Абстрагирование —мыслительная операция, состоящая в отвлечении от несущественных признаков в объекте.

Активность - стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию.

Акцентирование - операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков в знакомом образе, в результате чего получается новый образ.

Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.

Волевое действие - преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка.

Волевое усилие - психическое напряжение, мобилизующее внутренние ресурсы человека для преодоления препятствий.

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка.

Воспоминание - процесс непроизвольного восстановления прошлого опыта.

Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты.

Воссоздающее воображение - вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания.

Гиперболизация - операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ.

Двигательная память - память на движения и действия.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Забывание - утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить.

Запоминание - процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации.

Знаково-символическая функция сознания - возможность использовать объект в качестве заместителя другого.

Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.

Интеллектуальные чувства - чувства, возникающие и развивающиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, сомнение, радость познания).

Коммуникативное умение - освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального.

Культура наблюдения - качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия.

Латентный период запоминания - время, в течение которого информация удерживается в памяти.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.

Логическая память - вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала.

Манипулирование - нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение).

Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.

Мнемическая память - сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить.

Мнемические приемы- действия, которые применяются для управления своей памятью.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.

Мотивировка - словесное объяснение своего действия или поступка.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Наблюдение - систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.

Новая внутренняя позиция дошкольника - возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества - постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.

Нравственные нормы - общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Обобщение - мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.

Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Объем памяти - количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени.

Опосредованная память - вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства.

Опосредованное воображение - вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства.

Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.

Переключение внимания - переход от одного объекта (вида деятельности) к другому.

Перцептивные действия -действия, сознательно направляемые на обследование объектов.

Потребность - источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития.

Предметные действия - общественно выработанные способы употребления предметов.

Припоминание - сознательный поиск информации в памяти.

Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.

Произвольное действие - действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью.

Произвольность поведения - способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Психологическая готовность к школьному обучению - комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).

Психологическая защита - регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Распределение внимания - способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.

Рассеянность внимания - неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности.

Речь - процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения.

Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Сенсомоторный образ - зрительно-двигательный образ действия или предмета.

Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.

Синтез - мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое.

Ситуативные желания - желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас».

Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия. Словесно-логическая память- память на мысли.

Соотносящие действия - действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей.

Соподчинение мотивов - определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие.

Сравнение - мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.

Творческое воображение - вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте.

Умозаключение - логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений.

Устойчивость внимания - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.

Фантазия - синоним воображения или его продукт.

Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу.

Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека.

Чувства высшие - отражения устойчивых эмоциональных отношений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности.

Чувственное познание - познание, протекающее с помощью органов чувств.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.

 

Источник:

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 

 

P.S.

- "Большой психологический словарь" Б. Мещеряков, В. Зинченко - Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 633 с.

(на http://publ.lib.ru 3-е издание. 2002)

Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь - основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.

В словаре более 2000 статей, более 160 отечественных авторов.

Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки "Большого психологического словаря" (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.

Тематический предметный указатель.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).

Отрасли психологии.

Возрастная психология и психология развития.

Зоопсихология, этология и сравнительная психология.

Инженерная психология, психология труда и эргономика.

Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция). Нейропсихология.

Общая психология.

Парапсихология.

Педагогическая психология и психологическая служба образования.

Психогенетика.

Психолингвистика и психосемантика.

Психология искусства, психология творчества.

Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.

Психология управления.

Психометрика.

Психомоторика.

Психотерапия и психокоррекция.

Психофизика.

Психофизиология и психофармакология.

Сексология и сексопатология.

Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).

Специальная психология.

Этнопсихология.

Юридическая психология.

Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.

Персоналии.

СПИСОК АВТОРОВ

Авдеева Н. Н., Анцыферова Л. И., Арсеньев А. С., Асеев В. Г., Асмолов А. Г., Ахутина Т. В., Басина Е. З., Барабанщиков В. А., Бардин К. В., Борисова Е. М., Бугрименко Е. А., Веклерова Х. М., Величковский Б. М., Вилюнас В. К., Володин А. А., Вучетич Г. Г., Гаврилова Т. П., Галигузова Л. Н., Гатина С. В., Глозман Ж. М., Говоркова А. Ф., Годовикова Д. Б., Гордеева Н. Д., Гордон В. М., Гуревич К. М., Гурова Л. Л., Гуружапов В. А., Гущин Ю. В., Давыдов В. В., Дергачева О. Е., Дилигенский Г. Г., Дмитриева М. А., Додонов Б. И., Дружинин В. Н., Дубровина И. В., Дубровинская Н. В., Дьяченко О. М., Егорова М. С., Еникеев Б. Н., Ениколопов С. Н., Ермолаева-Томина Л. Б. , Ждан А. Н., Жинкин Н. И., Заваденко Н. Н., Забродин Ю. М., Завалишина Д. Н., Задорожнюк И. Е., Зараковский Г. М., Зимняя И. А., Зинченко В. П., Зинченко Т. П., Зыков С. А., Измайлов Ч. А., Ильина Г. Н., Ильясов И. И., Исенина Е. И., Каганов Ю. Т., Калита Н. Г., Капица М. С., Каримский А. М., Катаева А. А., Климов Е. А., Конопкин О. А., Корнеев А. А., Корсакова Н. К., Кринчик Е. П., Кроль В. М., Кузнецова А. С., Кудрявцев В. Т., Лебединский В. В., Лейтес Н. С., Леонова А. Б., Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Логвиненко А. Д., Лубовский В. И., Маркова А. К., Марютина Т. М., Матюшкин А. М., Мешкова Т. А., Мещеряков А. Б., Мещеряков Б. Г. , Мещерякова И. А., Мещерякова С. Ю., Микадзе Ю. В., Михайлов Ф. Т., Михалевская М. Б., Мозговой В. Д., Моргунов Е. Б., Морозов А. С., Мунипов В. М., Мухина В. С., Мучник И. Б., Назаров А. И., Немов Р. С., Николаева В. В., Никольская О. С., Новоселова С. Л., Обухова Л. Ф., Орлов А. Б., Оспенникова А. А., Петренко В. Ф., Петровская Л. А., Петровский А. В., Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Подольский А. М., Поливанова К. Н., Поляков Ю. Ф., Прихожан А. М., Потапова А. Я., Пузырей А. А., Равич-Щербо И. В., Ратанова Т. А., Рождественская В. И., Розанова Т. В., Романенко И. М., Россохин А. В., Рояк А. А., Рубцов В. В., Рузская А. Г., Русалов В. М., Сабурова Г. Г. , Салмина Н. Г., Самойлов К. В., Самохвалова В. И., Семенов В. В., Сергиенко С. К., Симонов П. В., Скотникова И. Г., Смирнова Е. О., Соколов Е. Н., Соколова Е. Е., Соколова Е. Т., Спиваковская А. С., Столин В. В., Стрелков Ю. К., Суворова В. В., Талызина Н. Ф., Толстых А. В., Толстых Н. Н., Ушакова Т. Н., Фарбер Д. А., Фельдштейн Д. И., Филиппова Е. В., Флоренская Т. А., Фридман Л. М., Хомская Е. Д., Цветкова Л. С., Чигирь В. Н., Чуприкова Н. И., Шапиро А. З., Шевелев И. А., Шестопал Е. Б., Шехтер М. С., Шмелев А. Г., Шумилина Н. И., Щебланова Е. И., Юркевич В. С., Якиманская И. С., Ярошевский М. Г.

 

- "Психологическая энциклопедия. Concise Encyclopedia of Psychology" Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха, Переводчик: А. Алексеев - СПб.:Питер, 2006. - 1096 с. (на http://publ.lib.ru)

Энциклопедия содержит 1365 словарных статей и 473 биографические справки, охватывая практически весь спектр психологии как науки и как профессии. Целый ряд статей посвящен проблематике смежных наук (биологии, медицины, педагогики, социологии и т. д.). Обращение к ним открывает значение межпредметных связей и наводит на продуктивные аналогии, несомненно, полезные при поисках новых путей и решений. Данная книга - не просто `моментальная фотография` современного состояния психологии в США. Скорее это попытка нарисовать целостную, динамическую картину мировой психологической науки и практики как она видится в настоящее время из-за океана. В создании этой картины приняли участие свыше 500 авторов статей и более 40 редакторов, среди которых Анна Анастази, Альберт Бандура, Теодор Блау, Томас Харди Лихи, Э.Р.Хилгард, Пол Мил, Чарльз Спилбергер, К.В.Шайи и др. Все это позволяет надеяться, что помимо выполнения утилитарной функции полного справочника данное издание послужит для читателей еще и источником новых идей в самых разных областях теоретизирования и практической работы. Оно будет интересным и полезным не только для студентов и молодых специалистов, но и для зрелых профессионалов, а также для всех, кто интересуется психологией.

 

- "Словарь практического психолога" Головин С. Ю. - 1998 г.

(на www.psyinst.ru) (на http://vocabulary.ru) (на http://bookap.info) (на http://publ.lib.ru)

Предлагаемый словарь содержит более двух тысяч терминов и рассчитан прежде всего на читателя, так или иначе использующего психологические знания в своей практической деятельности. Но он может заинтересовать и другие группы читателей. В отличие от большинства подобных книг, в нем значительное внимание уделяется терминам психоанализа и некоторых других направлений психологии, мало представленным в отечественной литературе, а также проективным методикам, позволяющим тонко исследовать глубинные особенности человеческой личности, ее характера и темперамента. Словарь отличается и новым подходом к тематической группировке статей.(около 2000 терминов, 1998 г.)

 

- "Толковый словарь психиатрических терминов." В.М.Блейхер, И.В.Крук.(1995). Около 3000 терминов.

В словаре представлены толкования основных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в современной психиатрической литературе, а также в смежных науках и областях знаний (психотерапии, неврологии, психологии, философии, физиологии и др.). Приведено лаконичное, но достаточно полное смысловое значение каждого термина, даны ссылки на авторов основополагающих исследований в соответствующей области. Термины, употребляемые в клинической практике с обозначением через эпонимы, то есть обозначенные по фамилии введшего их в употребление исследователя или по имени исторического или литературного персонажа, с чьей деятельностью проводится аналогия, в тексте словаря приведены как эпонимические. Каждая статья содержит этимологическую справку, объясняющую происхождение ключевого слова.

Словарь рассчитан на врачей и научных работников - психиатров, невропатологов, психологов, педагогов-дефектологов, философов, юристов, других специалистов, проявляющих интерес к психиатрии.

 

- "Психотерапевтическая энциклопедия." Главный редактор Б.Д.Карвасарский - 2000., 2-е издание.

«Психотерапевтическая энциклопедия» - первая в отечественной практике попытка энциклопедического описания теории, методологии и истории психотерапии. В состав энциклопедии вошли статьи, содержащие характеристики важнейших школ и направлений психотерапии, описания различных методик и технических приемов. Энциклопедия не только отражает историю и классику психотерапии, но и фиксирует современный этап ее развития в России и в зарубежных странах. Над составлением энциклопедии трудились одни из ведущих психологов и психотерапевтов нашей страны.

 

- "Грамматика общения. Научное издание." Авторы: Ю.С.Крижанская, В.П.Третьяков. Обложка художника О.В.Угнич - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. - Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР

В последнее время возрос интерес к проблемам социальной психологии общения. Началам психологии общения и посвящена эта книга. Она знакомит читателя с современными представлениями о закономерностях восприятия человека человеком, коммуникации и взаимодействия. На основе анализа структуры и механизмов общения рассматриваются причины ошибок и затруднений в повседневном общении и способы их преодоления.

Книга предназначена не столько для специалистов, сколько для тех, кто по роду своей деятельности должен правильно и эффективно общаться с людьми.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение (3).

УВИДЕТЬ И ПОНЯТЬ (перцептивная сторона общения) (7).

Первое знакомство (15).

Старые знакомые (35).

О чем говорят поступки? (45).

Самоподача (64).

КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ? (коммуникативная сторона общения) (77).

Барьеры непонимания (84).

Преодоление барьеров (104).

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАЗГОВОРЕ (интерактивная сторона общения) (129).

Позиция в общении (136).

Ситуация и действие (150).

СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ (165).

Ритуальное общение (172).

Манипулятивное общение (179).

Гуманистическое общение (189).

Заключение (197).

Литература (199).

Список иллюстраций, помещенных на шмуцтитулах и перед главами (206).

 

Международная классификация болезней (МКБ-10) Классификация психических и поведенческих расстройств. (1994)

Клинические описания и диагностические указания

Исследовательские диагностические критерии

 

- "Психические и нервные болезни: Справочник врача." Фадеева Т.Б. - 2002.

 

- "Занимательная психология." Шапарь В.Б. - 2-е издание.

Психология - прекрасная и увлекательная наука. Научно-популярная литература в этой области выполняет очень важную роль - она не только доносит до широкого круга читателей в популярной форме те проблемы, которые труднодоступны неспециалисту, но и развивает навыки научного мышления, творческий подход к решению проблем, изобретательскую инициативу.

В последние годы интерес к психологии и ее проблемам значительно возрос. Многих читателей волнуют вопросы «Кто Я?» и «Какой Я?». Большое количество публикаций по этим проблемам по-прежнему рассчитано на достаточно квалифицированных специалистов. Читатель не всегда может разобраться в многочисленных терминах и научных толкованиях элементарных вопросов повседневной жизни.

В то же время откровенная псевдонаучная литература, захлестнувшая книжный рынок, не способна удовлетворить запросы даже начинающих психологов.

Всеми этими обстоятельствами и продиктовано создание данной книги. Это не пособие по психологии и не популярное изложение давно и широко известных истин. Здесь собраны простейшие психологические опыты, доступные каждому читателю, большое количество занимательных фактов, или, лучше сказать, данных. Не все в них истина, кое-что дискуссионно, но в общем они поучительны.

Действительно, кого сегодня не интересует, что такое совесть, любовь с точки зрения психологической науки; может ли мысль передаваться на расстояние; что такое сновидения; существует ли взаимосвязь между характером человека и его группой крови, и многое другое.

 

- "Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных." Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne), Перевод с английского А.И.Федорова. - С.-Петербург: МФИН, 1992. - 448 c. (Doc-Zip)

Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка. Доступность и образность изложения материала делают книгу интересной самому широкому кругу читателей.