- УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» (http://files.lib.sfu-kras.ru) Сибирский федеральный университет, Красноярск, 2007 г.

Изданием этого пособия мы преследуем несколько целей. Прежде всего, нам хотелось бы помочь студентам изучить теоретические и методологические основы дошкольной педагогики. Главная наша цель – дать им надежный фундамент для работы с детьми дошкольного возраста, используя то лучшее, что к настоящему времени накоплено науками, имеющими к ним непосредственное отношение. Безусловно, мы надеемся, что информация, содержащаяся в этом учебном пособии, студенты могли использовать в процессе учебы, а также в своей будущей профессиональной деятельности и личной жизни. Мы стремились сделать это пособие познавательным, интересным и легким для восприятия.

Материал расположен по принципу последовательного и содержательно- методического расположения учебной информации и в логике Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Дошкольная педагогика». В учебном пособии с учетом достижений современной педагогики рассматриваются научно обоснованные пути и условия решения актуальных проблем дошкольной педагогики; в обобщенном виде излагается материал по вопросам воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; описано построение процесса обучения в дошкольном учреждении, формы его организации, педагогически целесообразные методы, приемы и средства;

Основная литература

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Красноярский гос. университет. Красноярск, 1998.- 310 с.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.; Изд. Дом «Карапуз», 2001.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. фак-тов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2003.- 399 с.

4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. Пособ. для работ. дош. образов. учреждений и родителей.- М.: АРКТИ, 2001.-12 с.

5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособ. для раб. дош. образ. уч. и родителей.-2-е изд. исправ. и допол.- М.: АРКТИ, 2003.-96 с.

6. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2005.- 318 с.

7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-244-СПб.: Детство-ПРЕСС, 2004.

8. Дошкольная группа: программа для групп кратковременного пребывания в д/с: старший дошкольный возраст / под ред. Т.Н. Дороновой. – М.: Школьная пресса, 2005. – 47 с.

9. Дошкольная педагогика. Конспект лекций: Пособ. для подгот. к экзаменам - М.: «Приор-издат», 2002.-192 с.

10. Дошкольное образование России в документах и материалах: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно- методических материалов/ Министерство образования Российской Федерации; ред.-сост. Т.И. Оверчук.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.-471 с.

11. Дошкольное образование: словарь терминов/(сост. Н.А.Виноградов и др.).- М.: Айрис - пресс, 2005.-399 с.

12. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2000.- 304 с.

13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав./ под ред. Л.Г. Нисканен – М.: ИЦ «Академия», 2002.- 208 с.

14. Кожухова Н.Н., Рыжкова А.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы – М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2003.- 192 с.

15. Козлова А.М., Никифорова И.К. Дошкольное образование: Уч.-метод. пособ.- М.: ЦГЛ, 2004.-80 с.

16. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании: учебное пособие для студ. фак. дошк. образ., высш. образ., высш. пед. уч. зав.- М.: ИЦ Академия, 2002.- 144 с.

17. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Уч. пособие для студентов высш. пед. уч. зав. – М.: ИЦ «Академия», 2002.- 336 с.

18. Николаева С.Н. Эколог в детском саду6 программа повышения квалификации дошкольных работников. - М.; Мозаика, 2003.- 120 с.

19. Парамонова Л.А., Протасова. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав.- М.: ИЦ «Академия»,2001.- 240 с.

20. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для студ. пед. вузов – 2-е стереот.- М.: ИЦ Академия, 2000.- 432 с.

21. Программа воспитания в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой -2-е изд. испр. и доп.-М.: Мозаика - Синтез. 2005.-208 с.

22. Программа нового поколения для Дошкольных образовательных учреждений: Развитие: Старшая группа. /Под ред. О.М. Дьяченко.- М.: «Изд. ГНОМ и Д», 2000.-96 с.

23. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Издательский Дом «Карапуз», 2001.- 423 с.

24. Специальная дошкольная педагогика: Уч. пос./ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: ИЦ «Академия», 2001.-312 с.

25. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Э.Я. Степаненкова.- М.: Академия, 2001.- 366 с.

26. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное./Сост. статьи С.Ф.Егорова –М.: Издательский Дом «Карапуз»,2000.

27. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руков. ДОУ – 3-е изд, испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004.-262 с.

28. Штрайсмер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Уч. пособ. для студ. высш. и сред. пед. уч. зав. перевод с немец. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой.- М.: ИЦ «Академия», 2002.-240 с.

29. Эмоциональное развитие дошкольников: Уч. пособ. для студентов высш. пед. уч. зав./ А.Д. Кошелева и др. Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой.- М.: ИЦ «Академия», 2003.- 176 с.

30. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч. пособ. для студентов высш. пед. уч. зав. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой.- М.: ИЦ «Академия», 2002.- 256 с.

 

Дополнительная литература

1. Ананьева О.П. Что я видела. Музык. сборник для занятий в д/саду. Кн.2.- М.: Школьная Пресса, 2004.-16 с.

2. Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем. Методич. пос.-конспект. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2003.-64 с.

3. Атаулов И.А., Масленников. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации.- М.: АРКТИ,2004.-56 с.

4. Баженова М.А. Развитие речи дошкольников.- М.: ИД «Сталкер», 2000.- 320 с.

5. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.

6. Васильева С.А. Тематический словарь в картинках: Мир животных в 4 кн.- М.: Школьная Пресса,2004.

7. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособ. для прак. раб. дош. образ. уч./Авт.-сост.Т.А.Данилина.-2-е изд.,- М.: АРКТИ,2004.-80 с.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практ. пос. для воспит. дет. садов.-Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.-392 с.

9. Волшебный мир народного творчества: Уч. пособ. для подготовки детей к школе. В 2 ч. Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2001.

10.Воробьева И., Трофимова А. 50 идей как удержать ребенка на месте.- М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.

11.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию: Ч.1. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 160 с.

12. Глушкова Г.В. Физическое воспитание в семье и ДОУ: Методические рекомендации: домашние задания / Г.В.Глушкова, Л.Г. Голубева, И.А. Прилепина.- М.: Школьная Пресса, 2005.- 95 с.

13. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группа / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2005. – 238 с.

14. Григорьева Г.Г. и др. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: Уч. пособие для студентов сред. пед. уч. зав. / Г.Г.Григорьева,Е.И. Бурякова и др. /Под ред. Г.Г.Григорьевой.- М.: ИЦ «Академия». 2001.- 128 с.

15. Гриценко З.А. Пришли мне чтения «доброго». Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями) З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2001.- 144 с.

16. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: Планы занятий и бесед: пособие для воспитателей /Т.Н.Доронова. - М.: Школьная Пресса, 2005.-95 с.

17.Дурова Н.В. От звука к букве.- М.: Школьная Пресса, 2003.

18.Дурова Н.В. От слова к звуку.- М.: Школьная Пресса, 2003.

19.Дурова Н.В. Поиграем в слова.- М.: Школьная Пресса, 2003.

20.Дурова Н.В. Читаем сами.- М.: Школьная Пресса, 2003.

21.Дурова Н.В., Рычагова Е.С. Я читаю, я играю и учусь: Книга для развития навыков чтения дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Школьная Пресса, 2003.- 32 с.

22. Евдокимова М.М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию.- М.: Школьная Пресса, 2002.

23. Евдокимова М.М. Волшебный карандаш. Пособие для занятий с детьми по рисованию.- М.: Школьная Пресса, 2002.

24. Егоров С.Ф., Лыков С.В. и др. Введение в историю дошкольной педагогики: Уч.пособ. для студ. высш. пед. уч. зав./Под ред. С.Ф.Егорова – М.: ИЦ «Академия»,2001.-320 с.

25. Ерофеева Т.И. Математика до школы. Пос. для воспит. д/с. В 2 кн.- М.: Школьная Пресса, 2005.- 64 с.

26. Зайцев С.В. Личностно-ориентированный подготовительный к школе класс. - М.: «Сентябрь», 2003.-160 с.

27. Зарецкая Н.В. Серебряное копытце. Музык. сценарии для д/сада.-М.: Школьная Пресса,2005.-32 с.

28. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. - М.; Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.-304 с.

29. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. Прогр. темат. планир. Конспекты занят. для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.- М.: Школьная Пресса,2004.(Программа «Я– человек»)

30. Игра и дошкольник: Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 192 с.

31. Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном учреждении: пособ. для воспитателей и педагогов/ сост. А.Н.Брызгалова и др.- М.: Школьная Пресса, 2005.-32 с.

32. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике. Методическое пособие для родителей и воспитателей.- М.: Школьная Пресса, 2002.- 112 с.

33.Козлова С.Н. Социально-психологическая подготовка к школе: рабочая тетрадь для занятий с детьми-М.: Школьная Пресса, 2004.

34. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений.- М.: ТЦ «Сфера», 2002.- 48 с.

35.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2003.-160 с.

36.Логика и математика для дошкольников.- изд. 2-е испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

37. Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду.- М.: «АЙРИС-ПРЕСС», 2004.- 128 с.

38.Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольном учреждении.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004.-270 с.

39.Маневцова Л.М., Бабак С.А. Организация делопроизводства в дошкольном учреждении: Уч. пособ. для высш. пед. уч. зав. – М.: ИЦ «Академия», 2002.-240 с.

40.Методические советы к программе «Детство» - СПб.: «Детство-Пресс». 2003.-304 с.

41.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия игры. Пос. для практич. работ. дош. учреждений.- М.: АРКТИ, 2001.

42.Мирясова В.И. Занимательные игры в детском саду.- М.: Школьная Пресса, 2004.- 80 с.

43.Мирясова В.И. Мои первые песенки: Муз. сб. для занятий в д/с. Кн.1. Яблонька.- М.: Школьная Пресса,2004.

44.Мирясова В.И. Сценарии праздников для детского сада. Кн.2./Серия: Мы танцуем и поем.- М.: Школьная Пресса, 2004.-96 с.

45.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. / Сост.вступ.статьи М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: Изд.дом «Карапуз», 2000. -272 с.

46. Никологорская О.А. Игры с красками и бумагой. – М.: Школьная Пресса,2003.

47. Организация деятельности дошкольного образования / авт. сост. Л.А.Федорова – М.: ООО Изд. «Астерель», 2003.- 189 с.

48. Организация оказания дополнительных услуг в государственных дошкольных образовательных учреждениях: Сб. документов и материалов./Сост. Т.А. Данилина. - М.: АРКТИ, 2003.-96 с.

49. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./Под ред. Л.Н.Прохоровой.- 2-е изд.- М.: АРКТИ, 2004.-64 с.

50. Панфилова Т.Ф. Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика. (Программа – «Я - человек») – М.: Школьная Пресса, 2004.- 48 с.

51. Петрова И.М. Театр на столе. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 144 с.

52. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа «Я – человек»). Кн.2. Старшая группа. – М.: Школьная Пресса, 2004.- 96 с.

53. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателя д/с./ Сост. Н.В.Гончарова и др.; Под ред. З.А. Михайловой – 2-е изд.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

54. Рабочий журнал инструктора (воспитателя ДОУ) по физической культуре./ Авт. сост. В.Н. Зимонина.- М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 160 с.

55. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пос. для педагогов дош. учр. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2003.-224 с.

56. Роот З.Я. Едем в сказку. Музыкальный сборник для занятий в д/с. – М.: Школьная Пресса, 2005.

57. Смоленцева А.А.. Суворова М.И. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004.- 112 с.

58.Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. Уч. пос.для высш. пед. уч. зав.-М.: ИЦ «Академия».2003.-384 с.

59.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.- М.: Изд. Моск.психолого - соц. инст.- Воронеж: Изд. НПО «Модэк».- 2002.-224 с.

60.Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, потешки для детей дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2003.

61. Фирилева Ж.Е., Сайкина С.В. «СА-ФИ-ЛАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дош.и школьн. уч.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-352 с.

62.Фриш Г.Л. Устав дошкольного образовательного учреждения. - М.: ИЦ «Перспектива», 2001.-56 с.

63.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2004.-160 с.

 

- УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» (http://files.lib.sfu-kras.ru) Сибирский федеральный университет, Красноярск, 2007 г.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М.,1968

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.,1981.

3. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. – М.,1986.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. М., 1987.

5. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? Как?–М.,1993.

6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.,1998.

7. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М., 1994.

8. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М., 1987.

9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.,1990.

10.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.,1983.

11.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста.

12.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры у дошкольника. – М.,1988.

13.Виноградова Н.Д., Куликова Г.А. Дети, взрослый мир вокруг – М., 1983.

14.Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой- Ямпольской, Е.Шидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. –М.,1984.

15.Воспитание и обучение детей раннего возраста/Под ред. Л.Н.Павловой. – М.,1986.

16.Воспитание и развитие детей раннего возраста/Под ред. Г.М.Ляминой– М.,1981.

17.Гербова В.В. Занятия по развитию речи детей 2 - 4 лет (младшая разновозрастная группа). – М.,1993.

18. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М.,1993.

19. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М.,1990.

20. Гуревич К.М. и др. Школьный тест умственного развития (ШТУР)–М., 1987.

21.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.,1993.

22.Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера., В.В.Холмовской. – М., 1978.

23.Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М.,1994.

24.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. М.,1984.

25.Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. М.,1990

26.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. Пособие. – М.,1999.

27.Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989.

28.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. 29.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.,1973.

30.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

31.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1975.

32.Маркова Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.,1967.

33.Мир детства. Младший школьник. – М., 1981.

34.Морозова О.Е., И. Тихеева: Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание //Дошкольное воспитание. – 1993. - №5.

35.Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

36.Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М.,1992.

37.О воспитании ребенка в семье: В помощь педагогическому всеобучу родителей. /Под ред. Г.В. Груба. – Горький,1979.

38.Общение ребенка в детском саду и в семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М., 1990.

39.Особенности психического развития детей 6–7– летнего возраста. М., 1988.

40.Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста. – М., 1996.

41.Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. М., 1998.

42.Педагогическая практика в начальной школе /Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В.Бориковой. М., 2000.

43.Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования /под ред. Л.М. Волобуева, В. И Ядешко М., 1999.

44.Печора К.Л.Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста дошкольных учреждениях. М.,1986.

45.Практикум по дошкольной педагогике /Под ред. Г.С.Красницкая, Б.Р.Борщанская, М., 1998.

46.Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике /Р. С. Буре, С.В.Жундрикова М., 2000

47.Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. М., 1981.

48.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев. 1973.

49.Учимся общаться с детьми /Под ред. В.А.Петровского. М., 1995.

50.Физиология высшей нервной деятельности ребенка /Под ред. З.И.Коларовой. – М.,1968.

 

- Педагогика среднего профессионального образования: Учебно-методическое пособие. /С.В. Митросенко. – Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2007. – с.

Пособие содержит программно-методические материалы и приложения, которые окажут помощь студентам при подготовке к семинарским занятиям, выполнению контрольных работ, при подготовке к экзаменам и прохождении психолого-педагогической практики. Предлагается для студентов факультета педагогики и психологии по дисциплине «Педагогика среднего профессионального образования».

 

- "Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие." Карелина И.О. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71с. ЯГПУ - Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского.

Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профессионально-образовательный профиль «Дошкольное образование»), представляет собой изложение теоретических аспектов дошкольной педагогики как науки.

Подробно раскрыты теоретические и методологические основы дошкольной педагогики, современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника, психолого-педагогические особенности и вариативные программы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, проблемы построения предметной развивающей образовательной среды в ДОУ, организации обучения детей дошкольного возраста, преемственности в работе ДОУ и школы, организации взаимодействия ДОУ с семьей.

В текст учебного пособия включены таблицы, список рекомендуемой литературы по курсу.

Оглавление

Тема 1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки…..4

Тема 2. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания…17

Тема 3. Дошкольное образование как педагогическая система……….23

Тема 4. Гуманизация содержания дошкольного образования………...26

Тема 5. Вариативные программы обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста ….28

Тема 6. Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ……45

Тема 7. Результаты процесса обучения в ДОУ…51

Тема 8. Целостная система воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ…53

Тема 9. Обучение как средство умственного воспитания …55

Тема 10. Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности….61

Тема 11. Взаимодействие ДОУ с семьей……64

Тема 12. Преемственность в работе ДОУ и школы……67

Рекомендуемая литература……70

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М., 2005.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. – М., 2005.

б) дополнительная литература

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.

3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.

6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.

10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

11. Калина И. О проекте методических рекомендаций по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9.

12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1.

13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9.

14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4.

16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6.

17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.

19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М., 1995.

20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

21. Скоролупова О.А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012). – М., 2012.

22. Скоролупова О., Федина Н. О. комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.

23. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

25. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004.

26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

27. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.

29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.

30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.

в) комплексные образовательные программы для ДОУ

1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.

2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003.

3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001.

4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.

7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.

 

- "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Детская практическая психология"" Е.Б. Шалонько - НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Новосибирск, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ "ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" 4

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" 5

3. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" 27

РАЗДЕЛ I. Дошкольная психологическая служба 27

Тема 1.1. Практическая психология образования в России 27

Тема 1.2. Цели и задачи психологической службы образования 33

Тема 1.3. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении……………40

Контрольные вопросы и задания к разделу 1 52

Библиографический список к разделу 1 53

РАЗДЕЛ II. Деятельность практического психолога образования 53

Тема 2.1. основные виды деятельности практического психолога образования 53

Тема 2.2. Принципы работы практического психолога образования. Его права и обязанности…73

Тема 2.3. Понятие о психическом здоровье, понятие нормы и патологии психологического развития 81

Контрольные вопросы и задания к разделу 2 87

Библиографический список к разделу 2 88

РАЗДЕЛ III. Особенности работы педагога психолога с детьми дошкольного возраста 89

Тема 3.1. Диагностическая работа детского практического психолога 89

Тема 3.2. Коррекционная работа детского практического психолога 96

Тема 3.3. Особенности работы детского психолога с детьми "группы риска"…109

Тема 3.4. Специфика организации работы психолога с одаренными детьми……121

Тема 3.5. Психологическое консультирование в работе педагога-психолога……133

Контрольные вопросы и задания к разделу 3 141

Библиографический список к разделу 3 141

4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ…143

 

- "СЕКРЕТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ. СБОРНИК"

Составитель Андрей Русаков Литературный редактор Светлана Шарова В работе над сборником принимали участие: Егор Болтаев, Наталья Касицина, Юлия Маслова, Галина Погодина, Наталья Рубленко, Лидия Свирская, Ольга Цветкова, Алексей Юшков

В сборнике представлен обзор основных российских дошкольных программ и особенностей тех педагогических практик, которые с ними связаны. Публикуемые материалы отображают наиболее характерные черты, выделяющие то или иное направление, эмоциональный настрой его последователей, общую логику подхода и ожидаемые результаты. В основе сборника лежат статьи, выступления и интервью авторов программ, комментарии воспитателей и заведующих, которые эти программы воплощают в совместной жизни с детьми.

Книга «Секреты дошкольных программ» сложилась как итог нескольких лет работы журналистского коллектива редакции газеты «Детский сад. Управление». Сборник адресован воспитателям, методистам и заведущим дошкольных образовательных учреждений, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений, психологам, директорам школ - а также родителям, выбирающим детский сад для своего ребёнка.

Содержание:

«Сегодня и Ежедневно»

«Золотой ключик»

«Радуга»

«Детский сад - Дом радости»

«Истоки»

«Детство»

«Развитие»

«Сообщество»

Монтессори-педагогика в России

«Берёзка»

«Обновление и самообразование»

«Типовая» программа

Приложения

 

- "Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие." сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.

Учебно-методическое пособие ориентировано на студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» (профессионально-образовательный профиль «Дошкольное образование»), представляет собой конспективное изложение основных тем учебного курса методики обучения и воспитания в области дошкольного образования.

Подробно раскрыт современный подход к организации сюжетно-ролевой игры детей раннего и дошкольного возраста по методике Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой.

В текст учебного пособия включены таблицы, глоссарий, список рекомендуемой литературы по курсу.

Оглавление

Раздел I. Методика обучения в области дошкольного образования……4

Тема 1. Методы обучения детей дошкольного возраста…….4

Тема 2. Педагогические средства обучения дошкольников ……7

Тема 3. Организация индивидуально-ориентированного обучения дошкольников……10

Раздел II. Методика руководства игровой деятельностью детей…12

Тема 4. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста…12

Раздел III. Методика воспитания в области дошкольного образования……33

Тема 5. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста……33

Тема 6. Методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста……37

Тема 7. Правовое воспитание дошкольников……44

Тема 8. Методика эстетического воспитания детей дошкольного возраста……46

Тема 9. Методика трудового воспитания детей дошкольного возраста……48

Раздел IV. Педагогические технологии дошкольного образования……56

Тема 10. Классификация педагогических технологий в дошкольном образовании……56

Глоссарий……61

Рекомендуемая литература……67

 

- Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (www.trizminsk.org) - Инструменты ТРИЗ, Теория развития творческой личности (ТРТЛ), ТРИЗ и технологии образования.