"Психология детства" Реана А.А. (ред.) - Прайм-Еврознак, 2003. - 349 c.

(на books.google.ru)

 

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии детства от младенчества до 11 лет. Книга разделена на четыре части, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции.

Состав авторского коллектива этой книги - уникален. В работе над книгой принимали участие семь докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое - академики и один - член-корреспондент Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, педагогов и родителей.

 

Краткое содержание

ЧАСТЬ I. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ...... 11

1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ ................................. 12

2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ .............................. 15

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ .......................................................... 18

4. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................... 21

5. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................... 25

6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...................... 31

7. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ................................... 35

8. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.................... 51

9. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ.............................. 59

10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ................................................... 63

11. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ...................... 70

12. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ .......................................... 78

13. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА...................... 83

ЧАСТЬ II. МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 ЛЕТ) .. 91

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ................................... 92

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА............................................. 110

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА......................................... 122

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ .................................. 134

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ............................... 145

ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА ................................................................ 157

ЧАСТЬ III. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ).......... 178

ГЛАВА I. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.................................. 179

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА............................................. 198

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА......................... 212

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ .................................. 224

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ............................... 238

ЧАСТЬ IV. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ)........ 257

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.................................. 258

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА............................................. 273

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА......................................... 286

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ........................................ 302

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ............................... 322

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ................................................ 334

 

 

 

ЧАСТЬ IV. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ)

Глава 1.Когнитивные особенности

Готовность к школьному обучению

Глава 2. Аффективная сфера

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

Эмоционально-расторможенные дети

Глава 3. Мотивационная сфера................................. 286

Мотивация общения ...................................................286

Мотивация общения со сверстниками................................287

Мотивация просоциального поведения .................................289

Формирование долга как основного морального мотива ..............290

Эмпатия.............................................................291

Мотивация учебной деятельности......................................292

Познавательные мотивы .............................................293

Социальные мотивы .................................................295

Исследовательская активность в области запретного....................297

Потребность в двигательной активности................................299

Глава 4. Развитие Я-концепции................................. 302

Я-реальное и Я-перспективное .........................................302

Образ тела и Я-концепция .............................................304

Развитие самооценки...................................................305

Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки..........................307

Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка.......309

Самооценка ребенка и школьная успеваемость .......................310

Возможности коррекции самооценки.................................316

Нарушения в развитии.................................................318

Пограничная личностная структура. Особенности самосознания детей из групп социального риска ........318

Глава 5. Поведенческие особенности............................ 322

Развитие ребенка как субъекта деятельности............................323

Ведущая деятельность ...............................................323

Развитие физической активности и моторных навыков..................324

Развитие игровой деятельности ребенка..............................326

Развитие тонкой моторики...........................................327

Развитие социального поведения.......................................327

Поведение в школе...................................................327

Поведение в семье ...................................................328

Поведение в кругу сверстников.......................................329

Половые различия...................................................331

Глава 6. Детская агрессия..................................... 334

Определения агрессии..................................................334

Влияние семьи на развитие детской агрессии ...........................336

Агрессия во взаимоотношениях сиблингов...........................337

Агрессивность и взаимоотношения со сверстниками....................338

Тендерные различия....................................................341

Истоки агрессивности..................................................341

Смещенная агрессия.................................................343

Итоги возраста.........................................................345

Литература.............................................................348

 

P.S.

Смирнова Е.О. Детская психология

Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.

- "Дети и подростки: психология развития" Шэффер Дэвид - СПб.:Питер, 6-е изд, 2004 год, 976 стр. Отрывок, Оглавление

Предлагаемое издание охватывает большинство основных сложных проблем, связанных с теорией и практикой развития ребенка и подростка. Особое внимание уделяется проблемам семейного воспитания с учетом тех генетических предпосылок, которые обеспечивают ребенку наиболее адекватную экологическую нишу. Отмечая имитационные способности детей, автор обращает особое внимание на адекватное поведение самих родителей и ту социальную среду, которую создают дошкольные учреждения и школа. Насыщенная множеством примеров, книга отвечает самым высоким требованиям современной дидактики: в ней представлены основные дефиниции, развернутый предметный указатель, контрольные вопросы, сложные ситуации, требующие от читателей творческого мышления.

Без сомнения, данное издание будет весьма полезным для преподавателей и студентов педагогического, медицинского, психологического и социологического профилей.

Оглавление

Предисловие научного редактора

Предисловие

Часть I. Теория и исследования в науках о развитии

Глава 1. Знакомство с возрастной психологией и ее исследовательскими стратегиями

Что такое развитие?

Развитие человека в исторической перспективе

Методы исследования в психологии развития

Обнаружение взаимных связей: корреляционный и экспериментальный проекты

Проекты изучения развития

Межкультурные сравнения

Этика исследований развития

Постскриптум: как стать опытным пользователем результатов исследований, посвященных развитию

Краткое содержание главы

Глава 2. Теории человеческого развития

Природа научных теорий

Вопросы и противоречия, относящиеся к человеческому развитию

Психоаналитическая точка зрения

Точка зрения теории научения

Теория когнитивного развития

Этологическая (или эволюционная) точка зрения

Теория экологических систем

Теории и мировоззрения

Краткое содержание главы

Часть II. Основания развития

Глава 3. Развитие и наследственность

Принципы передачи генетических признаков Хромосомные и генетические аномалии

Практическое применение: генетическое консультирование, пренатальная диагностика и лечение наследственных нарушений

Влияние наследственности на поведение

Наследственность и окружающая среда как взаимодействующие факторы развития

Достоинства и недостатки генетики поведения Краткое содержание главы

Глава 4. Пренатальное развитие, рождение и готовность новорожденных к жизни

От зачатия до рождения Влияние окружающей среды на пренатальное развитие организма

Роды и перинатальная среда

Родовые осложнения

Готовность новорожденных к жизни Краткое содержание главы

Глава 5. Физическое «я»: развитие мозга, тела и двигательных навыков

Краткий обзор созревания и роста

Развитие мозга

Моторное развитие

Период полового созревания: физический переход от ребенка к взрослому

Психологические коллизии периода полового созревания

Причины и корреляты физического развития

Краткое содержание главы 

Часть III. Язык (речь), научение и когнитивное развитие

Глава 6. Первичное развитие основных когнитивных процессов: ощущение, восприятие и научение

Ранние споры о сенсорном и перцептивном развитии

«Осмысление» сенсорного и перцептивного опыта младенца

Сенсорные способности младенцев

Зрительное восприятие в младенчестве

Интермодальное восприятие

Основные процессы научения

Размышления о восприятии и научении

Краткое содержание главы

Глава 7. Когнитивное развитие: теория Пиаже и социокультурная концепция Выготского

Теория когнитивного развития Пиаже

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Оценка теории Пиаже

Социокультурная теория Выготского

Краткое содержание главы

Глава 8. Когнитивное развитие: подход обработки информации

Поток информации и модель множественного хранилища

Индивидуальные различия в развитии навыков обработки информации

Индивидуальные различия в развитии «программного обеспечения»: стратегии и знания о «мышлении»

Альтернативная точка зрения: теория нечеткого следа

Развитие внимания

Память: удержание и извлечение информации

Решение задач и рассуждение

Развитие арифметических навыков

Оценка подхода обработки информации

Краткое содержание главы

Глава 9. Интеллект: измерение умственной продуктивности

Что такое интеллект?

Как измеряется интеллект?

Что предсказывают тесты интеллекта?

Факторы, влияющие на IQ

Социальные и культурные корреляты интеллектуальной продуктивности

Улучшение когнитивной продуктивности при помощи компенсаторного обучения

Креативность и специфические таланты

Краткое содержание главы

Глава 10. Развитие речи и коммуникативных навыков

Пять компонентов языка

Теории речевого развития

До языка: долингвистический период

Односложная речь: период холофраз

От холофраз к простым предложениям: телеграфный период

Овладение языком в дошкольный период

Изучение языка в средней школе и в подростковый период

Билингвизм: проблемы и последствия изучения двух языков

Краткое содержание главы

Часть IV. Социальное и личностное развитие

Глава 11. Эмоциональное развитие и установление интимных взаимоотношений

Обзор эмоционального развития

Эмоции и раннее социальное развитие

Темперамент и развитие

Что такое эмоциональные привязанности?

Каким образом младенцы формируют привязанности?

Индивидуальные различия в качестве привязанности

Факторы, влияющие на надежность привязанности

Привязанность и дальнейшее развитие

Равнодушный ребенок

Материнская занятость, дневной уход и раннее эмоциональное развитие

Краткое содержание главы

Глава 12. Развитие «я» и социальное познание

Развитие Я-концепции

Самооценка

Развитие мотивации достижения и представлений о себе как субъекте учебной деятельности

Кем я должен быть?

Становление идентичности

Другая сторона социального познания: знание о других

Краткое содержание главы

Глава 13. Половые различия и гендерно-ролевое развитие

Разделение на мужчин и женщин: гендерно-ролевые стандарты

Мифы о половых различиях

Тенденции развития в половой типизации

Теории половой типизации и гендерно-ролевое развитие

Психологическая андрогинность: неписаный закон XXI века?

Краткое содержание главы

Глава 14. Агрессия, альтруизм и моральное развитие

Развитие агрессивности

Альтруизм: развитие просоциального «я»

Что такое мораль?

Психоаналитические объяснения морального развития

Теория когнитивного развития: ребенок как моральный философ

Нравственность как продукт социального научения и обработки социальной информации

Влияние родителей на моральное развитие детей

Краткое содержание главы

Часть V. Экология развития

Глава 15. Семья

Понимание семьи

Социализация в кругу родителей в детском и подростковом возрасте

Влияние братьев и сестер и их взаимоотношения

Многообразие семейной жизни

Когда родители разрушают: проблема жестокого обращения с детьми

Размышления о семье Краткое содержание главы

Глава 16. Внесемейные влияния: телевидение, школа и сверстники

Воздействие телевидения на детей и подростков

Развитие детей в компьютерную эпоху Школа как посредник в социализации

Сверстники как посредники в процессе социализации

Родители и сверстники как посредники влияния

Краткое содержание главы

Глава 17. Заключение: подытожим все, что мы узнали

Основные вопросы, касающиеся развития ребенка и подростка

Мы прошли долгий путь, малыш…

Но еще так далеко идти

Глоссарий

Алфавитный указатель