Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности

С статьёй "Причины, профилактика и преодоление тревожности" Прихожан А.М. (Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2. 11) можно ознакомиться на следующей странице.

 

Программа индивидуальной работы с детьми-дошкольниками (5—6 лет), испытывающими тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера, подразумевает совместную работу с родителями ребенка и направлена на обогащение и переориентацию их совместного эмоционального опыта, а также выработку некоторых новых способов отношений, прежде всего оценки деятельности и поведения ребенка. Основные блоки программы: а) проработка и отреагирование страхов ребенка и родителей (как отдельно, так и в совместной игре и рисунках), обучение новым формам «обращения» со страхом (победить персонажа, вызывающего страх, или подружиться с ним), драматизация страхов, обмен ролями; б) работа по усилению у ребенка чувства собственных возможностей (при соответствующей оценке со стороны взрослого) и одновременно защищенности, межличностной надежности; в) работа по обогащению эмоционального опыта ребенка позитивными переживаниями; г) проработка с родителями имеющегося у них образа ребенка и связанных с этим их внутренних конфликтов.

Важным моментом в работе по профилактике и преодолению тревожности является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком и подростком двигательной свободы, пластики движений, которые можно выработать с помощью преподавателей соответствующих дисциплин (ритмики, физкультуры и др.).

В целом анализ данных профилактической и коррекционной работы, в том числе и катамнестических, свидетельствует, что для повышения их эффективности во многих случаях требуется дополнительная «терапия среды», как семейной, так и общественной (детского сада, школы). Это положение, особенно важное для дошкольников и младших школьников, остается значимым и для других возрастов, вплоть до раннего юношеского.

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, в случае необходимости — некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у детей и подростков должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов. В профилактике и преодолении тревожности детей и подростков существенную роль играет обеспечение подростка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

Литература

1. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

2. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.

4. Прихожан А. М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10—12 лет: Программа курса занятий // Руководство практического психолога. М., 1995.

5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986.

6. Хелус З. Понимаете ли Вы ученика? М., 1987.

7. Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1997.

8. Phillips B. N. School Stress and Anxiety. N. Y., 1978.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем материал:

- "Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста" Козловская Н.В.

- "Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников" Макшанцева Л.В.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст

В книге рассматриваются такие понятия, как страх, тревога, тревожность. Здесь излагаются результаты многолетнего исследования источников, причин, возрастных и индивидуальных форм проявления тревожности на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста.

К изданию прилагается CD, содержащий разработанные или модифицированные автором методики диагностики тревожности, особенностей Я-концепции, приемы и способы работы с тревожными детьми. Эти материалы могут использоваться как в исследовательских целях, так и в работе практических психологов.

Книга может быть полезна психологам-исследователям в области общей, социальной психологии, психологии развития, практическим психологам и педагогам, а также студентам соответствующих специальностей.