"Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб." Смирнова Е.О. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.
Издание предназначено в первую очередь для студентов педагогических и психологических специальностей, но может быть использовано в целях повышения квалификации работников образования специалистами дошкольных учреждений и всеми, кому интересны вопросы психического развития и воспитания детей.
Cодержание
Часть I Введение в детскую психологию
Глава 1. Предмет и задачи детской психологии 8
Детская психология — наука о душе ребенка 8
Понятия роста и развития 9
Что дает ребенку природа? 11
Специфика развития человеческого ребенка 13
Детство как социокультурный феномен 14
Место детской психологии в системе смежных наук 16
Глава 2. Методы детской психологии 21
Метод наблюдения 21
Метод эксперимента 24
Вспомогательные методы детской психологии 27
Глава 3. Основные теории детского развития 31
Этологический подход к психическому развитию ребенка 32
Психоаналитическая теория 34
Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона 37
Теория привязанности 40
Теория когнитивного развития Жана Пиаже 43
Бихевиоризм и теория социального научения 46
Теория конвергенции двух факторов 49
Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка 53
Сознание как сущностная характеристика человека 53
Знаковое опосредствование высших психических функций человека 54
Основной закон развития высших психических функций 57
Проблема обучения и развития 59
Понятие ведущей деятельности 61
Концепция генезиса общения ребенка со взрослым 64
Периодизация психического развития в онтогенезе 67
Рекомендуемая литература 75
Часть II Младенчество (первый год жизни)
Глава 1. Общая характеристика младенчества 77
Особенности социальной ситуации развития младенца 77
Влияние общения со взрослым на развитие младенца 80
Микропериоды младенческого возраста 82
Глава 2. Характеристика периода новорожденности 85
Кризис рождения 85
Врожденные рефлексы новорожденного 87
Сенсорные способности и «компетентность» новорожденного 90
Становление потребности в общении со взрослым 92
Глава 3. Первое полугодие жизни 98
«Комплекс оживления» младенца 98
Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца 101
Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни 104
Становление целенаправленных движений младенца 105
Глава 4. Второе полугодие жизни 110
Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым 110
Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 111
Предпосылки развития речи 114
Развитие манипулятивных действий младенца 117
Развитие познавательной активности во втором полугодии 119
Становление образа себя 121
Кризис первого года жизни 123
Рекомендуемая литература 128
Часть III Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Глава 1. Предметная деятельность ребенка раннего возраста 131
Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка 131
Овладение орудийными действиями 133
Глава 2. Познавательное развитие в раннем возрасте 139
Развитие восприятия 139
Особенности мышления в раннем возрасте 142
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 144
Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте 148
Роль речи в развитии ребенка 148
Различные взгляды на природу речевой способности ребенка 149
Феномен автономной детской речи 152
Возникновение первых активных слов ребенка 155
Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни 158
Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка 161
Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте 163
Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте 167
Процессуальная игра ребенка второго года жизни 167
Психологическое значение символических игровых замещений ребенка 169
Становление игровых замещений в раннем возрасте 172
Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста 175
Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником 179
Отношение детей раннего возраста к сверстнику 179
Специфика общения детей раннего возраста 182
Роль взрослого в становлении общения со сверстником 185
Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет 189
Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 189
Основные феномены кризиса трех лет 191
Личностные новообразования в период кризиса трех лет 193
Рекомендуемая литература 198
Часть IV Дошкольный возраст
Глава 1. Сюжетноролевая игра дошкольника 200
Новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении 200
Социальная природа ролевой игры дошкольника 202
Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника 204
Значение игры для развития произвольности 206
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 207
Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 209
Глава 2. Познавательная сфера дошкольника 214
Особенности представлений дошкольника о мире 214
Феномен эгоцентрической речи 217
Опосредствованность познавательных процессов ребенка 220
Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 224
Глава 3. Воображение дошкольника 230
Общая характеристика детского воображения 230
Формы проявления воображения дошкольника 233
Методы формирования воображения и этапы его развития 236
Функции воображения дошкольника 238
Глава 4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками 243
Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми 243
Особенности общения дошкольников со сверстниками 247
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 249
Дифференциация детей в детском коллективе 252
Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте 259
Становление личностных механизмов поведения 259
Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте 263
Становление этических инстанций и социальных чувств 270
Развитие самосознания и самооценки дошкольника 277
Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе 284
Основные симптомы кризиса семи лет 284
Психологические новообразования кризиса семи лет 286
Проблема готовности к школьному обучению 290
Рекомендуемая литература 296
- "Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»" Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов).
В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, рассматриваются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника.
Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, училищ и колледжей, будет полезен всем, кого волнуют проблемы развития и воспитания детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1 Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка 3
Глава 1 Предмет и задачи детской психологии 4
Детская психология — наука о психическом развитии ребенка 4
Специфика детского развития 6
Детство как социокультурный феномен 9
Детская психология в системе наук 12
Глава 2 Методы детской психологии 18
Метод наблюдения 19
Метод эксперимента 22
Глава 3 Основные теории, объясняющие детское психическое развитие 29
Этологический подход к психическому развитию ребенка 30
Психоаналитическая теория 33
Теория привязанности 40
Теория когнитивного развития Жана Пиаже 42
Бихевиоризм и теория социального научения 47
Теория конвергенции двух факторов 50
Глава 4 Движущие силы и условия психического развития ребенка 55
Высшие психические функции человека 55
Основной закон развития высших психических функций 59
Проблема обучения и развития 62
Понятие ведущей деятельности 64
Развитие общения ребенка со взрослым 67
Периодизация психического развития в онтогенезе 71
ЧАСТЬ 2 Психологические особенности младенчества (первый год жизни) 81
Глава 1 Общие закономерности развития психики младенца 82
Особенности социальной ситуации развития младенца 82
Влияние общения со взрослым на развитие младенца 85
Микропериоды младенческого возраста 88
Глава 2 Общая характеристика периода новорожденности 91
Кризис рождения 91
Врожденные рефлексы новорожденного 94
Сенсорные способности новорожденного 96
Становление потребности в общении со взрослым 99
Глава 3 Общение младенца со взрослым 105
«Комплекс оживления» младенца 105
Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца 109
Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым 112
Развитие отношения к взрослому на первом году жизни 114
Предпосылки развития речи 117
Глава 4 Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца 124
Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни 124
Становление целенаправленных движений младенца 125
Развитие манипулятивных действий младенца 130
Развитие познавательной активности во втором полугодии 132
Глава 5 Развитие самосознания и кризис первого года 137
Представление о себе у младенцев второго полугодия 137
Феномены кризиса первого года жизни 139
Новообразования кризиса первого года 141
ЧАСТЬ 3 Психическое развитие в раннем возрасте (от года до трех лет) 145
Глава 1 Развитие предметных и орудийных действий 146
Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка 146
Возникновение специфических действий с предметами 149
Овладение орудийными действиями 151
Глава 2 Развитие познавательной сферы детей 159
Развитие восприятия в раннем возрасте 159
Развитие мышления в раннем возрасте 163
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 165
Роль речи в развитии мышления ребенка 168
Глава 3 Развитие речи в раннем возрасте 171
Различные взгляды на природу речевой способности ребенка 171
Феномен автономной детской речи 175
Возникновение активных слов у ребенка 179
Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни 183
Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка 187
Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте 192
Глава 4 Развитие игры в раннем возрасте 197
Процессуальная игра ребенка второго года жизни 197
Психологическое значение символических игровых замещений ребенка 199
Становление игровых замещений в раннем возрасте 203
Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста 207
Глава 5 Становление потребности в общении со сверстником 211
Отношение детей раннего возраста к сверстнику 211
Специфика общения детей раннего возраста 214
Роль взрослого в становлении общения со сверстником 218
Глава 6 Предпосылки становления личности и кризис трех лет 223
Ситуативность как главная характеристика раннего возраста 223
Основные феномены кризиса трех лет 227
Личностные новообразования в период кризиса трех лет 229
ЧАСТЬ 4 Психическое развитие в дошкольном возрасте 235
Глава 1 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника 236
Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника 236
Социальная природа ролевой игры дошкольника 240
Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника 242
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте 247
Виды игр и другие формы деятельности дошкольника 250
Глава 2 Характеристика познавательной сферы дошкольника 257
Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте 257
Феномен эгоцентрической речи 262
Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации 266
Опосредствованность познавательных процессов ребенка 270
Взаимосвязь различных форм мышления ребенка 274
Глава 3 Особенности воображения в дошкольном возрасте 281
Общая характеристика детского воображения 281
Формы проявления воображения дошкольника 284
Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития 288
Глава 4 Развитие общения со взрослым и со сверстниками 297
Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым 297
Особенности общения дошкольников со сверстниками 301
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте 303
Дифференциация детей в детском коллективе 307
Глава 5 Развитие личности в дошкольном возрасте 315
Становление личностных механизмов поведения 315
Развитие воли и произвольности дошкольника 320
Становление этических инстанций и социальных чувств 327
Развитие самосознания и самооценки дошкольника 333
Глава 6 Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе 340
Основные симптомы кризиса семи лет 340
Психологические новообразования кризиса семи лет 343
Проблема готовности к школьному обучению 347
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Два пути детского развития — акселерация и амплификация 355
Литература 359
- "Детская психология: Методические указания." / Автор-составитель Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. - 32 c.
Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных работников – словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия – задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и возрастным особенностям ребенка.
Содержание
Теории детского развития 2
Периодизация и закономерности психического развития ребенка Кризис новорожденности 7
Младенческий возраст 8
Кризис одного года 11
Раннее детство 11
Кризис 3-х лет 14
Дошкольное детство 15
Кризис 7 лет 19
Младший школьный возраст 20
Кризис 13 лет 22
Подростковый возраст 24
Кризис юношеского возраста 27
- "ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ" Автор-составитель Р. П. Ефимкина Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995 (на http://bookap.info)
Методические указания адресованы слушателям спецфакультета психологии, но могут быть также использованы и при подготовке учителей, воспитателей, социальных работников - словом, тех специалистов, которые работают с детьми. Цель пособия - задать слушателям курса ориентировку в литературе, посвященной развитию и возрастным особенностям ребенка.
Содержание
Аннотация
ТЕОРИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Литература
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ И МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Литература
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА И РАННЕЕ ДЕТСТВО
Литература
КРИЗИС 3-Х ЛЕТ И ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО
Литература
КРИЗИС 7-МИ ЛЕТ И МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Литература
КРИЗИС 13-ТИ ЛЕТ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Кризис юношеского возраста
Литература
Литература ко всему курсу
- "Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип." Урунтаева Г.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Учебное пособие написано на основе базовых методологических и теоретико- психологических положений, принятых в отечественной психологии. Оно дает полное представление о детской психологии как науке и ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Пособие имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.
Книга может быть полезна также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.
Оглавление
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ГЛАВА 1. Предмет детской психологии
§ 1. Основные закономерности психического развития
§ 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта
ГЛАВА 2. Принципы и методы детской психологии
§ 1. Принципы изучения психики ребенка
§ 2. Методы детской психологии
§ 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
ГЛАВА 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет
§ 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
§ 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
§ 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет
РАЗДЕЛ II. РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ГЛАВА 4. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
§ 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
§ 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 5. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
§ 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 6. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
§ 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
§ 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
§ 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
ГЛАВА 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
§ 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
ГЛАВА 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми и сверстниками
§ 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
§ 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
§ 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
РАЗДЕЛ III. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА
ГЛАВА 9. Развитие внимания в дошкольном возрасте
§ 1. Функции и виды внимания
§ 2. Развитие внимания в младенчестве
§ 3. Развитие внимания в раннем детстве
§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
§ 5. Руководство развитием внимания
ГЛАВА 10. Развитие речи в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие речи в младенчестве
§ 2. Развитие речи в раннем детстве
§ 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
ГЛАВА 11. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
§ 1. Сенсорное развитие в младенчестве
§ 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
§ 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
ГЛАВА 12. Развитие памяти в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие памяти в младенчестве
§ 2. Развитие памяти в раннем детстве
§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
§ 4. Руководство развитием памяти
ГЛАВА 13. Развитие воображения в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие воображения в раннем детстве
§ 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
§ 3. Руководство развитием воображения
ГЛАВА 14. Развитие мышления в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие мышления в младенчестве
§ 2. Развитие мышления в раннем детстве
§ 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
§ 4. Руководство развитием мышления
РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
ГЛАВА 15. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие самосознания в младенчестве
§ 2. Развитие самосознания в раннем детстве
§ 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
§ 4. Руководство развитием самосознания
ГЛАВА 16. Развитие воли в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
§ 2. Руководство развитием воли
ГЛАВА 17. "Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
§ 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
ГЛАВА 18. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
§ 1. Нравственное развитие в младенчестве
§ 2. Нравственное развитие в раннем детстве
§ 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
ГЛАВА 19. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
§ 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
§ 2. Характеристика детей с разными типами темперамента
§ 3. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
ГЛАВА 20. Развитие способностей в дошкольном возрасте
§ 1. Развитие способностей дошкольника
§2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
ГЛАВА 21. Психологическая готовность к обучению в школе
§ 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
§ 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
Приложения.
ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет детской психологии
Методы детской психологии
Основные направления психического развития в раннем детстве
РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Бытовая деятельность
Трудовая деятельность
Игровая деятельность
Изобразительная деятельность
Конструктивная деятельность
Общение ребенка со взрослыми
Развитие общения со сверстниками
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие внимания
Развитие речи
Сенсорное развитие
Развитие памяти
Развитие воображения
Развитие мышления
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Развитие самосознания
Развитие воли
Эмоциональное развитие
ПРОГРАММА ПО КУРСУ ДОШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ...
Нравственное развитие
Развитие темперамента
Развитие способностей
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологические особенности детей 6- летнего возраста
Психологическая готовность к систематическому обучению
Приложения.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Словарь основных психологических понятий
- "Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада" Под ред. Г. А. Урунтаевой Владос, 1995. — 291 с.
Пособие разработано в соответствии с программой по детской психологии, состоит из трех разделов: "Личность", "Деятельность и общение", "Познавательные процессы". В нем представлены методики, направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства), общения ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).
Пособие адресовано студентам педагогических институтов и учащимся педучилищ, будет также полезно воспитателям детских садов, психологам-консультантам.
Оглавление
От авторов 3
Особенности исследования в детской психологии 5
Раздел I. Личность 38
Глава 1. Самосознание и самооценка 36
Глава 2. Мотивы поведения и деятельности 62
Глава 3. Воля 74
Глава 4. Эмоции и чувства 88
Раздел II. Деятельность и общение 104
Глава 5. Игра 104
Глава 6. Конструирование 123
Глава 7. Рисование 132
Глава 8. Трудовая деятельность 147
Глава 9. Учебная деятельность и отношение к школе 163
Глава 10. Общение со взрослыми и сверстниками 182
Раздел III. Познавательные процессы 206
Глава 11. Внимание 206
Глава 12. Речь 215
Глава 13. Ощущение и восприятие 241
Глава 14. Память 255
Глава 15. Воображение 269
Глава 16. Мышление 279