Книга "Поймите своего ребенка" Вроно Е. М.—— М.: Дрофа, 2002.

 

Вы убедились, трудности поведения и характера наших детей не возникают сами по себе. Они всегда порождаются нашими собственными проблемами. Когда ребенок становится невыносимым, полезно вспомнить, что детей нам не аист приносит...

 

Скверный характер, непослушание, лень и неряшливость, как правило, представляются родителям исключительно проблемами воспитания: мы обсуждаем эти трудности с близкими, жалуемся на них друзьям, просим совета, обмениваемся опытом. Мы пытаемся справиться с нарушениями в поведении ребенка, не задумываясь о том, почему он такой трудный. Спору нет, имеют значение и темперамент, и характер, и навыки общения, усвоенные им в столкновении с действительностью, — здесь возникают проблемы по преимуществу воспитательные и педагогические, — однако очень важно и состояние детского здоровья, в первую очередь здоровья физического. Ведь и у долго болеющего взрослого характер портится. Что же говорить о ребенке, психика которого вообще неустойчива, а характер только формируется... И то, что по поводу тяжелого характера к психиатру обращаются реже, чем надо бы, а зачастую и с опозданием, достойно сожаления.

 

Новая жизнь

Когда наступает первое сентября, всем, у кого в доме есть первоклассники, приходится вместе с ними начинать новую жизнь. Одни — и дети, и взрослые — врастают в нее легче, другие — труднее. Но трудности возникают у всех; ведь наша школа — это традиционно очень жесткая, строго нормативная, с высокими требованиями к порядку и дисциплине.

К чему нужно привыкать первокласснику? Прежде всего к ограничению свободы, к необходимости соблюдать режим, подчиняться чужим и нередко малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным...

Ребенок реагирует на эти трудности так, как дети чаще всего реагируют на любую напряженную ситуацию: взбудораженностью, раздражительностью, двигательной расторможенностью. На это и жалуются учителя начальной школы: ребенок излишне подвижен, болтлив, неусидчив, отвлекается. Все так и есть. Но ему действительно трудно. Чего стоит необходимость не только рано встать, но и моментально умыться, одеться, поесть... Мы очень хорошо понимаем собственные проблемы, связанные с плохим самочувствием утром, если мы «совы», а не «жаворонки», — но не хотим посчитаться с тем, что у разбуженного в семь утра ребенка точно так же, как и у нас, может кружиться голова и подступать к горлу «отвращение к жизни». Как часто мы злимся оттого, что не можем добудиться его утром... Тормошим его и кричим; утро начинается со скандала... И ребенок отправляется в школу взвинченным и усталым. Как же требовать от него в классе сосредоточенности и послушания?

 

Оглавление

К читателю

Глава первая. ЭКСКУРС В ДЕТСКУЮ ПСИХИАТРИЮ

Детские страхи

Кому труднее?

Cui prodest? («Кому выгодно?»)

Ложь во спасение

«...И в вымыслах носился нежный ум»

Невидимые миру слезы

Меня не понимают...

Чужой среди своих

Смертная скука

Охотники за привидениями

«Кто не с нами, тот против нас»

Очень важное отступление

Глава вторая. ПРЕВРАТНОСТИ ВОЗРАСТА

Школа — всего лишь служба

Новая жизнь

Ученье — свет...

Аршином общим...

Крик о помощи

«Жизнь — копейка»

Горький смех

Свет мой, зеркальце...

Лекарство от любви

«...В эти лета мы не слыхали про любовь»

Доводы рассудка

Страсть, старая как мир

На планете другой...

Радикальное средство

Глава третья. БРЕМЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Мера за меру

Последняя жертва

Без вины виноватые

Осторожно, вирус!

Враги

Нескончаемый сериал

Мать-и-мачеха

Презумпция виновности

Третий — лишний

Хочу, чтобы меня еще не было

Подкидыш Когда в семье война

Глава четвертая. СЕМЕЙНЫЕ ПУТЫ

Кризис власти

Золотая клетка

Privacy

Мирное сосуществование: ни мира ни войны

Вниз по лестнице, ведущей вниз...

Когда раскалывается мир...

Психохирургия

Лучшее — враг хорошего

И в заключение...