"Психология: Учебник для гуманитарных вузов" 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

 

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часты посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.

Предназначен для студентов 1-2-х курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.

 

Оглавление

Предисловие .........................................................................................8

Предисловие научного редактора..................................................................9

Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ...................................................................11

Глава 1. Психология как наука .................................................................. 12

1.1. Методология научного познания.............................................................12

1.2. Объяснительные принципы психологии...................................................17

1.3. Предмет и методы психологии................................................................22

Глава 2. История психологии..................................................................... 28

2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV V вв. до н.э. -   60-е гг. XIX п.)........28

2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-e гг. XIX в. настоящее время)..............36

2.3. Психологическая наука и психологическая практика...........................44

Глава 3. Биологические основы психики.............................................. 57

3.1. Развитие психики п филогенезе.........................................................57

3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности..........62

3.3. Центральная нервная система.............................................................66

3.4. Психофизиологическая проблема.......................................................67

Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития ....................70

4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии ... 70

4.2. Изучение различающихся групп..........................................................80

4.3. Механизмы адаптации.........................................................................83

Глава 5. Структура психики...................................................................86

5.1. Функции психики...............................................................................86

5.2. Психические процессы, состояния и свойства......................................85

5.3. Сознание и бессознательное...............................................................93

5.4. Измененные состояния сознания..........................................................96

Глава 6. Научение..................................................................................10З

7.1. Виды научения....................................................................................10З

7.2. Сложные формы научения....................................................................109

Глава 7. Психология деятельности и адаптация .....................................116

7.1. Проблема деятельности в психологии.....................................................116

7.2. Схема анализа деятельности....................................................................118

7.3. Творчество..............................................................................................119

7.4. Адаптация и дезадаптация........................................................................122

Глава 8. Эмоции и чувства............................................................................128

8.1. Общее представление об эмоциях...................................................128

8.2. Роль эмоций...................................................................................130

8.3. Проявление эмоций.........................................................................132

8.4. Механизмы эмоций..........................................................................133

8.5. Управление эмоциями.....................................................................134

8.6. Чувства.........................................................................................135

Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения..................138

9.1. Понятие о мотивации.......................................................................138

9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма........................138

9.3. Психоаналитические теории мотивации.............................................141

9.4. Гуманистические теории мотивации..................................................143

9.5. Когнитивные теории мотивации.........................................................145

9.6. Мотивационный контроль действий....................................................149

Глава 10. Внимание...............................................................................155

10.1. Проблема внимания в психологии......................................................155

10.2. Виды внимания................................................................................158

10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания.....................159

Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы.......................................166

11.1. Психофизика ощущений.....................................................................166

11.2. Виды ощущений.................................................................................173

11.3. Восприятие пространства и движения.................................................176

11.4. Константность восприятия.................................................................181

Глава 12. Память......................................................................................189

12.1. Основные мнемические процессы.........................................................189

12.2. Классификации видов памяти................................................................193

12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти.................................195

12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти..................................197

12.5. Уровни переработки информации.........................................................199

12.6. Память и организация знаний.................................................................202

Глава 13. Мышление и интеллект..............................................................207

13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»..................................207

13.2. Виды мышления....................................................................................209

13.3. Мышление и логика...............................................................................212

13.4. Процесс мышления................................................................................218

13.5. Мышление и творчество..........................................................................222

13.6. Индивидуальные особенности интеллекта................................................226

13.7. Возрастные, половые п социальные особенности интеллекта.....................230

Глава 14. Речь..............................................................................................237

14.1. Общая психологическая характеристика речи............................................237

14.2. Эволюция идей о природе языка и речи....................................................238

14.3. Речевой онтогенез...................................................................................249

14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи.....................256

14.5. Личность в речи..............................................................................262

14.6. Практические приложения использования речи................................265

Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ...........................................................271

Глава 15. Теории личности ..................................................................272

15.1. Проблема личности в психологии....................................................272

15.2. Психодинамическая теория личности..............................................273

15.3. Аналитическая теория личности.....................................................275

15.4. Гуманистическая теория личности...................................................277

15.5. Когнитивная теория личности..........................................................280

15.6. Поведенческая теория личности.......................................................283

15.7. Деятельностная теория личности......................................................285

15.8. Диспозициональная теория личности..................................................288

Глава 16. Психическое развитие личности...............................................295

16.1. Факторы психического развития человека...........................................295

16.2. Периодизации психического развития..................................................298

16.3. Периодизации когнитивного развития...................................................302

16.4. Планирование и выбор жизненного пути................................................315

Глава 17. Психология индивидуальных различий.....................................319

17.1. История становления дифференциальной психологии............................319

17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии................................321

17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований........323

17.4. Тестирование личности........................................................................329

Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ........................................................335

Глава 18. Введение в социальную психологию..........................................336

18.1. Предмет и структура социальной психологии...........................................336

18.2. История отечественной социальной психологии.......................................339

18.3. История зарубежной социальной психологии.............................................343

18.4. Методы социально-психологического исследования...................................315

Глава 19. Социальная психология личности..................................................351

19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности.......................351

19.2. «Я-концепцня» как социально-психологический феномен.............................354

Глава 20. Психология межличностного взаимодействия ...............................359

20.1. Межличностное восприятие и понимание....................................................359

20.2. Межличностные отношения........................................................................361

20.3. Психология общения........................................................................362

20.4. Психология межличностного воздействия..........................................367

Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия .....370

21.1. Виды и структура малой группы.........................................................370

21.2. Лидерство в малых группах...............................................................375

21.3. Конформизм и групповое давление....................................................376

21.4. Развитие малой группы........................................................................377

21.5. Психология межгруппового взаимодействия..........................................378

21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов....................................380

Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений......384

22.1. Психология больших социальных групп....................................................384

22.2. Психология толпы..................................................................................387

22.3. Массовые явления в больших диффузных группах....................................391

Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.....................................397

Глава 23. Психологические основы профессиоведения..............................398

23.1. Психология и труд.................................................................................398

23.2. Методы изучения трудовой деятельности................................................402

23.3. Классификация трудовой деятельности....................................................404

23.4. Формирование личности профессионала..................................................406

23.5. Работоспособность субъекта труда...........................................................410

23.6.11адежность субъекта груда.....................................................................413

Глава 24. Профессиональное развитие личности ...............................................415

24.1. Соотношение личности и профессии..........................................................415

24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности......................416

24.3.Регрессивная стадия профессионального развития личности........................422

Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда............................... 431

25.1. Общая характеристика функциональных состояний.....................................431

25.2. Утомление...................................................................................434

25.3. Психологический стресс................................................................436

25.4. Психологическая готовность к деятельности...............................................438

25.5. Приемы управления функциональными состояниями...................................440

Глава 26. Психология профессиональной пригодности ...............................443

26.1. Профессиональные способности и мотивация.............................................443

26.2. Психологическая диагностика и прогностика...............................................446

26.3. Профессиональная ориентация..................................................................447

26.4. Профессиональный психологический отбор.................................................450

26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду.....451

Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...........................................................457

Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов...................458

27.1. Клиническая психология и психиатрия.......................................................458

27.2. Расстройства ощущения.............................................................................459

27.3. Расстройства восприятия...........................................................................460

27.4. Расстройства внимания...............................................................465

27.5. Нарушения памяти......................................................................466

Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы..........468

28.1. Нарушения интеллекта................................................................468

28.2. Нарушения мышления...................................................................470

28.3. Нарушения эмоции........................................................................478

28.4. Нарушения сознания......................................................................480

28.5. Нарушения личности......................................................................482

Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика........484

29.1. Шизофрения..................................................................................481

29.2. Маниакально-депрессивный психоз...................................................487

29.3. Психогенные заболевания.................................................................489

29.4. Психопатии......................................................................................492

29.5. Психосоматика..................................................................................493

29.6. Алкоголизм.......................................................................................494

29.7. Наркомании и токсикомании................................................................499

29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации...............................501

... 

 

- "Психология: Учебник для учащихся пед. училищ." Крутецкий В. А. — М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах. В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.

Содержание

ОТ АВТОРА 6

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 7

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 7

§ 1. Общее понятие о психике и психологии 7

§ 2. Материалистическое понимание психики. 9

§ 3. Значение и задачи психологии 13

§ 4. Методы психологии 14

Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА 23

§ 1. Строение нервной системы 23

§ 2. Кора больших полушарий мозга 26

§ 3. Работа нервной системы человека 29

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ 36

§ 1. Развитие психики в животном мире 36

§ 2. Сознание человека и его общественная природа 40

Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 44

Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 44

§ 1. Понятие о личности 44

§ 2. Общественная природа личности и ее формирование 45

§ 3. Направленность личности 48

§ 4. Личность и коллектив 50

Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 53

§ 1. Понятие о деятельности 53

§ 2. Структура деятельности 54

§ 3. Виды деятельности 55

§ 4. Умения и навыки человека 59

§ 5. Привычки 63

Глава VI. ВНИМАНИЕ 66

§ 1. Внимание и его физиологические основы 66

§ 2. Виды и свойства внимания 69

§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников 75

Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ 79

Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ 79

§ 1. Понятие об ощущении 79

§ 2. Анализаторы как органы ощущений 79

§ 3. Виды ощущений 81

§ 4. Общие закономерности ощущений 85

§ 5. Развитие ощущений 86

Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ 89

§ 1. Восприятие и его физиологические основы 89

§ 2. Основные особенности восприятия 90

§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей 93

Глава IX.ПАМЯТЬ 96

§ 1. Память и ее значение 96

§ 2. Физиологические основы памяти 97

§ 3. Процессы памяти 98

§4. Виды памяти 100

§ 5. Запоминание и условия его эффективности 104

§ 6. Забывание и борьба с ним 108

§ 7. Индивидуальные особенности памяти 110

§ 8. Развитие памяти у детей 111

Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 114

§ 1. Понятие о мышлении 114

§ 2. Речь и ее функция 116

§ 3. Операции мышления 117

§ 4. Основные формы мышления 119

§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека 121

§ 6. Виды речи 123

§ 7. Развитие мышления и речи у детей 125

Глава XI. ВООБРАЖЕНИЕ 129

§ 1. Понятие о воображении 129

§ 2. Виды воображения 130

§ 3. Развитие воображения у детей 134

Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 136

§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах 136

§ 2. Особенности эмоций 138

§ 3. Виды чувств 142

§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей 144

Глава XIII. ВОЛЯ 146

§ 1. Общее понятие о воле 146

§ 2. Анализ волевого действия 148

§ 3. Волевые качества личности 150

§ 4, Развитие и воспитание воли у детей 152

Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 155

Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ 155

§ 1. Понятие о темпераменте 155

§ 2. Физиологические основы темперамента 156

§ 3. Характеристика темпераментов 158

§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе 160

Глава XV. ХАРАКТЕР 163

§ 1. Понятие о характере 163

§ 2. Черты характера 165

§ 3. Формирование характера и пути его воспитания 168

Глава XVI. СПОСОБНОСТИ 171

§ 1. Понятие о способностях и их природе 171

§ 2. Виды способностей 174

§ 3. Способности и личность 176

§ 4. Условия развития способностей у детей 177

Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 181

Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 181

§ 1. Общие закономерности психического развития 181

§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей 183

Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 185

§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте 185

§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 186

§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе 187

Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 190

§ 1. Общая характеристика возраста 190

§ 2. Учебная деятельность младшего школьника 191

§ 3. Особенности развития познавательных процессов 193

§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте 196

Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 201

§ 1. Общая характеристика подросткового возраста 201

§ 2. Учебная деятельность и труд подростка 202

§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте 204

§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения 207

§ 5. Интересы и способности подростков 209

§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника 210

§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками 212

Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 215

Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 215

§ 1. Учение и era закономерности 215

§ 2. Формирование у школьников научных понятий 218

§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 221

§ 4. Индивидуализация обучения 223

Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 226

§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника 226

§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия 229

§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания 234

§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда 236

§ 5. Индивидуальный подход в воспитании 239

Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ 243

§ 1. Личность советского учителя 243

§ 2. Педагогические способности 244

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248

Примерная программа изучения учащихся 248

Общие сведения об учащемся 248

Направленность личности учащегося 249

Воля и характер учащегося 249

Психолого-педагогическая характеристика 250

Программа изучения ученического коллектива (III класс) 251

ЛИТЕРАТУРА 252