Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.” Семенович А.В. — М.: Генезис, 2007г.
Издание “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.” Семенович А.В. посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей.
В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы — поурочные психолого-педагогические программы, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития. Книга адресована студентам психологических факультетов ВУЗов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и т.д.) ребенка. Наблюдается рост проявлений агрессивности, токсикомании, иных форм делинквентного поведения; резкое снижение их возрастного порога. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д.; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость/истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, речи, слухо-речевой памяти, счетных операций, письма и т.д. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у-шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Нейропсихология
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов человека. Созданная в недрах школы А.Р. Лурия, она возникла и развивается как самостоятельная психологическая дисциплина, ассимилировавшая методологические принципы нейробиологии, теории функциональных систем и эволюционной парадигмы.
Нейробиологическая зрелость определенных подкорковых, комиссуральных и корковых комплексов, их межсистемных динамических связей обеспечивает возможность адаптации ребенка к тем требованиям, которые предъявляются ему в процессе развития.
Любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» — связанная с деятельностью его нервной системы, главным организатором которой является его мозг. «Психо-» — отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» — телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов.
Подчеркнем еще раз инвариантное единство этих трех плоскостей: одно без другого просто не существует в природе. Поэтому мы и ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим Нейропсихологическое сопровождение и включает в данном разделе многие подходы (прежде всего восточные), основным принципом которых является холистический, целостный взгляд на природу человека.
Обращаясь к проблеме мозгового обеспечения единого онтогенетического процесса, отметим еще раз, что мозг — это не только известные всем правое и левое полушария, мозолистое тело, их связывающее, подкорковые (субкортикальные) образования и т.д. Это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный диалог головного мозга со всем телом, и различные нейрофизиологические, нейрохимические, нейроэндокринные системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.
А созревают они тоже неодновременно (гетерохронно) и асинхронно. Одни практически готовы к включению в активную деятельность к моменту рождения ребенка, более того — определяют его внутриутробное развитие, сам процесс рождения и адаптации к новым (земным) условиям существования. Другие полноценны морфо-функционально лишь к 8—9 годам, а то и позже.
Подкорковые структуры мозга созревают по преимуществу еще внутриутробно и завершают свое развитие (то есть достигают принципиально «взрослого» состояния) в течение первого года жизни ребенка. А корковые (особенно префронтальные, лобные) лишь к 12—15 годам. Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам, а левое (в частности, его речевые зоны) — только к 8—12.
Одна и та же психическая функция в разном возрасте имеет качественно специфическую мозговую организацию. Это обстоятельство является центральным для понимания логики нейропсихологической коррекции и абилитации. Иными словами, речь (движение, память, эмоции, рисунок и т.д.) 4-летнего и 10-летнего ребенка— это как бы два разных с точки зрения церебрального обеспечения психических процесса, соответственно и корригироваться они должны по-разному.
Центральная догма нейропсихологии детского возраста — психогенез человека обеспечен двумя взаимообусловливающими процессами, линиями: 1) системно-динамическими перестройками мозговой организации и 2) изменением структуры, строения каждой психической функции (ввиду ее речевого опосредствования и расширения контактов с миром), их взаимодействий и всего поведения в целом. Они в принципе не существуют один без другого; искажение или отклонение, поломка в любом месте этой единой психологической системы приводят к ее дезорганизации и деформациям. На уровне поведения это актуализируется в психической и психосоматической дизадаптации ребенка. Есть определенные (связанные с интимными механизмами генетики мозга человека как социального существа) требования к инициации и реализации этой драматургии нормальному протеканию этих системных процессов.
Базовой в нейропсихологии детского возраста аксиомой выступает представление о взаимообусловливающем единстве мозговых, психических и соматических (телесных, организмтеских) составляющих человека, существующего в природном и социокультурном окружении. Психическое развитие (и в детстве, и в зрелом возрасте, и в старости) является динамическим, иерархически организованным, системным энергоинформационным процессом.
В организме человека он обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, кожа и т.д.) и, очевидно, гомо- или биоэнергетическими каналами и меридианами. Эти информационные магистрали находятся в неразрывном постоянном взаимодействии, что и является базой для формирования многоуровневых ступеней и механизмов оптимальной адаптации ребенка к лавине внутренней и внешней информации. Их ведущая объединяющая роль как единственных претендентов на осуществление кардинальных многоуровневых связей определяется следующим. Они действительно всепроникающи, они единственные, кто реально пронизывает, охватывает без каких-либо зазоров всего человека «от макушки до пят» единой сетью. Центральным «административным узлом» этих многогранных, интимных контактов является мозг.
Речевые процессы
Речь— наряду и благодаря своей коммуникативной функции — это средство овладения любой психической операцией, присвоения культурно-исторического опыта. Именно речь, равно как и письмо, чтение, счет перестраивает, делает собственно человеческим любой психический процесс (память, восприятие, эмоции, не говоря уж о мышлении). Речевые функции создают тот «функциональный барьер», который позволяет человеку овладеть своим и чужим поведением.
Порекомендуйте родителям научиться вместе с ребенком четко выговаривать сложные слова и скороговорки. Докажите ему (а иногда и его родителям!), что красиво говорить — это величайшее достоинство, не меньшее, чем «наклейки» или поход в «Макдоналдс». Важно, чтобы он как можно больше слышал красивую, правильную речь. Можно и нужно использовать записи актеров, читающих художественные произведения, с одновременным прослеживанием данного произведения по напечатанному тексту.
Еще раз акцентируем эффективность работы с магнитофоном — ведь таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, — обратная связь (то самое «зеркало», о котором шла речь при обсуждении произвольной саморегуляции). Прослушивание собственной речи — собственного чтения с одновременным прослеживанием в тексте, запись текста (диктант) под собственный голос с кассеты и т.д. — прекрасно оптимизирует процессы обучения любому предмету
Очень полезно четкое проговаривание, повторение заученного стихотворения или любого учебного текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жесто-мимическим сопровождением) произносимых слов. Попросите родителей, воспитателей и педагогов предлагать такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова.
Для расширения речевых возможностей у ребенка есть три источника:
1) постоянное общение со взрослыми, которые в идеале, находясь рядом с ним, должны выступать в роли акына, говоруна, не умолкающего ни на минуту;
2) закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;
3) как это ни консервативно звучит — бесконечное приобщение к литературе. Вы и его родители должны обсуждать с ним в жанре диалога все, что вы видите, гуляя на улице, смотря телевизор, готовя обед, отдыхая на море и т.д.
Сразу хочу оговориться, что хорошая речь — это классическая речь, а не современные комиксы и мультфильмы, где все разговаривают с «кашей во рту» и только междометиями. Ребенок, осваивающий речь и поведение в целом, — это маленький магнитофон, и вы получите ровно то, что на нем записали. Поэтому посоветуйте родителям не сетовать, если ребенок «позорит» их на людях; лучше вспомнить, кто и когда в семье вел себя именно так, как он, негодный, сейчас.
Вообще желательно, чтобы, разговаривая с ребенком, вы перестали понимать его с полуслова. Он должен рассказывать вам то, что хочет, без «мам, ну ты поняла...». Задавайте ему массу вопросов, станьте крайне непонятливыми.
Если дома во время приготовления обеда он рядом, пусть мама расскажет (покажет) ему: «Для того чтобы сварить макароны, мы должны... первое... второе... третье... и т. д. А если мы положим макароны в холодную воду, то... потому что...» — здесь можно провести наглядный эксперимент. Надеюсь, что каждый педагог или родитель из имеющихся под руками средств сможет сам придумать массу аналогичных упражнений, которые существенно облегчат адаптацию ребенка.
Пространственные представления
Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важнейших условий его успешности. И пользоваться здесь нужно всем богатым арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существуют правая и левая стороны, и это неизбежно и неизменно. Надо максимально использовать цвета, различные формы и т.п.
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головками повернуты к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление — от нее.
Но ведь есть еще и верх-низ. Верх — это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ — ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.
Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо детям. Они все должны пощупать, прочувствовать своим телом, руками.
Саморегуляция
Оптимальными для развития произвольной саморегуляции являются развернутые на всех этапах инструкции со стороны взрослого, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности (и что немаловажно, потребности) создавать собственную целостную и непротиворечивую программу поведения. В дальнейшем он начинает применять усвоенный алгоритм для планирования и оценки деятельности других (сверстников, родителей, психолога), а уже затем самостоятельно выстраивать и регулировать свою собственную. Важнейшим итогом онтогенеза функций произвольной саморегуляции и самоконтроля является присвоение навыка автоматически (вне зависимости от ситуации) задавать и отвечать себе на «лобные вопросы» хотя бы в минимальной степени.
Формированию произвольности способствуют разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать из уже известных какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, на-звав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить.
Не надо стесняться быть недостаточно осведомленными и вслух признавать свои ошибки. Ведь только так у ребенка сформируется спокойная, взвешенная позиция относительно собственных просчетов и неумений. Глядя на вашу адекватную реакцию, он постепенно поймет и примет за правило, что человеку свойственно ошибаться. И дело совсем не в том, чтобы никогда не ошибаться или уметь (знать) все на свете: это просто невозможно. Важно вовремя эти ошибки и недочеты заметить и спокойно исправить; а то, чему хочешь научиться, — изо дня в день настойчиво, без лишних эмоций учиться делать.
Важным фактором развития произвольной саморегуляции является принятие и выполнение ребенком правил и норм взаимодействия с другими людьми и самим собой. Необходимым при этом часто бывает ведение «дневника природы», собственного календаря с обозначением эмоционально значимых дат и событий жизни, дневника занятий в нейропсихологической группе. Немаловажно, чтобы ребенок сам написал (нарисовал) свой распорядок дня с часами напротив каждого вида своей деятельности, в том числе и на период конкретного коррекционного занятия. Из собственных наблюдений могу констатировать, что сам факт появления в жизни ребенка экзотических песочных часов может способствовать моментальному превращению «копуши» в «сверхскоростной лайнер».
Очевидно, что базой здесь должно быть реальное соблюдение в повседневной жизни режима и определенных «домашних» ритуалов, посвящений и обязанностей. Мытье рук, чистка зубов, переодевание в домашнюю одежду после прихода с улицы; чашку на стол подавать непременно с блюдцем, выходя из автобуса — предлагать маме руку, своевременно говорить «спасибо», «извините», позвонить заболевшему другу и т.д.
С самого начала ребенок должен понять и усвоить нормы и правила (ритуалы) поведения в семье, группе, основные принципы «ролевого» взаимодействия с ее членами. Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую» позицию родителей и педагога, что способствует закреплению, автоматизации необходимого алгоритма. Не волнуйтесь и не спешите обсуждать консервативную, «антидемократичную» позицию автора: воспитания, а я сейчас веду речь именно о нем, пока что никто не отменял.
Другая стороны медали состоит в максимальном обогащении ребенка разнообразными играми: народные (фольклорные), лото, карты, классики, вышибалы, танцы и многое другое автоматически формируют у него осознание необходимости знания и соблюдения правил игры, которые могут кардинально меняться в зависимости от той роли, которую он принимает на себя в том или ином жизненном сюжете. Не забудьте, пожалуйста, о пользе игр в «крестики-нолики», «морской бой», шашки и шахматы, карты, «найди семь отличий», прохождение по лабиринтам, различного рода эстафеты и т.п.
Важно, чтобы участники любой игры были заинтересованы в победе, вели борьбу «на интерес». Например, проигравший должен сделать что-то штрафное (дома — вымыть посуду, вынести мусорное ведро, сократить время, проводимое у компьютера; на ваших занятиях — пять минут посидеть на скамье штрафников, убрать после занятий зал или не участвовать в игре в «вышибалы»), а выигравший — непременно получить мини-приз.
Поскольку никакая игра невозможна без сосредоточенности на ней, с первых же занятий необходимо внедрить в коррекционный процесс упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоление поведенческих стереотипов.
Дыхательные упражнения
Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Наконец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!
Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как можно раньше, в идеале — предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Поскольку у многих детей не сформированы устойчивые впечатления о том, где у них правая—левая рука (нога), обязательно надо промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, браслетом и т.п.). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона — это там, где...», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Универсальным является обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Как уже отмечалось, вначале необходимой бывает фиксация психологом рук ребенка, что значительно облегчает обучение. Психолог должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнений ребенком.
Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из следующих четырех этапов:
1. Вдох:
— распустить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;
— наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;
— приподнять грудину и ключицы, наполнить воздухом верхушки легких.
2. Пауза.
3. Выдох:
— приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;
— опустить ребра, используя группу межреберных мышц;
- опустить грудину и ключицы, выпуская воздух из верхушек легких.
4. Пауза.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий, без напряжения вдох ртом или носом. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. При выполнении упражнения в положении сидя или стоя — не нагибаться вперед. Все упражнения выполняются по 3—5 раз.
Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны в разделе 1. Детям интересно бывает услышать свой пульс, прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого.
Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. При выполнении любых упражнений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует развитию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.
Массаж и самомассаж
Массаж и самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики телесных состояний, их психологических аналогов при негативном статусе, общей гармонизации. Многие из нас на собственном (личном и профессиональном) опыте знакомы с чудодейственными результатами профессионального массажа и научно-прикладным обоснованием его внедрения в психолого-педагогическое сопровождение процессов развития. Опыт показывает, что сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответствующий курс.
Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело ребенка сам, затем 2) руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п. Можно предложить ему на выбор несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее приятную и комфортную; попросить его что-нибудь нарисовать в завершение этих процедур.
И для детей, и для взрослых очень полезным будет овладение некоторыми приемами даосской медицины, которые можно выполнять дома, на уроке, в транспорте и т.д. Они не зря называются «волшебными», поскольку в их основе — древние знания о биоэнергетических меридианах человека, которые (наряду с нервной системой и соединительной тканью) являются важнейшими энергоинформационными магистралями в нашем организме. Попробуйте ввести их в свой повседневный распорядок и вы убедитесь, что со многими предболезненными и болезненными состояниями можно расставаться без привлечения таблеток.
Древняя психосоматическая технология «Мудры» эффективна для профилактики и коррекции различных заблеваний, поддержания общего нейродинамического тонуса, гармонизации потоков энергии в организме, стабилизации телесных и соответственно межполушарных взаимодействий. В нейропсихологическом контексте эта технология — своего рода «стимулирующий массаж мозга» в зоне центральных извилин правого и левого полушарий: базовых для мануальной и речевой экспрессии систем могза. Каждая мудра выполняется от 2 до 25 минут; можно делать их несколько раз в день по 5—10 минут.
Бесценны в этом смысле занятия гимнастиками типа тай-цзи-тю-ань или у-шу, ритмика и танцы, музыка, плавание, велосипед или теннис. Необходимо увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов (выкладыванием узоров с помощью мозаики) с повторяющимся мотивом. Постепенно подвести его к уровню, когда он сможет выполнять эти задачи не пофрагментарно, штрих за штрихом, а плавно, соблюдая двигательную мелодию. Напомним, что гармонизация его движений: двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость — залог многих дальнейших достижений ребенка.
Поэтому хорошую службу здесь сослужат занятия макраме, нанизывание бус и бисера, лепка, раскрашивание мелких изображений, китайской каллиграфией. В прежние времена прекрасным способом сформировать многие из этих навыков служили переводные картинки — ведь манипуляции с ними требуют необыкновенной тщательности, сосредоточенности и контроля за малейшим нажимом. Как известно, перечисленное — единственная прямая возможность непосредственной элиминации сенсомоторной недостаточности речевых процессов в любом возрасте.
Релаксация
Прежде чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы отметить особое влияние музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета.
При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.
Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия.
Наказание и поощрение
Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.
Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то — батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»).
В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех.
В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает право самостоятельно выбрать игру, в которую будут играть все лети, или музыку, под которую они будут танцевать.
Причем этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.
Литература
1. Агафонова И.Н. Готовимся к школе. СПб., 1997.
2. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1972.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
4. Бабкина Н.В. Радость познания. М., 2000.
5. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.
6. Вербовая Н.П., Головина О.М. и др. Искусство речи. М., 1997.
7. Волина В.В. Праздник Букваря. М., 1997.
8. Волина В.В. Русский язык. Екатеринбург, 1996.
9. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М., 1990.
10. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. Минск, 1998.
11. Денисом П., Денисом Г., Гимнастика ума. М., 1993.
12. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М., 1993.
13. Игры — обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрушинского. М., 1994.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М., 1993.
15. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
16. Корсакова U.K., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., 2003.
17. Локалова Р.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М., 1995.
18. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
19. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И.А. Как развить внимание и память Вашего ребенка. М., 1994.
20. Мезодермальная и альтернативная медицина / Алексеев А.А., Ларионова И.С. и др. М., 2001.
21. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
22. Никольская И.Л., ТиграноваЛ.И. Гимнастика для ума. М., 1997.
23. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Под ред. О.Б. Иншаковой.
24. Пылаева Н.М., Ахутина Т.Е. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
25. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.
26. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М., 1995.
27. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
28. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
29. Сатья С.Х. Кундалини-йога: для здоровья, тела, ума и души. Гамбург, 1990.
30. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
31. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000.
32. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М., 2004.
33. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
34. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.
35. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. М., 2000.
36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, 1996.
37. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1997.
38. Уманская А.А. Волшебные точки. М., 1987.
39. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.
40. Хамская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003.
41. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М., 1997.
42. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю. Баскакова. М., 1993.
43. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., МГУ, 1985.
44. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
45. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. М., 1998
46. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 2000.
P.S.
Также по данной тематике можно ознакомиться с книгами:
- "Нейропсихология темперамента" Грей Джеффри /Перевод Н.Алмаева
- "Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте" Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. - Спб.: Питер, 2-е издание, 2008 год, 80 стр. Отрывок, Оглавление
Книга является систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специфики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей. Описаны дифференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения.
Для психологов, логопедов, дефектологов, врачей.
Оглавление
Часть I Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте
Глава 1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте 6
Глава 2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте 11
Глава 3. Данные апробации методики нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте 16
Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов 25
4.1. Общие положения 25
4.2. Схема и количественная оценка данных нейропсихологического обследования ребенка 27
Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики дошкольников 44
5.1. Общие данные о социальном статусе, перинатальном и постнатальном развитии ребенка 44
5.2. Нейропсихологический синдром в динамике коррекционно-развивающих занятий 44
Заключение 56
Литература 59
Приложение 1. Протокол обследования ребенка 3 лет 65
Приложение 2. Протокол обследования ребенка 4 лет 67
Приложение 3. Протокол обследования ребенка 5-6 лет 70
Приложение 4. Опросник для родителя 74
Часть II Альбом для нейропсихологического обследования дошкольников
- Курс лекций по нейропсихологии детского возраста Микадзе Ю.В. из книги "Психологии развития" под редакцией Марцинковской Т.Д.child_neiropsychology_lec.zip
Гл а в а 7 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
7.1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций человека.
7.2. Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста.
7.3. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте.
7.4. Нарушения психических функций при органических повреждениях мозга.
7.5. Пролонгированные нарушения высших психических функций органического генеза
7.6. Индивидуальные различия психического развития ребенка.