Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков Игорь Викторович - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Ось-89, 2007.

Аннотация к книге "Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку” Вачков И.В.: Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность. В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды. Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги. Книга предназначена для учителей, психологов, студентов педагогических ВУЗов, аспирантов.

 

Cказкотерапия это … и «процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни», и «процесс экологического образования и воспитания ребенка», и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта», и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки».

Врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах соци¬ального проявления созидательной творческой силы».

Сказкотерапия - это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. При этом, думается, вполне правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер.

Все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым условием такого развития является повышение уровня самосознания — надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

Нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

Одной из важнейших задач практической психологии образования в настоящее время является создание оптимальных условий для естественного психического развития детей.

Основной целью образования должно стать развитие ребенка, включающее в себя развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания, а не только формирование знаний - умений - навыков. То есть реально должен произойти сдвиг с обучения на развитие.

Обучение детей не должно быть в ущерб их физическому и психическому развитию. Действительно, чего мы хотим больше: чтобы ребенок назубок помнил закон Бой-ля-Мариотта, приобретя в результате нервный тик, миопию, сколиоз и гастрит, или чтобы он чего-то не знал из школьной программы, но оставался здоровым? Мне думается, что Бог с ним, с Мариоттом, был бы наш ученик человеком хорошим. И здоровым.

Опираясь на позиции экопсихологии развития (В.И.Панов, 1999, 2000), можно рассмотреть понятие образовательной среды с нескольких точек зрения:

• как условие обучения и развития детей, представляющее собой совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов;

• как средство обучения и развития учащихся, каковым образовательная среда становится не только «в руках» педагога, но и «в руках» учащегося - в том смысле, что последний сам выбирает или простраивает для себя образовательную среду; очень важно, что в этом случае учащийся становится субъектом саморазвития, а образовательная среда - объектом выбора и используемым средством;

• как предмет проектирования и моделирования; так, особая образовательная среда конкретной школы сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента детей и условиями школы; как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой, изменениями образовательной среды и стремлением к объективной оценке с опорой на определенные критерии.

Думается, что имеется много особенностей сказочной метафоры, которые придают ей в буквальном смысле волшебные свойства строить "мосты взаимопонимания". Укажу две особенности, по-моему, наиболее очевидные. Сказочная метафора обладает "свойством преломления" в восприятии мира. Она выступает своеобразной "хрустальной линзой", взгляд сквозь которую на реальность позволяет увидеть не только измененные формы и размеры, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах. Это происходит за счет того, что в метафорическом образе уже по определению помимо него самого есть и еще "нечто", что он скрыто несет. Иными словами, богатство смыслов - и смыслов неочевидных, но подразумеваемых - придает сказочной метафоре в наших глазах особую ценность; а поскольку подлинной ценности мы не знаем, то никто и ничто не может нам помешать черпать из метафоры то содержание, которое нужно именно нам в силу специфики нашего семантического пространства.

Попробуем разобраться, выделив разнообразные психологические трактовки содержания сказок, в частности те позиции, которые сложились в науке по вопросу об источниках появления однородных сказочных мотивов.

Первая позиция, которую отстаивал М.Мюллер, заключается в интерпретации мифов (а следовательно, и волшебных сказок) в качестве искаженного изображения таких природных явлений, как солнце и его разнообразные воплощения, луна, заря, жизнь растений, гроза.

Вторая позиция принадлежит Л.Лейстнеру (чуть позже тот же взгляд отстаивал Г.Якоб), показавшему взаимосвязь между основными сказочными и фольклорными мотивами и повторяющимися символическими снами.

Третья позиция, на которой стоял А.Бастиан, заключалась в рассмотрении основных мифологических мотивов как «элементарных идей» человечества, которые не передаются от одного человека к другому, а являются врожденными для каждого индивида и могут возникать в разных вариациях в самых разных странах и у разных народов.

Четвертая позиция, пожалуй, наиболее разработанная и авторитетная, отстаивается представителями аналитической психологии, идущей от работ К.Г.Юнга. Одна из наиболее ярких последовательниц юнгианского взгляда на природу волшебных сказок М.-Л. фон Франц указывает на разницу между третьей и четвертой позициями: «Для нас же... архетип - это не столько «элементарная идея», сколько «элементарная эмоция», элементарный поэтический образ, фантазия, а возможно, даже элементарный импульс, направленный на совершение некоторого символического действия» (1998, с. 16). Важность эмоциональной составляющей при психологическом исследовании она показывает, демонстрируя неизбежность при сугубо рациональном подходе смешения разных архетипов и превращения их в хаос, что обусловлено взаимодействием и взаимовлиянием архетипов. «Это похоже на то, что происходит при печатании наложенных друг на друга фотографий, которые уже никак нельзя представить в отдельности. Вероятно, нечто подобное происходит и в бессознательном, что обусловлено его относительной вневременностью и внепространственностью» (с. 22).

Сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для учителей. Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает человеку преодолеть различные жизненные трудности.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуется ознакомиться с материалами:

Методы психологической коррекции

Арт-терапия (подборка книг)

 

- "Сказки и Сказкотерапия" Соколов Д.– М.: Эксмо-Пресс, 2001.

«В маленьком озере жил крокодил, очень красивый, приятный такой…Очень он там хорошо жил, кушал вкусно, на прогулки ходил, к знакомым в гости… Так прдолжалось много лет. А потом пруд высох — и крокодил исчез. Никто не знает, куда он делся». Вот такие печальные и не только истории, а также ящеры, дети, Эрик Берн, братец Гримм, фиолетовый котенок, дедушка Фрейд, Милтон Эриксон, детский сад, блудный сын, метафоры, нейролингвистическое пргограммирование, желтый цыпленок, В.Я Пропп, дети и мамы, волшебные помощники, Баба-Яга, сценарный анализ и многое другое в маленькой, но содержательной книге Дмитрия Соколова, терапевта по прфессии, сказочника по жизни.

Во втором издании известной книги не только ничего не исключено, но, напротив, добавлено много новых сказочных историй. Для всех тех, в чьей жизни или работе не хватает сказки и волшебства.

 

- "Место сказки в дошкольном образовании" Большунова Н.Я. - Вопросы психологии, 1993. № 5. 39-43.

 

- "Практика сказкотерапии" / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 c.

Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.

Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.

Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий. Издание адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям.

 

- "Сказкотерапия. От бублика до ватрушки" Люмара - Издательство: Весь, 2006 г. - 224 c.

Сказкотерапия - волшебная игра, доступная всем и каждому. Высвобождает творческую энергию, с помощью которой решаются внутренние и повседневные проблемы. Можно преодолевать трудности, напряженно хмуря лоб и сетуя на превратности судьбы, а можно расслабиться и просто весело поиграть. Проблемы рассеются, мечты начнут исполнятся. Сказка - ваш первый помощник. Читайте, пишите, играйте!

"Каждый хоть раз в жизни сталкивался со сказочными образами. И пусть они имели очень даже земные очертания, никто не сомневался в сказочности их происхождения. Сколько Красных Шапочек, Золушек, Королей, Шутов и драконов ходит по земле. Сколько сказочных ситуаций ежесекундно происходит в мире, когда приходится изображать из себя скатерть-самобранку или, натянув на уши шапку-невидимку, запрыгивать в сапоги-скороходы и… А сколько проблем было решено благодаря мудрым, проверенным веками советам сказок? Для сомневающихся пишутся новые сказки, проверенные специалистами и сказочниками на себе. В общем, сказка идет - сказке дорогу!

Но чур не убегать от нее и не отставать! Лучше идти с ней рядом". У доброй сказочницы Люмары (Любови Семеновой) свой подход к волшебной терапии - отсутствие всяких методик. Вот вам сказка - читайте и играйте, как это делают герои книги: веселая Аленка и ее хитрый котяра Бублик. Эти жизнерадостные непоседы заставляют нас вспомнить забытые ощущения детства, когда каждую новую минуту своей жизни проживаешь с ощущением чуда и наблюдаешь окружающий мир широко раскрытыми глазами ребенка. "Сказочность ситуации спасет ситуацию! Сложно, ох сложно увидеть себя со стороны! Кто на это способен - тот герой! А кто способен посмотреть на себя и свою ситуацию со стороны, да еще и не ужаснуться, спрятать это видение подальше, суметь придумать, как из этого положения выйти, - тот самый натуральный полубог".

 

- "Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку" Вачков И.В. - М.; Ось-89, 2007, 144 с.

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии и сразу же приобрела огромную популярность.

В первой части книги рассматриваются теоретические вопросы развития самосознания учеников и учителя и раскрываются причины, по которым именно психологические сказки могут служить эффективным средством развития самосознания субъектов образовательной среды.

Вторая часть посвящена практическим аспектам использования психосказок в деятельности школьного психолога. Приведены конкретные «сказочные психотехнологии», а так же психологические сказки разных авторов, служащие иллюстрациями к основному тексту книги. Книга предназначена для учителей, психологов, студентов педагогических вузов, аспирантов.

Содержание

Предисловие

Самосознание ученика и учителя как предмет работы психолога

Сказкотерапия как метод психологической работы в школе

Проблема развития самосознания субъектов образовательной среды

Развитие самосознания ученика и учителя: полисубъектный подход

Проблемы психологии как школьного предмета: поиск целей и смыслов

Метафоризация психологических представлений как условие развития самосознания школьников

Сказкотерапия и психологическая сказка в школе

Психологическая сказка как средство развития самосознания

Анализ содержания психологических сказок

Функции и психологические механизмы воздействия сказок

Стратегии и тактики использования психологических сказок в работе с младшими школьниками

Использование сказок в психологической работе с подростками и старшеклассниками

Ресурсы психологической сказки в работе с учителями

Список использованной литературы

Приложение

И.Вачков Сказка о речке Речь

Н.Азопкова Путешествие двух подруг

А.Попова Коряга

И.Вачков Сказка о Деревьях-Характерах

И.Вачков Сказка об имени

И.Вачков Сказка о волшебных зеркалах

А.Шпак Сказка о Мышлении

С.Алхимов Случайная встреча

Д.Савельев Сказка о плохом и хорошем Мышлении

Д.Щербакова Не нафрейди!

 

- "Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации" Короткова Л.Д.– М.: ЦГЛ, 2006.- 144 с.

В книге представлены авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок, которые дают возможность воспитателям и учителям с интересом и ненавязчиво для детей проводить нравственные беседы, а психологам – заниматься коррекционной работой.

Книга может быть также полезна учащимся педагогических училищ и колледжей, студентам педагогических вузов и родителям.

 

- "Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина" А. В. Гнездилов - Издательство: Речь, 2004.-

(на lib100.com)

В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями - проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. Андрей Владимирович Гнездилов - петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета в Англии, автор нескольких сборников сказок, известен многим как доктор Балу.

Сказки эти необычные — терапевтические. Они перенесут Вас в загадочный и таинственный, причудливый и дивный мир. Все описанное в этих историях - это реальность, но реальность не внешняя, а внутренняя, психологическая. Героями становятся наши мысли, чувства, нереализованные стремления, впечатления от взаимоотношений и путешествий.

Книга будет интересна не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

 

- "Игры в сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко - СПб., Речь, 2006. 208 с.

(на lib100.com)

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкоте­рапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить "особым" детям в процессе формирования социальных навыков; как обу­чать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Содержание

Несколько слов об игре............................................................... 5

Игровая терапия...................................................................................11

1.Игровая терапия и психоанализ........................................13

2. Игровая терапия отреагирования.......................................14

3. Игровая терапия построения отношений.............................15

4. Недирективная игровая терапия........................................16

5. Игровая терапия в условиях школы...................................17

Сказочная игротерапия .......................................................................21

Игровой практикум ..................................................................33

1. Искусство дебатов............................................................33

2. Шесть шляп ...................................................................48

3. «Волшебный круг» .........................................................63

4. «Полотно счастья» ...........................................................89

Игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития и ограниченные возможности жизнедеятельности....................... 100

1. Игры с пуговицами........................................................ 101

2. Рыбалка........................................................................ 103

3. Аквариум...................................................................... 103

4. Пуговичное ожерелье..................................................... 104

5. Пуговичное лото............................................................105

Игры со спичками..............................................................................111

1. Знакомая незнакомка..................................................... 111

2. История одной спички ................................................... 112

3. Спичечный узор............................................................ 113

Коммуникативные игры .................................................................... 115

1. Обыкновенное чудо ........................................................ 115

2. Камень и веревка........................................................... 118

3. Волшебные руки............................................................ 120

4. Глина и скульптор ......................................................... 121

5. Групповая скульптура....................................................122

6. Чудесные пироги........................................................... 123

7. Моя ладонь ................................................................... 124

8. Ладонь друга................................................................. 125

Игры в песочнице...............................................................................128

Общие принципы взаимодействия с клиентом.............................130

1. Проективная психодиагностика в песочнице.....................141

2. Серия игр «Песочная грамота» .......................................175

3. Познавательные игры.....................................................199

4. История России в играх на песке.....................................202

5. Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу..............................207

 

 

- "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии." Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

(на http://publ.lib.ru)

Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.

Содержание

От автора.......................................................7

Введение......................................................11

Глава 1. Истоки волшебства Достоинства сказок..........15

Как строится сказочный сюжет..............23

Многообразие сказочных форм................34

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.................47

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии

Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну.............123

Сценарии занятий. Два первых путешествия...................134

Методы регистрации...............................151

Глава 3. Новые разработки Постановка сказок на песке...................159

Систематизация наблюдений и дальнейшие "шаги" ......179

Заключение....................185

Список литературы...............189

Приложения Святая вода...............191

Сказкотерапевтические театрализованные игры (сценарии).......237

Пусть сказка былью станет....................282

Игровая сказкотерапия для "особых" детей (в помощь дефектологам и родителям)............293

Дидактические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы "особых" детей........299

Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок"....................337

Сказочные сюжеты: тайный смысл и философское значение.............342

Об авторах................347

 

- "Практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. — СПб.: "Речь", 2000. — 310 с.

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врачам, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. В руководстве в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях. Издание носит хрестоматийный характер: приводятся сказки для практической работы с комментариями и рекомендациями по использованию.

 

- "Сказки звездной страны Зодиакалии. Методический практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. . —— СПб.: Златоуст, 1999

«Сказки звездной страны Зодиакалии» относятся к разряду медитативных сказок. Они отличаются бесконфликтным сюжетом, насыщенностью положительными энергетизирующими образами, метафорическим изображением разных видов общения людей друг с другом. Эти сказки созданы для того, чтобы передать нашим детям глубинные Законы Бытия и внести покой в их душу.

 

- "Тренинг по сказкотерапии." Под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.

В этом сборнике представлены многофункциональные сказкотерапевтические программы. Используя эти программы, можно развить эмоционально-волевую сферу ребенка, скорректировать возникшие у него эмоциональные проблемы, развить его личность, сформировать созидательную систему ценностей. В сборнике приведены сценарии занятий и методические рекомендации по их проведению. Книга будет полезна и специалистам - детским психологам, педагогам, воспитателям и заботливым родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Тренинг по сказкотерапии».

 

- "Встречи на дороге. Терапевтические сказки" А.В.Гнездилов - Речь, 2005. - 224 с.

Психотерапевтическая сказка - это мост между реальностями: социальной, объективной и тонкой, психической. Психотерапевтические сказки Андрея Гнездилова не просто создают эти мосты, они еще и питают наш психический мир. Они формируют более мудрое и терпимое отношение даже к тем вещам, которые мы не в силах изменить, они позволяют нам более тонко, духовно постигать смысл самых непростых жизненных ситуаций.

В данном сборнике представлено 20 новых сказок известного петербургского психотерапевта и сказочника.

Гнездилов А.В. - Врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор НИПНИ им. В.М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетный доктор Эссекского университета в Англии, первый врач первого хосписа в Санкт-Петербурге и в России, вместе с английским журналистом Виктором Зорза является основателем хосписного движения в России.

 

- "Там, на неведомых дорожках... Из практики сказко­терапии" Пономарева В.И. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. — 244 с. — (Психотерапевтические технологии).

Сказкотерапия получает все более широкое признание, поэто­ му наряду с актуальностью теоретических разработок в этой обла­ сти не менее важно описание имеющейся практики — и как основы для продолжения и развития научных исследований, и для под­ тверждения эффективности работы метода.

Это издание подготовлено на основе практики индивидуаль­ ного консультирования, групповых тренингов, дистанционной сказкотерапии. В книге публикуются также авторские психологи­ ческие сказки (и притчи в авторском пересказе), способствующие обретению душевного равновесия и освобождению от того, что этому равновесию мешает: от стрессов, страхов, эмоциональных бурь. Кроме того, в ней содержится немало психологических игр и упражнений: они встречаются не только в изложении представлен­ ного сказкотерапевтического опыта, но и в самих сказках, а также коротких доверительных беседах, предваряющих или завершаю­ щих большинство из них. Причем техники «привязаны» к сюже­ там, ситуациям и событиям, т. е. предложены контекстно.

Представленные материалы могут использоваться психологами и педагогами, теми, кто собирается ими стать, но не только. Книга адре­ сована всем, кто интересуется вопросами гармонизации личности, а в этом случае и профессия и возраст не так уж и важны.

Содержание

От автора......................................................................................3

1.Сказкотерапия в индивидуальной и групповой психологической практике.................................6

1.1. Кому и зачем нужна сказкотерапия?.......................... 6

1.2. Как помогают сказки (невыдуманные истории из жизни).................................. 12

1.2.1. Встречи тет-а-тет: подсказки из сказки.....12

1.2.2. Слушаем, пишем, играем вместе................... 21

1.2.2.1. «Сказочное» развитие личности....... 21

1.2.2.2. Бизнес-обучение: общение и манипуляции.....................................................36

2. Дистанционная сказкотерапия (на примере авторской интернет-рассылки)....................... 56

2.1. Сказкотерапия в Рунете.............................................. 56

2.2. Рассылка «Сказки-подсказки»................................... 57

2.3. Примеры сотворчества с участниками рассылки..................................................... 64

Одинокое дерево.........................................................64

Сказка про Львенка, который достиг поставленной цели.......................69

Клякса.......................................................................... 86

Сосновая сказка......................................................... 97

3. Сказки и притчи................................................................... 103

3.1. Авторские психологические сказки........................103

Жила-была Мечта....................................................103

Волшебный секрет................................................... 118

Осенняя история.......................................................123

Письмо........................................................................ 128

Подарок...................................................................... 134

Принцесса Лазуринда..............................................139

Яблоко для принцессы............................................. 143

Силантий и Слабатея................................................148

Судьба Волны.............................................................153

Маленькая сказка.....................................................154

Про болтушку Машу................................................ 175

Поня и Нипоня.........................................................178

Отвертка.................................................................... 183

Сказание об Имсу.....................................................189

3.2. Притчи в авторском пересказе......................... 193

Цветочная красавица.............................................. 193

О двух волках........................................................... 195

Мудрец и бабочка..................................................... 195

Достаточно ли разбогатеть?................................... 197

Идеал..........................................................................198

Любовь....................................................................... 198

Меткость....................................................................201

Счастливый человек................................................ 201

Счастье.......................................................................202

Иди!..............................................................................203

Терпение.....................................................................203

Толкование сна..........................................................205

Карандашные правила............................................. 205

Кто красивее?............................................................206

Приложение 1. Конспект тренинга личностного роста по сказке «Жила-была Мечта».......... 209

Знакомство...........................................................................209

Соглашение......................................................................... 210

Разогрев............................................................................... 211

Тело сессии 1 .......................................................................211

Тело сессии 2....................................................................... 214

Тело сессии 3....................................................................... 216

Завершение (заключительный этап)................................217

Приложение 2. Сказки и притчи, написанные с участием читателей интернет-рассылки «Сказки-подсказки» ... 218

1. Одинокое дерево............................................................. 218

2. Львиная сказка................................................................ 220

3. Клякса................................................................................226

4. Сосновая сказка.............................................................. 232

5. Тихая песня...................................................................... 236

6. Почему?............................................................................. 237

8. История песчинки...........................................................238

Библиография.......................................................................... 241

 

- "Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н.В.

 

- "Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста" Фесюкова Л.Б. – М.: “Просвещение”, 2003.

Для работы с детьми дошкольного возраста. Сказки психологические.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.

 

- "Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей" Бретт Д. - — М.: Независимая фирма “Класс” — “Библиотека психологии и психотерапии).

Что говорить ребенку, который боится темноты? Или маленькому честолюбцу, который отказывается делать то, что у него сразу не получается хорошо? Или тому, кого дразнят в школе? Или пережившему развод родителей?

В книге австралийского детского психолога Д. Бретт читатель найдет целую россыпь примеров, рецептов и рекомендаций для этих и многих других проблемных ситуаций. Простая и изящная книжка будет полезна любому детскому специалисту, интересна для «взрослого» врача и психолога и совершенно необходима всем заботливым родителям.

Содержание

Предисловие Руководство для начинающих фей.

Предисловие Е.Л.Михайловой...

Введение

1. Применение “историй про Энни”

2. Как научиться рассказывать “истории про Энни”

3. Боязнь темноты

                       История про Энни

4. Энурез

                       История про Энни

5. Компульсивные дети и дети-перфекционисты

                       Первая история про Энни

                       Вторая история про Энни

6. Застенчивость

                       История про Энни

7. Если ребенка дразнят

                       История про Энни

8. Развод

                       История про Энни

9. Дети — мачеха — отчим

                       История про Энни

10. Импульсивные дети

                       История про Энни

11. Взаимоотношения между маленькими братьями и сестрами. (сиблинги)

                        История про Энни

12. Дети алкоголиков

                        История про Энни

13. Релаксация

                        История про Энни