Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками» под ред. Дж. Циантиса, СБ. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн,Л. Тишлер. Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2006. (Детский психоанализ)

Книга “Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками» под ред. Дж. Циантиса, СБ. Ботиуса, Б. Холлерфорс, Э. Хорн,Л. Тишлер. — вторая из серии книг по психотерапии детей и подростков. Она посвящена различным подходам и видам практической работы с родителями детей, страдающих серьезными психическими нарушениями; в ней представлен ряд последних достижений европейских специалистов в сфере психоаналитически ориентированной работы с детьми и их семьями.

Книга будет полезна психотерапевтам, клиницистам, преподавателям и студентам, изучающим психоаналитическую психотерапию.

 

Работа с родителями, без сомнения, необходима на всех стадиях терапии ребенка — с момента диагностической оценки его состояния до того этапа, на котором ребенок начинает проходить процесс психоаналитической психотерапии.

Известно, что для обеспечения эффективной работы с детьми (без перерывов и отмены сеансов) необходима постоянная работа с родителями.

Проанализировав данные, полученные при работе с родителями, я выделила четыре основные категории случаев. В первую категорию входят случаи, где основная задача терапевта состоит в том, чтобы заручиться поддержкой родителей для обеспечения эффективной терапии ребенка. Ко второй категории относятся случаи, когда родителям необходима помощь в выполнении их родительских функций. Отдельным направлением в рамках этой категории является работа с родителями младенцев и маленьких детей (Daws, 1989; Miller, 1992). К данной категории относятся родители, которые чувствуют, что не могут понять причины поведения и поступков своих детей, а также те родители, которые столкнулись со сложными жизненными ситуациями — болезнь кого-либо из членов семьи, экономические проблемы, временная недееспособность, тяжелая утрата и т. д. Эти родители либо настроены на установление партнерских отношений с психотерапевтом, либо сами нуждаются в помощи, которая была бы сфокусирована только на выполнении ими родительских функций. К третьей категории относятся случаи, когда непосредственной целью работы является изменение взаимоотношений в семье. Эта работа проводится с согласия родителей и является одной из составляющих лечения ребенка; она может проходить в разных формах, включая супружескую терапию, индивидуальную терапию с акцентом на внутрисемейные отношения, семейную терапию как таковую. К последней категории относятся случаи, где требуется индивидуальная психотерапевтическая работа с одним или с каждым из родителей. Родители становятся пациентами по собственному желанию, даже если изначально они обратились к психотерапевту в связи с проблемами ребенка. И психоаналитическая психотерапия, и терапия, направленная на внутрисемейные изменения, могут применяться как параллельно с лечением ребенка, так и независимо от него.

Люди, работающие детскими психотерапевтами, обычно обладают особой способность видеть мир глазами ребенка. Это позволяет нам безошибочно выявлять детские аспекты личности взрослых пациентов. Когда существует возможность проведения психотерапевтической работы с использованием феномена инфантильного переноса, мы можем положиться на свой богатый опыт. Однако он должен сочетаться со знанием проблем и навыками психотерапии взрослого человека. Тем не менее, интенсивное обучение психоаналитической работе с детьми и подростками предоставляет нам серьезную базу, позволяющую браться за работу со взрослыми. Когда родители обращаются к нам за помощью, они рассказывают об эмоциональных конфликтах в семье. Зачастую болезненные переживания, вызываемые проблемами в детско-родительских отношениях, позволяют нам выявить скрытые причины конфликтов.

При работе с родителями возникает более четкое видение ≪ребенка в семье≫, что принципиально важно для будущей деятельности терапевта. Нужно стремиться к тому, чтобы терапия помогала ребенку развиваться более адекватным образом, чтобы в конце концов родители почувствовали свою компетентность и ответственность, а дети — тепло родительской опеки.