Индивидуализация процесса физического воспитания

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги "Физическое воспитание дошкольников” Зайцев А.А., Конеева Е.В., Полещук Н.К., Соллогуб С.А. - Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997.

Пособие "Физическое воспитание дошкольников” Зайцев А.А., Конеева Е.В., Полещук Н.К., Соллогуб С.А. написано в соответствии с программой спецкурса Физическое воспитание детей и подростков на факультете физвоспитания. Оно предусматривает изучение программного материала по физическому воспитанию детей с учетом современных сведений по диагностике физической подготовленности и развитию. Особое внимание уделяется индивидуализации процесса физического воспитания, а также знакомству с оборудованием и инвентарем для занятий физическими упражнениями в зале и на улице. Пособие может быть полезно студентам педагогических вузов, колледжей и работникам дошкольных учреждений.

 

3. Индивидуализация процесса физического воспитания

Индивидуализация процесса физического воспитания детей может осуществляться с учетом морфологических, психологических, психомоторных и функциональных особенностей их развития.

Индивидуальные особенности ребенка по типу высшей нервной деятельности (ВНД) необходимо знать для того, чтобы не допускать срывов нервной деятельности при овладении детьми физическими навыками. Особого внимания требуют дети “крайних” типов, “возбудимые” и “слабые”, которые чаще заболевают неврозами. Поэтому планировать занятия, виды деятельности, ориентируясь на “усредненного” ребенка, нельзя. Нужно учитывать особенности каждого ребенка и на занятиях, и вне их.

На основе наблюдений инструктор отмечает поведение, наиболее характерное для каждого ребенка. Подвижность, засыпание, переход к бодрствованию, переключаемость с одного вида деятельности на другой информируют о подвижности нервных процессов.

Методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям с различными типами высшей нервной деятельности

1. Дети с сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения (сангвиники и флегматики):

- умеренно подвижны;

- одинаково охотно участвуют в подвижных и спокойных играх;

- быстро овладевают сложными движениями;

- охотнее выполняют движения в умеренном темпе;

- развитие силовых и скоростно-силовых качеств у них происходит в соответствии с возрастными нормативами.

Благодаря силе и уравновешенности нервных процессов, хорошей координации движений и развитым силовым качествам, они демонстрируют высокую способность к длительной работе умеренной интенсивности.

2. Дети с сильными, но неуравновешенными нервными процессами, с преобладанием возбуждения, так называемые “возбудимые дети (холерики):

- отличаются высоким уровнем физической работоспособности, охотнее принимают участие в подвижных играх, занимая в них командные роли;

- быстро овладевают сложными движениями;

- успешнее и охотнее выполняют упражнения скоростного характера;

- хуже, чем дети с уравновешенными нервными процессами, справляются с заданиями, требующими выносливости.

3. Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, “слабые дети” - меланхолики:

- отличаются низкой работоспособностью, быстро утомляются, процесс активного торможения сильно затруднен;

- двигательная активность снижена;

- предпочитают спокойные игры подвижным;

- охотнее выполняют движения в медленном темпе.

Слабость процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития силы и быстроты являются причиной низкой работоспособности при выполнении нагрузок скоростного характера. Наиболее успешно они справляются с непродолжительными нагрузками умеренной интенсивности.

Существует множество вариантов характеристик детей с различными нервно-психическими особенностям. Интересны данные академика С.Н. Далецкого, которые он излагает в своей книге “Мысли в пути”( 1974).

Исследователи. Чаще мальчики. Действуют обычно в одиночку, но иногда объединяются в группы по два-три человека. Они упорно и с интересом изучают непонятные предметы, явления, проявляя неиссякаемую энергию.

Деловые люди. Постоянно заняты чем-то важным. Одни из них старательно рисуют, другие отрывают голову кукле, третьи что-то обсуждают, всегда серьезны и не теряют времени напрасно.

Безраличные. Равнодушно открывают рот, когда пьют лекарство. Без любопытства относятся ко всему окружающему. Уже с раннего детства у них как бы звучит вопрос:” Зачем мне это? Ну и что?”

Анархисты. Эти во власти разбушевавшейся натуры. Не остановить. Не урезонить, не подчинить, не заинтересовать. Срабатывает бурное воображение. С такими детьми всегда и везде много хлопот.

Интеллектуалы. О них часто говорят: “У него голова...” Эти дети обычно догадливы и сообразительны. Страстные, живые, подвижные. Ни одно явление такими ребятами не воспринимается спокойно. Быстро всему дают оценку. Сначала делают, потом думают. Если понимают, что были не правы, раскаиваются.

Трусишки. Боятся всего без исключения, не верят вам. Много бед приносит эта черта характера как самим детям, так и окружающим.

Нежные. Постоянно в глазах светится нежность. Они доверчивы и ласковы, не могут защитить себя.

Нормальные. Составляют большинство. У них адекватные реакции: когда весело - смеются, а в трудных случаях - плачут. Это крепкие характером дети.

Эти индивидуальные нервно-психические особенности детей влияют и на двигательную активность ребенка.

 

Физкультура и спорт для самых маленьких. Физкультурные занятия с детьми. Подвижные игры.(подборка книг)

Книга “Для самых маленьких” Пономарев С. А. повествует о физическом развитии организма ребенка (от рождения до 7 лет), о том, какие возрастные изменения происходят в его физиологических и двигательных функциях. Даются советы по организации режима дня малышей, гигиены и закаливанию, построению занятий физическим и упражнениям и с детьми .

Рассчитана на молодых родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений.

 

Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет

В I части мы описали особенности развития психических процессов, снабдив описание таблицами, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей определенного возраста. За критерий отбора мы приняли легко фиксируемые показатели, а именно — поведение детей.

После описания каждого психического процесса приведены игры по развитию детей. Это позволит строить индивидуальную программу занятий с ребенком в зависимости от его особенностей. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Во II части приведены основные показатели физического развития детей. Со временем показатели физического развития перестают играть столь важную роль в формировании здоровой психики ребенка, но в возрасте до 5-ти лет они так же важны, как и показатели психического развития детей. Своевременно выявленные отклонения можно скорректировать специальными упражнениями, приведенными в этой части книги.

Специальная глава посвящена организации физической безопасности ребенка. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так и развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, физически безопасная среда сохранит здоровье вашего ребенка. А перечень рекомендуемых игрушек и пособий поможет взрослым лучше сориентироваться в современных игрушках и подобрать только полезные и соответствующие возрасту игры.

 

Психология физического воспитания и спорта

Учебное пособие "Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений" Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт». Его могут также использовать в процессе самообразования учителя физической культуры и тренеры, желающие повысить уровень своей квалификации.

 

- Физическая культура для детей дошкольного возраста (учебные пособия)

Магомедов Р.Р. "Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста". В учебно-методическом пособии представлены материалы по программно-методическому обеспечению организации и функционирования групп предшкольной подготовки в области физической культуры с целью получения общего дошкольного образования детьми из разных социальных слоев населения, разработанные на основе антропологического подхода.

Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических вузов, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников, слушателей повышения квалификации и всех тех, кто интересуется проблемами антропологии детства.

 

- "Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации." И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.

В методических рекомендациях представлены различные стороны индивидуального подхода в физкультурно-оздоровительной работе с учетом критериев здоровья. В рекомендациях приведены показатели закаленности, физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации предназначены для слушателей курсов повышения квалификации, для воспитателей, методистов, руководителей и медицинских работников ДОУ.

Содержание Стр.

Введение 4

1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе 5-7

2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников 14-17

3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания 17-27

4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности 27-29

5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка 29-34

6. Гендерный подход в физическом воспитании 34-43

7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств 43-44

8. Учет индивидуальных показателей физической подготовленности 44-45

Список литературы 46-47