Книга "Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях" Майорова А., Липес Ю., Хатуцкая С.А., Попова О.Ю., Константинова И., Битова А. . - М: Теревинф, 2006.
Музыкальные занятия при нарушении общения у детей
"Музыка" Нуриа Рока - Мнемозина, 2006 г. - 36 с.
Музыка - это волшебный язык, который позволяет без слов рассказать о многом. Но что такое музыка? Почему одни мелодии навевают грусть, а другие вызывают желание танцевать? Какие музыкальные инструменты существуют в мире? Эта книга познакомит вашего ребёнка с удивительным миром музыки.
Отзыв о книге: Это как раз то что надо для моего сына, т.к. я не собираюсь его музыкално обучать, но считаю, что всё-таки какие-то элементарные понятия он знать должен.
(Источник: http://5razvorotov.livejournal.com)
- "Особенности совместного восприятия музыки детьми дошкольного возраста" Ганошенко Н.И.
- "Музыкальное воспитание и развитие ребенка" Ветлугина Н.А.
- "Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет" Костина Э.П.
- "Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкального развития детей старшего дошкольного возраста" Корой Е.Ф.
- "Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников" Козырева С.П.
- Учимся танцевать. Путь к творчеству
- Путешествие в мир искусства - Программа развития на основе изодеятельности
- "Игровые приемы как путь активизации обучения пению детей 5-6 лет" Иргалиева Д.
- "Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства" Зеленкова Т.В.
- "Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет" Чичерина Н.А.
- "Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 7-го года жизни" Шелепенко А.И.
- "Становление музыкальности у одаренных дошкольников" Кузьмин В.Е.
- "От жеста к танцу: Музыкальный репертуар к танцевальным упражнениям, этюдам и спектаклям: Пособие для музыкальных руководителей детских образовательных учреждений" Горшкова Е.В. - М.: 2003 г., 64 стр.
- Психология специальных способностей. Музыкальные способности
- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРЕДМЕТУ)
- "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений" Гогоберидзе А.Г. /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская . —— М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- "Первая встреча с музыкой." Артоболевская А.Д. - М.: Советский композитор, 1986 - 107 с. Учебное пособие. Издание второе. Иллюстрации художника В.Вейцлера. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений" А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
В учебном пособии рассматриваются вопросы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, отмечается своеобразие музыкального опыта современного ребенка, его музыкальных вкусов и предпочтений; раскрывается концепция развития ребенка как субъекта музыкальной деятельности и вариативные технологии ее реализации в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Для студентов факультетов дошкольного образования педагогических вузов; для музыкальных руководителей и педагогов системы дошкольного и дополнительного образования.
ОТ АВТОРОВ
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДЕТСТВА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 1. Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте современных концепций детства
§ 2. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 3. Характеристики современного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении
§ 4. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения
§ 5. Музыкально-художественная культура педагога дошкольного образовательного учреждения и ее своеобразие
Глава 3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОСНОВА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 6. Музыка как вид искусства
§ 7. Музыкально-художественная деятельность, ее структура и своеобразие
§ 8. Музыкальные способности
Часть 2. РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СУБЪЕКТ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 9. Ребенок дошкольного возраста как субъект детской музыкальной деятельности
Глава 5. ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ
§ 11. Музыкальные интересы и предпочтения современных дошкольников
§ 12. Музыка в жизнедеятельности дошкольника
Глава 6. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-СЛУШАТЕЛЬ
§ 13. Слушание как вид детской музыкальной деятельности
§ 14. Дошкольник-слушатель: поведенческая характеристика
Глава 7. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-ИСПОЛНИТЕЛЬ
§ 15. Исполнительство как вид детской музыкальной деятельности
§ 16. Дошкольник-исполнитель: поведенческая характеристика
Глава 8. ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕБЕНОК-СОЧИНИТЕЛЬ
§ 17. Творчество как вид детской музыкальной деятельности
§ 18. Дошкольник-сочинитель: поведенческая характеристика
Часть 3. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 9. ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
§ 19. Значение диагностики в проектировании процесса музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
§ 20. Диагностика музыкальных способностей детей
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
§ 22. Проблема отбора репертуара для слушания музыки
§ 23. Вариативные технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
§ 24. Проблема отбора репертуара для детского исполнительства § 25. Вариативные технологии организации исполнительской деятельности детей дошкольного возраста
Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
§ 26. Проблема отбора репертуара, стимулирующего детское музыкальное творчество
§ 27 Вариативные технологии организации самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей дошкольного возраста
Глава 13. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
§ 28. Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества
§ 29. Музыкальный руководитель, педагоги и старший воспитатель: вопросы сотрудничества и сотворчества
§ 30. Музыкальный руководитель, педагоги и родители: вопросы сотрудничества и сотворчества
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
- Свободная пластика – танцы для всех. Современные студии танца, продолжающие традиции Айседоры Дункан
- "И мы танцуем: Танцы и игры для октябрят." Богаткова Л.Н. Для начальной школы. Рисунки Е.Липгарт. Рисунок на обложке Н.Устинова - М.: Детская литература, 1965. - Библиотечка пионера «Знай и умей».
В этой книге собраны танцы и игры для октябрят. Здесь веселый русский хоровод «Пойду ль я, выйду ль я», поэтическая украинская «Веснянка», игровой танец «Загадки», а также игры с пением и музыкально-ритмические игры. В разнообразных танцевальных постановках, предназначенных для исполнения на сцене, отражена счастливая жизнь наших ребят, показаны их забавы и любимые занятия.
Композиции танцев и игр, составленные автором книги, несложны и вполне доступны для младших школьников.
Подвижные, жизнерадостные октябрята любят играть и танцевать, и эту склонность нужно поддерживать. Игры и танцы создают у ребят радостное настроение и в то же время способствуют эстетическому воспитанию и физическому развитию.
Как один из видов искусства, танец воспитывает художественный вкус, любовь к хорошей музыке, помогает понимать прекрасное, а танцевальные упражнения и движения, так же как и гимнастика, укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движений.
Но ценность занятий танцами не только в этом. При разучивании и исполнении танцевальной постановки, хороводного или парного танца, необходимы согласованность движений, умение быстро ориентироваться, не теряться при случайной ошибке или неточности движений. Все эти качества полезно развивать у детей.
СОДЕРЖАНИЕ:
От автора (3).
Сценические танцы «Мы - веселые ребята» (5).
«Хоровод друзей» (30).
«Новоселье» (66).
«Цыплята» (87).
«Зимняя сказка» (107).
Массовые танцы «Пойду ль я, выйду ль я» (139).
«Веснянка» (144).
«Загадки» (151).
«Потеха» (157).
«Маленький танец» (102).
«Танец с лентами» (169).
Игры «Карусели» (174).
«Обручи» (179).
«Хлопушки» (183).
«Строгий петух» (186).
«Куклы танцуют» (190).
«Буратино» (192).
Методические пояснения (194).
- ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ (www.deti.spb.ru)
- "Музыка, ее звуки и инструменты." Римма Алдонина. /Знания/. Художник Ольга Громова, при участии Наталии Кондратовой.
Очень неожиданное издание. С одной стороны – это книга стихов. А с другой – целая музыкальная энциклопедия, представляющая маленькому читателю все инструменты симфонического оркестра (струнные, духовые, ударные, клавишные), а также народные (гармонь, балалайка, мандолина, волынка) и другие инструменты (от саксофона и банджо, гитары, электрогитары до огромного органа). Каждому из них посвящены ясные, точные, запоминающиеся стихотворные характеристики и необыкновенно выразительные рисунки, которые позволяют увидеть не только конкретные инструменты, но и музыкантов-исполнителей, как бы погружают в стихию музыки, в жизнь большого оркестра, рассказывают о роли дирижера, о том, как проходят репетиции. Книга не только расширяет культурный кругозор ребенка, но и помогает увлечься музыкой, рождает желание учиться мастерству, чтобы в будущем передать в звуках музыку своей души.
- "Музыка для детей. Самоучитель игры на фортепиано и клавишных в сказках и картинках" Яценко Т. В. - СПб: Питер, 2013 г. - 176 с.
Татьяна Яценко — дипломированный педагог-музыкант, руководитель и солистка музыкального коллектива, и самое главное — мать двоих детей. Быть или не быть ребенку музыкантом? Отдавать или не отдавать дочку или сына в музыкальную школу? Можно ли научить малыша играть на пианино в домашних условиях? Что делать, если у ребенка нет слуха? Эти вопросы беспокоят многих родителей. Вы держите в руках книгу, которая легко развеет все ваши сомнения.
Самоучитель игры на фортепиано и клавишных» поможет вам:
• Подготовить ребенка к поступлению в музыкальную школу.
• Выяснить, есть ли у вашего ребенка музыкальные способности.
• Развить у ребенка слух.
• Научить малыша играть на пианино или синтезаторе и не бояться публичного выступления.
• Объяснить ребенку азы сольфеджио.
• Самим разобраться в музыкальных премудростях.
И не расстраивайтесь, если слух у вашего малыша не абсолютный и Моцарт из него вряд ли получится. Главное то, что музыка для него — в радость, а вы благодаря этой книге можете вполне компетентно контролировать процесс обучения.
- Организация здоровьесозидающей деятельности средствами музыкального искусства (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 07
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка ребёнка к следующей образовательной ступени. В этой связи автором обосновывается необходимость организации здоровьесозидающей образователь ной деятельности с целью обеспечения каждого ребёнка до поступления в первый класс полно ценным дошкольным образованием.
- Содержание музыкальной деятельности дошкольников и её влияние на развитие детской одарённости (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 09
В контексте переосмысления ценностей образования целесообразно обратиться к истории становления методики музыкального воспитания дошкольников, дать оценку её современного состояния, чтобы определить перспективы её дальнейшего развития.
- Музыкальноинтонационная модель как средство активизации продуктивной деятельности детей (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2010, № 10
Е.Ю. Волчегорская,
О.Н. Ногина
Эффективность современного образовательного процесса во многом за висит от возможности использовать полученные знания в процессе самостоятельной практической деятельности. Потому особое значение в педагогике отводится продуктивной деятельности, выступающей стимулом развития когнитивных процессов, познавательной и творческой активности. Как замечает Б.В. Хозиев, именно продуктивная деятельность начинает рассматриваться в качестве одного из основных направлений стратегических педагогических инноваций [7].
В педагогике продуктивной деятельностью традиционно считают ту, которая, «моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении» [6]. В более широком понимании продуктивная деятельность рассматривается как созидание неких принципиально новых материальных и духовных ценностей [4]. Таким образом, выходя за рамки предметноматериальной сферы, продуктивная деятельность пере ходит в область творческой. А творчество, как известно, это норма детско го развития, источником творческой деятельности ребёнка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям.
Эту же точку зрения разделяют Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. При этом, как отмечает Н.А. Ветлугина, под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, «подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению» [1].
Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство. Как отмечает в своей знаменитой книге «Творческая активность детей» американская исследовательница M. Mayesky, музыка, занимая одно из ведущих мест в системе воспитания детей, способна вызывать в ребёнке творческую продуктивную активность [8]. Известно, что музыка легко будит воображение детей, так как путь от звука к зрительным образам, моторным ощущениям, цветовым, пространственным и другим ассоциациям необычайно короток, особенно в раннем детском возрасте [2].
Опираясь на эмоциональный от клик, вызванный музыкой, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Свои впечатления и ощущения он пытается отобразить в пении, движении, рисунке и т.п. Это и есть создание нового для ребёнка «продукта», новой эстетической реальности, расширяющей его представление о мире. Активная при рода малыша, попадая в сферу музыкального воздействия, находит выражение в продуктивной деятельности: в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение, в ритмической, инструментальной, голосовой и драматургической импровизации.
Все формы музыкальной деятельности: прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкальноритмичные движения – можно отнести к продуктивным видам деятельности. Да же несложная эмоциональная оценка, последовавшая за восприятием какого-либо музыкального фрагмента, находит выражение в новом для ребёнка музыкальном образе, который претерпевает творческое осмысление и получает собственную интерпретацию.
Так в сознании малыша создаётся новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира. Как отмечал Б.М. Теплов, музыкальнослуховые представления по своей природе – продуктивная деятельность, поскольку они являются не прямым повторением образов восприятия, а результатом определённой переработки и обобщения [5].
Для активизации продуктивной деятельности детей мы предлагаем использовать музыкально-интонационные модели. Основой для их создания послужили образносмысловые, символические «интонационные коды», на которые ориентируется мышление при распознавании содержания музыки.
Понятие «интонационные коды» впервые ввела Д.К. Кирнарская, которая рассматривала основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев и др.) как стереотипы человеческой коммуникации, запечатлённые в музыке. По её мнению, эти «коммуникационные архетипы» восходят к истокам слуховой коммуникации и ещё в древности помогали человеку ориентироваться в окружающем мире. Они не только обеспечивают внутреннюю эмоциональную связь человека и музыки, но и являются «аналогом древнейших базовых компонентов других талантов» [3].
Коммуникативные архетипы диктуют определённый эмоциональный тонус, двигательный эквивалент, создают обобщённый образ процесса общения, имеющий единый интермодальный характер – зрительный, моторно-двигательный и слуховой. Звуковысотное, ритмическое, динамическое, тембральное соотношения двух и более музыкальных звуков, образуя интонацию, несут эмоцию, художественный образ. Вот почему, слушая музыку, ребёнок переживает процесс общения, результатом которого становится отклик на закодированное в звуках «сообщение».
Взяв за основу коммуникативно музыкальные архетипы Д.К. Кирнарской, мы разработали систему музыкально-интонационных моделей, позволяющих активизировать продуктивную деятельность детей младшего дошкольного возраста. Каждой модели соответствует свой образ, своё двигательно-пространственное отображение, свой песенный репертуар (см. табл. 1).
Внедрение музыкально-интонационных моделей происходит постепенно, в несколько этапов.
Первый этап – ознакомительно ориентировочный
Цель: научить детей распознавать музыкально-интонационные модели на слух и отражать их в пении и движении.
Младший дошкольный возраст характеризуется конкретностью восприятия, поэтому необходимо задействовать персонажи, знакомые ребёнку, действующие лица, которые будут пояснять детям задания, вовлекать их в игру. Музыкально-интонационные модели можно преподнести детям в виде образов животных, сказочных героев и т.п. Так, например, плачущего зайчишку (модель плача, мольбы) прогоняет из его лубяного домика хитрая лиса (модель веера). К нему на помощь приходит петушок (музыкальноинтонационная модель призыва).
Система музыкально-интонационных моделей (Таблица 1)
Интонационная модель | Образ | Двигательно.пространственное отображение | Песенный репертуар |
Модель призыва | Петушок | Маршевые шаги на месте с высоким подниманием коленей. Движение рук снизу вверх | «Петушок к нам пришёл» |
Модель мольбы, плача | Плачущий зайка | Закрытые ладонями глаза, слабые наклоны головы вниз | «Плачет зайка маленький» |
Модель маятника | Часы с маятником | Движения колыбельной – укачивание на руках воображаемой куклы или покачивание из стороны в сторону | «Баю-бай», «Кукла Катя», «Села птичка» |
Модель созерцания | Горизонтальная линия | Медленное горизонтальное движение руки в сторону | «Дон-звон» |
Модель игры | Колобок | Энергичные повороты туловища влево и вправо | «Колобок, колобок», «Солнышко» |
Модель круга | Радуга, отражающаяся в воде | Рисование рукой в воздухе круга большого диаметра | «Волшебники», «Радуга» |
Модель веера | Лиса | Возвратное движение рукой: плавно снизу вверх и обратно | «Я – лисонька, красавица» |
Модель взлёта | Улетающая божья коровка | Быстрый взмах вверх раскрытой ла. донью | «Самолёт», «Песенка звезды» |
Модель ухода | Зевающий бегемот | Широкое движение рук сверху вниз по направлению к груди | «Бегемот поёт» |
Освоению музыкально-интонационных моделей помогает двигатель ноизобразительная наглядность, сопряжённая с моторикой ребёнка: пропевание музыкально-интонационных моделей с одновременным прочерчиванием их звуковысотной линии в воздухе, сменой позиций рук или одновременным ведением пальцем по условному графическому образцу; дифференциация звуков при пении с помощью поворотов или наклонов головы, туловища и т.п.
Для пения используются как сами попевки-модели, так и песни из детского репертуара, близкие интонационному профилю моделей. При прослушивании музыкальных произведений необходимо обращать внимание детей на встречающиеся музыкальные интонации, сходные с музыкально-интонационными моделями.
Занятие может начинаться с приветствия ребят персонажами – зайчиком и петушком. Подходя к каждому ребёнку, педагог может спеть «Здравствуй, как тебя зовут?» от лица героя в соответствии с его музыкально-интонационной моделью. По мере освоения моделей малыши будут здороваться в ответ, имитируя музыкальные интонации персонажей.
Рассказывая сказку, читая стихотворение, можно попросить малышей пропеть или прохлопать имя героя. При повторном рассказе педагог может уже не произносить имена персонажей: дети сами воспроизведут их интонацию. Наиболее естественно и эффективно усвоение моделей закрепляется в играх, таких как «Угадайка», «Прятки», «Путаница», «Паровоз», «Ловим снежинки», «На полянке», «Волшебная палочка» и др.
Второй этап – импровизационный
Цель: овладение навыками самостоятельной импровизационной деятельности в движении, пении, игре на музыкальных инструментах (см. табл. 2).
Очень важно дать детям почувствовать самостоятельность творческого процесса, поддержать детскую фантазию, направить её в сторону осознанно го продуктивного выражения. К концу данного этапа возможна импровизация голосом, показывающая, насколько дети хорошо усвоили музыкально интонационные модели и умеют осознанно ими пользоваться.
Импровизационно-творческие задания (Таблица 2)
Тип модели | Ключевые вопросы | Импровизационно-творческие задания |
Модель призыва | Можешь сравнить? | Сравнить и передать настроение героя (например, Петушок решительный, задумчивый, весёлый, грустный и т.п.) |
Модель мольбы | Сможешь найти? | Найти героя и показать его характер в разном окруже. нии (например, найти, где спрятался Зайка – в норке, под деревом, в траве и т.п., и показать его образ) |
Модель маятника | Сможешь угадать? | Угадать, для кого предназначена колыбельная, и исполнить её для разных персонажей (например, «Колыбельная для медведя» и «Колыбельная для птички») |
Модель созерцания | На что похоже, на что не похоже? | Подобрать соответствующий музыкальный инструмент или тембр голоса, соответствующий или не соответ. ствующий типу горизонтальной линии |
Модель игры | Что происходит? | Проследить, куда катится «Колобок», придумать музы. кальное сопровождение |
Модель круга | Сможешь изобразить? | Нарисовать голосом радугу |
Модель веера | Что случилось дальше? | Рассказать историю при помощи ритмического или инструментального сопровождения (например, рассказать, как Лисичка хвастается, пугается, сердится) |
Модель взлёта | Куда двигается? | Нарисовать голосом или музыкальным инструментом направление движения (например, полёт шмеля) |
Модель ухода | Как двигается? | Найти соответствующее образное движение или звукоподражание (например, игра «Кто приехал в гости?»: самолёт, жук, машина, лодка, комар) |
Третий этап – продуктивный
Цель: переход от разрозненных игровых действий к последовательной и самостоятельной «проработке» выбранного сюжета, включающий множество разнообразных элементов с использованием музыкально-интонационных моделей.
Таким образом, музыкально-интонационные модели в качестве музы кальных «слов» становятся основой собственной музыкально-творческой деятельности. При этом взрослый предлагает лишь темы, основные сюжетные линии, известные детские сказки, которые являются ориентиром для развития творческого воображения детей, пробуждения фантазии ребёнка и выражения её в продуктивной музыкальной деятельности.
Инсценировка сказки происходит в течение нескольких занятий, на которых обсуждается сюжет, создаются образы. Сначала словесный (в сравнениях), затем к нему добавляется мимика, характерные движения, видоизменяется или придумывается новая музыкально-интонационная модель. К наиболее понравившемуся варианту можно предложить детям нарисовать дома рисунок, сделать поделку из пластилина, бумаги, при родных материалов и т.п. Малыши не только озвучивают своих персонажей, но и придумывают фон (например, дождь или гроза исполняется на детских музыкальных инструментах), декорации (рисуют лес, снежин ки и т.п.).
Владея набором музыкально-интонационных моделей, ребёнок становится полноправным участником музыкального действия: и его исполнителем, и его создателем. Музыкально-интонационные модели, давая возможность детям активно выражать себя, свои эмоции и на строения, не только способствуют более глубокому и основательному проникновению в музыкальный мир, но и становятся средством активизации продуктивной деятельности, развивающей и обогащающей дошкольника.
Литература
1. Ветлугина, Н.А. Художественное творче ство в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1974. – 175 с.
2. Волчегорская, Е.Ю. Расширение границ восприятия музыки / Е.Ю. Волчегорская // Музыка в школе. – 2004. – № 3. – С. 31–34.
3. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кирнарская. – М. : Таланты ХХI века, 2004. – 496 с.
4. Овчинников, В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческо го развития человека / В.Ф. Овчинников. – М. : Высшая школа, 1984. – 87 с.
5. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2-х т / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 2. – 359 с.
6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд. – М. : Академия, 2001. – 334 c.
7. Хозиев, Б.В. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников : учеб. пос. для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Б.В. Хозиев. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
8. Mayesky, M. Creativities for Young Children / M. Mayesky. – Clifton Park, NV: Delmar, 2008. – 646 p.
(Источник: www.school2100.ru)
- "На пути к музыке: Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений." Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999 - 72 с.
Пособие содержит технологию приобщения дошкольников к классической музыке. В нем раскрывается система работы по ознакомлению детей 4-5 лет с произведениями композиторов-классиков, представлены проекты интегрированных образовательных мероприятий.
Пособие предназначено работникам дошкольных учреждений, студентам педагогических учебных заведений, родителям, слушателям курсов повышения квалификации.
Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .. 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ..5
КОНСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА... 33
КОМПЛЕКС ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ...63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина Н.А.Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М.: Просвещение, 1958.
2. Дзержинская И. Формирование восприятия музыки у дошкольников. -М.: Про- свещение, 1962.
3. Железнов С. Развитие музыкальных способностей. -М.: Глянц, 1998.
4. Зенатти А. Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973.
5. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое.-М.: Детская литература, 1970.
6. Кленов А. Там, где музыка живет. -М.: Педагогика, 1986.
7. Комиссарова Л., Костина Э. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1986.
8. Кононова Н. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. -М. : Про- свещение, 1982.
9. Левашова Г. Поговорим о музыке.-Л.: Детская литература, 1984.
10. Михайлова М.Развитие музыкальных способностей детей.-Ярославль: Акаде- мия развития, 1997.
11. Музыка-кудесница. Сказки о музыке.-М.: Музыка, 1987.
12. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.
13. Тарасова К.Онтогенез музыкальных способностей.-М.: Педагогика, 1988.
14. Тарасова Л. Музыка в семье муз.-М.: Детская литература, 1985.
15. Чистякова М.Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1990.
- "Музыка в детском саду" Шацкая В.Н.– М.: 1919.
В первые послереволюционные годы Валентина Николаевна со своими единомышленниками стремилась создать такое музыкальное воспитание, которое следовало бы не культурным вкусам и пожеланиям взрослых – а требованиям детской природы. Речь шла о том, как превратить музыку в важнейший эмоциональный фактор для становления такого детского коллектива, который способствовал бы универсальному творческому развитию каждого ребенка. О такой методике работы, которая не навязывалась бы детям, а чутко отзывалась бы на их воодушевление, удивление, радость…
Эта книга Валентины Шацкой – в некотором смысле – первый кирпичик в то здание, которое можно было бы назвать «музыкой для всех детей». Именно Шацкая когда-то заложила и многие годы оберегала человекосообразную сторону в советской системе музыкально-эстетического воспитания, которую (в немалой степени благодаря её усилиям) не удалось до конца убить казенными регламентациями.
Эта маленькая книга, дышащая жизнью музыки и жизнью детей, наверное, может заинтересовать любого человека, вне зависимости от его специальности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Роль музыки в детской жизни
Глава 5. Игры, слушание музыки, постановки
- Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» (http://setilab.ru/) - Музыка и танец