Книга "Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя" Коломинский Я.Л., Панько Е.А. - Москва: Просвещение, 1988.
Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, запоздает с обучением грамоте, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями.
Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.
Прежде всего, важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включают и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
От авторов
1 Раздел. Готовность к школе и методы изучения психики ребенка
Глава 1 Психологическая готовность к школе
§ 1. Интеллектуальная готовность
§ 2. Личностная и социально-психологическая готовность
§ 3. Волевая готовность
§ 4. Адаптация ребенка к школе
Глава 2. Как изучать психику детей
§ 1. Принципы изучения психики ребенка
§ 2. Основные стратегии изучения психики детей
§ 3. Построение исследования
§ 4. Конкретные методы исследования
§ 5. Методы изучения взаимоотношений между детьми в школе
2 Раздел. Деятельность шестилетнего ребенка
Глава 3. Психологические особенности игровой деятельности детей шестилетнего возраста
§ 1. Ролевая игра и ее развитие
§ 2. Взаимоотношения между детьми в игре
§ 3. Игры с правилами
§ 4. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей
§ 5. Значение игры для психического развития ребенка
§ 6. Роль игры в становлении трудовой деятельности
Глава 4. Особенности учебной деятельности шестилетних детей
§ 1. Учебная деятельность и ее мотивы
§ 2. Способы выполнения учебных действий
§ 3. Познавательная активность ребенка и его общение с педагогом
§ 4. Как обучать шестилеток
§ 5. Какие умения особенно нужны педагогам
Глава 5. Особенности художественной деятельности детей шестилетнего возраста
§ 1. Художественно-речевая деятельность
§ 2. Музыкальная деятельность
§ 3. Изобразительная деятельность
3 Раздел. Психология личности и межличностных отношений детей шестилетнего возраста
Глава 6. Личность ребенка шестилетнего возраста
§ 1. Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребенка шестилетнего возраста
§ 2. Развитие самосознания и самооценки ребенка
§ 3. Развитие мотивационной сферы
Глава 7. Индивидуальные особенности шестилетних детей
§ 1. Темперамент шестилетних детей
§ 2. Способности шестилетних детей
4 Раздел. Познавательная сфера шестилетнего ребенка
Глава 8. Психология чувственного познания
§ 1. Развитие основных видов чувствительности
§ 2. Восприятие пространства
§ 3. Ориентировка во времени
§ 4. Восприятие художественных произведений
§ 5. Восприятие человека
Глава 9. Память шестилетнего ребенка
§ 1. Непроизвольная и произвольная память ребенка
§ 2. Формирование элементов логической и иных видов памяти
Глава 10. Мышление и речь шестилетнего ребенка
§ 1. Знания и виды мышления ребенка
§ 2. Формы мыслительной деятельности
§ 3. Как развивать мышление
§ 4. Развитие речи шестилетнего ребенка
Глава 11. Воображение ребенка шестилетнего возраста
§ 1. Характеристика образов воображения ребенка
§ 2. Развитие и формирование воображения
Глава 12. Внимание шестилетнего ребенка
§ 1. Характеристика видов внимания шестилетних детей
§ 2. Свойства внимания детей шестилетнего возраста
§ 1. Типы педагогического отношения учителя к детям
§ 2. Педагогическое воздействие в ходе педагогического общения
§ 3. Совместимость стилей педагогического общения учителя и воспитателя
Литература
1. Материалы XXVII съезда КПСС.—М., 1986.
2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов.—М., 1984.
3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Новая редакция.—М., 1986.
4. Крупская Н. К,. Дети—наше будущее. — М,, 1975.
5. Амонашвили Ш. А. В школу—с шести лет.—М., 1986.
6. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!—М., 1983.
7. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.—М., 1987.
8. Аеринская И. И., Зверева М. В., Кумарина Г. Ф. и др. Опыт исследования результатов обучения шестилетних детей в подготовительных классах и группах детского сада//Вопросы психологии. — 1984. — № 4. 8а, Басов М. Я. Методика психологических наблюдений задетьми/Избранные психологические произведения.—М., 1975.
9. Башлакова Л. Н. Исследование факторов, влияющих наорганизацию общения воспитателя с детьми//Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. — Минск, 1985.
10. Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск, 1975.
11. Богоявленская О. Б. Пути к творчеству.—М., 1981.
12. Бондаренко Е. А. О психическом развитии ребенка.— Минск, 1974.
13. Буре Р. С„ Година Г. Н. Учите детей трудиться.—М., 1983.
14. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети.—М., 1985.
15. Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра.—М. 1988.
16. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению (стерший дошкольный возраст)//До» школьное воспитание.—1985.—№ 7.
17. Венеер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.
18. Венгер Л. А. Психологическая готовность ребенка к шко-ле//Вопросы психологии.—1984.—№ 4.
19. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.—М.; 1983.
20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М ВТТамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик.—М., 1984.
21. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников.— М., 1981.
22. Воспитание дошкольников в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой,—М., 1980.
23. Воспитание детей в игре/Сост. А. Е. Бондаренко, А. И. Матусик.—М., 1983.
24. Воспитание и обучение в детском саду/Под ред. А. В. Запорожца и Т. А. Марковой.—М., 1976,
25. Выготский Л. С. Детская психология//Собр. соч.: В 6 т.— М.. 1984.—Т. 4.
26. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.—М„ 1967.
27. Выготский Л, С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии.—1966.—№ 6.
28. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Избр. психологические исследования.—М., 1956.
29. Выготский Л. С. Педология подростка//Собр. соч. — М., 1984.—Т. 4.
30. Выготский Л. С. Проблемы развития психики//Собр. соч. — М., 1983.—Т. 3.
31. Глоцер В. Л. Дети пишут стихи. Книга о детском литературном творчестве. — М., 1964.
32. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. — М., 1976.
33. Давыдов В. В. Проблемы разрывающегося обучения. — М., 1986.
34. Детская психология: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько. — Минск, 1981.—Ч. 1.
35. Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте в детском саду: Метод. рекомендации/Сост. Н. С. Старжинская, Л. И. Смагина.—Минск, 1982.
36. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.
37. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ.—М., 1985.
38 Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина.—М., 1985.
39. Дошкольная педагогика/Под, ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.—М., 1983.
40. Житникова Л. М. Учите детей запоминать. — М., 1985.
41. Жуковская Р. И. Игра иее педагогическое значение.— М„ 1975.
42. Жугова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.—М., 1974.
43. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи.—М., 1988.
43а. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/Принцип развития в психологии.-М., 1978.
44 Запорожец А. В. Избранные психологические труды.—М., 1986.—Т. 1.
45. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка,—М., 1986.
46. Игры и упражнения в обучении шестилеток/Под ред. Н. В. Седж.—Минск, 1985.
47. Карпова С. Н., Лысюк А. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.—М„ 1986.
48. Каруле А. Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов.—М., 1984.
49. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитательной работе. — М„ 1985.
50. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
51. Коломинский Я. Л. Человек; психология: Кн. для старшеклассников. — М., 1986.
52. Кондратьева С. В. Учитель—ученик.—М., 1984,
...
81. Усова А. П. Обучение в детском саду.—М., 1981.
82. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка?: Пер с польск. — М„ 1978.
83. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии. — 1986.—№ 4.
84. Чуковский К. И. От двух до пяти.— Минск, 1983.
85. Эльконин Д. Б. Психология игры.—М,, 1978.
86. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.—М., 1974.
87. Эстетическое воспитание в детском саду/Под ред. Н. А. Ветлугиной.— М„ 1985.
88. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей,—М., 1984.
P.S.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии
В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.
Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.