"Психология: Учебник для гуманитарных вузов" 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часты посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.
Предназначен для студентов 1-2-х курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.
Оглавление
Предисловие .........................................................................................8
Предисловие научного редактора..................................................................9
Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ...................................................................11
Глава 1. Психология как наука .................................................................. 12
1.1. Методология научного познания.............................................................12
1.2. Объяснительные принципы психологии...................................................17
1.3. Предмет и методы психологии................................................................22
Глава 2. История психологии..................................................................... 28
2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV V вв. до н.э. - 60-е гг. XIX п.)........28
2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-e гг. XIX в. настоящее время)..............36
2.3. Психологическая наука и психологическая практика...........................44
Глава 3. Биологические основы психики.............................................. 57
3.1. Развитие психики п филогенезе.........................................................57
3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности..........62
3.3. Центральная нервная система.............................................................66
3.4. Психофизиологическая проблема.......................................................67
Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития ....................70
4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии ... 70
4.2. Изучение различающихся групп..........................................................80
4.3. Механизмы адаптации.........................................................................83
Глава 5. Структура психики...................................................................86
5.1. Функции психики...............................................................................86
5.2. Психические процессы, состояния и свойства......................................85
5.3. Сознание и бессознательное...............................................................93
5.4. Измененные состояния сознания..........................................................96
Глава 6. Научение..................................................................................10З
7.1. Виды научения....................................................................................10З
7.2. Сложные формы научения....................................................................109
Глава 7. Психология деятельности и адаптация .....................................116
7.1. Проблема деятельности в психологии.....................................................116
7.2. Схема анализа деятельности....................................................................118
7.3. Творчество..............................................................................................119
7.4. Адаптация и дезадаптация........................................................................122
Глава 8. Эмоции и чувства............................................................................128
8.1. Общее представление об эмоциях...................................................128
8.2. Роль эмоций...................................................................................130
8.3. Проявление эмоций.........................................................................132
8.4. Механизмы эмоций..........................................................................133
8.5. Управление эмоциями.....................................................................134
8.6. Чувства.........................................................................................135
Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения..................138
9.1. Понятие о мотивации.......................................................................138
9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма........................138
9.3. Психоаналитические теории мотивации.............................................141
9.4. Гуманистические теории мотивации..................................................143
9.5. Когнитивные теории мотивации.........................................................145
9.6. Мотивационный контроль действий....................................................149
Глава 10. Внимание...............................................................................155
10.1. Проблема внимания в психологии......................................................155
10.2. Виды внимания................................................................................158
10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания.....................159
Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы.......................................166
11.1. Психофизика ощущений.....................................................................166
11.2. Виды ощущений.................................................................................173
11.3. Восприятие пространства и движения.................................................176
11.4. Константность восприятия.................................................................181
Глава 12. Память......................................................................................189
12.1. Основные мнемические процессы.........................................................189
12.2. Классификации видов памяти................................................................193
12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти.................................195
12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти..................................197
12.5. Уровни переработки информации.........................................................199
12.6. Память и организация знаний.................................................................202
Глава 13. Мышление и интеллект..............................................................207
13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»..................................207
13.2. Виды мышления....................................................................................209
13.3. Мышление и логика...............................................................................212
13.4. Процесс мышления................................................................................218
13.5. Мышление и творчество..........................................................................222
13.6. Индивидуальные особенности интеллекта................................................226
13.7. Возрастные, половые п социальные особенности интеллекта.....................230
Глава 14. Речь..............................................................................................237
14.1. Общая психологическая характеристика речи............................................237
14.2. Эволюция идей о природе языка и речи....................................................238
14.3. Речевой онтогенез...................................................................................249
14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи.....................256
14.5. Личность в речи..............................................................................262
14.6. Практические приложения использования речи................................265
Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ...........................................................271
Глава 15. Теории личности ..................................................................272
15.1. Проблема личности в психологии....................................................272
15.2. Психодинамическая теория личности..............................................273
15.3. Аналитическая теория личности.....................................................275
15.4. Гуманистическая теория личности...................................................277
15.5. Когнитивная теория личности..........................................................280
15.6. Поведенческая теория личности.......................................................283
15.7. Деятельностная теория личности......................................................285
15.8. Диспозициональная теория личности..................................................288
Глава 16. Психическое развитие личности...............................................295
16.1. Факторы психического развития человека...........................................295
16.2. Периодизации психического развития..................................................298
16.3. Периодизации когнитивного развития...................................................302
16.4. Планирование и выбор жизненного пути................................................315
Глава 17. Психология индивидуальных различий.....................................319
17.1. История становления дифференциальной психологии............................319
17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии................................321
17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований........323
17.4. Тестирование личности........................................................................329
Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ........................................................335
Глава 18. Введение в социальную психологию..........................................336
18.1. Предмет и структура социальной психологии...........................................336
18.2. История отечественной социальной психологии.......................................339
18.3. История зарубежной социальной психологии.............................................343
18.4. Методы социально-психологического исследования...................................315
Глава 19. Социальная психология личности..................................................351
19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности.......................351
19.2. «Я-концепцня» как социально-психологический феномен.............................354
Глава 20. Психология межличностного взаимодействия ...............................359
20.1. Межличностное восприятие и понимание....................................................359
20.2. Межличностные отношения........................................................................361
20.3. Психология общения........................................................................362
20.4. Психология межличностного воздействия..........................................367
Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия .....370
21.1. Виды и структура малой группы.........................................................370
21.2. Лидерство в малых группах...............................................................375
21.3. Конформизм и групповое давление....................................................376
21.4. Развитие малой группы........................................................................377
21.5. Психология межгруппового взаимодействия..........................................378
21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов....................................380
Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений......384
22.1. Психология больших социальных групп....................................................384
22.2. Психология толпы..................................................................................387
22.3. Массовые явления в больших диффузных группах....................................391
Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.....................................397
Глава 23. Психологические основы профессиоведения..............................398
23.1. Психология и труд.................................................................................398
23.2. Методы изучения трудовой деятельности................................................402
23.3. Классификация трудовой деятельности....................................................404
23.4. Формирование личности профессионала..................................................406
23.5. Работоспособность субъекта труда...........................................................410
23.6.11адежность субъекта груда.....................................................................413
Глава 24. Профессиональное развитие личности ...............................................415
24.1. Соотношение личности и профессии..........................................................415
24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности......................416
24.3.Регрессивная стадия профессионального развития личности........................422
Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда............................... 431
25.1. Общая характеристика функциональных состояний.....................................431
25.2. Утомление...................................................................................434
25.3. Психологический стресс................................................................436
25.4. Психологическая готовность к деятельности...............................................438
25.5. Приемы управления функциональными состояниями...................................440
Глава 26. Психология профессиональной пригодности ...............................443
26.1. Профессиональные способности и мотивация.............................................443
26.2. Психологическая диагностика и прогностика...............................................446
26.3. Профессиональная ориентация..................................................................447
26.4. Профессиональный психологический отбор.................................................450
26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду.....451
Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...........................................................457
Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов...................458
27.1. Клиническая психология и психиатрия.......................................................458
27.2. Расстройства ощущения.............................................................................459
27.3. Расстройства восприятия...........................................................................460
27.4. Расстройства внимания...............................................................465
27.5. Нарушения памяти......................................................................466
Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы..........468
28.1. Нарушения интеллекта................................................................468
28.2. Нарушения мышления...................................................................470
28.3. Нарушения эмоции........................................................................478
28.4. Нарушения сознания......................................................................480
28.5. Нарушения личности......................................................................482
Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика........484
29.1. Шизофрения..................................................................................481
29.2. Маниакально-депрессивный психоз...................................................487
29.3. Психогенные заболевания.................................................................489
29.4. Психопатии......................................................................................492
29.5. Психосоматика..................................................................................493
29.6. Алкоголизм.......................................................................................494
29.7. Наркомании и токсикомании................................................................499
29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации...............................501
...
- "Психология: Учебник для учащихся пед. училищ." Крутецкий В. А. — М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.
Книга написана в соответствии с программой курса педагогии в педагогических училищах. В учебнике раскрыты общие вопросы психологии, рассмотрены закономерности психических процессов, психической деятельности, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности, освещены вопросы возрастной и педагогической психологии, содержится материал для проведения практических работ.
Содержание
ОТ АВТОРА 6
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 7
Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ 7
§ 1. Общее понятие о психике и психологии 7
§ 2. Материалистическое понимание психики. 9
§ 3. Значение и задачи психологии 13
§ 4. Методы психологии 14
Глава II. МОЗГ И ПСИХИКА 23
§ 1. Строение нервной системы 23
§ 2. Кора больших полушарий мозга 26
§ 3. Работа нервной системы человека 29
Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ 36
§ 1. Развитие психики в животном мире 36
§ 2. Сознание человека и его общественная природа 40
Раздел второй. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 44
Глава IV. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ 44
§ 1. Понятие о личности 44
§ 2. Общественная природа личности и ее формирование 45
§ 3. Направленность личности 48
§ 4. Личность и коллектив 50
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 53
§ 1. Понятие о деятельности 53
§ 2. Структура деятельности 54
§ 3. Виды деятельности 55
§ 4. Умения и навыки человека 59
§ 5. Привычки 63
Глава VI. ВНИМАНИЕ 66
§ 1. Внимание и его физиологические основы 66
§ 2. Виды и свойства внимания 69
§ 3. Развитие и воспитание внимания школьников 75
Раздел третий. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ 79
Глава VII. ОЩУЩЕНИЕ 79
§ 1. Понятие об ощущении 79
§ 2. Анализаторы как органы ощущений 79
§ 3. Виды ощущений 81
§ 4. Общие закономерности ощущений 85
§ 5. Развитие ощущений 86
Глава VIII. ВОСПРИЯТИЕ 89
§ 1. Восприятие и его физиологические основы 89
§ 2. Основные особенности восприятия 90
§ 3. Развитие восприятия и наблюдательности у детей 93
Глава IX.ПАМЯТЬ 96
§ 1. Память и ее значение 96
§ 2. Физиологические основы памяти 97
§ 3. Процессы памяти 98
§4. Виды памяти 100
§ 5. Запоминание и условия его эффективности 104
§ 6. Забывание и борьба с ним 108
§ 7. Индивидуальные особенности памяти 110
§ 8. Развитие памяти у детей 111
Глава X. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 114
§ 1. Понятие о мышлении 114
§ 2. Речь и ее функция 116
§ 3. Операции мышления 117
§ 4. Основные формы мышления 119
§ 5. Индивидуальные особенности мышления человека 121
§ 6. Виды речи 123
§ 7. Развитие мышления и речи у детей 125
Глава XI. ВООБРАЖЕНИЕ 129
§ 1. Понятие о воображении 129
§ 2. Виды воображения 130
§ 3. Развитие воображения у детей 134
Глава XII. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА 136
§ 1. Общее понятие об эмоциях и чувствах 136
§ 2. Особенности эмоций 138
§ 3. Виды чувств 142
§ 4. Развитие эмоций и чувств у детей 144
Глава XIII. ВОЛЯ 146
§ 1. Общее понятие о воле 146
§ 2. Анализ волевого действия 148
§ 3. Волевые качества личности 150
§ 4, Развитие и воспитание воли у детей 152
Раздел пятый. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 155
Глава XIV. ТЕМПЕРАМЕНТ 155
§ 1. Понятие о темпераменте 155
§ 2. Физиологические основы темперамента 156
§ 3. Характеристика темпераментов 158
§ 4. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе 160
Глава XV. ХАРАКТЕР 163
§ 1. Понятие о характере 163
§ 2. Черты характера 165
§ 3. Формирование характера и пути его воспитания 168
Глава XVI. СПОСОБНОСТИ 171
§ 1. Понятие о способностях и их природе 171
§ 2. Виды способностей 174
§ 3. Способности и личность 176
§ 4. Условия развития способностей у детей 177
Раздел шестой. ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 181
Глава XVII. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 181
§ 1. Общие закономерности психического развития 181
§ 2. Понятие возраста и возрастных особенностей 183
Глава XVIII. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ И ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 185
§ 1. Развитие ребенка в раннем и преддошкольном возрасте 185
§ 2. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 186
§ 3. Готовность ребенка к обучению в школе 187
Глава XIX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 190
§ 1. Общая характеристика возраста 190
§ 2. Учебная деятельность младшего школьника 191
§ 3. Особенности развития познавательных процессов 193
§ 4. Формирование личности в младшем школьном возрасте 196
Глава XX. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА И СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА 201
§ 1. Общая характеристика подросткового возраста 201
§ 2. Учебная деятельность и труд подростка 202
§ 3. Формирование личности в подростковом возрасте 204
§ 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и общения 207
§ 5. Интересы и способности подростков 209
§ 6. Некоторые психологические особенности старшего школьника 210
§ 7. Трудовая деятельность и выбор профессии старшими школьниками 212
Раздел седьмой. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 215
Глава XXI. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 215
§ 1. Учение и era закономерности 215
§ 2. Формирование у школьников научных понятий 218
§ 3. Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления 221
§ 4. Индивидуализация обучения 223
Глава XXII. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ 226
§ 1. Общие закономерности формирования личности школьника 226
§ 2. Психологические основы воспитательного воздействия 229
§ 3. Роль коллектива в процессе воспитания 234
§ 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда 236
§ 5. Индивидуальный подход в воспитании 239
Глава ХХIII. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УЧИТЕЛЯ 243
§ 1. Личность советского учителя 243
§ 2. Педагогические способности 244
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 248
Примерная программа изучения учащихся 248
Общие сведения об учащемся 248
Направленность личности учащегося 249
Воля и характер учащегося 249
Психолого-педагогическая характеристика 250
Программа изучения ученического коллектива (III класс) 251
ЛИТЕРАТУРА 252