"Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст" Прихожан А.М. - Питер, 2009. - 192 c.
В книге рассматриваются такие понятия, как страх, тревога, тревожность. Здесь излагаются результаты многолетнего исследования источников, причин, возрастных и индивидуальных форм проявления тревожности на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста.
К изданию прилагается CD, содержащий разработанные или модифицированные автором методики диагностики тревожности, особенностей Я-концепции, приемы и способы работы с тревожными детьми. Эти материалы могут использоваться как в исследовательских целях, так и в работе практических психологов.
Книга может быть полезна психологам-исследователям в области общей, социальной психологии, психологии развития, практическим психологам и педагогам, а также студентам соответствующих специальностей.
Оглавление
Введение ......................................................................................
Глава 1. История и современное состояние проблемы тревожности .
1.1. Тревожность, тревога и страх..................................................
1.2. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления.........................................................................
Глава 2. Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов .......................................................................
2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1-11-й классы). Половозрастные различия......................................................
2.2. Содержание страхов и тревог у детей разных возрастов............
2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги ................................................................................
2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности..........................
Глава 3. Феноменология тревожности как устойчивого образования
3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков. Половозрастные различия.................................
3.2. Стабильность тревожности как личностного образования..........
3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность ....................
3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности......................................
Глава 4. О причинах тревожности как свойства личности................
4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков...............
4.2. Внешние источники тревожности...........................................
4.3. Внутриличностные источники тревожности.............................
Заключение.
Причины, профилактика и преодоление тревожности
Литература....................................................................................
P.S.
- ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА АДАПТАЦИЮ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (методическая разработка)
- Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности
- "Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика." Прихожан А. М. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 8
1.1. Тревожность, тревога и страх 8
1.2. Тревожность и страх: историко-философский контекст 15
1.3. Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии 26
1.4. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии 38
1.4.1. Страх в классических теориях эмоций 38
1.4.2. Тревожность и страх в теории научения 42
1.4.3. Тревожность и страх в классическом психоанализе 50
1.5. Психологические причины тревожности и способы ее преодоления 65
1.5.1. Тревожность и стресс 66
1.5.2. Тревожность как функция межличностных отношений 70
1.5.3. Тревожность и внутренний конфликт 80
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 87
2.1. Динамика уровня тревожности учащихся (1—11-й классы). Половозрастные различия 87
2.2. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста 93
2.3. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги 104
2.4. Влияние тревоги на успешность деятельности 118
Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРЕВОЖНОСТИ КАК УСТОЙЧИВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 128
3.1. Распространенность устойчивой тревожности у детей и подростков в 1970—1990 гг. Половозрастные различия 128
3.2. Стабильность состояния тревожности как личностного образования 136
3.3. Виды тревожности. Общая и частная тревожность 147
3.4. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности 153
Глава 4. О ПРИЧИНАХ ТРЕВОЖНОСТИ КАК СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 165
4.1. Эмоциональный опыт тревожных детей и подростков 165
4.2. Внешние источники тревожности 179
4.2.1. Особенности семейного воспитания 179
4.2.2. Школьная успешность, взаимоотношения с учителями и сверстниками 190
4.2.3. Посттравматический стресс и экология. Природные предпосылки тревожности 201
4.3. Внутриличностные источники тревожности 210
ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (вместо заключения) 223
Приложение 1. ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (CMAS) 233
Приложение 2. ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10—16 ЛЕТ 242
Приложение 3. ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 252
Приложение 4. Методика «МЕЧТЫ, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ» 260
Приложение 5. ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (младший школьный возраст) 264
Литература 290
- "Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция." Микляева А. В., Румянцева П. В. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с, ил.
В книге подробно описаны причины и феноменология школьной тревожности, методики для диагностики тревожности (как известные, так и авторские), приведены подробные программы работы с учащимися, педагогами и родителями в контексте проблемы школьной тревожности. Книга будет полезной для психологов, педагогов, родителей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........9
Глава 1 ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ КАК «МИШЕНЬ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА .....12
Общепсихологические представления о тревоге и тревожности 12
Тревога и тревожность у детей.......23
Психологическая специфика школьной тревожности......26
Причины школьной тревожности......26
Динамика школьной тревожности...... 34
Проявление школьной тревожности в поведении учащихся.......37
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ......49
Глава 3 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ .......52
Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности учащихся......54
Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся .... 58
Проективная методика для диагностики школьной тревожности........61 Опросник школьной тревожности Филлипса......64
Шкала тревожности.........69
Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности........74
Метод незаконченных предложений........87
Цвето-ассоциативная методика А. М. Парачева.......89
Отчет о результатах психодиагностического обследования учеников 10-б класса.....92
Отчет о результатах исследования эмоционального отношения учеников 10-б к классному руководителю……….93
Глава 4 РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ .......95
Индивидуальная работа по проблеме школьной тревожности... 96
Программы групповой работы по проблеме школьной тревожности для детей разных возрастов 104
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса……112
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы......112
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......114
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.....115
Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.......116
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.....116
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций.....117
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.......118
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..119
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....120
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников......120
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении........121
Занятие 12. Подведение итогов......122
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 1)......122
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.......122
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......124
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей.......125
Занятие 4. Вербализация содержания школьной тревожности.......126
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности.......127
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания страшилки.......128
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения......129
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе ..130
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....130
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников.....131
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении.......132
Занятие 12. Подведение итогов....132
Программа занятий по проблеме школьной тревожности для учащихся пятого класса (вариант 2)………133
Занятие 1. Выработка правил работы в группе, сплочение участников.......133
Занятие 2. Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью.......135
Занятие 3. Школьные страхи....... 136
Занятие 4. Школьные страхи.........138
Занятие 5. Школьные страхи........139
Занятие 6. Агрессивность.............140
Занятие 7. Агрессивность.............141
Занятие 8. Принятие себя...........142
Занятие 9. Принятие себя...........144
Занятие 10. Принятие себя, интеграция полученного опыта.....145
Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся восьмого класса...........146
Занятие 1. Установление правил, создание рабочей атмосферы.....146
Занятие 2. Сплоченность группы, закрепление правил.......148
Занятие 3. Закрепление мотивации групповой работы, формирование чувства успешности, осознание личных целей......149
Занятие 4. Вербализация переживания школьной тревожности.....150
Занятие 5. Разрядка школьной тревожности........151
Занятие 6. Проработка школьных страхов путем разыгрывания ситуаций.....152
Занятие 7. Тренировка гибкости поведения.......153
Занятие 8. Закрепление позитивного опыта эмоционального самоконтроля.......154
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы.....154
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников......155
Занятие 11. Закрепление представлений о бесконфликтном общении......156
Занятие 12. Подведение итогов.......156
Эффективность предлагаемых программ по работе со школьной тревожностью......157
Глава 5 ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ......163
Циклы психопрофилактических классных часов.....164
«Я — школьник» (адаптационные классные часы для первоклассников).....165
Занятие 1. Кто такой школьник?.....165
Занятие 2. Школьный распорядок.....166
Занятие 3. Школьные правила.........167
Занятие 4. Предметы и учителя......168
Занятие 5. Наш класс.....169
Занятие 6. Наша школа.....170
«Мы — пятиклассники» (адаптационные классные часы для пятиклассников).....171
Занятие 1. Пятый класс: что нового?......171
Занятие 2. Правила школьной жизни......172
Занятие 3. Наш класс.......173
Занятие 4. Наши учителя........174
Занятие 5. Школьные предметы......175
Занятие 6. Психологическая аптечка......176
«Как пережить экзамены?» (адаптационные классные часы для учащихся девятых и одиннадцатых классов)……177
Занятие 1. Что такое экзамен?........177
Занятие 2. Как отвечать на экзамене......177
Занятие 3. Экзаменационные оценки.......178
Занятие 4. Экзамен и здоровье.........179
Занятие 5. Как готовиться к экзамену?........180
Как выжить в старшей школе (адаптационные классные часы для учащихся десятых классов).....181
Занятие 1. Знакомство.......181
Занятие 2. Первые впечатления от старшей школы.....182
Занятие 3. Цели обучения в старшей школе.......182
Занятие 4. Мое время........184
Занятие 5. Права и обязанности десятиклассника.......185
План обучающего семинара для педагогов — ведущих классных часов......186
Семинары для педагогов в контексте психопрофилактики школьной тревожности......187
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели первых классов………187
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели пятых классов.........190
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели девятых и одиннадцатых классов......195
Программа семинара по проблеме школьной адаптации для учителей, работающих в параллели десятых классов ……199
Родительские собрания в структуре психопрофилактических мероприятий.....202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......208
ЛИТЕРАТУРА........209
ПРИЛОЖЕНИЯ .......214
Приложение 1. Стимульный материал к Проективной методике для диагностики школьной тревожности……….214
Набор А...........214
Набор Б..........220
Приложение 2. Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»........227
Приложение 3. Результаты стандартизации процедуры обработки проективного рисунка «Школа зверей».........227
Приложение 4. Материалы к программам групповой работы по проблеме школьной тревожности..........230
1-й класс, занятие 1......230
1-й класс, занятие 4.......233
1-й класс, занятие 5.......234
1-й класс, занятие 11.......237
1-й класс, занятие 12 (диплом достижений)........238
5-й класс, занятие 1 (план интервью)........238
5-й класс, занятие 5 (правила написания страшилки)...... 238
5-й класс, занятие 12........239
8-й класс, занятие 3..........239
8-й класс, занятие 4..........239
8-й класс, занятие 6..........240
8-й класс, занятие 12..........240
Приложение 5. Материалы для проведения адаптационных классных часов.......240
8-й класс, занятие 1.......240
8-й класс, занятие 3........243
5-й класс, занятие 6........244
9-й (11-й) класс, занятие 5......245
10-й класс, занятие 1........245