"Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста" Спб.: Питер , 2004. — 896 с. / Под ред. Циркина С.Ю. 2-е изд., ознакомиться с текстом книги можно на странице.
Аннотация
Предлагаемое справочное издание представляет собой уникальный труд большого коллектива ведущих специалистов в области психологии, психиатрии, биологии, педагогике. Впервые в истории отечественной науки предпринята попытка собрать воедино и упорядочить сведения по важнейшим вопросам детско-подростковой психологии и психиатрии, привести их в соответствие с принятыми в мире научными представлениями и классификационными критериями. Читатель найдет здесь обширную информацию по возрастной психологии, семиотике, нозологии, методам обследования, диагностики, терапии и коррекции наиболее характерных для детского и подросткового возраста психических расстройств и заболеваний. Книга адресована, прежде всего, практикам — детским психологам, психотерапевтам, психиатрам, а также студентам, обучающимся по соответствующим психологическим и медицинским специальностям, то есть всем тем, чья деятельность связана с обеспечением психического и соматического здоровья, психологической и социальной адаптацией детей и подростков.
Предисловие главного редактора ко второму изданию
Клиническая психиатрия — консервативная дисциплина. Поэтому наметившиеся в ней за годы, прошедшие со времени первого издания, новые подходы к оценке симптомов и систематизации психических расстройств нашли весьма ограниченное признание. Соответственно, эти частично отразившиеся во втором издании справочника аспекты гораздо менее актуальны по сравнению с проблемой, которая остается основной для детской психиатрии: насколько обособлено ее место в общей психиатрии? Сущность психической патологии в детском возрасте та же, что и в зрелом. Однако на ее формировании сказывается, главным образом, незавершенность развития психической деятельности.
На уровне симптомов особенности психических нарушений у детей совсем незначительны. Специальная терминология здесь отражает лишь возрастную специфику проявления расстройств. Например, отсутствие комплекса оживления в младенческом возрасте, а позднее протодиакризис производны от эмоционального дефицита. У взрослых он выражается равнодушно-потребительским отношением к близким, которое уже редко проявляется с детской непосредственностью. Частота тех ли иных симптомов у детей также имеет возрастную предпочтительность. На самых ранних этапах онтогенеза не характерны симптомы, отражающие гиперпродукцию в когнитивной сфере (бред), которая еще слабо развита. Влияние частых перинатальных органических повреждений в сочетании с конституциональной предрасположенностью к психической патологии и незрелостью функционального развития нервной системы обусловливают высокую частоту кататонической симптоматики в раннем детском возрасте.
На синдромальном уровне, учитывающем и динамические аспекты расстройств, психическая патология в детском возрасте имеет более существенные отличия. Они разноплановы. Благодаря особой пластичности психики детей психогенные нарушения у них обычно скоротечнее, чем у взрослых, тогда как процессуальная патология может вести к более тяжелым, чем в зрелом возрасте, последствиям, включающим относительно грубое психическое недоразвитие. Фазные состояния у детей раннего возраста могут сопровождаться регрессом психической деятельности, который гораздо заметнее, чем в последующие возрастные периоды, и иногда включает даже утрату усвоенных ранее базисных навыков, но тем не менее сохраняет полную обратимость, присущую этому типу состояний.
Диагностика психических расстройств у детей и взрослых также принципиально сходна, хотя чем младше возраст, тем большее значение имеют объективные сведения и непосредственное наблюдение. При этом недостаточность или отсутствие самоотчета ни в коей мере не должны служить основанием для квалификации более тяжелых расстройств, которые в спорных случаях могут лишь предполагаться (как и в общей медицине). Например, если ребенок пугается взрослых, плачет при их появлении или прячется, то прежде всего следует думать о тревожно-фобическом, а не бредовом состоянии. Тревожно-фобическая боязливость (наблюдаемая и у взрослых) косвенно подтверждается, если удается установить, что ребенок боится только незнакомцев или лиц (включая близких) с определенными атрибутами одежды или другими внешними признаками. Как бы то ни было, при отсутствии самоотчета особенно важно учитывать конкретные поведенческие особенности проявления психических расстройств в индивидуальном контексте ситуации.
С.Ю. Циркин
От авторов
Уважаемые читатели!
Несомненный успех и высокая востребованность первого издания СПРАВОЧНИКА ПО ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА — первого за всю историю отечественной науки справочного издания, адресованного всем, кто в своей профессиональной деятельности соприкасается с проблемами психического здоровья детей и подростков, помогает им, здоровым и больным, обрести в жизни свое место, развить и реализовать природные задатки, компенсировать и преодолеть нарушения, искажения и задержки, вносимые в детскую психику болезнью, неадекватными условиями воспитания, травматическими воздействиями современной действительности, — поставили перед авторским коллективом задачу продолжить данное издание, по возможности учтя замечания специалистов и устранив те недостатки, которые неизбежны во всяком новом деле.
Во втором, исправленном и дополненном издании СПРАВОЧНИКА существенно пересмотрен раздел «Психология», в значительной мере переработаны разделы семиотики и синдромологии, дополнены разделы обследований и терапии. Прошедшие после выхода первого издания СПРАВОЧНИКА годы для отечественной психиатрии были временем активного внедрения новой Международной классификации болезней 10 пересмотра. В связи с этим в данном издании добавлена информация относительно связей описанных в СПРАВОЧНИКЕ клинических синдромов, симптомокомплексов, состояний и нозологических форм с диагностикой в рамках МКБ-10. С этой целью использовался вариант МКБ-10, изложенный в рекомендуемом Минздравом России пособии коллектива авторов . Данная информация приводится в виде редакционных примечаний в конце статей либо в текстах статей. В ряде случаев такие примечания отсутствуют. Это связано с двумя моментами. Во-первых, материал статьи может практически в точности или достаточно близко отражать клиническое описание и диагностические критерии расстройства по МКБ-10, и тогда ссылки на МКБ-10 имеются непосредственно в тексте статьи. Во-вторых, отсутствие примечаний может быть связано с невозможностью соотнесения излагаемого материала с МКБ-10, что чаще всего относится к патологии раннего детского возраста. Следует отметить, что в адаптированном для применения в РФ варианте МКБ-10 такие «детские» главы, как F8 «Нарушения психологического развития» и F9 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте», практически совсем не были или были очень мало подвергнуты какой-либо специальной адаптации. Это безусловно создает ряд трудностей в соотнесении МКБ-10 с синдромальными и нозологическими критериями отечественной детской психиатрии, и эти трудности авторы пытались по мере возможности преодолеть в коллективной редакционной работе. Краткий характер данного материала, диктуемый спецификой справочного издания, должен дополняться самостоятельной работой читателя с МКБ-10.
Ассоциация детских психиатров и психологов с момента ее организации в 1992 г. одной из главных целей ставила реализацию проектов, направленных на повышение профессиональной информированности специалистов, работающих с ребенком, поиск путей их продуктивного взаимодействия, преодолевающего ведомственную ограниченность и межгосударственную обособленность, на нахождение взаимопонимания и адекватного языка межпрофессионального общения. Этому служили регулярные общероссийские научно-практические форумы, посвященные наиболее острым проблемам ребенка и семьи в современной России и странах СНГ, инициатором которых Ассоциация выступила и проводила их совместно с государственными ведомствами, учреждениями и общественными организациями («Особый ребенок и его окружение», 1994 г., «Сироты России: проблемы, надежды, будущее», 1994 г., «Школьная дезадаптация : эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков», 1995 г., «Интеллектуальная и творческая одаренность», 1995 г., «Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков», 1996 г., «Дети России: насилие и защита», 1997 г., «Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь», 1998 г., «Сироты России: право ребенка на семью», 2001 г., I Международный конгресс по психическому здоровью детей, 2001 г., II Международный конгресс по проблемам социально-психологического здоровья подрастающего поколения, 2003 г.). Мы надеемся, что данное издание, как и его первый вариант, в какой-то мере будет способствовать указанным целям.
Наконец, нам хотелось бы, чтобы читатели обратили особое внимание на Приложение, в котором приводится совместный труд Ассоциации детских психиатров и Российского общества психиатров. К сожалению, эта разработка остается до настоящего времени не востребованной отечественным здравоохранением, что приносит, на наш взгляд, несомненный вред решению проблемы сохранения психического здоровья детей и подростков в России.
А.А. Северный, Президент Ассоциации детских психиатров и психологов
P.S.
- "Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка" Эрик Мэш, Дэвид Вольф - Издательство: Санкт-Петербург "прайм-ЕВРОЗНАК", 2003. - 511 c.
Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста,медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является образцом учебника, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нормального детского и юношеского развития и психопатологии этих возрастов. «Выдающийся текст, лучшее пособие как для новичка, так и для профессионала. Настоящее научное произведение искусства!»
- "Детский психоанализ" Фрейд А. — СПб.: Питер, 2003. — 477 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
Анна Фрейд (1895-1982), по работам которой составлена данная книга, известна не только как сподвижник и продолжатель учения своего отца, но и как основательница нового направления в клинической практике—детского психоанализа.
Своей исследовательской и научной деятельностью А. Фрейд доказала, что ребенок не менее взрослого может страдать и нуждаться в помощи. Она утверждает, что детский психоанализ требует специальной техники, поскольку в отличие от взрослого ребенок является незрелым, несамостоятельным и незащищенным существом.
Идейное и научное наследие А. Фрейд составляет собрание сочинений в 10 томах. В данную книгу включены ключевые работы, в которых отражены взгляды А. Фрейд на специфику детского психоанализа и его технику, этапы развития ребенка, типы детской психопатологии, психоанализ раннего детства, проблемы, связанные с детскими фантазиями и агрессией, механизмы защиты детского «Я», а также вопросы воспитания и образования.
Данная книга будет интересна студентам и преподавателям психологических, педагогических, медицинских вузов и факультетов, а также всем тем, чья профессиональная и личная деятельность связана с воспитанием и образованием детей, тем, кто пытается понять поведение и душу ребенка.
Содержание
Предисловие.
Становление и развитие детского психоанализа............................................... 5
Раздел I. Психоанализ раннего детства ......................... 13
Амнезия событий раннего детства и Эдипов комплекс .. 14
Инстинктивные проявления раннего детства .................... 28
Латентный период ........................................................................39
Взгляд на детство с точки зрения психоанализа................ 51
Раздел II. Фантазии и агрессия..................................... 69
Фантазии и образы избиения................................................... 70
К проблеме агрессии.................................................................... 84
Толкование агрессии................................................................... 96
Связь агрессии и эмоционального развития: норма и патология................................................................ 115
Раздел III. Механизмы защиты.................................... 123
Защитные действия Я, рассматриваемые как объект анализа .....................................................................................124
Защитные механизмы.............................................................. 134
Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности ................................. 143
Отрицание в фантазии.............................................................. 152
Отрицание в слове и действии............................................... 163
Идентификация с агрессором ................................................ 171
Раздел IV. Развитие ребенка ....................................... 181
Эмоциональное и социальное развитие детей младшего возраста................................................................ 182
Эмоциональное и инстинктивное развитие ...................... 194
Метод наблюдения в исследовании развития детей ......217
Некоторые замечания о наблюдении за младенцами .....233
Раздел V. Детская психопатология .............................. 247
Обманчивость явной симптоматологии .............................248
Истоки детской психопатологии..........................................272
Инстинктивная тревога в пубертатном периоде.............. 290
Некоторые типы и этапы социальной дезадаптации...... 307
Подростковый возраст как нарушение развития............. 323
О некоторых проблемах в отношении подростков с родителями .......................................................................... 330
Раздел VI. Техника детского психоанализа .................. 341
Введение в детский анализ...................................................... 342
Приемы детского анализа ........................................................355
Роль перенесения в детском анализе ...................................369
Связь взрослого и детского анализа..................................... 381
Пути и возможности терапии .................................................406
Раздел VII. Психоанализ, воспитание, образование...... 425
Психоанализ в детском возрасте и воспитание ................426
Обеспечение необходимых условий в раннем возрасте и воспитание ......................................443
Психоанализ и воспитание...................................................... 457
Взаимосвязь психоанализа и образования ........................467
Литература ................................................................. 477
- "Теория и практика детского психоанализа" Фрейд Анна - Изд-во: Эксмо - Пресс, 1999г. - 780 с.
Книга включает основные, ставшие классическими, труды Анны Фрейд (дочери основателя психоанализа З. Фрейда), посвященные оригинальному направлению практической психологии - детскому психоанализу.
В различных по уровню сложности изложения материала, ориентированных на разные группы читателей (от любителей до профессиональных психологов), но одинаково интересных и содержательных работах раскрываются основные положения детского психоанализа, этапы становления и развития личности ребенка, описываются методы предупреждения, коррекции и терапии детских нарушений.
Для психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, а также родителей и всех читателей, интересующихся теоретическими и практическими вопросами детской психологии.
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ЧЕТЫРЕ ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОАНАЛИЗУ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕХНИКУ ДЕТСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА
3. ЭГО И МЕХАНИЗМЫ ЗАШИТЫ
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ И ВОСПИТАНИЕ
5. НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О НАБЛЮДЕНИИ ЗА МЛАДЕНЦАМИ
6. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
7. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ИНСТИНКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
8. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
9. ПСИХОАНАЛИЗ И ВОСПИТАНИЕ
10. ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ДЕТСКИХ НАРУШЕНИЙ
11. ОЦЕНКА ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЧАЕВ
ГЛОССАРИЙ
- “Детский психоанализ” Мелани Кляйн, Пер. Ольга Бессонова - Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.
Большинство психоаналитиков в двадцатые годы прошлого века придерживались мнения, что маленькие дети не подлежат аналитическому методу лечения. У Мелани Кляйн такое положение дел явно вызывало сомнение - она считала, что вместо того , чтобы отказывать этим пациентам, следовало изменить метод . На этом пути она совершила три гениальных открытия.
Первое состояло в изобретении психоаналитической техники игры : она видела в этой спонтанной активности любого ребенка эквивалент снам, а значит, торную дорогу и доступ к бессознательному своих маленьких пациентов.
Второе: она сумела показать, что Эдипов комплекс и Супер-Эго возникают с первых этапов развития психической жизни, то есть задолго до того возраста, к которому относил их появление Фрейд.
Третье: она открыла, что ребенок в три года и четыре месяца от роду способен к переносу, который может быть интерпретирован, что позволяет провести психоаналитическое лечение.
Несколько подлинно революционных статей, которые составляют эту книгу, заложили фундамент детского психоанализа.
Оглавление
Общие психологические принципы детского психоанализа
Коллоквиум по детскому психоанализу
Важность символообразования для развития эго
- Список литературы по детскому психоанализу
Блюм Д. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург, 1999.
Винникотт Д.В. Пигля. М., 1999. Винникотт Д.В. Разговор с родителями — М., 1995.
Витакер К. За пределами психики. М., 1999.
Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.
Дольто Ф. На стороне ребенка, СПб, 1997.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л, 1982.
Знаменитые случаи из практики психоанализа. Сб. М., 1995.
Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Воронеж, 1995.
Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1999.
Кехеле X. Тома X. Современный психоанализ. М., 1997.
Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб, 1997.
Крайг Г. Психология развития, СПб, 1999. Куттер П. Современный психоанализ. СПб, 1997.
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997.
Ландшафт детской души/ под ред. Лукова В.А., СПб, 1997.
Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998.
Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб, 1997.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб, 1997.
Психоанализ в развитии: сб. переводов, Екатеринбург, 1998.
Психоанализ детской сексуальности/ ред. Луков В.А., СПб, 1997.
Руководство по предупреждению насилия над детьми/ под ред. Асановой Н.Е. М., 1998.
Салливан Г. Интерперсональная психология в психиатрии. СПб, 1999.
Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы. М., 1997.
Сандлер Д. Пациент и психоаналитик. Воронеж, 1993.
Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
Франц фон М-Л Психология сказок. СПб, 1998.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
Фрейд А. Невротические защиты. М., 1990.
Хорни К. Женская психология. СПб, 1993.
ШтейнбергУ. Круг внимания. М., 1998.
Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1997.
Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
Якоби М. Встречи с аналитиком. СПб, 1996.
- "Этюды по детскому психоанализу" Анжела Варданян - Издательство: Когито-Центр, 2002 г. - 154 c.
Известный детский психоаналитик Анжела Варданян в своей работе опирается на метод французского врача-психоаналитика Франсуазы Дольто. В этой книге она рассказывает о 10 терапевтических случаях, которые дают представление о деятельности ереванского "Сада радуги". Жанр этюдов позволяет доступно и увлекательно, но без упрощения описать внутренний мир ребенка, его переживания и реакции на те или иные попытки взрослых справиться с его недугом.
Книга будет интересна социальным работникам, психологам, психотерапевтам, педагогам, родителям и всем тем, кто сталкивается с проблемами детской психологии.
Оглавление
Место встреч – «Сад радуги» . (вместо предисловия)
2 этюд . Я не знала, что ты все знаешь
9 этюд . Он хотел их убить, но боится
10 этюд . Когда одной консультации может быть достаточно
- "Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов" Самохвалов Виктор Павлович, Коробов Александр Александрович, Мельников Владимир Алексеевич
Учебное пособие по психиатрии для студентов медицинских университетов построено на основе программ подготовки студентов в Украине, Белоруссии и России, а также Международной классификации МКБ 10. Представлены все основные разделы диагностики, дифференциальной диагностики, терапии психических расстройств, в том числе психотерапии, а также истории психиатрической науки.
Впервые в пособие введены главы анализа поведения и речи пациентов, этнической психиатрии, особенностей коммуникаций врача и пациента и психопатологии, связанной с экстрасенсорной перцепцией. Для студентов медицинских университетов, психиатров, медицинских психологов, врачей-интернов и врачей других специальностей.