Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений” Урунтаева Г.А.- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А.Н.Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов задается требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник может стремиться к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него. Или может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Поведение ребенка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация, например, мотивом становится нравственная норма.

Мотивы преддошкольника импульсивны и неосознанны. Они, главным образом, связаны с предметной деятельностью и общением со взрослыми.

Расширение границ жизнедеятельности дошкольника приводит к развитию мотивов, затрагивающих сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Мотивы дошкольника становятся не только разнообразнее, они осознаются детьми и приобретают разную побудительную силу.

У детей 3-7 лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. Они предполагают стремление ребенка «входить» в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Поэтому в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности.

В возрасте 3-7 лет интенсивно развиваются познавательные мотивы. По данным Н.М.Матюшиной и А.Н.Голубевой, в 3-4 года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. А у детей 4-7 лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В старшем дошкольном возрасте в дидактической игре познавательные мотивы выходят на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но и умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти задачи решались.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личностную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Важнейшим приобретением в мотивационной сфере дошкольников, наряду с соподчинением мотивов, является развитие нравственных мотивов. В 3—4 года нравственные мотивы либо отсутствуют, либо лишь незначительно влияют на исход борьбы мотивов. В 4-5 лет они уже свойственны значительной части детей. А в возрасте 5-7 лет нравственные мотивы становятся особенно действенными. К 7 годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста сохраняются следующие особенности борьбы мотивов. По-прежнему ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Для старшего дошкольника возможно подавление аффекта, хотя и с трудом. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий. Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры.

Во-вторых, от успехов и неудач в деятельности. Ведь результат - это наглядное подкрепление волевого действия. В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно. Более сложное соотношение характерно для детей 5-7 лет. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно (Н.М.Матюшина, А.Н.Голубева).

В-третьих, от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата.

В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности (Н.И.Непомнящая). (Так, изготовление ковриков из бумаги было более успешным, когда взрослый или другие дети предъявляли требования к этим подаркам от имени лиц, которым подарки предназначались.)

В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель. (Я.З.Неверович, изучая влияние разных мотивов на деятельность дошкольников, показала, что она была более активной, когда дети изготовляли флажок для малышей, а салфетку для мамы. Если ситуация менялась (салфетка предназначалась для малышей, а флажок для мамы), ребята очень часто не доводили дело до конца, постоянно отвлекались. Они не понимали, зачем маме нужен флажок, а малышам - салфетка.) Постепенно дошкольник переходит к внутренней регуляции действий, которые становятся произвольными. Развитие произвольности предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, в результате чего рождается способность управлять собой (А.Н.Леонтьев, Е.О.Смирнова). Развитие произвольности происходит в разных сферах психики, в разных видах деятельности дошкольника.

После 3 лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений (А.В.Запорожец). Усвоение двигательных навыков у преддошкольника выступает побочным продуктом предметной деятельности. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа. Ребенок сознательно пытается воспроизвести характерные движения определенного персонажа, передать ему особые манеры.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З.В.Мануйленко).

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь (З.М.Истомина, Н.Г.Агеносова, А.В.Запорожец и др.).

К 6-7 годам складывается произвольность в сфере общения со взрослым (Е.Е.Кравцова).

Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Дети могут удержать контекст общения и понимают двойственность позиции взрослого как участника общей деятельности и источника правил.

Осознанность и опосредованность - это главные характеристики произвольности.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают у преддошкольника и вызваны стремлением к самостоятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Дошкольники недостаточно владеют действиями по обнаружению ошибок, и им очень трудно осознавать сам факт соотношения выполняемых действий с образцом. Обычно они хорошо понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность (И.Домашенко). Чаще всего дети прибегают к самопроверке, когда этого требует воспитатель. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М.Богуш, Е.А. Бугрименко, И.Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Укажем особенности развития воли в дошкольном возрасте:

- у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

- развивается способность к волевому усилию;

- складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Дидактические игры чаще протекают как совместные. Поэтому в них малыш имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами, что значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.

Речевое общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

Разговоры о том, что было вчера, сегодня утром, что будет вечером или завтра, подводят дошкольников к мысли, что жизнь в детском саду - это организованный процесс связанных друг с другом событий, которые они сами планируют. Осознание событий своей жизни является необходимым условием для самостоятельного планирования действий, овладения своим поведением. Поэтому следует планировать и подводить итоги каждого дня в детском саду, настраивать детей на предстоящие события, чтобы они ждали их и внутренне готовились к ним. Важно выделить главный эпизод и сделать его привлекательным, чтобы дети положительно переживали то, что предстоит делать.

Дошкольники и сами могут планировать свою деятельность, каждый день новый «командир» в группе решает, чем все будут заниматься в свободное время. Полезно связывать в сознании детей прошлые события с будущими, организовывать продолжающиеся виды деятельности, например подготовку к показу спектакля для малышей.

Литература

Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. -М., 1995. -С. 112-122.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.-Киев, 1971.

Кравцов Г., Кожарина Л., Плашаева Л. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности//Дошкольное воспитание.- 1971. -№ 11.-С. 61-64.

Непомнящая Н. Формирование воли//Дошкольное воспитание. - 1963. - № 9. - С. 36-41.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-57.

Цыркун Н.А . Развитие воли у дошкольников. -Минск, 1991.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Программы развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

Мотивационная, волевая готовность к школе

Мотивация поведения и формирование личности

Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка. Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

Представляет несомненный интерес для практических психологов, социальных педагогов, педагогов детских дошкольных учреждений и школ, врачей — детских психиатров, психотерапевтов, педиатров и всех, кого волнуют вопросы психологического благополучия и гармоничного личностного развития детей.

 

Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 04

В статье показана необходимость развития умений целеполагания как основы конкурентоспособности личности. Кратко представлено одно из педагогических средств развития умений целеполагания в дошкольном возрасте – использование мультипликационных фильмов.

Конкурентоспособность – одно из важнейших качеств, которых требует современная эпоха от государства, общества, человека. Термин «конкурентоспособность» чаще употребляют в отношении экономики, но мы будем понимать конкурентоспособность как социально ориентированную систему способностей, свойств и качеств личности, характеризующую её потенциальные возможности в достижении успеха (в учёбе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющую адекватное индивидуальное поведение в динами чески изменяющихся условиях.

Соответственно одной из задач педагогики является развитие конкурентоспособной личности, готовой принять вызовы эпохи и ответить на них.

Для конкурентоспособной личности характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, умение ставить цели и добиваться их. Другими словами, это личность, обладающая более эффективными способностями, чем у других. Поэтому для рассмотрения условий развития кон курентоспособности личности необходимо обратиться к понятиям целеполагания, цели, средства.

Цель – осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность человека. От цели неотделимо понятие «средства» – это способы, пути достижения цели. Говоря о средствах, всегда нужно учитывать нравственный аспект, поскольку никакая цель не должна оправдывать негодные средства.

Если цель – это осознанная задача, то целеполагание – это формула решения данной задачи, процесс определения целей, путей их достижения, осуществляемый через средства, через деятельность человека. Целеполагание – центральный момент в проектировании любой деятельности, в том числе и педагогической. Исследователями выделяются такие типы целеполагания, как целеобразование (вид целеполагания, предполагающий принятие и достижение цели, детерменированной внешними относительно субъекта факторами) и целепорождение (вид целеполагания, определяемый самостоятельным продуцированием достижения субъектом цели) [2].

В педагогике, кроме того, можно выделить два вида целеполагания:

1. Педагогическое целеполагание предполагает выработку целей воспитания и обучения, а также путей их достижения и является основой проектировочной деятельности учителя, без которой невозможно построение учебновоспитательного процесса (А.К. Маркова). Это целеполагание педагогов, образовательных учреждений или, другими словами, целеобразование.

2. Целеполагание обучающихся предполагает обучение детей знани ям и умениям самостоятельного целеполагания, целепорождения.

Нет сомнения в необходимости педагогического целеполагания, по скольку воспитание и обучение без цели невозможно. Однако цель педагогов относительно процесса воспитания и обучения не всегда ясна ребёнку и становится отчетливой лишь с возрастом и опытом. То же самое касается и средств. Именно поэтому педагогическое целеполагание представляет собой зону компетенции взрослых субъектов педагогического процесса.

Взрослые ставят ребёнку цель тог да, когда его собственная цель ещё не сформировалась. Дети часто не понимают, зачем им нужно делать то или иное, учиться тому или иному. Взрослые должны объяснять ребёнку, что, научившись достигать цели, поставленные другими людьми, он сумеет поставить и реализовать собственные цели. И если поначалу в педагогическом процессе присутствует только педагогическое целеполагание, то впоследствии цели педагогов должны дополниться целями воспитанников и, желательно, совпасть с ними.

Гораздо сложнее дело обстоит с личным целеполаганием детей, воспитанников, учеников. Сегодня чрезвычайно важно научить детей умениям самостоятельного целеполагания, поскольку конкурентоспособность – это способность наиболее эффективно достигать цели. И здесь нужно определить возрастной период, с которого можно начинать знакомить ребёнка с такими понятиями, как цель и средства её достижения.

Логично предположить, что понятия «целеполагание», «цель», «средства» – достаточно сложные, и вводить их нужно в школьном возрасте, подростковом или старшем, когда молодой человек вступает во взрослую жизнь, – тогда эти понятия будут наиболее актуализированы. Однако очевидно, что цели или их зачатки возникают у детей намного раньше.

Ребёнок начинает активно знакомиться с целеполаганием, ещё не осознавая этого, когда задаёт вопросы «Почему?» и «Зачем?». Ответы на них фактически требуют от взрослых объяснения целеполагания все го, что происходит вокруг. Подчеркнём, что это интерес к внешнему целеполаганию, выходящему за пределы личности ребёнка.

Итак, собственного осмысленного целеполагания в дошкольном возрасте у детей не может быть, но у них есть желания, которые малыши определяют словом «хочу». Если понятие цели упростить до уровня дошкольников, то оно будет выглядеть примерно так: цель – то, чего я хочу добиться. Значит, у детей дошкольного возраста существует свои маленькие целижелания, а следовательно, нужно учить определять их, выбирать, оценивать их качество, уметь правильно и самостоятельно их добиваться.

Детские целижелания обычно связаны с какимто предметом материального мира (игрушка, техника, украшение и др.), и средством достижения цели часто является просьба к родителям купить чтолибо, заказ деду Морозу и др., т.е. в качестве средств достижения своих желаний дети, как правило, используют по мощь (средства) других людей. Прав да, это не единственное средство достижения целей детьми. Некоторые педагоги и родители ставят перед дошкольниками посильные цели и рекомендуют им произвести определённые действия, требующие затраты усилий, труда. В таких случаях ребёнок при методической помощи взрослого начинает сам добиваться цели.

И всё же зададимся вопросом, можно ли ребёнка дошкольного возраста обучать умениям, основам целеполагания?

Прежде чем рассуждать на эту тему, обратимся к ещё одной категории, связанной с целеполаганием и конкурентоспособностью, – к категории «успех». О нём писали многие педагоги. Идея «завтрашней радости» А.С. Макаренко – не что иное как будущий успех, который представляет собой достижение цели, развитие коллектива и личности, выход на новые результаты, новые перспективы. А.С. Белкин пишет, что успех – это радость от полученного результата, достижения поставленной цели [1]. Именно стремление к этой радости подталкивает человека к дальнейшим действиям независимо от возраста – с того момента, как он чтолибо научился делать.

Рассматривая понятие успеха с нескольких точек зрения, А.С. Белкин указывает, что в любом случае успех – это «результат», а результат – это достижение какойлибо цели. Говоря преимущественно об учебном успехе, соответственно об успехе школьников, автор заканчивает основную часть книги словами: «…заботиться о ситуации успеха необходимо задолго до того, как ребёнок переступит порог школы. Фундамент успеха закладывается до этого дня» [1, с. 163].

Успех не только приносит радость, но и способствует развитию личности, о чём писал В.А. Сухомлинский: «До тех пор пока ребенок не достигал значительных успехов в какомни будь виде труда, он не запоминался как личность. Но как только труд стал доставлять глубоко личную радость, появлялась человеческая индивидуальность» [3, с. 262]. Когда человек получает радость от результата, достижения цели, он начинает стремиться к этому состоянию, ставя пе ред собой всё новые цели, а значит, постоянно развивается.

Мы согласны с мнениями, что ребёнок должен испытать радость достижения цели, успеха задолго до прихода в школу. А значит, дошкольный возраст – подходящее время для того, чтобы знакомить ребёнка с основами целеполагания. Наверное, не случай но именно словом «Успех» названа и примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, в которой среди характеристик «Социального портрета ребёнка 7 лет», освоившего данную про грамму, читаем: «Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели» [4, с. 143].

Впрочем, дошкольнику трудно понять, что такое цель. Цель – нечто далёкое, а ребёнок живёт здесь и сейчас. Но чтобы выйти на самостоятельный жизненный путь, цель следует сформулировать. Причём сформулировать самому, иначе это будет чужая цель. А этому нужно научить.

Существуют различные способы формирования навыков целеполагания. Многие из них растворены в учебной, игровой, трудовой, физической деятельности ребёнка. Методи чески обоснованная рекомендация: начать можно с игр, в каждой из которых нужно либо объявлять цель, либо её выявлять вместе с детьми. Например, в игре в догонялки цель водящего – догнать, а цель остальных – убежать. Чтобы достичь этих целей, нужно быстро бегать, быть ловким, уметь уворачиваться. При этом нужно научить детей чётко соблюдать правила, что является заданным условием для достижения цели.

Ещё один эффективный способ достичь цели – тренировка. Ребёнок должен понять, зачем ему эта цель нужна и какое средство непременно приведёт его к успеху. Поэтому тренировка должна быть систематической и осмысленной. Если ребёнок готов не опустить руки изза того, что у него не всё сразу получается, нужно, чтобы он увидел в образах достижение цели от начала до конца, т.е. необходимо предоставить ему наглядный пример. Можно использовать для этого мультипликационные фильмы: «Чемпион» (1948 г.), «Топчумба» (1980 г.), «Как утёнокмузы кант стал футболистом» (1978 г.) и др. Постоянная осмысленная тренировка способствует достижению не только спортивных, но и многих других целей: учебных, трудовых и т.д., что в конечном итоге обеспечивает развитие конкурентоспособности.

В каждой игре есть проблема проигрыша. Достигнутая цель – для ко гото победа, а значит, для когото это будет поражением. Воспитание умениям целеполагания должно идти в русле формирования навыка не сдаваться, если не удалось добиться цели. Нужно убеждать детей, что успеха можно достичь в следующей игре, что потребует от них дополни тельных усилий, собранности и тер пения. Поражение – это дополнительный повод для обретения средств для достижения цели или, может быть, новых целей, а не повод сокрушаться.

Для того чтобы показать ребёнку непростой путь к достижению цели и воодушевить на него, также можно использовать мультипликационные фильмы, к примеру, «Цветиксеми цветик» (1948 г.), «Вершки и корешки» (1974 г.), «Дядя Миша» (1970 г.), «Зимняя сказка» (1981 г.) и др. Для формирования представления о труде как самом надёжном способе достижения цели можно использовать мультфильмы «Стрекоза и муравей» (1961 г.), «Баранкин, будь человеком!» (1963 г.), «Вовка в Тридевятом царстве» (1965 г.), «Хлеб» (1984 г.) и др.

Таким образом, мультипликационные фильмы обладают значительным воспитательным потенциалом и могут быть использованы для формирования представлений о целеполагании у детей дошкольного возраста. Чем раньше ребёнок начинает испытывать радость успеха, тем больше шансов на развитие из него конкурентоспособной личности.

Литература

1. Белкин, А.С. Ситуация успеха : Как её создать : кн. для учителя / А.С. Белкин. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с. – (Мастерство учителя : идеи, советы, предложения).

2. Зорина, С.В. Исследование социально психологических условий целеполагания в старшем дошкольном возрасте : дисс. / С.В. Зорина. – Самарский гос. пед. унт., 1999. – 215 с.

3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Изд. 5е – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.

4. Успех : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ; науч. рук. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмо лов ; рук. авт. колл. Н.В. Федина. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.

(Источник: www.school2100.ru)

 

- Психология развития конкурентоспособной личности (Гении и аутсайдеры)