Мотивация поведения и формирование личности

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги "Мотивация поведения и формирование личности" В.Г. Асеев -М.: Мысль, 1976 г.

У ребенка формируется довольно рано целый комплекс потребностей функционального плана (в общении, в деятельности манипулятивного и игрового типа, в том числе потребность во впечатлениях и т. д.), которые в процессе развития становятся структурно оформленными и самостоятельными, — это потребности в физической, интеллектуальной, эмоциональной, социальной, творческой деятельности.

Удовлетворение биологических потребностей объективно абсолютно необходимо человеку для поддержания его физического существования как живого существа. Однако удовлетворение ряда специфических функциональных потребностей ребенка, составляющих основу духовных, и в частности социальных, потребностей, столь же абсолютно необходимо для формирования ребенка именно как человеческого существа.

И духовные и биологические потребности имеют как минимальный, жизненно необходимый для человека уровень удовлетворения, так и более высокие, жизненно не необходимые, например «эстетические», уровни. Последние являются, так сказать, роскошью для человека, они возникают только при наиболее благоприятных обстоятельствах жизни.

Ребенок и в деятельности, и в самой мотивации является еще рабом непосредственного ситуационного поля, в частности зрительного: висящий плод вызывает у ребенка желание съесть его, вид улицы, сада или леса — желание погулять и т. д. Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, так что избирательность сначала означает лишь некоторое многообразие мотивов, между которыми в силу этого иногда возникает борьба

Ребенок еще не способен длительно удерживать мотивационную установку: она быстра «истощается». В случае небольшой актуальности побуждения ребенок отвлекается от него, забываем о нем. В случае значительной актуальности у ребенка, наблюдается настоятельная установка на быструю иногда немедленную реализацию побуждения, а в случае неудовлетворения наступает аффективная реакций которая является своеобразной эмоциональной формой «разрядки» напряженного побуждения. Ребенок не может длительное время поддерживать какую-либо направленную деятельность, управлять этой деятельностью, сохранять достаточно высокий функционально-энергетический уровень мотивации.

Только с развитием, совершенствованием структуры самой деятельности развивается и структура мотивов. Л. И. Божович отмечает, что простое подчинение поведения принятому намерению складывается окончательно лишь к концу дошкольного возраста и является начальным этапом формирования произвольности поведения.

«Ребенок живет в основном настоящим. Его цели — это непосредственные цели; когда он отвлекается, он быстро «забывает». По мере того как индивид становится старше, его будущее и его прошлое все более и более влияют на его состояние и действия.

Мотивационная стратегия низшего типа, характерная для детского возраста, но проявляющаяся иногда и у взрослых, отличается тем. что наибольшую значимость имеют здесь события настоящего момента. При переключении на прошлое или будущее значимость резко убывает и на некотором временном удалении становится равной нулю. Между тем реальное мотивирующее влияние всякого события на текущее поведение определяется именно значимостью настоящего.

Психологически обоснованный процесс воспитания неизбежно включает в себя момент управления функционированием. поскольку воспитание — это не внушение, а целенаправленно построенная деятельность, входе которой осуществляется перестройка мотивации воспитуемого. Эта деятельность содержит не только момент воспитания, изменения, динамики, но и момент реализации сложившихся побуждений, их «разрядки». Нельзя исходить только из сохранения данных субъективных и объективных обстоятельств, способствуя статичности, стабильности их. Абсолютизация такого принципа при максимальном использовании сложившихся мотивационных образований для повышения эффективности управления не учитывает тенденции движения, изменения, т. е. будущее развитие мотивации.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Программы развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

- Развитие волевого действия в дошкольном возрасте

Мотивационная, волевая готовность к школе

Развитие личности в обучении

 

Формирование мотивационной сферы дошкольника в процессе идентификации себя со сверстниками (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2011, № 10

Т.В. Семеновских

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни человека. В старшем дошкольном возрасте ребёнок познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в процессе идентификации себя со сверстниками.

Развитие личности дошкольника предполагает осознание им себя, целей и мотивов своих действий и действий сверстников; понимание причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов. Этому способствует создание положительных мотивационных установок для на хождения эффективных способов раз решения конфликтных ситуаций, что помогает впоследствии сформировать основы конструктивного поведения в процессе идентификации, которая позволяет выстроить личностный об раз ребёнка, познающего и распознающего не только мир, но и самого себя, своё окружение.

Коррекционно-развивающая программа «Давайте дружить!» представляет собой целостный и завершён ный методический продукт, в котором обобщён собственный опыт автора. Она состоит из четырёх блоков, включающих 30 комбинированных занятий, в которые входят беседы, игры, упражнения с элементами анималотерапии, арттерапии, игротерапии, библиотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики, релаксационные упражнения, этюды, театры-экспромты. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с оптимальной периодичностью в 4–5 дней продолжительностью 30–35 ми нут. Состав участников – дети 5–7 лет, имеющие высокий, выше средне го и средний уровень конфликтности (количество детей в группе зависит от результатов диагностической работы и варьируется от 6 до 10 участников).

Цель программы – создание положительных установок, направляющих старших дошкольников на нахождение конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций, влияющих на формирование мотивов конструктивного поведения и снижение конфликтности в процессе идентификации себя с другими.

Задачи программы:

1) снижение конфликтности за счёт установления дружеских отношений между до школьниками;

2) осознание детьми собственных мотивов поведения;

3) определение результативных способов решения конфликтных ситуаций;

4) коррекция внутрисемейных отношений с помощью метода арттерапии.

Коррекционно-развивающая про грамма представляет собой цикл последовательных блоков, предназначенных для работы со старшими дошкольниками: «Детская дружба – трудное чувство» (эмоциональный блок); «Чего я больше всего хочу?» (когнитивный блок); «Реши конфликтную ситуацию» (поведенческий блок); четвёртый блок предполагает совместную работу детей с их родителями: «Мама, папа и я – счастливая семья».

Поскольку дошкольники легко заражаются чужими эмоциями, их необходимо прежде всего увлечь, заинтересовать занятиями, которые не должны утомлять.

Количество занятий с первого по третий блок определено ориентацией на возраст детей, темпы и глубину освоения ими нового материала. Каждый блок – это несколько занятий, объединённых одной тематикой. Главное условие эффективности занятий – участие детей, которых не следует оценивать, добиваясь единствен но правильного ответа.

Четвёртый блок «сквозной», пред полагающий проведение занятий внутри первых трёх блоков, которые планировались по мере согласия одного из родителей участвовать в совместной работе с детьми (при желании могут участвовать оба родителя).

Каждое занятие состоит из ввод ной, основной и заключительной частей.

Вводная часть для всех занятий является единой, направленной на создание положительного отношения дошкольника к работе, ведущему, сверстникам. Особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему позитивное межличностное взаимодействие. Здесь применяется механизм эмоционального заражения, позволяющий устанавливать до верительные отношения, в которых педагог становится образцом для эмоциональной идентификации, благо даря чему корректируется эмоциональное состояние ребёнка. Продолжительность этой части 3–5 минут.

Основная часть соответствует главной цели занятия и включает в себя «мысленные картинки», развивающие игры, в которых возникает новая психологическая форма мотивов: гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений. Дошкольники учат ся анализировать предложенные им конфликтные ситуации, интерпретировать их, осознавать иррациональность своего поведения, применять действенное блокирование неадекватного поведения. Осознание ребёнком собственных мотивов поведения происходит благодаря механизмам проекции, сличения. Продолжительность основной части занятия – 25 минут.

Заключительная часть предполагает снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательно го настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения: проигрывание этюдов, релаксация, упражнения на расслабление, подведение итогов. Продолжительность этой части – 5 минут.

Исключение по времени проведения составляют занятия четвёртого блока, поскольку совместная работа родителей с детьми требует большего внимания со стороны педагога-психолога, а также длительного обсуждения полученных в ходе занятий продуктов деятельности (рисунков, коллажей). Продолжительность занятий четвёртого блока составляет 50–60 минут (вводная часть 10–15 минут, основная – 35–40 минут, заключи тельная – 5–10 минут).

Приведем пример занятия из третьего блока программы «Как на учиться управлять своим поведением?». Данное занятие помогает определить, изучить и закрепить приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и обосновать результативные способы для их устранения. Закрепление приемлемых для ребёнка стереотипов поведения и эффективных способов разрешения конфликтов происходит в процессе самоидентификации, когда дошкольник ставит себя на место сверстника.

Цель занятия – устранять и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе идентификации.

Ход занятия.

Вводная часть.

Упражнение «Общий круг» позволяет сплотить детей, настроить их на занятие.

Ведущий (педагог) собирает детей вокруг себя:

– Давайте сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят, меня и чтобы я могла видеть каждого из вас.

Единственно правильным решением здесь является создание круга. Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит:

– А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая. Когда я по здороваюсь со всеми – начнёт здороваться мой сосед.

Ведущий заглядывает в глаза каждому ребёнку по кругу и слегка кивает головой. «Поздоровавшись» со все ми детьми, он дотрагивается до плеча соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

Основная часть.

Работа с текстом, создание конфликтных ситуаций, которые до школьники разрешают, находя конструктивные способы.

Дети садятся на ковёр. Ведущий читает следующий рассказ:

Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Както раз во время игры он вдруг догадался, что в послед ней драке упал изза того, что Вовка подставил ему подножку. Толик встал, подошёл к Вовке и ударил его по голове. Воспитательница наказала его. «Но по чему?! – удивился Толик. – Я ведь его справедливо ударил»…

Вопросы для обсуждения. Что сделал Толик и почему его наказала воспитательница? Что чувствовал Толик перед тем, как чтото сделать, и что потом, когда его наказали? Был ли Толик хозяином своих чувств, умел ли владеть ими?

Как лучше поступить на месте Толика?

Далее ведущий продолжает:

– У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам. Такой дом хорошо служит своему хозяину. Если же хозяин плохой, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какуюто вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувства ми. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими, другой не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются таким человеком, что доставляет ему много хлопот. Дети задумываются и обсуждают, кто хозяин в их «доме». Ведущий показывает способы владения своими эмоциями, рассказывает сказку и даёт три сказочных совета, которые помогли Ивану:

– Перво-наперво, когда приходит сильное чувство, встань обеими нога ми на землю. Встань и пяткой, и все ми пальцами, чтобы земля силу дала. Второе – когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока чтонибудь маленькое не найдёшь – муравья, комара, муху или цветочек, – чувство наружу не выпускай. Третье – вдохни глубокоглубоко полной грудью и тихонечко выдохни так, чтобы сам свое го выдоха не услышал. Когда три совета выполнишь, то сразу поймёшь, что надо делать – смеяться или плакать, кулаками махать или вести спокойный разговор.

Вопросы для обсуждения. Что хочется делать после выполнения этих советов, которые помогли Ивану? Почему?

Упражнение «Хочу» направлено на формирование у дошкольников умения контролировать своё поведение, сдерживать негативные эмоциональные порывы. Ведущий кончи ком карандаша медленно рисует в воздухе какуюлибо геометрическую фигуру. Дети должны угадать её, а угадав – не прокричать тут же правильный ответ, а преодолеть своё «хочу выкрикнуть», дождаться команды и прошептать ответ.

Заключительная часть.

Релаксация «Загораем» направлена на расслабление, снятие у детей психологического напряжения.

– Представьте себе, что ваши ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле).

Поднимаем ноги, держим: ноги напряжены. Можно предложить ребёнку самому потрогать, какими стали его мышцы.

– Опустили ноги – они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... держим… напрягаем...

Загораем! Опускаем.

(Ноги резко опустить на пол.)

Подведение итогов.

– О чём мы говорили на занятии?

– Какие три совета нужно помнить, чтобы владеть своими чувствами?

– Что понравилось на занятии?

Итак, главное место в процессе внедрения предлагаемой программы занимает решение старшими до школьниками «трудных» ситуаций, которые составлены с соблюдением двух условий:

1) ситуации являются значимыми для детей (это необходимо для того, чтобы соответствующим образом мотивировать и целенаправленно активизировать до школьников);

2) содержание ситуаций и характер поставленных в них проблем адекватен реальной действительности (это позволяет педагогу-психологу дать положительную установку детям на нахождение эффективных способов выхода из конфликта в процессе идентификации себя с другими).

Литература

1. Кальмова, С.Е. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья : учеб.метод. пос./ С.Е. Кальмова, Л.Ф. Орлова, Л.Ф. Яворов ская. – СПб. : НОУ «Союз», 2006.

2. Семеновских, Т.В. Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Давайте дружить!» : сб. программ / Т.В. Семеновских. – М. : Центр практической психологии образования, 2010.

(Источник: www.school2100.ru)

 

- КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НА УСВОЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ - Севостьянова Е.О. (http://sisp.nkras.ru) электронный научный журнал "Современные исследования социальных проблем"