенном в виде игры.
Особенности формирования связной речи у детей
Рекомендации к обучению детей рассказыванию
Рассказы с элементами размышления и драматизации
Особенности формирования грамматического строя речи у детей
Приемы формирования грамматически правильной речи
Особенности формирования словаря у детей
Рекомендации к формированию словаря
Упражнения на закрепление правильного произношения звуков
Упражнения на дифференциацию звуков
Упражнения на уточнение и расширение словарного запаса
Перечень лексического материала
Стихи-смешинки с иллюстрациями
- "Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений" Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
Настоящее пособие ставит своей целью познакомить воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи различного происхождения и разной степени выраженности с основами логопедии. Оно подготовлено на основе учебного курса для специалистов по дошкольной педагогике и в сжатом виде включает все основные разделы коррекционного обучения.
- "Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений" Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Учебное пособие знакомит студентов с современными взглядами на данный речевой дефект и способами его преодоления.
- "Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями" Шипилова Е.В. // Логопед в детском саду, 2008 - 8(33)
- "Домашний логопед" Светлова И.Е. - Издательство: Эксмо, 2010 г.
Заботливые мамы малышей с нетерпением ждут первых слов своих деток. Но первая радость от общения очень скоро сменяется тревогой и переживаниями -а скоро ли мой ребёнок будет говорить правильно? Научить ребёнка произносить все звуки родного языка - очень важно. Чёткое и внятное произношение показывает, что ребёнок правильно понимает то, что ему говорят, находит общий язык со сверстниками и взрослыми, успешно овладевает грамотой. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, становятся замкнутыми и застенчивыми. В этой книге вы найдёте эффективную программу самостоятельных занятий родителей с ребёнком - задания и Упражнения по звукопроизношению. Игры и загадки, скороговорки и небольшие стихи с яркими рисунками - вы непременно научите ребёнка произносить звуки и слова правильно!
Книга содержит следующие разделы:
Речевая гимнастика
Развитие фонематического слуха
Далее идет закрепление и автоматизация отдельных звуков.
В книге представлены следующие задания: - назови картинки - произнеси слоги - произнеси чистоговорки - отгадай загадки - закончи предложения
Также в книге есть загадки, потешки, скороговорки
(Источник: http://foto.sibmama.ru)
- "Занимательный букварь для детей с тяжелыми нарушениями речи" Резниченко Т.С. - Издательство: Гном, 2002 г.
Рекомендовано Министерством образования РФ.
Букварь состоит из забавных подписей к картинкам, легко запоминающихся фраз, веселых стихов, "разноцветных слов". Ваш ребенок не будет скучать, читая слоги, слова, фразы, а веселые картинки помогут ему в учебе. Но это не только букварь, это - антология детского чтения, классические и современные произведения. Тексты, включенные в букварь, свободны от назидательности, носят положительную эмоциональную окраску, неприятности изображены в шаржированном виде, что помогает улучшить настроение. Сообщения включают интригующую информацию, поддерживают интерес ребенка к чтению. В букваре используются две методики: обучение чтению целыми словами и обучение слоговому чтению.
Методики зарегистрированы в Российском агентстве интеллектуальной собственности в 1993 году.
Отзыв:
Нам порекомендовал этот букварь логопед, но сейчас книги практически нигде нет в наличии.
Оказалось, что издание "Занимательный букварь" (см. ссылку ниже) - то же самое по внутреннему содержанию. Специально хочу это выделить для таких же родителей, как мы! И к букварю идут 4 рабочих тетради (см. ссылку ниже). Работать надо параллельно по букварю и по рабочей тетради, где ребенок либо подписывает недостающие слоги, либо подкладывает маленькие карточки со слогами в нужные места (они там в наличии, только надо вырезать и наклеить на картон). Принципы обучения - глобальное чтение + слоговое чтение.
Ссылки по теме: Занимательный букварь
Рабочая тетрадь (первая из четырех)
(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)
Рабочая тетрадь "Я запоминаю слоги. Тетрадь № 1" Т. Резниченко - Bздательство: Гном, 2009 г. - 48 с.
Тетрадь является приложением к "Занимательному букварю" Т.С.Резниченко (темы 1-4) и предназначена для индивидуальной работы дошкольников по запоминанию слогов типа "согласный-гласный".
Предназначено для учителей-логопедов, педагогов дошкольных учреждений, домашних педагогов и родителей.
Тетрадь №1 состоит из:
1. упражнений к темам 1-4 из "Занимательного букваря";
2. карточек со слогами и буквами;
3. вопросов и заданий по темам.
В тетраде даны рекомендации как заниматься с детьми 3-4 лет, 5-6 лет.
(Источник: http://didaktikos.livejournal.com и http://foto.sibmama.ru)
Выбираем букварь. Первая книга для чтения
«Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы»
«Веселая азбука» С.Маршак
Букварь - это пособие по обучению чтению и, чаще всего, первая книга дошкольника для чтения. Конечно, первоклассник не обязательно должен уметь читать, но даже при приеме в большинство обычных средних общеобразовательных школ умение читать очень желательно. При поступлении в гимназию, специализированную школу или класс ребенку предлагают пройти тестирование, в том числе прочитать и пересказать небольшой тест. Несмотря на то, что официально экзамены для зачисления в школы не проводятся и законодательством РФ гарантируется доступность среднего образования, прием в лучшие, престижные, популярные школы проводится на конкурсной основе. В России зачастую к таким школам родители относят не только гимназии, языковые, математические и другие специализированные школы, но и обычные школы с лучшей материально-технической базой, чем в соседних школах. Парадоксально, но в некоторых учебных заведениях, дети, посещающие подготовительные классы, уже должны уметь читать.
Получается, что современные малыши 5-6 лет уже обязательно должны уметь читать. Но, в принципе, в этом нет ничего плохо. Главное - заинтересовать ребенка чтением, подобрать интересные пособия для обучения, которые помогут понять, как из букв складываются слова.
Итак, когда пора купить малышу букварь. Трехлетнего малыша уже можно познакомить с букварем. Но не стоит торопить события и ждать, что после первых занятий ребенок поймет, как соединять буквы. Даже при регулярных занятиях ребенок может начать читать в 4 или 5 лет - научится из слогов получать целые слова.
Чтение стихов и сказок, кубики и игрушки с буквами – это материалы для первого знакомства с буквами. Для знакомства 2-3х-летнего ребенка с алфавитом родители покупают разрезные плакаты «Азбука» с картинками, азбуку в стихах. Например, «Веселая азбука про все на свете» Самуила Маршака и «Живая азбука» Владимира Степанова – прекрасные материалы для изучения алфавита. Занятия с букварем – это следующая ступень, помогающая складывать буквы в слова.
Что такое хороший букварь?
Букварь, как и любая детская книга, должен быть:
- напечатан на качественной бумаге, красочный с четкими картинками и текстами;
- с понятными для ребенка иллюстрациями, добрыми и положительными образами;
- с содержательными и, в тоже время, ясными для ребенка текстами.
При выборе букваря родителям следует обратить внимание, рекомендовано ли учебное пособие Министерством образования РФ.
В качестве примера хорошего букваря хочу вас познакомить с «Занимательным букварем» Татьяны Семеновны Резниченко. Сразу следует отметить, что этот букварь предназначен для детей с тяжелыми нарушениями речи. Т.С. Резниченко – известный логопед - методист детского отделения Федерального центра патологии речи и нейрореабилитации, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии МПГУ. Автор, имеющая 20-летний опыт работы логопедом, обращает внимание на то, что речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребенок умеет читать. Это не означает, что букварь не предназначен для обычных детей. Детям, не имеющим проблем с развитием речи, тоже будет легко и интересно учится по этому букварю.
Первая страница букваря предназначена для родителей – рекомендации с чего начинать при обучении чтению и как работать с букварем.
Если ребенок еще не знает букв или немного знаком с буквами алфавита, Резниченко предлагает начать обучение с метода глобального чтения – чтения целыми словами. В данном случае речь не идет о десятках, а тем более сотнях карточек со словами (некоторые родителями увлекаются пособиями, разработанными по методике Домана). Достаточно 20 слов, обозначающих хорошо известные ребенку предметы. Резниченко предлагает использовать следующие короткие слова: дом, жук, мяч, елка, бант, ящик, кот, сок, шар, чай, флаг, хлеб, цепь, зонт, волк, гном, лист, шкаф, утка, книга. Также можно добавить такие простые слова: мама, папа, баба, деда, имя ребенка. Карточки должны быть одного цвета, без различий, размером примерно 1/3 листа формата А4. Слова напечатать (написать) достаточно крупным шрифтом, доступным для ребенка. Для первых занятий хорошо сделать к каждой карточке пару – карточку с рисунком. На каждом занятии для запоминания предлагать ребенку по 2-3 карточки.
Игра с карточками нужна для привлечения внимания ребенка к написанию слов, чтобы погрузить ребенка в мир букв. Глобальное чтение помогает ребенку сделать первые открытия, стимулирует интерес к буквам, но обучение чтению преимущественно с помощью карточек подходит немногим детям. К тому же в русском языке коротких слов немного, что делает обучение русскому языку с помощью карточек сложным процессом.
Если ребенок уже открыл для себя мир букв:
- обращает внимание на надписи;
- произносит, как бы читая, названия на упаковках продуктов и вывесках магазинов, вспоминает ранее увиденные слова;
- сравнивает слова, обращает внимание, например на то, что два разных слова начинается с одной буквы, в этом случае можно приступать к занятиям с букварем.
Букварь Резниченко поделен на две части. В первой части изучаются гласные буквы, занятия направлены на запоминание слогов, состоящих из гласных (Г) и согласно-гласных (СГ). Читаются слова, состоящие из этих слогов: да-ма, и-ва, за-ба-ва. Вторая часть букваря направлена на запоминания слогов согласный-гласный-согласный и согласный-согласный-гласный, чтение слов из таких слогов: молоток, страус, линейка.
Слоги размещены в определенной последовательности, можно сказать по авторской методике Т.С. Резниченко, с учетом ее многолетнего опыта работы с детьми. Автор убеждена, что именно в таком порядке дети быстрее и легче запоминают слоги.
Хочу обратить внимание, на то, что способ запоминания слогов очень эффективен, когда ребенок знает буквы, но не понимает, как их соединять в слова. А соединять слоги в слова для детей намного проще, чем буквы в слоги. Поняв и увлекшись процессом, ребенок быстрее начнет осмысленно читать.
В рекомендациях родителям Т.С. Резниченко обращает внимание, на то, что читать ребенку нужно сразу слогами, ни в коем случае не произнося, например слог «ма» предварительно по буквам «эм» и «а». Ребенок также должен называть сразу две буквы вместе. Иначе впоследствии ему сложно будет соединять слоги, так, вместо «ки» может получаться «каи». Автор рекомендует обучать ребенка только гласным. Если ребенок уже знает согласные буквы алфавита, малыша стоит попросить произносить их про себя, а вслух сразу слог.
Запоминание слогов и послоговое чтение используется большинством популярных методик обучения чтению, например, в пособиях Н.А. Зайцева. Особенность букваря Резниченко - запоминание и чтение слогов в определенной последовательности. Обучение слогам по букварю имеет еще одно отличие от запоминания изображенных отдельно слогов – буквы и слоги в словах запоминаются быстрее. Букварь также стимулирует развитие образного мышления – большинство слов для чтения проиллюстрированы на страницах букваря.
Хорошие иллюстрации к букварю Резниченко позволяют быстро найти картинку к прочитанному слову. В букваре есть иллюстрации не только к предметам и животным, но и действиям, определениям. В букваре с помощью рисунков объясняются малоизвестные для детей понятия, например, «куча мала», «тарарам», «цаца».
Помимо основных рисунков букварь содержит шаржевые графические рисунки и надписи к ним. Веселые рисунки для развития чувства юмора и тексты к ним объясняют, что одно и тоже слово может обозначать разное, иметь переносное значение.
Для поддержания интереса к чтению, в букваре есть сквозные персонажи: кошечка Пуся, собачка Чапа, Слон и ежики. Они делают интересным чтение отдельных фраз.
Букварь Резниченко содержит основные элементы классического букваря:
- слоги для чтения и отдельно изображенные буквы напечатаны красным (гласные) и синим (согласные) цветом;
- тексты для чтения - это известнейшие произведения для детей: русский фольклор, «Веселая азбука» и другие произведения С.Маршака, стихотворения А. Пушкина, С. Михалкова и Б. Заходера, сказки А. Толстого и Г.Х. Андерсена. Тексты, включенные в букварь, носят положительную эмоциональную окраску.
Слоги в букваре Резниченко выделены разными цветами. По мнению автора, детям так легче ориентироваться, называть и запоминать слоги. В первых темах букваря слоги разноцветные, начиная с шестой темы слоги, с которыми ребенок знакомится, выделены зеленым цветом. В текстах слова для чтения выделяются жирным шрифтом. Для облегчения сложных слогов, над согласными, рядом с которыми нет гласной, стоит точка.
К букварю Резниченко (как и ко многим пособиями для чтения других авторов) есть рабочие тетради (четыре части). По мнению автора, содержащиеся в рабочих тетрадях задания помогают ребенку легче запоминать слоги.
Помогите ребенку самому открыть мир чтения, так же как он сам открыл мир слов и начал говорить. Пробуйте разные методы, что-то обязательно подойдет ребенку.
автор Агрова Анна
февраль 2009
- Учебная литература по специальности «Логопедия» (http://lib.pomorsu.ru)
- "ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛОГОПЕДИИ" Нагорная Л.Ф. - СПб., Агентство Образовательного Сотрудничества, 2005г., (серия "Большая энциклопедия маленького мира")
Рассказ Любови Фёдоровны Нагорной показывает, как те логопедические проблемы, которые принято делать предметом специальных занятий, могут решаться самим ходом жизни воспитателя с детьми, если этот ход жизни налажен нормально, а воспитатель чутко относится к возможностям и потребностям ребят.
Созданная Л.Ф.Нагорной программа «Мы сами» раскрывает пути перехода к личностно-ориентированному подходу в организации коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи и решает проблему развития связной речи через развитие общения и сотрудничества дошкольников. Образ жизни одного из детских садов сибирского города Белово служит выразительным примером того, как могут учитываться в работе воспитателей выводы учёных о возрастных особенностях детей, как эти выводы сочетаются с собственными наблюдениями за детьми, с выбором своего стиля работы.
Содержание
Часть 1. Занятия, общение и детская жизнь
Часть 2. «Мы сами». Программа для логопедов, психологов и воспитателей, работающих с детьми с общим недоразвитием речи Таблицы.
Тематические годовые планы логопедических занятий
Часть 3. Материалы и конспекты занятий
Часть 4. Дети старшей группы. Описание занятий с комментариями Евгения Шулешко
- "Логопсихология (методическое пособие)" Н. В. Рыжова - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010.
Содержание
Введение
Глава 1. Ощущение и восприятие
Рекомендуемая литература
Глава 2. Память
Рекомендуемая литература
Глава 3. Мышление
Рекомендуемая литература
Глава 4. Внимание
Рекомендуемая литература
Глава 5. Воображение
Рекомендуемая литература
Глава 6. Личность
Рекомендуемая литература
Глава 7. Эмоционально-волевая сфера
Рекомендуемая литература
Глава 8. Деятельность
Рекомендуемая литература
Глава 9. Поведение
Рекомендуемая литература
• Вопросы и задания для самостоятельной работы
• Содержание и формы контрольных мероприятий
• Примерная тематика реферативных работ
• Примерная тематика курсовых работ
Примерный перечень вопросов к зачету
• Очная форма обучения
• Заочная форма обучения
Использованная литература
- "Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями. Электронное пособие по специальности 050715 «Логопедия»." Рыжова Наталья Владимировна - ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Одна из современных тенденций развития логопсихологии связана с усилением профессионального интереса к семье ребенка с речевым нарушением. Известно, что именно семья оказывает наибольшее влияние на становление личности и индивидуальности ребенка с речевой патологией. Тесное сотрудничество родителей со специалистами позволяет в оптимальные сроки и наиболее эффективно решать проблемы общения и преодолевать трудности психофизиологического и познавательного развития каждого ребенка.
Основной целью данного электронного пособия является углубление и расширение представлений студентов о специфике детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями речи, а также овладение навыками взаимодействия с родителями детей, имеющих нарушения речи, в ходе коррекционно-образовательного процесса. Электронное пособие состоит из введения и четырех глав.
В первой главе освещаются вопросы семейного воспитания в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Вторая глава раскрывает психолого-педагогические основы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями. В ней также рассматриваются формы и модели семьи, стили семейного воспитания, специфика отношений в системе «мать-ребенок».
Третья глава знакомит с современными моделями взаимодействия педагогов и родителей в ходе преодоления речевых нарушений у детей.
В четвертой главе рассматриваются задачи, содержание и методы семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Для успешного освоения представленного материала в начале каждой главы представлен список основной и дополнительной литературы.
В конце каждой главы студентам предлагаются контрольные вопросы и задания, темы для самостоятельной работы, основные понятия.
Кроме того, студентам будет интересно вспомнить некоторые крылатые выражения о семье и воспитании, а также уточнить некоторые персоналии.