Неуверенными не рождаются и не становятся

Автор: Ягловская Е.К.

Рубрика: От 3 до 7 лет

В статье рассматриваются различные ситуации, которые могут вызывать неуверенность у ребенка дошкольного возраста.

Малыши подрастают, и все чаще родители дошкольников обращаются к психологу с вопросами, в которых звучит обеспокоенность по поводу неуверенности ребенка. Но всегда ли особенности поведения, на которые обращают внимание взрослые: робость, стеснительность, нерешительность, безынициативность и пр. являются проявлением именно неуверенности ребенка? Конечно же, нет. Они могут быть вызваны и другими причинами. Более того, неуверенность может проявляться не только в пассивных формах поведения, но и в достаточно активных, например, в кривляние, манерничанье, вранье и т.п. А порой причинами жалоб взрослых на неуверенность ребенка становятся не его особенности, а обеспокоенность самих родителей по поводу поступления детей в детский сад: как они обойдутся без их помощи, смогут ли привыкнуть к новым людям, найдут ли себе друзей и т.п. Такая обеспокоенность действует по принципу «у страха глаза велики», когда во вполне объяснимых, «спровоцированных» самой ситуацией случаях нерешительности мы видим неуверенность ребенка в себе. Поэтому не будем торопиться и «ставить диагноз», а попробуем спокойно разобраться в ситуациях, которые могут вызывать у ребенка нерешительность, и в наших реакциях на такие ситуации, которые могут сформировать у ребенка неуверенность в себе.

Важнейшей основой уверенности ребенка является безусловная любовь родителей, благодаря которой у него формируется чувство безопасности. Но в дошкольном возрасте, для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, одной любви уже не достаточно. Родителям необходимо «учить» ребенка «умению» самореализации. Для развития способности самому ставить цели и достигать их необходима самостоятельная деятельность ребенка при непосредственном участии и помощи со стороны взрослых. По мере взросления ребенка расширяется круг его общения, интересов, желаний и он все чаще может оказываться в ситуациях, в которых возникает чувство неуверенности, даже если ребенок ощущает безопасность и любовь родителей.

Пожалуй самой первой в жизни ребенка ситуацией, вызывающей у него нерешительность является ситуация выбора. Она знакома и нам взрослым, например, когда мы не можем решить: пойти ли сегодня в кино или театр, какое платье, машину и т.п. купить. Особенность таких ситуаций − оба желания или предмета одинаково привлекательны для нас, но мы должны выбрать только что-то одно. Даже если мы сделали свой выбор, посоветовавшийся со знакомыми, «бросив монетку» и т.п., мы относимся к нему как к собственному самостоятельному выбору. Маленькому ребенку еще труднее, чем взрослому прийти к окончательному решению, и он так же нуждается в подсказке, совете. Но только в отличие от нас, взрослых, он не воспринимает такое решение, как свое, он не «рассуждает», а просто действует так, как сказал ему взрослый. А если это войдет в привычку? Тогда в ситуациях выбора ребенок будет чувствовать себя весьма неуверенно, пока не подоспеет соответствующая помощь. Но предоставление ребенку права самому принимать решения, пусть незначительные, но самостоятельные, еще не гарантирует нам полного успеха в воспитании чувства уверенности. И причиной этому является «послевкусие» выбора – несмотря на то, что он окончательный, некоторое время мы можем сомневаться в его правильности. У взрослых есть различные способы преодоления и этой проблемы. В самом простом случае, мы можем себя убедить, что со временем, сделаем то, что не смогли сделать сейчас. Когда же это не осуществимо, стараемся придать большую привлекательность тому, что предпочли. В конце концов, мы можем себе просто запретить думать и переживать по поводу того, что сделано. Дошкольник же такими возможностями еще не обладает, и сожаления, негативные переживания об упущенных возможностях, могут перевесить положительные моменты реализации права самостоятельно принимать решение. И опять же если подобные переживания будут повторяться достаточно часто в опыте ребенка, это может привести к тому, что в дальнейшем он будет проявлять большую нерешительность в ситуациях выбора или даже к появлению чувства неуверенности в правильности своих выборов (решений). Так как такая неуверенность происходит из опыта эмоционального проживания ситуации, то в более старшем возрасте, когда она мешает нам намечать цели, с ней бывает не очень просто справиться, даже если мы вполне уверенны в себе и своих возможностях. Поэтому, дошкольникам необходимо не только иногда предоставлять право принимать самостоятельное решение, но и создавать положительный опыт проживания ситуации выбора, всячески подчеркивая, что сделанный детьми выбор − лучший («ты выбрал саму вкусную конфету», «ты выбрала самое красивое платье», «ты прав, пойти сейчас погулять, а не в кино, лучше, ведь погода такая хорошая») и для сожаления нет причин.

Другой ситуацией, которая у многих может вызывать в той или иной степени выраженную неуверенность, является незнакомая ситуация, когда у нас нет определенного опыта поведения в ней. Представим, что мы оказались, например, в незнакомой компании. Мы начинаем испытывать некоторую неуверенность: что это за люди, что говорить, что делать? Такое чувство неуверенности «заставляет» нас повнимательнее приглядеться к происходящему, людям, т.е. сориентироваться в ситуации и, в первую очередь, насколько она безопасна для нас и как в ней лучше всего поступить. В силу своего большого жизненного опыта, взрослые не так уж часто сталкиваются с подобными ситуациями. Но не дошкольник (особенно ребенок младшего дошкольного возраста), который практически «живет одним днем», для которого любая ситуация выглядит как новая и незнакомая, если не повторяется изо дня в день. Что же может произойти, если взрослый не знает и не учитывает эту особенность детей? Некоторое противоречие в восприятии одной и той же ситуации взрослыми и детьми: для ребенка она незнакома, вызывает естественное чувство неуверенности, для взрослого знакома, понятна и он не предполагает, что такое чувство может возникнуть у ребенка. Ребенок проявляет нерешительность, взрослый недоумевает, почему он так себя ведет, пытается ему помочь начать действовать (реально же «выталкивает» ребенка в неизвестную, а потому потенциально опасную ситуацию). Или же взрослый задается вопросом: «почему мой ребенок такой неуверенный?». Вот простой пример. Ребенок несколько месяцев не видел знакомых ему людей. При встрече с ними он ведете себя как с незнакомыми или малознакомыми: присматриваться к ним, старается далеко не отходить он мамы, мало говорит и т.п. К сожалению, взрослые весьма часто воспринимают такое поведение не как естественную реакцию на незнакомую ситуацию, а как проявление невежливости ребенка, начинают делать ему замечания, высказывать неодобрение или подтрунивают над ним, на главное, настаивают, чтобы ребенок начал общаться. И если ситуации, когда ребенок под давлением взрослых не может должным образом сориентироваться, будут повторяться довольно часто, это может привести к тому, что любые незнакомые или малознакомые обстоятельства, будут восприниматься им как неприятные, он будет пытаться избегать их, все чаще и чаще, проявляя неуверенность. Более того, это может привести к страху попасть в «дурацкую» ситуацию, и тогда даже в привычных обстоятельствах ребенок будет чувствовать себя неуверенным и проявлять нерешительность.

Нерешительность помогает нам лучше сориентироваться и в других ситуациях – ситуациях, в которых могут произойти изменения. Факт возможных изменений вызывает у нас некоторую неуверенность и беспокойство, ведь пока событие не наступило, мы не можем на все 100 процентов предвидеть его ход и последствия. Поэтому мы начинаем «прикидывать», как все может случиться и как нам лучше действовать в тех или иных обстоятельствах. Таким образом, наша неуверенность, как и в случае с незнакомой ситуацией, «страхует» нас от возможных неприятностей и неожиданностей. Именно благодаря ей мы, например, берем зонтик и теплые вещи, хотя собираемся ехать на юг.

Итак, чувство неуверенности помогает нам в незнакомых или изменяющихся ситуациях выбрать наиболее оптимальные способы действия. Как же необходимо взаимодействовать с ребенком для того, чтобы это полезное чувство не превратилось в свою противоположность, негативно сказывающуюся на эффективности деятельности? Конечно же, необходимо терпение, которое поможет нам не торопить ребенка, дать ему возможность сориентироваться в ситуации. Также необходимо быть внимательным к желаниям самого ребенка. Более того, если это нужно, помогать ему определиться с ними. Такое внимание и поддержка снимает тревожность, создает чувство безопасности, уверенность ребенка в том, что он может действовать самостоятельно. Но, пожалуй, самое главное для того, чтобы ребенок уверенно действовал в различных ситуациях − это понимание им, как лучше всего поступить. Здесь мы мало сможем ему помочь только рассказами о том, что следует делать. Как надо действовать, вести себя в разных ситуациях ребенок узнает, а главное, лучше запоминает, в непосредственном опыте, часто путем «проб и ошибок» или, наблюдая за тем, как поступают другие. Если речь идет о познавательных ситуациях, все достаточно просто и понятно: лучший способ находится и запоминается в процессе занятий с ребенком. А как быть с ситуациями общения и взаимодействия? «Прожить» такие ситуации, прочувствовать, какой способ действия более эффективен для достижения желаемой цели, помогут сюжетно-ролевая игра или игра-драматизация. Ведь недаром именно игровые приемы наиболее часто применяются в работе с неуверенными людьми. Для того, чтобы ребенок потом мог успешно использовать те или иные способы действия, необходимо, чтобы взрослый разъяснял ему в каких конкретных ситуациях так лучше всего поступать. Например, когда взрослый говорит ребенку: «надо слушаться взрослых», необходимо объяснить ему, что слушаться надо только знакомых. Для того, чтобы дошкольник чувствовал себя уверенней в разных ситуациях, хорошо бы, чтобы он знал не один единственный, а несколько способов решения проблемной познавательной задачи или поведения в ситуациях общения и взаимодействия. Например, для того чтобы правильно собрать пирамидку, можно определять какое из колец больше не только, прикладывая их друг к другу, но и «на глазок»; для того чтобы дружно играть можно поделиться своей игрушкой, а можно «посчитаться», кто с ней будет играть и т.п. Знание различных вариантов возможного поведения, делает нас более независимыми от вероятных неожиданностей, а, следовательно, и более уверенными. Это особенно важно для дошкольников, у которых возможность «проигрывать» различные ситуации в уме только начинает складываться, а поэтому они не могут, как взрослые, заранее подготовить себя к возможным переменам ситуации. Помимо этого у дошкольников есть еще одно «слабое место», связанное с их возрастными особенностями. Дошкольный возраст – возраст овладения детьми норм и правил познавательной деятельности, общения, взаимодействия. Они очень гордятся тем, что все делают правильно. Но порой бывает так, что если это «правильно» ограничивается только одним единственным способом действия, в других ситуациях, при других обстоятельствах оно оказывается совсем неправильным. Поясним это на примере. Ребенок играет во дворе с другими детьми, когда между ними возникает конфликт, он обращается к маме за помощью. В ситуации, когда дети играют под присмотром родителей, такое обращение вполне нормально, оно негативно не оценивается и взрослые, как правило, приходят на помощь детям. Совсем по-другому к такому способу поведения будут относиться в детском саду. Обращение к воспитателю по поводу детского конфликта часто воспринимается и детьми и самим воспитателем, как ябедничество и порицается. Полученный противоречивый опыт вызывает у ребенка неуверенность: как же себя вести, если этот правильный способ поведения иногда бывает вовсе неправильным?

Говоря о пользе знания нескольких возможных способов действия в одной и той ситуации, необходимо сказать и об «оборотной стороне» такой вариативности − когда взрослые учат ребенка совершенно противоположным способам. Противоречивость таких способов не помогает, а мешает ребенку, она его дезориентирует, и становится причиной его неуверенности. Например, мама объясняет ребенку, что в детском саду нужно не ссориться с другими детьми, играть дружно. Папа же настаивает на том, что «настоящий мужчина» никому не уступает и должен уметь постоять за себя. Другой пример. Ребенок ходит в детский сад, и на дополнительные занятия по подготовке к школе. В детском саду его учат «детским» способам познавательной деятельности, на занятиях по подготовке к школе − школьным. В итоге, в обоих этих случаях ребенок опять таки начинает чувствовать себя весьма неуверенно. Причиной его неуверенности становится то, что противоречивые способы действия задаются значимыми, любимыми и уважаемыми им взрослыми, а поэтому они воспринимаются ребенком как одинаково правильные. И перед ним встает проблема выбора: какой способ действия выбрать?

К неуверенности ребенка могут приводить не только противоречивые требования со стороны взрослых, но и то, как они реагируют на его действия. Если взрослые обращают внимание только на результаты ребенка, а не на попытки его достигнуть, то в дальнейшем ребенок может испытывать трудности при выборе того или иного способа действия, т.к. у него не сложились четкие представления об их результативности. Уже говорилось о том, что для уверенности ребенка необходимо предоставлять ему самостоятельность (конечно же в рамках его возможностей). Естественно, когда ребенок пытается что-либо достигнуть самостоятельно, он может совершать ошибки и не достигать желаемого результата. Не следует его за это корить, самим исправлять ошибки или делать что-либо за ребенка. Проанализируйте вместе с ребенком ситуацию, выясните, что он хотел, обсудите, что он делал не так, и вместе найдите более оптимальный способ. Тогда в дальнейшем ребенок будет знать не то, что «он этого делать не умеет», а то «как это надо сделать». Но обращать внимание следует не только на ошибки ребенка, но и на его успешные действия, подчеркивая, что именно благодаря им он смог достигнуть желаемого.

Итак, для того чтобы ребенок не чувствовал себя неуверенным его необходимо учить разным, но не противоречивым способам действия, поддерживать его попытки самостоятельно добиться результата. Но дело в том, что в разные периоды дошкольного детства для ребенка имеют наибольшее эмоциональное значение разные ситуации, и именно в них ему в первую очередь, необходимо быть «во всеоружии».

В 3-4 года дети, как правило, поступают в детский сад. И для них наиболее важной проблемой становится вовсе не взаимодействие со сверстниками, как полагают некоторые родители, а взаимодействие с новым взрослым и выполнение повседневных: бытовых и режимных требований. Если родители заинтересованы в том, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее в детском саду, ему необходимо повнимательнее присмотреться к воспитателю, его требованиям и помочь ребенку найти наиболее успешные способы поведения. Помощь родителей необходима потому, что для ребенка поступление в детский сад, меняет привычный уклад его жизни, он сталкивается там с новыми ситуациями, в которых еще не знает как лучше себя вести. Более того, часто бывает так, что правила, принятые дома, не совсем схожи с правилами, принятыми в детском саду, а порой и противоречат им. Например, дома ребенок привык после еды убирать за собой посуду, в детском саду нянечка ворчит: «поставь тарелку, а то разобьешь». Но особенно трудно ребенку определиться с тем, как лучше всего общаться с воспитателем. Как часто можно наблюдать плачущего малыша, который весь день только и делает, что ждет маму, которая «возьмет меня отсюда», и взрослых, которые утешают: «потерпи, я (мама) скоро приду (придет) и заберу (заберет) тебя». И получается так, что вместо того чтобы научить, показать ребенку, чем можно заняться, пока мама не пришла, взрослые невольно формируют у него привычку пассивного ожидания, бездействия. А чем меньше у ребенка опыта самостоятельной активности, тем вероятнее он будет испытывать неуверенность.

В 4-5 лет, дети начинают все больше интересоваться сверстниками, как возможными партнерами по игре. Играя, дети этого возраста, в основном, воспроизводят действия и поступки хорошо известных им людей: мам и пап. Поэтому, чтобы чувствовать себя уверенным им еще не нужно уметь придумывать интересные сюжеты. Больше всего они нуждаются в знаниях о правилах установления контакта, взаимодействия, разрешения конфликтов. И как уже отмечалось выше, лучше всего, чтобы ребенок знал несколько вариантов социального поведения, которые помогут ему не столько быть «хорошо воспитанным» ребенком, сколько успешным в общении и взаимодействии со сверстниками.

С 5 лет игра детей становится более сложной. В этом возрасте для того, чтобы чувствовать себя уверенным в группе сверстников, ребенку необходимы не только умение дружно играть, но и умение придумывать интересные игры. К сожалению, в настоящее время родители, обеспокоенные будущим успешным обучением ребенка в школе, мало обращают внимание на его игровые возможности. Однако, для того, чтобы ребенок не только сейчас чувствовал себя уверенно в игре, но и в дальнейшем не избегал общения со сверстниками, ему необходимо помочь и научить его интересно играть. Для того, чтобы наша помощь была эффективной надо учитывать некоторые особенности детей этого возраста. С одной стороны, дети хотят быть «как все»: они подражают поведению других детей, манере их разговора, одежде, хотят обладать теми же игрушками, что и их друзья. И взрослый должен понимать, что это им необходимо, чтобы чувствовать себя уверенным в группе. С другой стороны, наибольшую популярность у детей имеют именно те сверстники, которые могут предложить необычные, отличные от других темы игр. Сейчас дети в своих играх, как правило, используют материалы мультфильмов, кино или книг. А так как они хотят быть «как все», то и просят родителей купить, почитать именно то, что смотрят или читают все, поэтому возможности детей предложить что-то новое весьма ограничены. Понаблюдайте в какие игры играют дети, а дома посмотрите вместе с ребенком мультфильм, прочтите ему рассказ, сюжеты которых не знакомы большинству, попробуйте придумать вместе с ним новую, увлекательную игру.

Начиная с 5 лет происходят изменения и в отношении ребенка ко взрослому. Если раньше ему нужна была поддержка, положительная оценка его действий, то сейчас – всего поведения в целом. Такие изменения знаменуют собой взросление ребенка, но и делают его более уязвимым от чужих оценок и мнений. С тем, чтобы избежать развития у ребенка неуверенности, связанной с боязнью негативных оценок и критики со стороны других людей, надо не столько учить его правильно себя вести, сколько правильно относится к его поведению. Необходимо хвалить ребенка не только за его достижения, но вообще за любые попытки что-либо сделать. И если эти попытки были безуспешными, надо поддержать и помочь ребенку достигнуть результата, с тем чтобы он понял, что ошибиться может каждый, а главное − то, что ошибка, даже весьма серьезная не делает его «плохим». Если все же необходимо сделать замечание ребенка или даже его наказать, то следует избегать сравнений его поведения с поведением других детей. Такие сравнения провоцируют появление у ребенка ощущения «я хуже других» либо чувство зависти, которые негативно сказываются на уверенности ребенка в себе.

С 6 лет для ребенка становятся весьма значимыми ситуации, связанные с процессом обучения, поэтому взрослым необходимо обращать внимание на то, насколько успешно ребенок осваивает содержание занятий, проводимых в детском саду. Если же ребенку необходима помощь, то родителям целесообразно посоветоваться с воспитателем о том, как это лучше сделать, что позволит избежать существенных противоречий в задаваемых способах решения той или иной познавательной задачи.

Для того, чтобы старший дошкольник чувствовал себя уверенно в общении со сверстниками, ему уже не достаточно знания правил взаимодействия, умения придумывать интересные игры. В этом возрасте для детей приобретает большое значение умение выслушать мнение партнера, а также умение настаивать на своей точке зрения.

К концу дошкольного возраста дети начинают испытывать неуверенность, причиной которой является скорое поступление в школу. Конечно же, степень этой неуверенности во многом будет зависеть от того, насколько негативным был их опыт общения с воспитателями и сверстниками, занятий. Но и в случаях, когда такой опыт был положительным, дети будут испытывать чувство неуверенности, ведь их ожидает что-то совсем новое, неизведанное. С тем чтобы поддержать ребенка в этот период не следует «заговаривать» проблему: «все будет хорошо», «ты станешь отличником» и т.п., скрывать от ребенка возможные трудности и огорчения. Если ребенок уверен в любви родителей, постоянно ощущает их поддержку, то он успешно справится с этим чувством и предстоящими ему новыми испытаниями.

Итак, для того, чтобы дошкольник умел самостоятельно ставить цели и их добиваться, мог успешно реализовать свои возможности в дальнейшем необходимо:

− понимание ребенком того, что не все его желания могут быть исполнены, умение делать выбор и эмоционально принимать его;

− уважительное отношение родителей к желаниям своего ребенка;

− понимание родителями, что ребенку во многих ситуациях необходимо время для того, чтобы в них сориентироваться, и не воспринимать это как неуверенность, не подталкивать и не торопить ребенка;

− знание ребенком нескольких способов действия в различных ситуациях, особенно в ситуациях общения и взаимодействия;

− положительное отношение ребенка не только к результатам своей деятельности, но и к своим попыткам достигнуть цели, эмоциональное принятие возможности ошибки;

− отношение ребенка к своим действиям как к действиям, достигающим его собственные цели, а не как к действиям, достигающим цели других людей, либо как к действиям «ради действия»;

− принятие родителями неповторимой индивидуальности своего ребенка.

 

Источник: www.psyparents.ru