Книга "Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет" Кулагина И.Ю. / Ун-т Рос. акад. образования - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999 г.
Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. В разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени — Сну, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыбаков и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сильного, отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношениях с соплеменниками и жестокость в отношении к врагам. В племени Юрок, наоборот, детей рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержанны в общении с ними. Они вырастают молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.
Нас будет интересовать первая часть его периодизации развития личности — до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное становление главного, ядерного образования — идентичности личности. Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.) и переживанию своей неразрывной связи с ними. Идентичность — психосоциальная тождественность — позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность — условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».
Еще один важный для развития личности момент — его кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже., когда взрослый человек столкнется с серьезной жизненной неудачей.
На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. Взрослые не должны перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность. Тормозится инициатива, развивается пассивность.
На этом возрастном этапе происходит половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ.
§ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
§ 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.
§ 3. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Раздел II. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Глава 1. ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)
§ 1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ § 2. МЛАДЕНЧЕСТВО.
§ 3. КРИЗИС 1 ГОДА
Глава 2. РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
§ 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 2. ОБЩЕНИЕ
Глава 3. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).
§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Глава 4. СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
§ 1. ВЗГЛЯДЫ Л.С. ВЫГОТСКОГО НА СТАДИАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ.
§ 2. КРИТЕРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Глава 5. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ).
§ 1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Глава 6. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ
§ 2. РАЗВИТИЕ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Л. КОЛБЕРГУ.
§ 3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО А.В. ПЕТРОВСКОМУ
Глава 7. ШЕСТИЛЕТНИЕ ДЕТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
§ 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С 6 ЛЕТ
§ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА
Глава 8. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
§ 1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПО Ж.. ПИАЖЕ.
§ 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО ДЖ.. БРУНЕРУ.
Глава 9. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 7 ДО 11 ЛЕТ).
§ 2. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
§ 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Глава 10. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ).
§ 1. ПУБЕРТАТНЫЙ КРИЗИС. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
§ 2. ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА.
§ 3. ПОДРОСТКОВЫЕ РЕАКЦИИ, ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.
§ 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА
Глава 11. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (ОТ 15 ДО 17 ЛЕТ).
§ 1. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.
§ 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
§ 3. ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА
P.S.
По данной тематике рекомендуем ознакомиться с книгами и материалами:
- Возрастная психология - дошкольный возраст
В учебном пособни “Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений” Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. рассматриваются теоретические основы психологии развития человека на всех возрастных этапах. Предлагаются вопросы для обсуждения, а также диагностические методики для выполнения заданий и использования их в практической деятельности.
- "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов" . Мухина В. С. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- "Психология детства. Учебник." Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003
- "Детство в условиях разных культур" Субботский Е.В.// Вопросы психологии, 1979 - № 6.
- "Детство и общество" Эрик Г.Эриксон.— Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
- "Концепция Жана Пиаже: за и против" Обухова Л.Ф. - М.: Издательство МГУ , 1981. — 191 с.
- "Детская психология: теории, факты, проблемы" Обухова Л.Ф. - М.: Тривола 3-е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.: ил.
- "Взрослые дети или Инструкция для родителей" Кабанова Е.А., Ципоркина И.В.- Издательство: АСТ-Пресс, 2007.
- "ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Курс лекций." Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. - Ростовский государственный университет, 2002.
- "Детская (возрастная) психология. Учебник." ОБУХОВА Л. Ф., доктор психологических наук. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии.
Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Исторический анализ понятия "детство"
2. Детство как предмет науки
3. Специфика психического развития ребенка.
4. Стратегии исследования психического развития ребенка
Глава II. ПРЕОДОЛЕНИЕ БИОГЕНЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
1. Биогенетический принцип в психологии
2. Нормативный подход к исследованию детского развития.
3. Отождествление научения и развития
4. Теория трех ступеней детского развития.
5. Концепции конвергенции двух факторов детского развития.
6. Подходы к анализу внутренних причин психического развития ребенка
Глава III. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ.
1. Теория Зигмунда Фрейда.
2. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд.
3. Эпигенетическая теория развития личности. Эрика Эриксона
Глава IV. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ
1. Отход от классического бихевиоризма.
2. Воспитание и развитие.
3. Критические периоды социализации.
4. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
5. Роль подражания в формировании нового поведения.
6. Ребенок и взрослый.
7. Семья как фактор развития поведения ребенка
Глава V. УЧЕНИЕ ЖАНА ПИАЖЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1. Этапы научной биографии.
2. Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже.
3. Открытие эгоцентризма детского мышления
4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка.
Глава VI. Л. С. ВЫГОТСКИЙ И ЕГО ШКОЛА
1. Смена научного мировоззрения.
2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским.
Глава VII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА.
1. Кризис новорожденности
2. Стадия младенчества.
3. Ранний возраст.
4. Кризис трех лет
Глава VIII. КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА. ПЕРИОД ДЕТСТВА.
1. Дошкольный возраст.
2. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.
3. Младший школьный возраст.
Глава IX. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ.
1. Влияние исторического времени.
2. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
3. Новые тенденции в изучении отрочества (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович)
Глава X. НЕОКОНЧЕННЫЕ СПОРЫ.
1. П. Я. Гальперин и Ж. Пиаже.
2. О закономерностях функционального и возрастного развития психики ребенка.
3. Формы и функции подражания в детстве.
4. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухонемого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение
1. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА Приложение 2. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)
- "Возрастная психология" Туревская Е.И. - Тула, 2002.
- "Возрастная и педагогическая психология" Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.-272с.
Настоящая книга представляет собой сборник статей по методологическим, теоретическим и экспериментально-прикладным вопросам возрастной и педагогической психологии, разработанным виднейшими представителями и продолжателями культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Данная книга построена таким образом, чтобы читатель получил представление об основных постановках этого подхода и об их дальнейшем развитии, изменении и обогащении. В ее разделах собраны материалы, касающиеся проблем развития познавательных процессов, личности и общения, а также учебной деятельности школьников.
Для психологов, педагогов, студентов вузов, а также всех интересующихся проблемами психологии и педагогики.
СОДЕРЖАНИЕ
Давыдов В. В., Шуаре М. Вступительная статья............ 3
Раздел I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ .....................18
Выготский Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера „Очерк духовного развития ребенка"........ 18
Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка ........................ 31
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте ......... 42
Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника ..... 53
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры ...... 63
Раздел II. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ....... 79
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте...79
Гальперин Я. Я. К. исследованию интеллектуального развития ребенка ......... 96
Давыдов В. 3. Анализ дидактических принципе традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего..........109
Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ............119
Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка........116
Поддъяхов Н. Н. К вопросу с развитии мышления дошкольников............... 128
Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте......... 132
Обухове Л. Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий ...... 149
Ляудис В. Я., Богданова В. И. К проблеме ранних форм ортогенеза памяти ..... 157
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ....... 173
Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности........... 173
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе............ 190
Лисина М. И. Генезис форм общения у детей ........... 210
Раздел V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ........ 230
Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Б. Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе ............... 230
Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников .... 243
Краткие биографические справки ........ 260
- "Возрастная и дифференциальная психология" Рыбалко Е.Ф. - Издательство: Питер, 2001. - 224 с.
В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики — учение, труд, игровая деятельность — в контексте общей системы воспитания человека.
Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛО-ГИИ
§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии
§ 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии
§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной пси-хологии, ее задачи
Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека
§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие
§ 3. Социальное в развитии человека и его психики
Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики
§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития
§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека
§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики
Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии
§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций
§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности
Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии
§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии
Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА
Глава 6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Глава 7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Глава 8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД
Глава 9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Развитие психофизиологических функций
§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности
§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению
Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Развитие психофизиологических функций
§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности
§ 3. Формирование личности
Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека
§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций
§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности
Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА
§ 1. Геронтогенез на разных уровнях индивидной организации человека
§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций
§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности
- "ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЮНИТА 2. СПЕЦИФИКА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ" Абдурахманов Р.А. - НОУ "Современный Гуманитарный Институт", МОСКВА, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ......4
ЛИТЕРАТУРА ................5
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ....... 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ......11
1. Развитие ребенка в период младенчества ......11
1.1. Новорожденность .........11
1.2. Восприятие младенца ......13
1.3. Движения и действия младенца.......14
1.4. Память младенца.........16
1.5. Речевое развитие ребенка .........17
1.6. Кризис 1-го года...........17
2. Развитие ребенка в период раннего возраста ........18
2.1. Речь ребенка раннего возраста...........19
2.2. Восприятие ребенка раннего возраста ..........20
2.3. Память ребенка раннего раннего возраста............20
2.4. Действия и мышление ребенка раннего возраста ........21
2.5. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста ........22
2.6. Кризис 3-х лет ..........24
3. Дошкольный возраст ..........26
3.1. Игра, как ведущая деятельность .......26
3.2. Развитие речи дошкольника .........30
3.3. Восприятие дошкольника .........31
3.4. Мышление дошкольника ...........32
3.5. Память дошкольника ............33
3.6. Развитие личности дошкольника. Эмоциональная сфера дошкольника..........34
3.7. Мотивационная сфера дошкольника ............36
3.8. Самосознание дошкольника ............38
4. Шестилетние дети ..............39
4.1. Проблема обучения детей с 6-ти лет .............40
4.2. Психологическая готовность к школьному обучению ..........42
4.3. Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению ............43
4.4. Личностная и интеллектуальная неготовность к школьному обучению ...........44
5. Младший школьный возраст ...............46
5.1. Кризис 7-ми лет..........46
5.2. Характеристика учебной деятельности ........48
5.3. Мышление младшего школьника ........51
5.4. Восприятие младшего школьника ........52
5.5. Память младшего школьника ...........52
5.6. Внимание младшего школьника .........53
5.7. Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника ........54
5.8. Самосознание младшего школьника .........56
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..........59
ГЛОССАРИЙ
- "ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЮНИТА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ " - НОУ "Современный Гуманитарный Институт", МОСКВА, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4
ЛИТЕРАТУРА 5
ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7
1. Исторические и хронологические границы подросткового и юношеского возраста 7
2. Подростковый возраст 10
2.1. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростка 10
2.1.1. Изменение размеров тела 11
2.1.2. Развитие двигательной системы 13
2.1.3. Развитие системы внутренних органов 13
2.1.4. Гормональная регуляция 14
2.2. Личность подростка. Самосознание и образ "Я" в отрочестве . . 16
2.2.1. Основные новообразования личности подростка 16
2.2.2. Схема тела и физический образ "Я" подростка 19
2.2.3. Динамика самосознания в отрочестве 22
2.2.4. Формирование воли в подростковом возрасте 24
2.3. Общение подростка с взрослыми и сверстниками 25
2.3.1. Общая характеристика особенностей общения подростка 25
2.3.2. Общение подростка со сверстниками 26
2.3.3. Общение подростка со значимыми взрослыми 27
2.4. Когнитивная сфера. Развитие речи 29
2.4.1. Интеллектуальное развитие в отрочестве 29
2.4.2. Возрастные изменения воображения, памяти и внимания подростка 31
2.4.3. Изменения в речевой сфере подростка 32
2.4.4. Развитие интересов в подростковом возрасте 33
2.5. Эмоциональная сфера. Нравственное развитие подростка 34
2.5.1. Развитие эмоциональности подростка 34
2.5.2. Уровни морального развития в отрочестве 35
3. Юношеский возраст 38
3.1. Общая характеристика юношества как стадии развития 38
3.2. Психосексуальное развитие в юношеском возрасте 39
3.2.1. Особенности психосексуального созревания 39
3.2.2. Половая идентификация юношей и девушек 42
3.3. Самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности 44
3.3.1. Основные новообразования личности юноши 44
3.3.2. Профессиональное самоопределение в юности 46
3.4. Динамика отношений с родителями. Отношения со сверстниками 47
3.4.1 .Отношения со сверстниками: проблемы дружбы и любви в юношеском возрасте 47
3.4.2. Соотношение уровня самооценки и статуса в группе сверстников 48
3.4.3. Динамика отношений в юности с родителями 50
3.5. Особенности когнитивной сферы юношей: специфика интересов 51
3.6. Эмоциональное и нравственное развитие в юношеском возрасте 51
3.6.1.Особенности эмоциональной сферы юноши 51
3.6.2.Нравственное развитие, ценности и мировоззрение в юности . . .52
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 54
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ 57
ГЛОССАРИЙ
- «Психология развития и возрастная психология: конспект лекций» А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Каратьян - М.:Эксмо, 2008.- 68 с.
Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.
Оглавление
ЛЕКЦИЯ № 1. Психология развития как отрасль психологии
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
ЛЕКЦИЯ № 6. Формирование внутреннего плана умственных действий
ЛЕКЦИЯ № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности
ЛЕКЦИЯ № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте
ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников
ЛЕКЦИЯ № 11. Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки
ЛЕКЦИЯ № 12. Изучение развития процессов запоминания
ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
ЛЕКЦИЯ № 15. Проблемы детского возраста
ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе
ЛЕКЦИЯ № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
ЛЕКЦИЯ № 20. Смена ведущей деятельности
ЛЕКЦИЯ № 21. Условия развития личности и изменения психофизиологических функций
ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
ЛЕКЦИЯ № 24. Роль питания, окружающей среды и общества в развитии ребенка
- "Детство и общество" Эрик Г.Эриксон. — Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.— 592 с. (на http://bookap.info)
Книга посвящена проблемам возрастных кризисов. Автор выделяет восемь основных периодов жизни человека и подробно анализирует каждый их них.
Оглавление
Часть I. Детство и модальности социальной жизни.
Глава 1. Релевантность и релятивность в истории болезни.
1. Сэм: неврологический кризис у маленького мальчика.
2. Боевой кризис у морского пехотинца.
Глава 2. Теория инфантильной сексуальности.
Часть II. Детство у двух племен американских индейцев.
Глава 4. Рыбаки лососевой реки.
Глава 5. Джин: крах незрелого эго.
1. Игра, работа и развитие.
2. Игра и лечение.
3. Истоки идентичности.
Глава 7. Восемь возрастов человека.
1. Базисное доверие против базисного недоверия.
2. Автономия против стыда и сомнения.
3. Инициатива против чувства вины.
4. Трудолюбие против чувства неполноценности.
5. Идентичность против смешения ролей.
6. Близость против изоляции.
7. Генеративность против стагнации.
8. Целостность эго против отчаяния.
9. Эпигенетическая карта.
Часть IV. Юность и эволюция идентичности.
Глава 8. Размышления об идентичности американцев.
Глава 9. Легенда о детстве Гитлера.