Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам

С материалом "Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам" Смирнова Е.О., Калягина Е.В. можно ознакомиться на следующей странице.

 

"Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились во всех методиках и по всем показателям.

Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличными к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску — они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.

Во-вторых, они сопереживали другим в ответ на оценку взрослого. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно.

В-третьих, все популярные дети независимо от уровня общительности и инициативности отвечали на просьбы сверстников и иногда бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим. Непопулярные не делали этого никогда. И наконец, популярные дети даже в позиции «обиженного» предпочитали разрешать конфликты мирным путем, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах."

 

Литература

1. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.

4. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.

5. Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.

6. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1978.

7. Папир О. О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. М., 1993.

8. Смирнова Е. О. Ранний онтогенез межличностных отношений // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 5—16.

9. Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1981.

10. Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников в группе сверстников. Кишинев, 1989.

 

P.S.

По данной теме рекомендуем ознакомиться с материалами:

Отношения со сверстниками от 3 до 7. Развитие общения у дошкольников

Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками