"Арт-терапия — новые горизонты" / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
Книга отражает широкий спектр форм и моделей современной арт-те рапии, используемых в различных областях лечебной и реабилита ционной практики. Особое место отводится работе с пациентами, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью, терапии детей и подростков, а также работе с лицами, переживающими пост травматическое стрессовое расстройство, и с психически больными. Представлены новые подходы к научным исследованиям в арт-терапии.
Книга будет полезна для практических психологов и врачей-психо терапевтов, педагогов и социальных работников.
Содержание
НОВЫЕ МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) 7
Раздел 1 Мультикультуральные направления в арт-терапии: вопросы аккультуризации
Н. ХЕУШ
КОНТРПЕРЕНОС АРТ-ТЕРАПЕВТА: РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ — ЖЕРТВАМИ ОРГАНИЗОВАННОГО НАСИЛИЯ 21
Н. Мэтьюз
ОБРЕТЕНИЕ СЕБЯ В АМЕРИКЕ. ОПЫТ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТА ИНДИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 41
М. ЧЕБАРО
КРОСС-КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ПСИХОТЕРАПИИ 54
Б. СТОУН
ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ «Я» И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: ОБРЕТЕНИЕ СИЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГА С ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ 66
Раздел 2 Арт-терапия в работе с детьми и подростками
Л. ПРОЛКС
ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ С МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ и их РОДИТЕЛЯМИ 87
Р. СИЛЬВЕР, Д. Эллисон
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И ОЦЕНКА ОБРАЗА «Я» В РИСУНКАХ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 105
М. РОЗАЛЬ, Л. ТУРНЕР-ШИКЛЕР, Д. ЮРТ
АРТ-ТЕРАПИЯ С ПОДРОСТКАМИ, СТРАДАЮЩИМИ ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ: РАСОВЫЕ, КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 125
О. ПОСТАЛЬЧУК
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАНИПУЛЯЦИЙ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ 142
Д. МЭРФИ, Д. ПЕЙСЛИ, Л. ПАРДОУ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА ДЛЯ ИМПУЛЬСИВНЫХ ДЕТЕЙ 160
Раздел 3 Арт-терапия в лечении зависимостей
К. МАККЛИН
СМЕШАННЫЕ МЕТАФОРЫ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ СОЗАВИСИМОСТИ 183
Н. СПРИНЭМ
АРТ-ТЕРАПИЯ В ЛЕЧЕНИИ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА 225
М. ПЛЕВЕН
ИЗМЕНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА: ОСОЗНАНИЕ НАРКОМАНКОЙ СВОЕЙ ТЕЛЕСНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 250
Раздел 4 Арт-терапия в работе с душевнобольными
Г.-О. ТОМАШОФФ
ТРАНСКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ 269
В. СВЕНЦИЦКАЯ
АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТИПА С ИНТЕНСИВНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ 276
Раздел 5 Новые направления и методы арт-терапевтических исследований
Ш. МАКНИФФ
ТВОРЧЕСТВО ЗА РАМКАМИ ПРИВЫЧНОГО: РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВА 303
К. МАЛЬЧИОДИ
АРТ-ТЕРАПИЯ И МОЗГ 319
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 332
P.S.
- Методы психологической коррекции
- Сказкотерапия (подборка книг)
- Песочная терапия (подборка книг)
- Изотерапия как средство социокультурной адаптации дошкольника (арт-терапия)
- "Практикум по арт-терапии" Копытин А.И. - СПб.:Питер, 2001. - 448 с. Отрывок, Оглавление
В книге представлены различные формы современной арт-терапии, используемые в прикладной психологии, медицине, образовании и социальной сфере. Читатель найдет здесь лаконичные теоретические экскурсы и детальные описания хода индивидуальной и групповой арт-терапевтической работы с клиентами различных возрастов, при различных заболеваниях и социальных и психологических проблемах.
Для психотерапевтов, педагогов, врачей, социальных работников, представителей творческих профессий, студентов психологических и других гуманитарных отделений вузов, а также тех, кто интересуется практиками самооздоровления, творческого раскрытия и личностного роста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
От составителя 7
Глава 1. Исходные арт-терапевтические понятия 20
Многообразие форм арт-терапевтической работы. А. Копытин 21
Психодинамический подход и арт-терапия. А. Копытин 65
Глава 2. Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками... 99
Эстетический элемент переноса. К. Кейз 106
Оборотень и ринг. Изучение бессознательных процессов с помощью метафор. Т. Боронска 121
Обсуждение и создание детских рисунков. Р. Гудман 136
Арт-терапия в работе с детьми и подростками, перенесшими сексуальное насилие. Д. Мерфи 158
Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка. М. Мауро 175
Глава 3. Арт-терапевтическая работа с пожилыми людьми .... 197
Арт-терапия в психогериатрической практике. К. Дрюкер ......... 199
Арт-терапия и престарелые пациенты с выраженными расстройствами памяти. А. Байере 215
Глава 4. Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами 227
Краткосрочная арт-терапия в «остром» психиатрическом отделении (Открытая сессия как вариант студийного подхода). П. Луззатто 231
Арт-терапия как элемент общинной психиатрической реабилитации. С. Льюис 248
Работа с психиатрическими пациентами на базе дневною стационара психоневрологического диспансера. А. Копытин 265
Глава 5. Арт-терапия в социальной сфере 298
История правонарушения в рисунках. М. Либманн 301
Арт-терапия в работе с осужденными. К. Тисдейл 324
Использование арт-терапии в работе с бездомными. К. Свенсон 343
Невидимые границы — открытые границы: зарубежная поездка арт-терапевта. Д. Байере 360
Портативная студия: арт-терапия и политический конфликт. Д. Калманович, Б. Ллойд 382
Приложение 422
- "Арт-терапия. Хрестоматия" / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). Отрывок, Оглавление
Хрестоматия является необходимым дополнением к ранее вышедшим книгам «Практикум по арт-терапии»(под ред. А. И. Копытина) и «Системная арт-терапия» (А. И. Копытин). Представлен широкий спектр теоретических и практических проблем арт-терапии, в частности тех, которые совершенно не освещены в отечественной литературе. Авторы работ, включенных в сборник, являются специалистами из разных стран Европы, Америки и Израиля, что позволяет оценить как уровень современных достижений в данной области, так и своеобразие национальных арт-терапевтических традиций.
Хрестоматия предназначена для психотерапевтов, психологов, врачей-психиатров, социальных работников, искусствоведов, педагогов и других специалистов.
Содержание
Арт-терапия: европейская перспектива 5
Раздел I. Современные подходы к научным исследованиям в арт-терапии 13
Линда Гантт. Арт-терапевтические исследования 14
Барбара Болл. Интеграция научных исследований, теории и практики арт-терапии 31
Сьюзан Хоган. Проблемы идентичности: деконструирование тендера в арт-терапии 54
Салли Скейфи. Диалектика арт-терапии 88
Раздел II. Новые модели и области арт-терапевтической практики 105
Сьюзан Хоган. Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в арт-терапии 106
Мишель Вуд. Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания 143
Кэроул Уэлсби. Часть целого: арт-терапия в школе 160
Фелисити Элдридж. «Шоколад» или «говно»: эстетика и культурная нищета в арт-терапевтической работе с детьми 182
Доминик Сенс. Арт-терапевтическая студия как инструмент социальной интеграции 201
Раздел III. Вопросы использования рисуночных текстов в арт-терапевтической практике 209
Рашель Лев-Визелъ. Использование теста «Рисование фигуры человека» Маховера для подтверждения фактов перенесенного сексуального насилия 210
Кристина Аллессандрини, Хосе Дуарте, Маргарида Дупас и Мариса Бианко. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии 226
Александр Копытин. Стандартизация рисуночного теста Сильвер в России 249 Раздел IV. Вопросы психопатологической экспрессии в арт-терапии 273
Людгер Юткейт и соавторы. Творчество душевнобольных и арт-терапия в Алексианеровской психиатрической больнице Мюнстера 274
Дэвид Маклаган. Образ в арт-терапии: от символа к эстетическим качествам 293
Ги Ру. Опицинус де Канистрис: болезнь и творчество 304
Сведения об авторах 314
- "ТЕХНИКИ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ" Копытин А.И., Корт Б. — М.: Психотерапия, 2011. — 128 с.: ил.
Книга обобщает опыт современной арт-терапии в решении задач психосоматической интеграции. В ней собраны отечественные и зарубежные (в особенности, британские) разработки в данной области. Приведенные арт-терапевтические техники используют различные изобразительные средства (песок, глину, рисунок, фотографию и др.) и фокусируют клиента на телесных ощущениях, которые тесно связаны с сенсорными и эмоциональными процессами, проявляющимися во время изобразительной деятельности.
В книге показаны широкие возможности арт-терапевтических техник для физической и эмоциональной гармонизации человека и лечения психосоматических и соматических заболеваний.
Издание предназначено для специалистов различных помогающих профессий — психологов и врачей, консультантов и психотерапевтов, арт-терапевтов и студентов означенных специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ЗАДАЧИ, ЭФФЕКТЫ И ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ...... 6
1.Общая характеристика телесно-ориентированных техник арт-терапии.......6
2. Психосоматические заболевания..................................................9
3. Задачи телесно-ориентированных арт-терапевтических техник......................................................... 10
Лечение психосоматических и соматических заболеваний........10
Раскрытие творческих возможностей........ 13
Преодоление негативного или искаженного представления о собственном теле..... 14
Работа с проявлениями контрпереноса. Психическое и физическое здоровье психотерапевта.........15
Осознание клиентом своих телесных реакций как путь преодоления алекситимии и формирования навыков саморегуляции 16
4. Некоторые механизмы лечебно-гармонизирующего влияния телесно-ориентированной арт-терапии.... 18
5. Телесно-ориентированная и холистическая психотерапия.......22
Глава 2 БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ...... 25
1. Дыхательные техники...........................................25
2. Дыхание, визуализация и изобразительная деятельность..................................................30
3. Создание комфортной среды для труда и отдыха................ 33
Глава 3. ЭКСПРЕССИВНЫЕ ТЕХНИКИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОКУСИРОВКОЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЯХ ТЕЛА.....36
1. Экспрессивные техники, связанные с изображением лица......... 36
2. Экспрессивные техники, связанные с изображением рук и ног.......37
Глава 4. ЭКСПРЕССИВНЫЕ ТЕХНИКИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОКУСИРОВКОЙ НА ВСЕМ ТЕЛЕ........47
1. Изображение чувств, передаваемых через телесную экспрессию............47
2. Скульптура тела.............48
3. Техника жестового рисования........ 51
4. Реалистичный автопортрет...........................................................57
• Примеры реалистичных автопортретов, созданных наркозависимыми..............60
• Истории, рассказанные телом..............62
Глава 5. ТЕХНИКИ, СВЯЗАННЫЕ С СОЗДАНИЕМ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТАФОР ТЕЛЕСНОСТИ И ПОМОГАЮЩИХ ОБЪЕКТОВ (ТАЛИСМАНОВ)..........64
1. Куклы-автопортреты.......... 65
2. Тело как с а д ...................66
3. Создание для тела талисманоподобного объекта, психологического и физического контейнера (защищенного, сакрального места)..... 67
4. Изображение животного в комфортной для него среде обитания...........81
Глава 6. ТЕХНИКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТАФОР ТЕЛЕСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПЕСКА....85
1. Манипуляции с песком и песочные формы как инструменты телесно-ориентированной арт-терапии..... 85
2. Символическое значение песочных форм и манипуляций с песком в контексте телесно-ориентированной арт-терапии.......94
3. Создание картин путешествий и исцеляющих мест из песка и предметов.....101
4. Полимодальные телесно-ориентированные техники с использованием песка...... 102
5. Структура арт-терапевтических занятий с использованием песочницы.........105
6. Из самоотчетов участников индивидуальных и групповых арт-терапевтических занятий с использованием песка...............106
Глава 7. ФОТОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ.........108
1. Фотографирование объектов и ситуаций.......108
2. Фотоавтопортрет и фотопортрет как техники телесноориентированной арт-терапии...........113
3. Техника художественной разработки фотографий человеческого тела ........118
4. Фотоколлаж как телесно-ориентированная арт-терапевтическая техника.......120
Литература..........124
- "Тренинг по фототерапии" Копытин А.И. - Речь, 2003 г. - 96 c.
Книга посвящена новому для России направлению арт-терапии - терапии с использованием фотографии. Проанализированы функции и направления фототерапии, приведены примеры групповой и индивидуальной работы, описаны основные категории упражнений. Книга будет интересна и для специалистов, и для широкого круга читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Часть I ФОТОГРАФИЯ В КАЧЕСТВЕ ЛЕЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННОГО, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО И РАЗВИВАЮЩЕГО СРЕДСТВА
Глава 1. Определение фототерапии. Некоторые психологические функции фотографии 8
1.1. Определение фототерапии и ее связь с разными искусствами 8
1.2. Психологические функции фотографии 10
1.3. Примеры фототёрапевтических занятий и работ их участниц 15
Глава 2. Фотография в контексте психотерапии искусством и арт-терапии 25
2.1. Общая характеристика психотерапии искусством и арт-терапии 25
2.2. Фотография как инструмент изобразительного искусства и арт- терапии 27
2.3. Обоснование лечебно-коррекционного и развивающего применения фотографии с точки зрения представлений групповой интерактивной арт-терапии 33
Глава 3. Различные варианты и цели использования фотографий в психотерапии и тренинге 42
Часть II ТЕХНИКИ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОТОГРАФИИ
Глава 4. Общая характеристика различных техник, игр и упражнений 50
Глава 5. Группа А. Развитие визуального и понятийного мышления, памяти, внимания, тонкой моторики 52
Похожие предметы 52
Системы последовательного порядка 53
Горизонтальность и вертикальность 53
Ближе — дальше; выше — ниже; справа — слева 54
Построение и фотографирование предметных композиций 54
Фотоколлаж «Дом, сад, Магазин» 55
Карта района или города 55
Песочница с фотографиями (Лей Дж. и Хаузи Дж., 2000) 56
Глава 6. Группа Б. Общие темы 58
Работа с полярностями 58
Праздники 59
Времена года 59
Стихии 60
Цвета вокруг нас 61
Иллюстрации 62
Глава 7. Группа В. Восприятие себя 64
Линия жизни / Жизненный путь 64
Воспоминания детства 65
Прошлое, настоящее, будущее 66
Грани моего «Я» / Ролевая карта 66
Мужское и женское внутри и вокруг меня 67
Автопортрет 68
Символический/ метафорический автопортрет 69
Самореклама 71
Я как представитель определенной профессии, социальной группы, культуры 71
Мои друзья в прошлом и настоящем 73 Чувства и состояние в данный момент 74
Мои секреты / проблемы 74 Мир моих интересов и увлечений 75
Глава 8. Группа Г. Техники, игры и упражнения для работы в парах 77
Разговор 77
Совместный фотоколлаж 78
Создание портрета 79
Совместный проект 80
Глава 9. Группа Д. Техники, игры и упражнения для коллективной работы 82
Коллективный фотоколлаж 82 Коллективный проект 83
Фотопослание 84
Глава 10. Группа Е. Техники, игры и упражнения мультимодального характера.
Сочетание фотографии со сценическим искусством, движением и танцем и иными видами творческой деятельности 86
Фотография в сочетании со свободным движением 86
Выразительные жесты и позы 87
Танец чувств 88 Живые скульптуры 89
Галерея образов 90
Работа с гримом 91
ЛИТЕРАТУРА 92
Авторские программы А. И. Копытина 93
Программа базовой подготовки в области арт-терапии и других направлений терапии искусством 93
Семинар-тренинг «Возможности фотографии в психотерапии, психологическом консультировании и социальной работе» 95
Семинар-тренинг «Новые драматерапевтические техники: многообразие возможностей» 96
- "Введение в арт-терапию: Учебное пособие" Сусанина И.В. - Издательство: Когито-Центр, 2007 г.- 96 с.
Пособие знакомит читателя с бурно развивающимся в настоящее время направлением научной и практической деятельности - арт-терапией. Рассматриваются культурные предпосылки и история становления арт-терапии как метода терапевтической практики, ее возможности и механизмы воздействия. Анализируются основные особенности и этапы арт-терапевтического процесса, описываются различные формы арт-терапии, ее основные техники и направления.
Рекомендуется студентам, обучающимся по специальностям "Социальная работа", "Социально-культурная деятельность".
- "Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов" / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
В учебнике, написанном в соответствии с Государственным образовательным стандартом курса «Основы артпедагогики и арттерапии» рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования артгерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Книга может быть интересна и полезна также воспитателям и учителям-дефектологам, которые работают с детьми, имеющими проблемы в развитии.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................3
Раздел I. Введение в артпедагогику и арттерапию...............6
Глава 1. Краткий исторический обзор применения разных видов искусства в лечении и коррекции............6
Глава 2. Взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на использование искусства как средства развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений....................18
Раздел II. Теоретические основы артпедагогики и арттерапии.............23
Глава 1. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики иарттерапии............23
Глава 2. Связь артпедагогики и арттерапии с другими отраслями знаний.............28
Глава 3. Психолого-педагогические особенности детей с проблемами в развитии..............31
Раздел III. Артпедагогика в специальном образовании.............................54
Глава 1. Принципы артпедагогики...........................................................54
Глава 2. Методы артпедагогики................................................................60
Глава 3. Содержание художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в разные возрастные периоды.........79
Глава 4. Формы организации художественной деятельности в специальном образовательном учреждении......147
Глава 5. Роль педагога в художественном развитии детей с проблемами.............159
Раздел IV. Арттерапия в специальном образовании.............165
Глава 1. Виды арттерапии и их коррекциокное и терапевтическое воздействие.........165
Глава 2. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии.......179
Глава 3. Некоторые диагностические подходы к изучению личности ребенка с проблемами в развитии..............183
Глава 4, Арттерапевтические методики в специальном дошкольном образовательном учреждении.......88
Глава 5. Применение арттерапевтических методик в коррекционной школе..........199
Глава 6. Организация работы психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях с применением арттерапевтических методик........209
Литература ..............................................217
Приложения.............................................222
- "Арт-альбом для семейного консультирования. Детский." Васина Е., Барыбина А.- СПб.: Речь, 2006. 24 с.
Предлагаемые арт-терапевтические альбомы (детский и взрослый) могут стать незаменимым помощником в работе практического психолога, занимающегося консультированием детей и их родителей. Богатый арсенал арт-терапевтических техник (тематический рисунок, коллаж, работа с маской, сочинение сказки, элементы перфоманса и др.) сделает процесс консультирования более интересным и эффективным. Применение альбомов в работе с семьей позволяет актуализировать различную проблематику детско-родительских отношении: принятие ребенка, особенности взаимоотношений родителя и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, совместная деятельность и многое другое.
Альбомы могут быть использованы родителями самостоятельно. Они будут интересны тем, кто хочет гармонизировать свои отношения с ребенком, достичь более глубокого взаимопонимания и доверия.
- "Теория и практика арт-терапии" Копытин А.И. - СПб.:Питер, 2002 год, 368 стр. Отрывок, Оглавление
Копытин Александр Иванович — признанный лидер и пионер арт-терапевтического направления в России, кандидат медицинских наук, психиатр, председатель Арт-терапевтической ассоциации, член секции психопатологии экспрессии Всемирной психиатрической ассоциации, координатор Европейского консорциума арт-терапевтического образования в РФ, удостоен диплома «За выдающиеся достижения в XXI веке» (Международный биографический центр, Кембридж).
В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в разных областях психотерапевтической практики. Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических возможностей рисуночных методик. Книга включает в себя основные положения разработанной автором концепции системной арт-терапии, описание разнообразных мультимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-терапевтическом процессе. Обсуждается связь современной арт-терапии с практикой художественного авангарда.
Книга адресована врачам, психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим специалистам сферы охраны психического здоровья, а также студентам психологических и медицинских факультетов вузов.
Содержание
Введение
Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Глава 1. Определение арт-терапии
Заключение
Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование
Предшественники и пионеры арт-терапии
Создание первых профессиональных объединений
Интеграция в государственную систему здравоохранения.
Изменения в условиях и оплате труда арт-терапевтов
Арт-терапевтическое образование
Заключение
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии
Фактор художественной экспрессии
Резюме
Фактор психотерапевтических отношений
Резюме
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
Резюме
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание
Подготовительный этап
Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента
Завершающий этап (терминация)
Заключение
Часть II. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
Глава 5. Формы групповой арт-терапии
Студийная открытая группа
Динамическая (аналитическая) закрытая группа
Тематическая группа
Заключение
Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии
Фактор художественной экспрессии
Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
Заключение
Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии
Бикини, богини и Микки Рурк
Град земной и небесный
Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого самовыражения в групповой арт-терапии
Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения в арт-терапии
Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой экспрессии с групповыми процессами
Мультимодальный подход в арт-терапии и роль психотерапевта в невербальной коммуникации
Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт
Заключение
Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами
Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами
Основные проблемы использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами
Исследование эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами: основные задачи
Выбор моделей арт-терапии
Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура и содержание сессий Состав групп и порядок направления на арт-терапию Задачи арт-терапевтической работы
Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов
Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы
Пример 1
Пример 2
Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами
Фактор художественной экспрессии
Фактор психотерапевтических и внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени
Заключение
Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская стандартизация рисуночного теста Сильвер
Цели и задачи исследования
Краткое описание рисуночного теста Сильвер
Когнитивный аспект
Задание на прогнозирование
Задание на рисование с натуры
Задание на воображение
Эмоциональный аспект
Шкала оценки эмоционального содержания рисунков
Шкала оценки образа "Я"
Характеристика респондентов
Результаты и их обсуждение
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложение 1. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВЕБ-РЕСУРСЫ
Приложение 2. ЦЕНТРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бельгия
Университет Леувен, совместно с Институтом Лемменса
Великобритания
Университет Англия Политехникум
Центральная школа речи и драмы
Колледж Южного Девона
Университет Хертфордшира Колледж Гольдсмита,
Университет Лондона.
Университет Шеффилда
Университет Королевы Маргариты, Эдинбург
Германия
Школа искусств Дрездена
Университет Мюнстера
Школа арт-терапии Нуртингена
Нидерланды
Университет профессионального образования Арнхема и Ниймегена
Институт профессионального образования Северных Нидерландов
Университет профессионального образования Эншеде
Университет профессионального образования Лимбурга
Университет профессионального образования Утрехта
Финляндия
Университет изобразительного искусства и дизайна Хельсинки
Политехникум Северной Карелии Академия Сибелиуса Франция
Университет Рене Декарта, Париж
Швеция
Университет Умеа
Литература
- "Системная арт-терапия" Копытин А.И. - СПб.:Питер, 2001. - 224 с. Отрывок, Оглавление
В предлагаемом пособии излагаются основы разработанной автором концепции системной арт-терапии. Описываются факторы лечебного воздействия, формы психотерапевтических интервенций и особенности каждого этапа арт-терапевтической работы.
Пособие адресовано врачам, психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим специалистам сферы охраны психического здоровья, а также студентам психологических и медицинских факультетов и вузов.
Содержание
Предисловие
Введение
Часть I. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
Факторы психотерапевтического воздействия и процесс работы
Глава 1. Определение арт-терапии Заключение
Глава 2. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии
Фактор художественной экспрессии
Фактор психотерапевтических отношений
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
Глава 3. Арт-терапевтический процесс и его системное описание
Подготовительный этап
Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента
Этап укрепления и развития психотерапевтиче ских отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента
Завершающий этап (терминация)
Заключение
Часть II. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
Глава 4. Формы групповой арт-терапии
Студийная открытая группа
Динамическая (аналитическая) закрытая группа
Тематическая группа
Заключение
Глава 5. Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии
Фактор художественной экспрессии
Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи
Заключение
Глава 6. Описание процесса групповой арт-терапии
Бикини, богини и Микки Рурк
Град земной и небесный
Вместо послесловия
Приложение
Литература
- "Гештальт-2012 Специальный выпуск «Арт-терапия в гештальте»" Хломов Д.Н. - Общество Практикующих Психологов «Гештальт - подход», 2012г. - 95 с.
Этим сборником, посвященным теме использования Арт-терапевтических, выразительных и творческих средств в терапии.
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции 4
Вместо предисловия 5
Джозеф Зинкер. Терапевт как художник. Пер. Т. Карачевой 8
Даниил Хломов. Анализ рисунка в гештальт-терапии 20
Денис Хломов. Арт-терапия в гештальте 33
Ольга Якимчук. Опыт использования «песка» в гештальт-терапии 40
Яна Стернина. Гештальт-подход в сказкотерапии 52
Ирина Лопатухина. Психологическая работа с проблемным пищевым поведением в гештальт-подходе 64
Наталья Перская. Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя? (терапия глазами клиента) 74
Наталья Перская. ИМК в стиле Арт, или Терапия родом из детства 83
Мария Колмакова. Лирическое наступление 94
- Макарова Е.Г. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. (Искусствотерапия)
Аннотация к книге "Как вылепить отфыркивание. В 3-х томах. Том 1. Освободите слона" Елена Макарова, известный писатель, педагог, историк, рассказывает, как научить детей выражать себя через работу с пластилином и глиной. Ее книги помогают родителям и педагогам увидеть в детских творениях не произведения искусства, а процесс познания мира. Именно через творчество ребенок обретает себя в мире и мир в себе.
Аннотация к книге "Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т. 2. В начале было детство" Елена Макарова, известный писатель, педагог, историк. Ее книги помогают родителям и педагогам увидеть в детских творениях не произведения искусства, а процесс познания мира. Именно через творчество ребенок обретает себя в мире и мир в себе. "В начале было детство" - второй том трилогии "Как вылепить отфыркивание" - об уникальности пути каждого ребенка к творчеству и о том, что задача родителя - уметь вдохновить, направить и вовремя отойти в сторону.
Аннотация к книге "Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т. 3. Вещность и вечность" Третья, заключительная, часть трилогии Елены Макаровой "Как вылепить отфыркивание" посвящена уникальной реабилитационной арт-терапевтической методике Фридл Дикер-Брандейс - австрийской художнице, ученицы Иттена, Клее, выпускницы школы Баухауса. В течение полутора лет она занималась с детьми творчеством в Терезинском гетто в Чехии, в 1944 году погибла в Освенциме вместе с большинством своих учеников. В книге использованы в качестве иллюстраций рисунки учеников и самой Фридл Дикер-Брандейс, документы и свидетельства немногих выживших из терезинских детей. Завершая этой книгой трилогию, Елена Макарова без поучений и морализаторства показывает, как велика роль искусства и творчества в воспитании характера, ума и моральных качеств. Перед депортацией из Терезина в Освенцим Фридл Дикер-Брандейс сложила в чемоданы около 5000 детских рисунков, сделанных на ее уроках. Рисунки пережили войну и сейчас хранятся в Еврейском музее в Праге. Елена Макарова в течение многих лет занималась изучением биографии и методики работы Фридл Дикер-Брандейс, организовала более двадцати ее персональных, сделала фильмы с участием ее учеников, чудом переживших войну. Многие из них под влиянием личности учителя стали художниками и арт-терапевтами.
- "О новых возможностях арт-терапии" Вайткявичене А., Кучинскене Р.// Вестник практической психологии образования. 2009. №3. – C. 67-73
Рассматривается значение изобразительной деятельности в развитии личности ребенка, исследуются возможности использования художественного самовыражения в работе с людьми с ограниченными возможностями, анализируется опыт арт-терапевтической работы с юношей, имеющим среднее нарушение интеллекта.
Фрагмент статьи
Вопрос о возможности использования арт-терапии в работе с молодыми людьми со средним нарушением интеллекта (СНИ) является дискуссионным. Одни ученые (Surdes, 1998; Dubois, Forestier, 2000) весьма скептически оценивают ее применение при работе с людьми, имеющими различные нарушения интеллектуального развития. Другие подчеркивают, что арттерапевтическая работа с людьми с ограниченными возможностями полезна не только в качестве метода их исследования (Rubin, 1979), но и их реабилитации, социализации (Piliciauskas, 1999, 2000, 2005), социального признания (Rodriguez, Troll, 2006).
Имеющийся у нас опыт работы с молодыми людьми 18—20 лет со СНИ в рамках арт-терапевтической студии «Credo» свидетельствует о том, что занятие искусством может применяться и как средство терапии.
Но действительно ли художественное самовыражение стимулирует развитие? Можно ли художественное самовыражение, его результат рассматривать как арттерапевтическое воздействие? Являются ли эти результаты целью арт-терапии? Как оценивают происходящие изменения близкие молодых людей со СНИ? В рамках нашего исследования мы постарались ответить на эти вопросы.
- "О новых возможностях арт-терапии (продолжение)" Вайткявичене А., Кучинскене Р.// Вестник практической психологии образования. 2009. №4. – C. 90-93
Фрагмент статьи
Развитие поведения и художественного выражения Симаса
Симас впервые привлек внимание арт-терапевта рисунками, демонстрирующими амбивалентность чувств. Он нарисовал борьбу Маклауда и смерть Полюса (Полюс — дедушка Симаса). Оба рисунка трагичны, но мальчик нарисовал их в светлых тонах. Особенно ярко этот контраст заметен, когда юноша рисовал смерть Полюса.
Такое самовыражение Симаса вызвало удивление, хотя и раньше несколько рисунков с оптимистическими сюжетами он исполнил в мрачных тонах. В данном случае ситуация повторяется. Очевидно, это противоречие показывает, что восприятие Симасом счастья и несчастья или радости и печали является особым. Несколько недель спустя он нарисовал рисунки на две излюбленные им темы: «Похороны дедушки Полюса» и «Смерть Полюса». По мнению арт-терапевта, эта тематика переплетается у него с просмотренными фильмами и, возможно, недавней смертью дедушки. Странным было то, что Симас очень хотел передать ужас и еще больше хотел, чтобы арт-терапевт испугался. Он несколько раз повторял фразу: «Будешь пищать, кричать, будешь печальным». Иногда спрашивал: «Тебе нравятся похороны Полюса?»