Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. Педагогический Центр «Эксперимент» - Москва-Рига, 2000 г.

 

Социальная дезориентация поддерживается нарушениями общения со сверстниками, поэтому и в этом случае будут полезны рекомендации по налаживанию такого общения,

Как мы видим, психологический синдром социальной дезориентации вполне можно преодолеть. Еще лучше, если удалось не допустить его возникновения. Как и при других психологических синдромах, главное-это не поддерживать порочный круг, при котором наше собственное поведение усиливает беспокоящие нас проявления в поведении детей. Л для этого важно перенести центр тяжести с наблюдений за ребенком па наблюдения за своими собственными (родительскими, учительскими и т.п.) реакциями.

Рекомендации по преодолению психологичсского синдрома отверженнности в принципе такие же, как и при социальной дезориентации. Однако в этом случае индивидуальной работы с ребенком и рекомендаций, даваемых его родителям, обычно оказывается недостаточно. При отверженности наиболее эффективна групповая работа.

При семейной изоляции имеются и более технические задачи: работа по повышению уровня самостоятельности ребенка, расширению его бытовых контактов с социальной действительностью (таких как хождение в магазин и т.п.). Полезно посоветовать родителям подыскать для ребенка круг общения со сходными (устраивающими семью) ценностями и установками. В результате этого ребенок сможет продвинуться от семейной изоляции к групповой, более благоприятной для его нормального взросления и психического развития.

В дошкольном и младшем школьном возрасте преодоление неблагоприятных психологических синдромов достигается, в первую очередь, благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и школьными педагогами. Поэтому они и становятся основным объектом психологического воздействия. Это воздействие осуществляется в форме психологического консультирования. В некоторых случаях требуется также дополнительная психотерапевтическая работа с ребенком,

Оглавление

Предисловие

Часть I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

I.1. Общие закономерности развития индивидуальных психологических особенностей

А. Социальная ситуации развития ребенка и ведущая деятельность

Б. Психологические синдромы

I.2. Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности

А. Демонстративность. Истероидный тип

Б. Негативное самопредъявление и демонстративный нигилизм

В. Позитивное самопредъявление и гиперсоциальность

I.3. Варианты развития, связанные с тревожностью и депрессивными тенденциями

А. Тревожность. Депрессия. Психастенический и циклоидный типы

Б. Хроническая неуспешность и тотальный регресс

В. Уход от деятельности и психологическая инкапсуляция

I.4. Варианты развития, связанные с трудностями социализации

А. Интроверты и экстраверты. Шизоидный, гипертимный, эпилептоидный типы

Б. Социальная дезориентация и отверженность

В. Семейная и групповая изоляция

I.5. Варианты развития, связанные с особенностями познавательных процессов

А. Нарушения умственного развития

Б. Интеллектуализм и сужение сферы деятельности

В. Вербализм

I.6. Сравнительная характеристика разных психологических синдромов

Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

II.1. Первичная беседа А. Организация первичной беседы

Б. Направления сбора анамнеза при основных видах жалоб

B. Оценка сведений, получаемых « первичной беседе»

II.2. Методики психологического обследования

А. Общие принципы построения обследования

Б. Тесты, рекомендуемые для начала обследования

В. Методы изучения умственного развития и организации действий

Г. Методы изучения личностных особенностей и сферы общения

II.3. Анализ результатов обследования

А. Соотнесение жалоб с особенностями психического развития

Б. Показатели умственного развития и организации действий

В. Показатели личностных особенностей и сферы общения

Часть III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

III.1. Построение беседы с родителями (учителем)

III.2. Рекомендации при основных психологических синдромах

А. Варианты развития, связанные с высоким уровнем демонстративности

Б. Варианты развития, связанные с тревожностью, депрессивными тенденциями, снижением мотивации

В. Варианты развития, связанные с трудностями социализации

Г. Варианты развития, связанные с особенностями познавательных процессов

Часть IV. ГРУППОВАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

IV.1. Состав групп, задачи и организация групповой работы

А. Участники группы

Б. Задачи групповой работы

В. Организация групповой работы

IV.2. Задания для групповой работы

А. Задания, развивающие вербальные средства общения

Б. Задания, развивающие невербальные средства общения

В. Тематические обсуждения и дискуссии

Г. Задания, способствующие стабилизации самооценки

Д. Драматизация

Е. Результаты групповой работы

Заключение

Литература

Приложение I