Статья "Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении" Калинина Р. // Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9

 

С приходом ребенка 3—4 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.

Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода — формирование чувства уверенности в окружающем.

Обучение игре, ее развитие происходят, как ; правило, не через взрослого, а через старших дошкольников. Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный материал к занятию, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, вместе играют, гуляют и т. д.

 

Оглавление

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

“Праздник знакомства” (принимают участие дети, их родители и воспитатели)

Формирование чувства уверенности в окружающем

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками

Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы

 

Готовимся к детскому саду

 

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» (http://files.lib.sfu-kras.ru) Сибирский федеральный университет, Красноярск, 2007 г.

Модуль III. Теория и обучения и образования (дидактика)

Задание 5. Адаптация ребенка к условиям детского учреждения.

Выберите одного вновь прибывшего ребенка в группу. Понаблюдайте за ним. При выполнении воспользуйтесь нижеприведенными особенностями адаптации детей к новым условиям.

Исследования педагогов, медиков (Н.М.Аксарина, Н.П.Жукова, Р.В.Тонкова – Ямпольского и др.) показывают, что характер адаптации ребенка к условиям детского учреждения зависит от следующих факторов:

• Возраста ребенка (труднее адаптируются дети до 2 лет. После 2 лет они легче приспосабливаются к новым условиям в связи с тем, что становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, есть опыт общения с разными людьми).

• Состояния здоровья и уровня развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации);

• Индивидуальные особенности (дети одного и того же возраста по – разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней и поведение детей меняется. Они с интересом следят за игрой товарищей, появляются аппетит, сон. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх детей);

• Биологические и социальные факторы (к биологическим относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад. К социальным факторам относят условия жизни в семье: создание режима дня в соответствии с возрастом ребенка, формирование умений и навыков, а также личностных качеств, которые соответствуют возрасту ребенка (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и другими детьми, самостоятельно обслуживать себя));

• уровня тренированности адаптационных механизмов (дети, часто посещающие родственников, знакомых, выезжающие на дачу, легче привыкают к дошкольному учреждению);

• опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми (если у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, он умеет уважительно относиться к требованиям взрослого – идти спать, принимать пищу и т.д., то сформированность этих навыков обеспечит ребенку самостоятельность и в какой – то мере независимость от взрослого.

Проследите, какова роль сотрудников учреждения к вновь прибывшему ребенку в группу детского сада. Как они принимают. Знакомят ли родителей с трудностями адаптационного периода, дают советы, как можно их избежать. Как организуют сон ребенка (сидят возле засыпающего ребенка, отбирают соску, заставляют есть нелюбимую пищу).

Как реагирует воспитатель на неудачи ребенка (не успел попроситься в туалет, накрошил на стол, разлил пищу. Стыдит за это при всех, жалуется родителям в присутствии ребенка). Сколько новых детей одновременно принимают в группу.

Задание выполнить по следующей схеме: Фамилия, имя, возраст ребенка; состояние здоровья и уровень развития; индивидуальные особенности; биологические факторы; социальные факторы; уровень тренированности адаптационных механизмов; опыт общения с взрослыми и детьми; объективные признаки окончания периода адаптации: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение и соответствующая прибавка в весе.

Методические рекомендации. Для выполнения данного задания воспользуйтесь примерными вопросами для бесед с родителями по следующим вопросам: по какому режиму живет ребенок дома? Соответствует ли домашний распорядок дня режиму дошкольного учреждения? Сколько раз спит ребенок днем в выходные дни? Аппетит ребенка. Положительные и отрицательные привычки. Любимые игрушки. Место хранения игрушек. С кем ребенок играет дома?

Рекомендуемая литература: 9, 10, 11, 12, 14, 15, 34, 35, 38, 47.

9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.,1990.

10.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.,1983.

11.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста.

12.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры у дошкольника. – М.,1988.

14.Внешняя среда и психическое развитие ребенка /Под ред. Р.В. Тонковой- Ямпольской, Е.Шидт-Кольмер, Э.Хабинаковой. –М.,1984.

15.Воспитание и обучение детей раннего возраста/Под ред. Л.Н.Павловой. – М.,1986.

34.Морозова О.Е., И. Тихеева: Дошкольный возраст: Сенсорное развитие и воспитание //Дошкольное воспитание. – 1993. - №5.

35.Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

38.Общение ребенка в детском саду и в семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М., 1990.

47.Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. М., 1981.

(Источник: http://files.lib.sfu-kras.ru

 

Сотрудничество детского сада и семьи при адаптации детей к ДОУ (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 10

В статье предложен опыт экспериментальной организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к детскому саду, раскрыты этапы и оригинальные способы сотрудничества детского сада и семьи по оказанию психолого-педагогической помощи детям, вступающим в мир социальных отношений.

С поступлением малыша в детский сад в его жизни происходит множество серьёзных изменений: установление другого режима дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, введение новых требований, постоянный контакт со сверстника ми, пребывание в незнакомом помещении, где таится много неизвестно го. Все эти изменения происходят одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специального психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к детскому саду может привести к таким невротическим реакциям, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д. Кроме того, низкий уровень психологической культуры родителей отрицательно сказывается на прохождении адаптации малышей к дошкольному образовательному учреждению (далее ДОУ).

Мы убеждены, что адаптация ребёнка к детскому саду должна проходить в щадящем режиме. Малыш должен «отделяться» от родителей постепенно, в том индивидуальном темпе, в котором происходит его привыкание к новой ситуации, и, таким образом, острота предстоящей разлуки будет несколько сглаживаться.

Именно поэтому в Центре развития ребёнка – детском саду № 254 г. Уфы ведётся целенаправленная работа по адаптации малышей к ДОУ. Эта работа направлена на наиболее безболезненное его приспособление к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду и прививать навыки общения, прежде всего со сверстниками.

На протяжении многих лет в детском саду работает клуб «Здравствуй, малыш!», рассчитанный на первый год пребывания ребёнка в ДОУ. Работа клуба реализуется в три этапа.

Первый этап связан с функционированием мини-центра ранней социали зации «Новичок» (август – сентябрь). Идея его создания принадлежит Франсуазе Дольто, которая хорошо известна как педиатр и психоаналитик [2]. В миницентр приходят поступившие в детский сад воспитанники и их родители, чтобы поиграть и пообщаться с другими детьми и взрослыми в комфортных условиях. Встречи родителей в неформальной обстановке позволяют им увидеть сходство переживаемых трудностей и проблем, обменяться опытом их разрешения, снять напряжение в этот ответственный период и чувство неуверенности в своих силах. Это, безусловно, благотворно сказывается на настроении и самочувствии детей. Главный принцип мини центра «Новичок» – уважение к ребёнку как к личности.

Первые встречи в мини-центре носят консультативный, ознакомительный характер и проходят в форме «психологической гостиной»: родители рассказывают о ребёнке, о себе, о семейных традициях, тревогах, ожиданиях, пожеланиях. Активное участие в этих встречах принимают все специалисты ДОУ. Они дают родителям рекомендации, как организовать жизнь ребёнка в первые дни посещения детского сада, знакомят с риска ми адаптации и особенностями развития детей дошкольного возраста. Родители имеют возможность задать все интересующие их вопросы, а педагог-психолог проводит различные тренинги и игры, способствующие установлению доверительных отношений, снятию психоэмоционального напряжения.

На следующих встречах воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги ИЗО-студии и английского языка, инструктор по физкультуре предлагают малышам игры, хороводы, способствующие раскрепощению и налаживанию контактов с детьми и родителями. Чувствуя доброжелательность окружающих, дети с удовольствием играют и не желают покидать мини-центр. Их поведение становится более естественным, исчезает чувство дискомфорта.

Второй этап: дети постепенно начинают посещать группу в индивидуальном режиме. Для психо-логопеда гогического сопровождения на этом этапе мы разработали рабочую тетрадь для родителей «Радуга адаптации к детскому саду». Названа она так потому, что здесь раскрываются приёмы и способы взаимодействия родителей с детьми и воспитателями в первые 7–8 недель адаптации. Именно столько, как показывает практика, большинству детей необходимо для привыкания к новым условиям жизни в детском саду [1]. Каждый разворот посвящён одной неделе адаптации и окрашен в один из цветов спектра.

Основная часть текста написана как обращение ребёнка к родителям. На пример, первая неделя начинается со слов: «Мама и папа, вот и настала пора мне идти в детский сад. А что это такое? Расскажите, пожалуйста». И далее: «Мама, первое время мне будет грустно без тебя, побудь со мной немного. Давай познакомимся с воспитателями, детишками, игрушками».

На второй неделе родителей ждёт просьба: «Мама, давай погуляем в парке или послушаем дома спокойную музыку. Я пока не хочу идти в гости, в магазин или другие места, где много людей и шумно» (см. рисунок на с. 71).

Мы считаем, что такая подача информации соответствует современным тенденциям и оказывает на мышление взрослых позитивное влияние. При этом текст отличается лаконичностью, доступностью для понимания, конструктивным настроем, конкрет ностью заданий и направленностью на взаимодействие с детьми. Родители получают необходимый объём сопро вождения, читают тексты в разговор ном стиле, и им кажется, что они исхо дят от собственного ребёнка.

Кроме советов, в рабочей тетради представлены игры и упражнения, которые помогут родителям наладить доверительные отношения с ребёнком, снять его напряжение, развить сенсорику и моторику. Это пальчиковые и подвижные игры, игры с предметами и звукоподражательные упражнения. Игры взяты из перечня примерных образовательных про грамм для детей раннего возраста, с ними малыши знакомятся в стенах детского сада, а дома с родителями повторяют, закрепляют и автоматизируют. Таким образом налаживается педагогическая связь между семейным воспитанием и образовательным воздействием ДОУ. Ребёнок ощущает единство требований и со держания взаимоотношений с родителями и воспитателями и легче при выкает к детскому саду.

Важную часть рабочей тетради занимает диагностика изменений в психике и поведении ребёнка. Родителям предлагается записать особенности поведения, настроения, самочувствия, аппетита, сна ребёнка в течение недели, его высказывания о детском саде и наиболее взволновавших событиях. Для этого в тетради отведены соответствующие места и даны некоторые комментарии. На пример, на второй неделе родители должны обратить внимание: «Мама и папа! Вы заметили, как я изменился?», или на третьей неделе: «Мама, мне так хочется поскорее рассказать тебе и папе о том, что я делал в детском саду, в какую игру играл, что я научился делать сам...» и т.д.

Для общей диагностики в конце каждой недели родителям предлагается оценить настроение и поведение ребёнка по четырёх-балльной системе: высокий уровень, средний, ниже среднего, низкий. Визуально данные оценки заменены на смайлики с весёлым, серьёзным, грустным и плачущим выражением лица. По нашим наблюдениям, так родителям легче ориентироваться в шкале оценок.

Большую часть рабочей тетради занимают специальные задания для родителей, с помощью которых педагоги могут поддерживать с ними обратную связь по поводу налаживания взаимоотношений с ребёнком, познания его индивидуальных особенностей и происходящих изменений. Например, на второй неделе родителям предлагается поговорить с воспитателем: «Мама, расскажи воспитателям, что я больше всего люблю и не люблю. Это позволит нам лучше понять друг друга», или на четвёртой неделе: «Мамочка, расскажи какой у меня режим дня», на пятой неделе: «Мне пока трудно...», «Дома я люблю играть…», «Давай расскажем, как мы провели выходные дни».

После выполнения всех заданий и диагностики родители в конце недели сдают рабочую тетрадь воспитателям, которые вместе со специалистами проводят анализ происходящих изменений в ребёнке и при необходимости дают советы по коррекции детско-родительских отношений, вносят коррективы в образовательный процесс ДОУ для создания наиболее благо приятных условий адаптации.

Индивидуальный и интегрированный подход к адаптации ребёнка к детскому саду осуществляется в тесном взаимодействии специалистов и родителей. В каждом детском саду специалисты могут придумать подобную рабочую тетрадь для родителей, исходя из особенностей детей, педагогов и образовательного процесса в ДОУ. Страницы такой тетради мы выставляем на интернетсайте детского сада, откуда родители имеют возможность их скачивать, после чего заполняют и отдают воспитателю, который собирает информацию в портфолио ребёнка.

Третий этап работы – проведение заседаний в психологической гостиной «Итоги адаптации детей к ДОУ». В непринуждённой обстановке сотрудники и родители делятся впечатлениями о том, как прошла адаптация детей, подводят итоги, планируют дальнейшее сотрудничество детского сада и семьи по оказанию психолого-педагогической помощи детям, вступающим в мир социальных отношений. Обязательные компоненты встречи – выступления детей, игры, танцы с участием родителей, чаепитие.

В течение всего учебного года осуществляется обоюдное, активное общение малышей с детьми из подготовитель ной к школе группы: взаимные посещения, помощь в режимных моментах, совместные праздники, подарки и т.д., а также проводится традиционная работа – диагностика нервнопсихического развития детей, анкетирование родителей, индивидуальное консультирование родителей и педагогов, работа психолога с детьми. Но самым запоминающимся для малы шей является именно совместная деятельность с «большими» детьми. После этого у малышей поднимается настроение, повышается познавательная активность и самостоятельность, мотивация к посещению детского сада.

Завершается учебный год «Выпускным фестивалем», где дети демонстрируют свои достижения в развитии, знакомятся с новыми педагогами, смотрят выступления выпускников, играют со взрослыми в любимые игры, а педагоги и родители подводят итоги.

В результате проводимой работы существенно повышается степень адаптации детей к условиям ДОУ, эффективность взаимодействия в системах: сотрудники – родители, сотрудники – дети, дети – родители, а также растёт профессиональная компетенция педагогов и психологическая культура родителей.

Мы убеждены, что первый год посещения ребёнком ДОУ – очень важный этап в его жизни, и надо, чтобы дети и родители знали, что детский сад – это место, где их любят, ждут и всегда готовы оказать квалифицированную помощь.

Литература

1. Адаптация ребёнка к ДОУ / Авторсост. Т.В. Иванова. – Волгоград : ИТД «Корифей», б/г.

2. Дольто, Ф. Собр соч. ; В 2х т. / Пер. И. Ворожцовой. – Т.1. – Б/м. : Издво ERGO, 2006.

(Источник: www.school2100.ru)

 

- Ребенок вышел в садик. И.... простудился (http://forums.rusmedserv.com)

Мой ребенок пошел в сад и теперь не вылезает из простуд…. Что же это?!!!

Это нормальная реакция организма ребенка на первый выход в коллектив. Дело в том, что в популяции циркулирует определенное (впрочем, достаточно небольшое) количество вирусов, с которыми организм ребенка должен «познакомиться». Знакомство протекает в форме острой респираторной инфекции. Приходя в садик ребенок инфицируется незнакомыми штаммами и…. увы, болеет.

Если ребенок болеет так часто, значит ли это, что у него низкий иммунитет?

В данной ситуации, нет, не значит. Этот путь проходит каждый ребенок. К уровню иммунитета проблема не имеет никакого отношения.

Но дети соседки пошли в садик и у них такой проблемы не было…

Вероятно, дети знакомой к моменту выхода в садик уже перенесли основное количество инфицирований – в транспорте, в кино, от знакомых. В принципе, чем более активен ребенок (точнее его родители), тем раньше он проходит этот путь. Ребенок, запертый в 4 стенах, естественно реже контактирует с вирусами.

Так может не стоит отдавать ребенка в сад?

Как воспитывать ребенка – дома или в дошкольных учреждениях, каждая семья решает самостоятельно… Но при домашнем воспитании проблема будет отнесена на первый класс. Избежать ее скорее всего не удастся.

Но иммунитету стоит помочь! В газетах пишут про препараты и аппараты, повышающие иммунитет.

Нет, не стоит. Иммунитет ребенка достаточен, чтобы справиться самостоятельно. Более того, опыт борьбы с вирусами полезен и тренирует иммунную защиту организма. Вмешиваться в этот процесс не стоит. Подавляющее большинство рекламы в наших газетах предлагают, мягко говоря…. непроверенные (а стало быть – небезопасные) методики. Природа умнее человека и, создавая человека, снабдила его достаточно сильными механизмами защиты, для того, чтобы выжить почти в любых условиях без сомнительной фармакологической поддержки.

Но чем то можно помочь?

Конечно, можно. Разумным отношением, отсутствием паники и метаний, прогулками и играми на воздухе, разумным закаливанием.

Что же делать в момент заболевания?

Практически ничего. Допустимо некоторое ограничение подвижности (не стоит до умопомрачения носиться во дворе), но, как правило, нет необходимости в постельном режиме; обильное вкусное питье – чем больше, тем лучше, вкусная, любимая ребенком пища, чуть больше чем обычно родительских внимания, ласки и заботы.

Антибиотики, витамины, другие препараты?

Антибиотики ни в коем случае - они не действуют на вирусы, в дополнительных витаминах при полноценном питании необходимости нет. При необходимости Ваш участковый педиатр назначит нужные препараты. Самолечение недопустимо.

А вот мамочки на площадке сказали, что …..

А вот мнение подружек, бабушек, соседок, радиопрограмм, газеты «Здоровый образ жизни», телевизионных передач и прочего… мы с Вами всерьез обсуждать не будем. Медицина – серьезная наука и строится на более серьезных принципах, чем досужие домыслы.

Но мне так трудно… Страдает работа, ребенок капризничает, мне его жалко…

Быть родителем вообще непросто. Однако, мы предполагаем, что интересы ребенка для родителей важнее всех иных.

Самойленко В.В.

(Источник: http://forums.rusmedserv.com)

 

- "РАБОТА ДОУ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ" Веселкова Р.А. (www.ggpi.org)

 

- "Учебная практика «Ранний возраст» : учебно-методическое пособие" Т. В. Диль-Илларионова ; под ред. В. В. Стерликовой. - Орск : Издательство ОГТИ, 2009. - 95 с.

В учебно-методическом пособии раскрываются цели, задачи, содержание и методы организации учебной практики студентов в группах раннего возраста по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Пособие содержит методическое обеспечение практики, требования к оформлению отчетной документации, приложения.

Пособие адресовано преподавателям и студентам педагогических институтов, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .... 4

Раздел 1. Программа учебной практики «Ранний возраст»....6

Раздел 2. Методические рекомендации.....10

2.1. Организация работы студентов во время практики.....10

2.2. Воспитатель как субъект учебно-воспитательного процесса в группах раннего возраста....12

2.3. Психолого-педагогические условия организации адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.....16

2.4. Особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности в группах раннего возраста.....21

2.5. Воспитание сенсорной культуры детей раннего возраста.......24

2.6. Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей раннего возраста....28

2.7. Интегративное взаимодействие семейного и общественного воспитания как важнейший фактор развития личности ребенка ... 30

2.8. Требования к оформлению отчетной документации.....32

Библиографический список....37

Приложения.....41

ФОТОАРХИВ.....84